Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.2.2. Экономические взгляды древнегреческих философов


Экономические идеи мыслителей Древней Греции отразили проблемы периода генезиса, расцвета и кризиса эпохи рабовладения. Они характеризуются оригинальностью и глубиной, попыткой создать учение о организацию, управлений рабовладельческим хозяйством (ойкономію) и государством (политику).
В развитии экономической мысли Древней Греции с определенной долей условности можно выделить три этапа (рис. 2.1):
Первый этап связан с экономическими идеями мыслителей периода раннего рабовладения (X-VI вв. до н.э.), В которых нашел отражение переходный характер общественных отношений, зарождение и развитие рабовладения в рамках общинного строя.
Эпические поэмы легендарного древнегреческого поэта Гомера "Илиада" и "Одиссея" удостоверяют натуральный характер хозяйства древних греков. Гомер защищал общинный строй, прославлял сельское хозяйство, земледелие и осуждал коварные действия иностранных купцов, которые подрывали основы натурального хозяйства.
В поэме древнегреческого поэта Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.) "Заботы и дни" идеализируется общинный уклад, крестьянское хозяйство, воспевается добросовестный труд. В то же время допускается существование отношений патриархального И рабства.
На защиту натурального хозяйства и общинного (в дальнейшем - государственного) рабоволодіння были направлены экономические законы Ликурга (IX - VIII вв. до н.э.), которые заложили основы государственного строя Древней Спарты 1 как классического типа ранней тоталитарного государства. Согласно законам Ликурга вся земля называлась коллективной собственностью и разделялась на отдельные, примерно одинаковые семейные наделы, которые обрабатывались бесправными земледельцами (фактически рабами), вынужденными платить натуральный налог фиксированного размера; ремесло и торговля провозглашались позорными занятиями; запрещалось пользования золотыми и серебряными монетами, изделиями из драгоценных металлов. Деньги в Древней Спарте изготовлялись из железа и достигали веса в десятки килограммов. В государстве культивировалось негативное отношение к роскоши, не поощрялось занятия науками и искусством. В то же время значительное внимание уделялось развитию спортивных и военных навыков, существовал культ силы, мышц, выносливости.
Второй этап, связанный с периодом расцвета древнегреческого общества и широким распространением рабовладения в VII-VI вв. до н.э., завершением формирования полисной системы, отказом от родовых традиций и созданием условий для развития товарно-денежных отношений, торговли и т.д. Важную роль в развитии экономических идей этого периода сыграла деятельность известных афинских реформаторов Соленая (638-559 гг. до н.э.), Писистрата (546-527 гг. до н.э.) и Перикла (490-429 гг. до н.э.), произведения древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Протагора и др.
Реформы Солона отразили переход от родовых к полисных отношений и: были направлены на преодоление противоречий развития древнегреческой государства путем отмены долгового рабства, проведение "сейхастейї" (списания рсіх долгов, которые были предоставлены под залог земли). Предусматривались меры по развитию среднего и мелкого землевладения, усиление товарности сельскохозяйственного производства. С целью поощрения ремесленничества в город приглашались иностранные умельцы, которым предоставлялось афинское гражданство. Солон ввел свободу завещаний и заменил родовые привилегии имущественными. Согласно величины земельной собственности и движимого имущества все граждане были разделены на четыре категории, каждая из которых платила налоги в соответствии с дохода. Разрешался вывоз оливкового масла, некоторых других сельскохозяйственных продуктов, кроме зерна; запрещался вывоз сырья, необходимого для развития ремесла.
Реформы Писистрата, который захватил власть в Афинах и провозгласил себя тираном (одновладцем), способствовали реализации интересов крестьянства, ремесленников и торговцев. Писистрат уменьшил налоги с крестьянских хозяйств, ввел льготный государственный кредит, организовал строительство дорог, поощрял развитие торговли и ремесла.
Известный афинский политик Перікл (490-429 гг. до н.э.) руководил афинской государством в 444-429 гг. до н. э. Защищая рабовладельческий строй, он поощрял развитие городов, мелкую торговлю и ремесло, колонизацию новых территорий. Чтобы облегчить доступ малоимущих граждан к управлению, он обеспечил постановление народного собрания о денежные оплаты для членов совета и народных судей.
