Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.1.5. Экономические взгляды мыслителей Древнего Китая


Своеобразие экономической мысли Древнего Китая неотделимо от самобытности древнекитайской цивилизации как одного из ранних центров мировой культуры. Главные течения общественной мысли Древнего Китая сформировались в VI-III вв. до н.э. Конфуцианство, легізм, даосизм, моїзм в течение веков вели острую полемику с многих философских и экономических проблем. г Определяющее влияние на экономическую мысль Древнего Китая произвело конфуцианство - учение древнекитайского мыслителя Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его основные постулаты были систематизированы учениками Конфуция в сборнике "Лунь юй" ("Беседы и размышления"), датированной V в. до н.э. Социально-экономическая концепция конфуцианства базируется на учении о естественном праве, согласно которому в основе общественного устройства лежит божественная воля. По Конфуцию, Бог является первопричиной мира, но он не вмешивается в явлениях общественной жизни, которые познаются человеческим разумом (даром Божьим) и составляют естественное право.Конфуцій:Оправдывал сословное деление общества, существование рабства и строгую социальную иерархию как вечные и неизменные явления, установленные Богом и природой. Умственный труд он считал судьбой "высших" состояний, а физическое-судьбой "низших" слоев, основную массу которых составляли рабы. В соответствии с конфуцианством каждый человек должен знать свое место в общественной жизни, в соответствии с порядком, установленным Небом: "Царь должен быть царем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном".В основе морально-этического учения Конфуция лежит идея культуры, человечности, доброты, изначально заложенных в каждом человеке; установление таких межличностных отношений, которые бы не вызывали нежелательных впечатлений и эмоций. Золотым периодом для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н.э.). В то же время современность он характеризовал как царство хаоса, бесконечных междоусобиц и мятежей. Следовательно мыслитель делал вывод о необходимости новой моральной философии, основанной на категориях "жэнь" (человечности, любви к человеку), "и" (верности долгу, справедливости), "сяо" (сыновней почтительности), "куань" (великодушия). Идеал человека в конфуцианстве - законопослушный гражданин, которого не нужно принудить повиноваться властям. Мудрый правитель, по мнению Конфуция, должен управлять народом с помощью воспитания в подданных благоговение перед "ритуалом"("ли"), то есть моральным законом.)Сформулировал патриархально-папгерналістську концепцию государства как"большой семьи", управляемой "сыном Неба" - правителем, который должен быть "отцом нации", высоконравственным и образованной личностью, способной реально влиять на равноправное распределение созданного в обществе багатства.Значну внимание уделял социально-экономическим аспектам государственного управления: заботе о народном благосостоянии, обеспечения социальной стабильности, привлечение населения к общественным работам и т.д. Связывая процветания государства с богатством народа, мыслитель призвал управлять государством на принципах благотворительности, высоконравственной поведения, не обременяя населения тяжелыми налогами и повинностями.Вбачав общественный идеал в прошлом, утверждая, что совершенные правила существовали лишь в глубокой древности. Конфуций идеализировал старину, обосновывая консерватизм общественного устройства и старые патриархальные порядки.Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю її.Головну внимание уделял морально-этическим нормам и программе нравственного совершенствования человека. По мнению мыслителя, совершенная личность живет по канонам древних традиций, уважает власть, является скромной, справедливой, непритязательной в быту. Конфуцианство не осуждало стремление человека к обогащению за условий честных путей его здобуття.Князь большой из княжества Эти спросил Конфуция о том, в чем суть управления государством. Конфуций ответил:-Пусть будет царь царем, слуга - слугой, отец - отцом, а сын-сином.Цигун спросил:найдешь Ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил:не таким Ли есть сострадание? Чего себе не пожелаешь, того не делай и іншим.