Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.1.4. Экономические идеи в Древней Индии


Экономическая мысль Древней Индии формировалась и развивалась под влиянием мифологического и религиозного мышления, отразив особенности староіндійських представлений об обществе, его социальную структуру, хозяйственные явления и процессы: богатство, собственность, экономические функции государства.
Древнейший памятник старины - сборник песен "Ригведа" (II тыс. до н.э.) подтверждает существование рабовладельческих отношений в начале становления классической индийской цивилизации. Особенностью экономической мысли Древней Индии является ее яркое религиозную окраску. Письменные источники середины i тыс. до н.э. (буддийские и брахманські религиозные трактаты) изображают староіндійську экономику как "экономику жертвоприношений"1, в которой имущество и сбережения являются источником пожертвований, собственностью богов. Рабство в буддизме рассматривается как препятствие на пути духовного спасения, доступного лишь тем, кто имеет личную свободу. Собственность воспринимается неотделима от личности. Буддизм не отрицает хозяйственной деятельности мирян, но подчеркивает необходимость отказа монахов от собственности и экономической деятельности на пути к спасению-нирваны.
Общественный и хозяйственный строй Древней Индии нашел яркое отражение в "Законах Ману" (Манавадхармашастрі) - сборнике религиозных, моральных, правовых установок, которые определяют поведение человека в частной и общественной жизни в соответствии с религиозных догматов брахманизма. "Законы Ману" (XI в. до н.э.) приписываются мифическом родоначальнику людей Ману. Они раскрывают имеющийся в Древней Индии общественное разделение труда и обосновывают понятие варны как сословной (кастовой иерархии) общества, что имеет вечное, неизменное, божественное происхождение. Отмечается, что Бог создал из своих уст жрецов-брахманов, которые должны общаться с Богом и управлять государством. Из своих рук Бог создал воинов-кшатриев, которые должны чтить брахманов и защищать страну от врагов. С бедер были созданы вайшя, призванные заниматься хозяйственной деятельностью (земледелием, ремеслом, торговлей) и стремиться к обогащению. Интересно, что общественным идеалом варнивайшя была хозяйственная самостоятельность и экономическая независимость: "Все, что зависит от чужой воли, - зло, все зависит от собственной воли, - благо"2, - отмечается в "Законах Ману". Низшей кастой были бесправны шудра, созданные Богом из ступней ног. их судьбой была покорная служба членам других каст, занятия ремеслом, труд арендаторов-половинщиків и наемных работников в сельском хозяйстве.
Определяя рабство как природное явление, "Законы Ману" выделяют следующие его источники: захват в плен, наказание, служба за содержание, рождение от рабов, купля-продажа рабов, передача рабов в наследство. Поскольку кастовый разделение общества и существование рабства объяснялись божественной волей и рассматривались как заранее определены и неизменны, то переход из одной верни в другую и смена рода занятий осуждались и сурово наказывались. Согласно "Законам Ману", "лучше свое дело, плохо выполнена, чем хорошо сделана чужая дело"1.
Выдающимся памятником древнеиндийской экономической мысли является трактат "Артхашастра" (IV-III вв. до н.э.), написан советником царя Чандрагупты И (321-297 гг. до н.э.) брахманом Каутілья. Староіндійською "Артхашастра" означает учение ("шастра") о пользе, выгоде ("артха"). Это большая работа, которая состоит из 15 отдельных книг, которые отражают достигнутый уровень общественного развития и дают представление о наиболее характерные черты экономической мысли Древней Индии. Трактат содержит наставления для правителя по управлению государством с целью достижения экономического и политического порядка и подъема страны. Особое внимание уделяется вопросам пополнения казны, организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.