По мнению выдающегося древнегреческого философа Демокрита (около 470 или 460 гг. до н. э. - умер в глубокой старости), первобытное общество не заслуживает идеализацию. На первое место Демокрит ставил интересы государства и заботился об управлении ею. Защищая частную собственность и оправдывая рабство, он обращал внимание на относительность богатства, выступал против неограниченного роста землевладения и накопления денег. По мнению мыслителя, жажда денег приносит потерю чести, а перенос бедности с достоинством является признаком здравого смысла.
Во взглядах на экономику известного философа Древней Греции Сократ (469-399 гг. до н.э.) преобладали морально-этические подходы. Экономическую деятельность с целью наживы он трактовал как несовместимую с благотворительностью. Сократ утверждал, что все экономические операции вытекают из моральных характеристик человека: энергии, настойчивости, сдержанности и т.д. Считая богатство относительным понятием, он настаивал на том, что добродетель связана не столько с умением пользоваться богатством, сколько с умением обходиться без него.
Во многих отношениях греки были более современными людьми, чем люди средневековой Европы, а в некоторых отношениях они опередили наше время.
Но они не пришли к концепции признания достоинств человека как таковой, рассматривали рабство как нечто обусловленное природой; они терпеливо относились к сельского хозяйства, но рассматривали все другие виды производства как вак, которые ведут к деградации, и они мало или совсем ничего не знали о те экономические проблемы, на которых сосредоточено внимание в наше время.
Третий этап, связанный с периодом кризиса полисной системы и обострением противоречий рабовладельческого общества (V-IV вв. до н.э.), нашел отражение в трудах выдающихся древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля. В произведениях этих философов экономическая мысль древнего мира достигла наивысшего развития и глубины теоретического осмысления экономических явлений и процессов.

Одним из самых популярных древнегреческих мыслителей был известный древнегреческий философ, ученик Сократа Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.). Он родился в Афинах и принадлежал к среде богатой рабовладельческой аристократии. Первые годы своей общественной деятельности философ провел в военных походах и получил от спартанцев поместья за военные заслуги.
Ксенофонт осуждал политический и экономический строй Афин, восхищаясь порядками аграрной Спарты и законам Ликурга. Он утверждал, что выход из экономических трудностей, которые переживали Афины, заключается в улучшении ведения рабовладельческого хозяйства, привлечении в страну иностранцев и взыскании с них налогов, расширении производства серебра и органов Ксенофонтнізації торговли рабами.
Экономические взгляды Ксенофонта нашли яркое Александры отражение в трактате "Ойкономія" ("О домашнее хозяйство"), в котором в форме диалога Сократа и Крітобула мыслитель изложил собственное представление о правилах ведения рабовладельческого хозяйства. Это произведение пользовался огромным успехом в Древней Греции, был переведен Ціцероном на латинский язык и получил известность в Древнем Риме.
По определению Ксенофонта, ойкономія (от древнегр. "ойкос" - дом, хозяйство, "номос" - правило, закон) - это наука об организации и обогащения рабовладельческого хозяйства. Философ осуществлял анализ с позиций натурального хозяйства, отождествляя последнее с владением имуществом, вещами, полезными для человека: "Ойкономія есть название науки... с помощью которой люди могут обогащать хозяйство, а хозяйство, в соответствии с нашим определением, все без исключения имущество...".
В своих произведениях Ксенофонт:
Отмечал естественности разделения труда на физическую и умственную.
Он квалифицировал физический труд как отвратительное занятие, пригодное лишь для рабов, утверждая, что свободные элины должны заниматься философией, законотворчеством и хозяйственным управлением. Видя в рабстве естественное и правомерно явление, мыслитель призвал обращаться с рабами как с животными, орудиями труда. В то же время Ксенофонт считал, что повысить производительность рабского труда можно не только путем наказания, но и путем применения материального и морального поощрения рабов для того, чтобы они "всегда с охотой продолжали оставаться рабами".