Конфуцій. АфоризмиПодальшого развития идеи конфуцианства вступили в работах Мэн-цзы (372 - 289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э.). В центре внимания этих мыслителей Древнего Китая были проблемы обеспечения социального согласия в обществе и стабильности централизованной влади.Як и Конфуций, Мэн-цзы обосновывал "естественное" происхождения общественных отношений господства и подчинения, разделения населения на занятых физическим и умственным трудом. Он доказывал закономерность разделения людей на управленцев, которые "напрягают мозги", и подчиненных, которые "напрягают мышцы". Центральное место в его социально -экономической концепции занимает идея активного вмешательства государства в хозяйственные дела на основе 12 принципов успешного управления:подчинение людей не силой, а благотворительностью; недопущение разврата; уважение к мудрым; снижение налогов и сборов; невідволікання народа от дел его; завоевания сердец подданных; любовь к народу; уважение к уважительным; Экономическая мысль древнего світузбереження доброй природы человека; побуждение народа в направлении добра; поиск утраченного сознанием; справедливість.Слід отметить, что Мэн-цзы был защитником рационального землепользования с целью подъема благосостояния крестьян и богатства государства. Он разработал проект земельной реформы, согласно которой основой хозяйственной системы должна была стать сельская община из 8 больших семей, каждой из которых выделялась государством одинакова земельный участок. Девятая участок имела обрабатываться всеми общинниками совместно, урожай с нее предназначался для государственной казны и содержание правителей и чиновників.Мен-цзы отмечал ограниченные возможности государственной регламентации торговли в масштабах страны, выражая опасение, что регулирование цен "приведет к взаимного обмана"2. Значительное внимание он уделял развития внутренней торговли на основе товарообмена между земледельцами и ремісниками.Згідно с взглядами сторонника конфуцианства Сюнь-цзы управления государством составляет необходимую закономерность общественного развития, определенную природой человека. В то же время Сюнь-цзы отрицал "волю Небес" и взгляды Конфуция на добродетели патриархальной семьи. Объявляя человека творцом всех вещей, он отмечал, что благотворительность личности формируется законами и вихованням.На мнению Сюнь-цзы, важнейшей функцией правителя является распределение обязанностей в государстве. Обосновывая идею разделения труда в обществе, мыслитель отмечал, что отдельный человек не может владеть искусством всех [ремесел] и если люди не будут опираться друг на друга, то это приведет к бедности" .Мислитель считал, что экономическая политика государства должна основываться на принципах экономии в расходах, сохранение излишков и обеспечения богатства народа. "Лучше сначала дать возможность народу получить выгоду, - писал Сюнь-цзы, - и лишь потом отобрать часть ее, чем совсем не давать народу возможности получать выгоду и забирать ее у него"4. В то же время мыслитель связывал обогащения народа с удовольствием лишь того уровня потребностей, который соответствует социальному рангу человека. В связи с этим государство должно было, по его мнению, регламентировать потребления низших слоев населения, обеспечивая накопление излишков общественного продукту.Конфуцій (551-479 гг. до н.э.) - выдающийся мыслитель Древнего Китая. Настоящее имя Конфуция - Кун-цзы. Родился в васальному княжестве Лу и был наименьшим одиннадцатым ребенком в семье. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, обедневшего и разоренного к тому времени. Отец Конфуция умер, когда сыну было три года, в шестнадцать лет он потерял и мать раннего детства Конфуций старательно учился. Со временем он стал известным философом и учителем. Ученики звали его Кун Фу-цзы (уважаемый учитель Кун), отсюда пошло латинизированное имя Конфуций. В жизни Конфуция был период, когда он служил чиновником и занимался судебно-уголовными делами. Конфуций По преданию, его честность и усердие вызвали недовольство властей. Потерпев неудачу на государственной службе, Конфуций стал учительствовать. Тридцать лет он в сопровождении учеников путешествовал по стране, проповедуя свое учение и стремясь найти ему применение. Не встретив поддержки со стороны правителей, мыслитель вернулся домой и последние годы жизни посвятил созданию известного летописи "Чуньцю" ("Весна и осень"), редактированию материалов по истории "Шу цзин" ("Книга истории") и народных песен "Ши цзин" ("Книга стихов") .