В "Артхашастрі":
поднимается вопрос об экономической роли государства, отмечается, что царь (раджа) наделен всей полнотой исполнительной и законодательной власти. В его обязанности входит забота о колонизации окраин, строительство дорог, поселений, плантаций, разработку месторождений, развитие промыслов, организацию царского хозяйства и т.д. Особо подчеркивается необходимость государственного руководства строительством и обслуживанием ирригационных систем как залог урожая;
наголошусться на том, что основой осуществления всех государственных дел есть сокровищница, поэтому главной целью экономической политики государства является ее пополнения. Развивается идея достижения активного баланса государственного бюджета, необходимости ведения точного счетоводства, определения доходов и расходов, подведения годового баланса и т.д. Целью государственного управления провозглашается увеличения доходов казны за счет прибылей царского хозяйства, различных налоговых сборов и платежей населения;
налоги рассматриваются как основная статья доходов государственной казны, естественная плата царю за охрану страны от внутренних и внешних опасностей. С целью обеспечения налоговых поступлений и улучшения организации землепользования предлагается отбирать землю у нерадивых хозяев и передавать ее добросовестным земледельцам;
обращается внимание на то, что богатство государства создается всем населением страны, поэтому правитель должен заботиться о удовлетворения общегосударственных потребностей, защищая не землю, а людей: "Сила государства - в людях. Безлюдные земли похожие на бесплодную корову - что можно из нее выдоить?"1 Самыми страшными бедами, которые могут постигнуть государство, Каутілья считал голод и злоупотребления властью;
оправдывается социальное неравенство и разделение общества на рабов и свободных граждан - ариев. Указывается, что для ариев не должно быть рабства. Если арии из причинам попадали в рабство, то необходимо было приложить максимум усилий для их освобождения. О патриархальный характер рабства в Древней Индии свидетельствуют изложенные в трактате положение о том, что рабы имеют право на владение собственностью, получение наследства, самовикуп за счет собственного имущества и т.п.;
содержатся ценные сведения о правах и взаимоотношения каст в Древней Индии. Удостоверяя привилегированное положение брахманов и кшатриев, трактат возлагает обязанность соблюдения и охраны кастового строя на царя. "Закон для брахмана, - отмечается в Артхашастрі, - обучение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатрия - обучение, жертвоприношения, раздача даров, добывания средств к жизни военной службой и охрана живых существ. Закон для вайшя - обучение, жертвоприношения, раздача даров, земледелие, животноводство и торговля. Закон для шудры - покорность, ведение хозяйства в два раза рожденных (высших каст), ремесло и актерство";
нашло отражение понимание различия между стоимостью и ценой товара. По мнению Каутилье, величина стоимости вещи определяется количеством дней труда. Однако цена товара может превышать стоимость в результате конкуренции между покупателями. Деньги рассматриваются как необходимое средство существования, составляющая имущества. Отмечается, что ростовщичество является "отдачей в рост предметов казны" и таким образом уменьшением ее. Именно поэтому за ростовщичество предлагается взимать штраф в размере двойного результата";
торговля рассматривается как источник поступлений в казну. По мнению Каутилье, регламентация торговой деятельности, установление нормы торговой прибыли, налогообложения торговых операций, поддержание стабильного уровня товарных запасов, влияние на товарооборот в зависимости от сезонных колебаний товарных цен с целью недопущения их злоумышленного использования являются важными функциями государства. В трактате говорится, что надзиратель за торговлей имеет наділятись широкими полномочиями, знать цены, уметь считать основные средства, ущерб, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также другие расходы и соответственно к ним устанавливать цену;
отмечается, что побудительным мотивом торговой деятельности является прибыль. В то же время Каутілья предостерегает от получения такой прибыли, который, хоть и был бы значительным, наносил вреда подданным. Незаконный доход, полученный путем обмана покупателей, продажи недоброкачественных товаров каралось штрафом в размере восьмикратної стоимости товаров;
значительное внимание уделяется регулированию процессов распределения прибыли торгового между купцами и государством. Отмечается, что прибыль включается в цену товара как часть расходов и его норма заранее фиксируется: для местных товаров - в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%;
подробно рассматриваются вопросы установления таможенных сборов и налоговых платежей. Налоги дифференцируются для новых и старых товаров с учетом места, вида, существующих обычаев и т.д. В порядке особых отчислений торговцы должны платить в пользу казны V16 часть товара, который продается по мерке; 1/20 - товаров, которые продаются по весу; 1/и - товаров, которые продаются по счету. Торговцы также должны платить определенную сумму за проверку весов, которая проводится раз в 4 месяца. За торговлю с помощью непроверенных весов взимался штраф;
признается необходимость регулирования внутренней и внешней торговли. С целью недопущения банкротства торговца царь мог издать указ о запрете продажи аналогичных товаров, пока купец не распродаст свои. В то же время ценовые соглашения между торговцами строго наказывались. В обязанности собирателя j налогов включалась регистрация иностранных купцов, учет импортируемых товаров, взимания таможенных пошлин и т.п. Запрещался ввоз определенных видов товаров. В то же время регламентувались меры по стимулированию импорта семена редких растений и некоторых других товаров путем освобождения от налогообложения, предоставления льгот иностранным купцам. Считалось, что ради будущей выгоды государство должно стимулировать вывоз произведенных в стране товаров несмотря на временную убыточность.



Назад