Защищал натуральное хозяйство, квалифицируя сельское хозяйство как важнейшую отрасль экономики и источник благосостояния народа. Земледелие мыслитель трактовал как "мать и кормилицу всех искусств", достойнейший вид занятий, который тренирует граждан физически, толкает их на путь взаимопомощи, учит справедливости, поскольку дает больше тому, кто добросовестно трудится. "Когда земледелие процветает, - писал Ксенофонт, - процветают и другие искусства. Если земледелие приходит в упадок, то вместе с ним погибают и все другие отрасли промышленной деятельности на море и на суше".
Был сторонником рационального ведения хозяйства, утверждая, что единственный путь к обогащению - "жить так, чтобы оставался излишек", который обеспечивает доходность натурального хозяйства. По мнению древнегреческого философа, хороший хозяин должен держать запасы на целый год, молоть зерно на ручных мельницах, выпекать дома хлеб, изготавливать одежду и т.д.
Пренебрежительно относился к ремесла, занятия которым считал недостойным свободных людей. В то же время Ксенофонт не осуждал организации ремесленных мастерских на основе рабского труда, видя в них источник обогащения рабовладельцев.
Признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Однако он осуждал их обращение как торгового и ростовщического капитала. Торговлю мыслитель считал занятием, недостойным свободного грека. В то же время он одобрительно относился к торговле хлебом, которую осуществляли земельные аристократы, и к мелкой торговле с обслуживания сельского хозяйства.
Первым из древнегреческих мыслителей обратил внимание на значение разделения труда для улучшения качества продукции и увеличение производства потребительских благ. Утверждая, что специализация приводит к улучшению навыков ремесленников, он отмечал, что тот, "кто проводит время за такой ограниченной работой, в состоянии выполнять ее как можно лучше".
Обнаружил взаимообусловленность развития разделения труда и рынка, предпринял первую попытку исследования процессов ценообразования. Колебания цен мыслитель узалежнював от изменения предложения товаров.
Первым в экономической науке обратил внимание на две характеристики товара - потребляемую стоимость и меновую стоимость. Связывая ценность с полезностью материальных и нематериальных благ ("Ценность является то, от чего » можно получать пользу"), Ксенофонт в то же время трактовал ценность блага для владельца как способность обмениваться на другое благо ("Для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он ее продаст - она ценность; если не продаст, а лишь будет обладать ею - не ценность").
Одним из величайших мыслителей античной эпохи был древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.). Экономические идеи Платона нашли яркое отражение в его произведениях "Государство" и "Законы", посвященных проблемам выхода из кризиса, в котором оказалось античное общество в V - IV вв. до н.э., и долговременной стабилизации рабовладельческой системы на основе модели "идеального государства".
Социально-экономическая концепция "идеального государства" Платона приобрела концентрированного выражения в труде "Государство". Выходной в этой концепции есть идея справедливости - идеальной благотворительности, которая объединяет и уравновешивает мудрость, мужество и сдержанность.

По мнению философа:
мудрость - это способность дать правильный совет не только в частной, но и в государственном деле. Людей, которые имеют такой природный дар, очень мало. Они призваны управлять государством;
мужество - это способность оставаться храбрым, осознавая смертельную опасность. Люди, которые имеют такой дар, должны быть воинами. Они призваны защищать государство;
сдержанность заключается в способности подчиняться законам. На это способны не только мудрые и мужественные, но и многих других людей, достойных быть свободными гражданами: крестьянами, ремесленниками, торговцами.
Платон считал справедливым такой строй, при котором каждый занимается только одним делом, исходя из своих природных способностей. Таким образом, основу идеального государства мыслителя составляет разделение труда.
По мнению Платона, в обществе есть огромное количество разнообразных потребностей, удовлетворение которых даже относительно отдельного человека требует применения многих видов труда. Мыслитель был убежден, что противоречия между ограниченными индивидуальными возможностями людей и их безграничными потребностями решаются в результате образования государства. "Государство возникает из потребностей человека, - писал Платон, - никто не в состоянии сам удовлетворить все свои потребности... разнообразие потребностей собирает людей в общество с целью взаимопомощи, и мы называем это общество государством".

