Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.1.3. Экономическая мысль Месопотамии


Древние страны Месопотамии как конгломерат неустойчивых государственных образований, начатых в IV-III тыс. до н.э., были одним из древнейших центров человеческой цивилизации, родиной письменности. Еще в VII в. до н.э. в Месопотамии была создана первая библиотека, в которой царь Ашшурбаніпал собрал религиозные, законодательные материалы древних времен, переложив их на современную ему язык с помощью первых словарей.
К достопримечательностям экономической мысли этого периода принадлежат многочисленные хозяйственные архивы, юридические и дипломатические документы, религиозные произведения и надписи летописного характера.
Известны исследователям хозяйственные документы относятся к 4500 г. до н.э. и представляют собой отчетность о движимое и недвижимое царское имущество. Тексты торговых договоров о продаже земли, скота, рабов, орудий труда, датируемые III тыс. до н.э., удостоверяют зарождения и быстрое развитие в государствах Месопотамии частной собственности и товарно-денежных отношений. С целью регламентации этих отношений государство в законодательном порядке определял условия торговли, найма, аренды и т.д.
3 точки зрения истории экономической мысли значительный интерес вызывают сборника законов царя Ешнунни (XX в. до н.э.), законы Липид-Иштара (XX-XIX вв. до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Хеттские законы (известна копия ХНЕ в. до н.э.), а также ветхий Завет.
В законах Ешнунни (59 статей) устанавливаются фиксированные цены на основные продукты, нормы заработной платы и материальная ответственность батрака за Ешнунна - древний город в бассейне левого притока г. Тигр, современное поселения Тель-Асмар на территории Ирака. Липит-Иштар - пятый царь И династии м. Іссін, который правил в 1934-24 гг до н.э. и создал сборник законов на шумерской языке. До нашего времени сохранились лишь 9 фрагментов в копиях на глиняных табличках. Законы Липит-Иштара повлияли на формирование законодательства царя Вавилонии - Хаммурапи.
Черный столб из базальта с текстом Законов Хаммурапи был найден в Сузах XVIII в. до н.э., Лувр, Париж