Створивши первую в истории Китая частную школу, Конфуций брал со своих слушателей умеренную плату и жил на средства нескольких богатых учеников, которые предоставили ему помещения для проведения занятий. По преданию, мыслитель имел 3000 учеников, 72 из них были особо приближенные к учителю, 12 - были с ним постійно.Як Пифагор и Сократ, Конфуций излагал свое учение в форме бесед и не оставил ни одного письменного строки. Когда в возрасте 72 лет он умер, ученики собрали его высказывания и мнения в книгу "Лунь юй" ("Беседы и суждения"). В последующие годы они распространяли и популяризировали учение своего учителя.Конфуцій не был основателем религии, однако после смерти в его честь были построены храмы и стал состоять религиозный по форме культ Конфуция как першоучителя человечества. Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, конфуцианство вступило в Китае статуса официального віроучення. Каждый образованный китаец обязан был знать наизусть текст "Лунь юй" и руководствоваться установками Конфуция в житті.На начале XX в. род Конфуция насчитывал 20-30 тыс. человек, он существует и сейчас. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, за императоров он должен был посвятить себя уходу за могилой и храмом мислителя.Конфуціанство стало государственной идеологией Китая, квинтэссенцией китайской цивилизации. На постаменте памятника Конфуцию в главном помещении храма и пантеона мышления, который занимает более 20 гектаров размещена надпись: "Святейший, наделенный даром предвидения Мудрец Конфуций - место успокоения его духа".Значний влияние на развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китая произвела школа легистов (законников), возникновение которой связано с именами политических деятелей Древнего Китая - Цзы Чаня и Ли Куя (VI-V вв. до н.э.). Экономические взгляды легистов нашли отражение в произведениях древнекитайских мыслителей Шан Яна (390-338 гг. до н.э.) правителя области Шан в царстве Цинь и Хань Фея (280-233 гг. до н.э.) выходца из аристократической семьи, близкой к правителей царства Хань. их произведения показали усиление роли государства и формирования імперсько-бюрократической системы управления в Китаї.Легісти были сторонниками политической централизации, отводили большую роль законам в управлении государством. Так, первый министр правителя царства Вэй Ли Куй выдвинул идею регулирования товарных цен путем наполнения внутреннего рынка большими объемами продовольственных товаров по фиксированным ценам. Оригинальное решение проблем государственного регулирования хлебного рынка базировалось на системе рациональных закупок зерна в урожайные годы и использования накопленных товарных запасов для страхования земледельцев в голодные неурожайные периоды."Книга правителя области Шан" раскрывает важную роль централизованных функций государства и законов в управлении страной: "Не следует ни на мгновение забывать о законе, нужно... править, опираясь на закон", - утверждает автор1. В то же время Шан Ян отрицал культуру во всех ее проявлениях, отрицая утверждение конфуцианства о приоритетности морально-этических норм. Видное место в обеспечении благосостояния государства он отводил земледелию и захватническим войнам, отстаивая консервацию общинного устрою.У "Книга правителя области Шан" осуждается торговля сельскохозяйственной продукцией, спекуляция зерном в неурожайные годы. Автор рекомендует правителям создавать такие условия, которые бы побуждали купцов бросать занятия торговлей и переходить в сферу непосредственного сельскохозяйственного производства. Известно, что в 351 г. до н.э. Шан Ян ввел систему круговой поруки - коллективной ответственности за выполненную работу и выплату налогов. Крестьянам запрещалось заниматься торговлей и покидать общину, становиться арендаторами. Купцы облагались высокими налогами, что должно было побудить их к занятию землеробством.