Платон (427-347 гг. до н.э.) - выдающийся философ Древней Греции, основатель первой в мире Академии, которая просуществовала почти тысячу лет, мыслитель, образ которого стал символом и легендой.
Платон родился на о. Эгина вблизи Афин в семье аристократов. Его настоящее имя - Аристокл. Семья была небогатой, хотя и знатной. Платон получил привычную для знатных афинян образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика.
В молодости он много занимался художественной литературой, живописью, писал стихи. После знакомства с Сократом уничтожил все свои произведения и до трагической гибели известного философа был его ближайшим учеником. По преданию, именно Сократ назвал его Платоном (от гр. platus - "широкоплечий"), то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов. После смерти своего учителя Платон надолго покинул Афины и много путешествовал по Египта, Италии, Сицилии. В 389 г. до н.э. он оказался в г. Сиракузы (о. Сицилия), где в это время правил тиран Дионисий Старший. Конфликт между ними закончился тем, что Платона продали в рабство, из которого он был выкуплен пифагорейцем Архітом. Архит отказался от денег, которые пытались вернуть ему друзья Платона. Платон купил на эти средства сад, который носил имя афинского героя Академа и открыл в нем свою философскую школу, которая просуществовала с 386 г. до н.э. до 529 г. н.э.
Платон имел большое количество учеников, самый выдающийся из них - известный древнегреческий философ Аристотель. Некоторые идеи модели "идеального государства" Платона были реализованы его учениками, шестеро из которых стали правителями - тиранами городов Древней Греции. По мнению многих мыслителей, через средние века эти идеи дошли до Гегеля, а впоследствии - до идеологов коммунизма и нацизма.
Именно поэтому Платона иногда называют одним из первых идеологов тоталитаризма.
Последние годы жизни Платон провел в Афинах. До нас дошли многочисленные его философские произведения, написанные в форме диалогов и писем. В Сиракузах Платон пытался реализовать на практике свой проект идеального государства, однако эти попытки завершились неудачей.
Умер мыслитель в вісімдесятирічному возрасте, оставив потомкам не преходящую по значению наставление: "Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или обладатели в государствах за некой божественной волей не станут истинными философами".
В "идеальном государстве" Платона:
согласно природных способностей все свободные граждане поделены на Из состояния:
Афинская школа. Фреска Рафаэля, 1509-1510
философов, призванных управлять обществом на основе принципов научного познания;
воинов, призванных защищать общество;
земледельцев, ремесленников, торговцев, призванных вести хозяйственную деятельность, производить и обменивать материальные блага;
каждое состояние имеет права и обязанности, строго регламентированы государством. Даже внутри состояний занятия закрепляются согласно природных способностей, учитывая, что каждый может заниматься только одним видом деятельности. Таким образом, государство возлагает на каждого члена общества определенный обязанность и следит за его выполнением;
рабы не считаются гражданами и остаются вне состояниями. Исходя из наличия естественного неравенства людей, мыслитель рассматривал рабство как вечное и неизменное явление, квалифицируя рабов как живые орудия труда, основную производительную силу общества;
высшие сословия, призванные управлять государством, не тяготятся собственностью и физическим трудом. Правители и воины, по мнению Платона, не должны иметь частной собственности, семьи, чтобы не завидовать, не конкурировать и не отвлекаться от ежедневных забот об общественном благе. Потребление для них должен иметь усуспільнений характер, материально обеспечен работой представителей низших сословий и рабов. Ремесленники, земледельцы и торговцы в связи с этим имеют право на частную собственность как стимул высокопроизводительного труда. По мнению Платона, именно такой общественный строй будет способствовать ликвидации споров и конфликтов в обществе и утверждению общего благосостояния. В этом суть так называемого "платоновского коммунизма", который иногда называют "аристократическим коммунизмом", первой социальной утопией в истории человечества;
основой хозяйственного уклада выступает натуральное хозяйство, в первую очередь земледелие как ведущая отрасль экономики страны. Ремесло Платон определял как талан иностранцев, не стоит усилий коренных жителей государства. В то же время мыслитель отмечал, что труд ремесленников, как и все другие виды хозяйственной деятельности, имеет регламентуватись государством и подчиняться установленным правилам, поскольку бурное развитие ремесла в ущерб земледелию может повлечь гибель государства;
наряду с ремеслом развивается торговля, возникновение которой мыслитель связывал с развитием разделения труда и необходимостью обмена. Отмечая полезность мелкой торговли, Платон называл благодетелем того, кто приводит к соразмерности, сопоставимости, подобия разнообразные несопоставимые потребительские блага. Допуская существование мелкой торговли, древнегреческий философ даже спроектировал ее "идеальную" организацию, которая напоминала организацию средневековых купеческих гильдий с их многочисленными ограничениями и жестким регламентом. В то же время Платон не считал торговлю (как и ремесло) занятием, достойным усилий свободных граждан идеального государства, оставляя это занятие варварам.