Как основной общий эквивалент определяется серебро, вспомогательный - ячмень. Между этими двумя эквивалентами определена строгое соответствие. Делается попытка связать с ценами на основные товары целый ряд платных услуг (уровень арендной платы, норму процента, размер штрафов и т.п.). Законы Ешнунни допускают продажу недвижимости и отражают более развитый характер товарно-денежных отношений в Древнем Вавилоне по сравнению со Старинным Єгиптом.
Более полное представление о развитии общества Старовавилонського периода дает сборник законов Липид-Иштара (43 статьи). Эти законы, как отмечается во введении, предназначены для того, чтобы "установить справедливость в стране" и положить конец жалобам недовольных. С целью ослабления долгового рабства разрешается время от времени освобождать должников от долговых обязательств. Все штрафы и расчеты выражаются в серебре. Впервые речь идет о регламентации арендных отношений как существенной составляющей старовавилонської экономики.
• Наиболее известным первоисточником изучения общественного устройства и хозяйственной жизни государств Древнего Востока является кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В 1902 году французская археологическая экспедиция нашла в Сузах (Персия) черный базальтовый столб высотой более 2 метров, покрытый клинописными надписями. В его верхней части был изображен бог Солнца и справедливости Шамаш, который вручает законы царь Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей (до нашего времени дошли лишь 247), которые охватывают почти все стороны жизни вавилонского общества того времени. Законы царя Хаммурапи составляют систему правовых норм, предназначенных главным образом для царских судов и направленных на упорядочение социально-экономических отношений.
Законы Хаммурапи:
подтверждали высокий уровень культуры тогдашнего общества, стремление обобщить и систематизировать правовые нормы, для того, чтобы "сильный не притеснял слабого, чтобы сироте и вдове предоставлена была справедливость". В то же время речь идет о имущественное и социальное расслоение старо-вилонського общества, определяется его структура, которая включает 3 состояния: свободных общинников (авілумів), царских людей (мушкенумів) и рабов (вардумів). Разделение на рабов и рабовладельцев, различия в правах и обязанностях различных состояний считаются вечными и природными явлениями;
были направлены на поддержку устойчивых традиционных социальных институтов, общинной собственности на землю, ограничения товарно-денежных отношений и как ты втиснешь их в рамки, которые не противоречат натурально-хозяйственной ориентации рабовладельческой государства. Законы Хаммурапи защищали имущественные интересы правителя, рабовладельцев, государственных служащих, воинов, мелких производителей и общинников. Любые посягательства на частную собственность считались преступлением и жестоко карались. Свободные лица получали полное право распоряжаться своим имуществом, в том числе землей. Однако запрещалась продажа служебных наделов: "Поле, дом и сад, которые принадлежат редуму, баіруму или плательщику дохода, не могут быть проданы за серебро;
ограничивали ростовщичество и долговое рабство в интересах рабовладельческой государства. Ст. 117 предусматривала, что в долговом рабстве человек может пробыть не более 3 лет, после чего она должна быть освобождена от долговой кабалы. В условиях стихийного бедствия и потери урожая долг автоматически переносится на следующий год. Предполагалось также наказание ростовщиков за плохое обращение с должниками. Так, ростовщикам запрещалось самовольно забирать у должников урожай в счет оплаты долга. В ст. 116 отмечалось, что в случае смерти взятого в долговое рабство сына должника, вызванной плохим с ним поведением, смертная казнь ждала сына кредитора. Законы Хаммурапи строго регламентировали норму процента в денежной (20%) и натуральной (33%) формах, а также предусматривали отсрочку выплаты долга в случае неурожая на 1 год без уплаты дополнительных процентов. За несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане не имели права быть лишенными своих земельных наделов;
узаконивали арендные отношения и отношения найма. Арендные отношения оформлялись договором, в котором указывался срок аренды, объект аренды, размер арендной платы и время оплаты. Так, например, арендная плата за использование поля составляла треть урожая, сада - две трети.
3 целью защиты интересов землевладельцев и поощрения добросовестного труда в ст. 62 отмечалось, что размер арендной платы устанавливается на основе средней урожайности земли в определенной местности и не учитывает уменьшение урожая в результате плохого возделывания арендованного участка. Законы Хамму-рапі предусматривали установление нормы денежного вознаграждения наемным рабочим, регламентирующих формы и срок найма (10-20 лет).
В законах Хаммурапи подчеркивалась необходимость регистрации расходов и поступлений (прообраз бухучета), защиты прав потребителей и т.п. За нарушение законов предусматривалась система наказаний, основу которых составляли денежные штрафы и компенсации пострадавшим, в отдельных случаях - смертная казнь, но не по обычаю кровной мести, а на основе царского закона.
Важной достопримечательностью экономической мысли Месопотамии является сборник Хеттских законов (XVI в. до н.э.). Законы Хеттской государства отличаются от законов Древней Вавилонии своей структурой и более подробной проработкой многих вопросов экономического характера. В них нашла отражение система государственных повинностей, регламентация условий торговли, найма, товарных цен.
В Старохетському царстве основной социально-экономической единицей была семейная община, которая имела право владения и передачи в наследство определенной семейной участка. В то же время владения земельной собственностью было связано с выполнением определенных повинностей.
Хеттские законы:
удостоверяли, что семейные общины платили налоги в соответствии с размерами земельных участков и отбывали обязательную воинскую повинность;
отражали условия существования землевладения царских чиновников и хозяйства царя и членов его семьи, которые обслуживались трудом рабов и выходцев из общин;
детально регламентировали сделки покупки и найма, определяют цены на различные виды движимого и недвижимого имущества, размер платы за обучение профессии столяра, кузнеца, ткача. Фиксация товарных цен свидетельствует о неразвитости товарно-денежных отношений и стремление сохранить традиционные натуральные пропорции обмена.
Ценным источником исследований экономической мысли народов Древнего Востока является ветхий Завет - древнейшая часть священной книги христиан - Библии. Ветхий Завет включает 50 книг и составляет сборник избранных произведений древней іудейсько-израильской литературы. Он делится на три части: Пятикнижие Моисея (Тора - "Учение"); Пророки (древние хроники и пророчества, которые приписываются народным проповедникам) и Священные Писания (сборник текстов, которые принадлежат к разнообразных поэтических и прозаических жанров: религиозная лирика, афоризмы, стихи, хроники и др.). Наиболее ранний текст, входящий в его состав, датируется XIII в. до н.э., тогда как наиболее поздние тексты - III-II вв. до н.э.
Ветхий Завет - сложный, многогранный произведение, в котором отразились мнения многих поколений древних мыслителей, пророков, поэтов, писцов и переводчиков. В нем также нашли отражение экономические представления эпохи древнего мира. Характерной чертой этой памятники экономической мысли является защита интересов бедных слоев населения, осуждение произвола, роскоши, призыв к восстановлению традиций, норм и обычаев патриархального жизни.
Важной составляющей Пятикнижия есть законы, призванные регулировать все стороны жизни староізраїльського общества, в основе которых лежит признание неприкосновенности основных прав человека на жизнь, собственность, труд и отдых.
Ветхий Завет ограничивает долговое рабство 6 годами и регламентирует порядок освобождения рабов-соплеменников. "Если обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе [в рабство], то не доверяй на него работы рабской... до юбилейного года пусть работает у тебя". Имущественное право древних евреев характеризуется отсутствием понятие "частной собственности", поскольку вся собственность, в том числе родовая земля считалась доверенным Богом во временное пользование. Поэтому в Ветхом Завете подчеркивается, что по воле Бога • земля не может быть отчуждена навсегда. Если она передается за долги И за пределы рода, то должна быть возвращена на 50-й (юбилейный) год. Объектом купли-продажи могли быть освоены лишь пустоши, купленные у иностранцев, или захваченные земли.
В Ветхом Завете осуждается и критикуется ростовщичество как причина разорения и долгового рабства. Ограничивается применение залога: запрещается брать в залог жизненно необходимые вещи: одежда, орудия труда, рабочий скот, жилье. Каждые 6 лет объявлялось списание долгов независимо от их размера.
Тяжелый подневольный труд трактуется как Божья кара, осуждается жажда накопления богатства. Тора провозглашает обязанностью каждого помощь нуждающимся, вдовам, сиротам. Отмечается, что плата батракам должна быть осуществлена до захода солнца, ее задержка трактуется как преступление против Божьих законов и наказывается штрафом (пожертвованиями храма) и оплатой в двойном размере. Стремление к социальной справедливости и отзывчивое отношение к обездоленным, отражены в Ветхом Завете, способствовали возникновению и распространению раннего христианства, произведя значительное влияние на развитие экономической мысли средневековья.



Назад