Книга "Хань Фэй-цзы" стала обобщением существующих на то время легістських идей. ее автор, Хань Фей, провозглашал необходимость соблюдения "единого закона". Он разработал учение о трех инструменты управления (закон, власть и искусство управления) и два рычага управления (наказание и вознаграждение). Легісти критиковали конфуцианство и отрицали незыблемый авторитет глубокой древности, обосновывая идею прогрессивного развития общества. В то же время Хань Фей отмечал эгоистической природе человека, утверждая, что побудительные мотивы ее поступков не имеют никакого значения, поскольку истинными критериям человеческих действий служат лишь результати.Наголошуючи на том, что природа человека эгоистичная, основанная на получении собственной выгоды, легісти связывали нравственность не с врожденными чертами, а с гармонией пользы отдельной личности и государства. Они настаивали на том, что выгоду государства определяет закон, вне которым добро и зло не существуют. По мнению представителей этого течения общественной мысли Древнего Китая, мудрый и сильный правитель должен опираться на справедливые законы, уметь использовать силу власти и умело управлять людьми.Визначною достопримечательностью экономической мысли Древнего Китая является коллективный трактат "Гуань-цзы" (IV-III вв. до н.э.), который содержит около 500 работ древнекитайских мыслителей, в основном сторонников легизма. Отводя большую роль законотворческой деятельности государства, составители трактата разработали систему мер ее регулирующего воздействия на экономическую жизнь. В этой работе нашли отражение вопросы совершенствования налогообложения, развития земледелия и ремесла, регулирование товарно-денежного обращения, направленные на то, чтобы сделать страну могучей, а народ - довольным, не допуская обогащения торговцев и лихварів.У трактате "Гуань-цзы":провозглашается незыблемость сословного деления общества, обращается внимание на то, что "Закон - не орудие в руках правителя, а сила, которая стоит над ним и призвана обогащать народ, а не казну"; обосновывается необходимость стабилизации натурально-хозяйственных отношений и защиты хозяйства от рыночной стихии, отмечается, что правитель должен регламентировать труд земледельцев, ремесленников и торговцев, держать в своих руках "возможности для регулирования хлеба, денег и металла"; к важных функций государства зачисляются накопления товарных запасов в период удешевление продукции и их реализации в период подорожания, предоставление земледельцам государственной помощи, дешевых кредитов в неурожайные годы и т.п.; рассматриваются вопросы денежного обращения, обращается внимание на необходимость применения нормированной эмиссии денежных знаков для того, чтобы "деньги были дорогими, а товары - дешевыми", провозглашается недопустимость неэквивалентных отношений между покупателями и продавцами, по которой "выгоды для одних становятся больше выгоды для других"; отмечается необходимость четкого учета хозяйственных явлений, применение нормативов для организации натурального хозяйства, создание земельного кадастра с целью приведения налогообложения в соответствие качества земельных участков, замены прямых налогов на железо и соль косвенным тощо.Цікаво, что авторы трактата обнаружили некоторые закономерности развития товарно-денежного оборота в условиях простого товарного производства. Они выяснили противоположное движение цены товаров и количества денег, отметив, что рост товарных цен приводит к удешевлению денег. В трактате содержатся предложения относительно применения нормированной эмиссии денежных знаков, повышение цен на продовольственные товары с целью нейтрализации торгово-ростовщического капитала тощо.Трактат "Гуань-цзы" оказал значительное влияние на дальнейшее развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китаю.Засновником еще одной влиятельной течения общественной мысли Древнего Китая - моїзму - был выдающийся философ и политический деятель Мо-цзы (Мо-ди, 479-400 гг. до н.э.). Школа моїзму была создана в противовес конфуціанству и прошла два этапа своего развития (ранний и поздний), просуществовав до конца III в. до н.э. Учения моїзму имеет название "пути занятых на работе людей", поскольку его сторонниками были мелкие собственники, товаропроизводители, которые стремились улучшить свое положение в суспільстві.