Указывая на гениальность идеи Платона о выравнивания различных потребительских стоимостей в процессе обмена, следует отметить, что причину этого он видел v существовании денежного обращения денег. Философ признавал использования денег в функции меры стоимости и средства обращения, однако он крайне отрицательно относился к денег как средства накопления, выступая против ростовщичества и продажи товаров в кредит.
Следует заметить, что Платон первым из античных мыслителей поставил вопрос о возможности государственного регулирования цен. Он отмечал, что в определенных условиях места и времени товары должны продаваться по одной определенной j цене. При этом нормирование цен Платон рассматривал как важный инструмент ограничения доходов купцов.
Еще один проект идеального государства, который более точно отразил экономические проблемы Древней Греции периода кризиса рабовладения, был разработан Платоном в глубокой старости в работе "Законы". Провозглашая и как и в предыдущем проекте основой государства натуральное хозяйство и аграрную экономику, государственную собственность и рабовладение, древнегреческий мыслитель утверждал, что организация новых городов должен предусматривать:

  • удаленность от морского побережья и от соблазнов торговли, запрет ростовщичества и продажи товаров в кредит;
  • верховную собственность государства на землю;
  • неизменность количества и размера земельных участков, которые предоставляются государством в пользование отдельным гражданам и наследуются одним из детей. При этом стоимость одного надела составляет "черту бедности". Имущество любого гражданина не должно превышать стоимости четырех наделов;
  • деление населения на четыре категории в зависимости от их материального положения;
  • назначение на должности и взыскания налогов согласно имущественного ценза;
  • государственное регулирование производства и распределения, ремесла и торговли, жесткую регламентацию ассортимента товаров и установления границ колебания цен с целью избежания чрезмерных роскоши и нищеты.

Самым выдающимся представителем экономической мысли античного мира является древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), который произвел глубокое исследование политических, экономических и этических проблем тогдашнего общества в произведениях "Политика" (8 книг), "Экономика" (3 книги) и "Нікомахова этика" (10 книг).
Если не вспоминать Аристотеля, то почти до новейших времен не будет добавлено ничего существенного к тому, что сделано этим идеалистом (Платоном) в экономической сфере. И это тем более удивительно, поскольку вся его философия проникнута негативным отношением не только к экономических явлений и процессов, но и до тех инстинктов человека, которые вызывают и дают импульс существованию этих явлений.
Следует отметить, что Аристотель не создал завершенного экономического учения, но гениальной была сама его попытка проникнуть в сущность экономических явлений и раскрыть их закономерности на основе ценностей традиционного общества. Мыслитель строил свои выводы опираясь на скрупулезный анализ практики хозяйственного и политической жизни Древней Греции. Известно, например, что создавая "Политику", он с группой учеников собрал и обработал материалы о политическом устройстве и законы 158 эллинских и варварских государств, полисов.
В своих трудах ученый:
Выступил с критикой проекта "идеального государства" Платона и предложил свою (оригинальную на те времена) теорию рабовладельческой государства. Выходной в его построении теоретической была концепция "золотой середины", согласно которой любая благотворительность является средним между противоположными недостатками (например, бережливость как добродетель является средним между расточительностью и скупостью). Следовательно, проявляя суть государства в стремлении к всеобщего благосостояния, Аристотель выступил против чрезмерного богатства и крайней нищеты, положив в основу среднее состояние: "В каждом государстве мы встречаем три класса: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как общепризнанно, что умеренность и середина-лучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ лучше всего".
Идеал мыслителя - натуральное рабовладельческое хозяйство с мелкой торговлей, без купцов и ростовщиков. Все население государства Аристотель поделил на 5 слоев:

  • земледельцев и скотоводов, занятых в ведущей отрасли экономики;
  • ремесленников, которые находятся в состоянии "несколько ограниченного рабства";
  • торговцев, занятых покупкой и продажей товаров;
  • наемных рабочих;
  • воинов.

Рабы, по мнению мыслителя, не включаются в общественную сообщество, поскольку является предметом владения, который дает доход владельцу и является основой богатства.
Исходя из действия общего естественного закона господства и подчинения как необходимой предпосылки "взаимного самосохранения", объяснял разделение общества на свободных и рабов исключительно "законами природы". Он утверждал, что "...уже от самого рождения некоторые существа имеют различия: одни предназначены для господства, другие - для повиновения", "...в физическом отношении свободные люди отличаются от рабов; в последних ибо тело большое по размеру, пригодное для выполнения необходимых работ, связанных с физической силой, свободные люди держатся прямее и не способны к таким работам", следовательно "одним по природе принадлежит господствовать, другим - повиноваться".
Аристотель (384-322 г. до н.э.) - великий древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, произведения которого охватывают все существующие в древние времена сферы знания (логику, физику, психологию, этику, политику, экономику, риторику и т.п.). Он написал 28 книг объемом 445 270 строк.
Древнеримская копия с древнегреческого оригинала IV в. до н.э.
Родился Аристотель в Стагірі - греческой колонии в Фракии, которая на то время была провинцией по сравнению с Афинами - признанным центром культурной жизни. В связи с этим мыслителя иногда именуют Стагірітом. Отец Аристотеля Нікомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. Детство Аристотеля прошло при царском дворе, в это время он подружился с сыном Аминты III - Филиппом, будущим македонским царем. В 367 г. до н. э. Аристотель поехал в Афины для продолжения образования и вступил в платоновскую Академию, в которой учился с 17 до 37 лет. В 343 г. до н.э. философ был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя его сына - будущего великого полководца Александра Македонского. В Македонии Аристотель пробыл около 8 лет. Со временем Александр Македонский в знак благодарности и уважения поставил памятник своему учителю с надписью: "Александр поставил этот памятник сыну Нікомаха, мудрому, божественному Аристотелю".
В 336 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и основал собственную философскую школу - Ликей (в другой транскрипции - Лицей), расположенную вблизи храма Аполлона Ликейского. Согласно преданию мыслитель обычно любил вести беседы с друзьями и учениками, прогуливаясь по саду. Именно поэтому его философская школа вошла в историю под названием перипатетиків (от гр. peripateo - гуляю). В Ликеи Аристотель прожил более 12 лет, он имел множество учеников и последователей, сына Нікомаха, который погиб молодым на войне, и дочь Піфіаду.
Закончилось жизни Аристотеля трагически. После смерти А. Македонского в Афинах состоялось антимакедонське восстания. Аристотеля, который всегда выступал за связи с Македонией, был обвинен в "осквернении богов", но он не стал ждать суда и уехал в Халкіду на остров Евбею, где и умер.
"Искать истину - и легко, и трудно, ведь очевидно, что никто не в состоянии ни целиком ее постичь, ни совсем ее не заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех фактов состоит величественная картина", - эти слова Аристотеля выгравированы на здании Национальной академии наук в Вашингтоне.
Таким образом Аристотель рассматривал рабство как природное явление, исходя того, что уделом рабов есть физическая работа, направленная на удовлетворение потребностей раб« владельцев. Судьбой свободных граждан мыслитель считал умственный труд, занятия философией и государственными делами. По его мнению, философы и политики должны быть самыми уважаемыми и привилегированными сословиями в государстве.