Основним источником изучения экономических взглядов маоистов является "Трактат учителя Мо" ("Мо-цзы"). Эта книга имеет коллективного автора, записи в ней осуществлялись в течение двух веков учениками и последователями Мо-цзы. В основе учения моїзму лежат 12 принципов, среди них - принципы всеобщей любви и общей пользы, возражения войн, почитание единства и мудрости, экономии на издержках. Главная идея моїзму - идея всеобщей любви и общей пользы ("цзяньай") как условии решения всех существующих в обществе конфликтов. Поставив вопрос о соотношении общего и личного интересов, моїсти рассматривали общую выгоду как совокупность отдельных интересов, настаивая на том, что "общая польза, общая любовь приносят Поднебесной (Древнем Китае) большую выгоду; отдельная корыстная выгода за счет общей выгоды является большим злом для Поднебесной".На отличие от конфуцианства, моїсти отрицали неизменность сословного деления общества, выступали против привилегий знати, проповедуя естественное равенство людей. Видя причину бедности в наследовании власти и богатства, они отстаивали необходимость выдвижения на руководящие должности высоконравственных и способных людей, независимо от их походження.Моїсти решительно осуждали рабство, войны, призвали к взаимопомощи и взаимной любви ради независимости и благосостояния. Удовлетворения общегосударственных потребностей предлагали осуществлять не за счет рабского труда, а путем введения обоснованной налоговой системы. Представители этого течения высказывались против роскоши и чрезмерного потребления, отмечая, что непременным условием достижения счастья является усердный труд и развитие частного ініціативи.Одним из направлений теоретических обобщений древнекитайских мыслителей, который повлиял на развитие экономической мысли и хозяйственной практики Древнего Китая был даосизм. Основные идеи даосизма изложенные в трактате "Дао дэ цзин" ("Путь добродетели, или Книга о силе и идею"). В китайском языке иероглиф "дао" означает "путь", или "вечный принцип".Автором "Дао дэ цзин" считается полулегендарный китайский мыслитель Лао-цзы (604-517 гг. до н.э.). Лао-цзы в переводе означает "старая ребенок". По одной из легенд мыслитель родился не ребенком, а наклонным мудрецом с седой бородой. Некоторое время он был хранителем архивов Чжоузького правителя, а затем удалился от людей в пустыню на западе Китая. Трактат "Дао дэ цзин" является небольшим по объему произведением, параграфы которого имеют жанровую сходство до афоризмов. Последователи Лао-цзы развили и распространили учение своего учителя. На сегодня канонический текст "Дао дэ цзин" с комментариями насчитывает 1120 томів.В основе даосизма лежит учение о "дао" - сущность всех вещей и явлений, идея творческой силы, которая управляет Вселенной, общий закон и сущность человеческого бытия, который вместе с субстанцией "эти" (воздух, эфир) составляет основу мира. Важнейшая его характеристика - естественность, невмешательства в самодостаточные процессы и явления, покорность и отказ от богатства и борьбы. По мнению мыслителей Древнего Китая, достичь гармонии можно только путем срединного царства: "Знать меру в степени - эта мера постоянство". Поэтому мудрый человек ведет пассивное существование, не вмешивается в реальность, оставляя вещи такими, какими они есть. Правитель-мудрец должен отбросить роскошь и войны и вернуть народ к примитивной простоте, которая существовала до возникновения культуры и моралі.Вважаючи человеческую деятельность бесплодной суетой, Лао-цзы выступал за естественное простое жизни, отказ от роскоши, развития письменности, накопления новых знаний, совершенствование орудий труда, против государственного регулирования экономической жизни с помощью законов и знаний. Как и Конфуций, он идеализировал давние времена и советовал вернуться к первоначальному, естественного положения вещей. Осуждая социальное неравенство и политику правителей, за которой богатые богатеют, а бедные становятся еще беднее, Лао-цзы считал, что социальные беды является результатом нарушения "дао". Он отрицал достижения материальной культуры, цивилизации, утверждая, что люди способны постичь мир, но не в состоянии что-то в нем изменить. Поэтому умный обладатель в своих действиях должен опираться на здравый смысл, а не на теоретические знания.

Основные течения общественной мысли Древнего Китая представлено на рис. 2.3.



Назад