Идеализируя рабовладельческое государство и исходя из неизменности "законов природы", выступал за сохранение существующего расслоение общества. В отличие от Платона, он был безусловным сторонником частной собственности. Мыслитель считал, что будет несправедливо, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой имущество богатых".
Отстаивал натурально-хозяйственный характер организации общественной жизни, что ярко проявилось в выдвинутой им оригинальной концепции экономики и хрематистики. Исходным в этой теоретической построении является разделение всех видов хозяйственной деятельности в зависимости от способов жизнеобеспечения и обогащения на две сферы (рис. 2.6):

10
экономику, которая является естественной, справедливой и связанная с накоплением средств "необходимых для жизни и полезных для государства или домашнего объединения". По мнению Аристотеля, "истинное богатство состоит из этих средств". К этой сферы философ относил занятия земледелием, ремеслом, мелкой торговлей, которое "не бесконечна, а имеет свои пределы"; хрематистику, которая является противоестественным и безчесною, представляет собой "...искусство наживать состояние, с чем и связано представление, якобы богатство и нажива не имеют никаких границ". К этой сферы древнегреческий мыслитель причислял большую торговлю и ростовщичество, которые "никогда не бывают ограниченными в достижении цели, ибо конечной целью здесь является безграничное богатство и владение деньгами".
Следовательно, по мнению Аристотеля, " ...с полным основанием к ростовщичества относятся с ненавистью, потому что оно делает деньги предметом собственности, устраняя таким образом их назначение, ради чего их было внедрено. Ведь цель денежных знаков - проводить обмен. Получение же процентов приводит к увеличению денег... И поэтому такое стяжанию состояния является в основном противоестественным".
В то же время Аристотель понимал, что экономика неизбежно перерастает в хрематистику и не может быть отделена от последней непреодолимым барьером. "Первоначальное развитие меновой торговли был обусловлен естественными причинами, - отмечал исследователь, - поскольку одни люди обладают необходимыми предметами в большем количестве, другие - в меньшей. ...такая меновая торговля не противоречит природе, однако не относится к искусства наживать состояние, поскольку цель - удовлетворить недостатка в обычных потребностях. Но с этой меновой торговли вполне логично возникает и искусство наживать состояние".
Обнаружил двойной характер потребления блага на основе признания двух свойств товара: потребительной стоимости и меновой стоимости. По мнению древнегреческого философа, "...пользования всяким предметом бывает двояким, ...в одном случае предмет используют с присущей, во втором - с неприсущей ему целью назначения, скажем, обувь используют для того, чтобы надевать на ноги, и для продажи и обмена".
Высказал гениальную мысль о приравнивании и сопоставимость "всех ремесел и искусств", исходя из неизбежности обмена, который вытекает из природы вещей и облегчает удовлетворения потребностей. Отмечая, что необходимым условием обмена является "установлена пропорциональна равенство", мыслитель отмечу
вав на том, что пропорции не будет, если "не состоится приравнивание на какой основе".
Таким образом, Аристотель первым в истории экономической науки сформулировал проблему, которая стала предметом исследования для многих последующих поколений экономистов: чем определяются пропорции обмена товаров, что делает их сопоставимыми?
Однако Аристотель не определил, что именно делает вещи сопоставимыми. Приравнивание в обмене в принципе несоизмеримых благ он связывал с:
человеческими потребностями: "Таким образом, нужно, чтобы все измерялось нечто одним... Этим одним являются, на самом деле, потребность, которая для всего является связующим основой...";
возникновением денег как средства, которое делает возможным сопоставление различных нужд: "В качестве же заменителя потребности, по соглашению (между людьми), возникла монета".
Обосновал концепцию "справедливого обмена" ("справедливоїціни"), который трактовал как "обмен по достоинству". По мнению Аристотеля, "...иметь больше за свою долю, значит "наживаться". Но иметь меньше, чем было в начале, означает "терпеть убытки" ...А когда нет ни "больше", "меньше"...говорят, что у каждого его доля и никто не терпит убытки и не наживается". По мнению древнегреческого мыслителя, установить "справедливую цену" помогает знание истинного достоинства лиц, которые обмениваются. Если 100 пар обуви равны 1 дома, а достоинство строителя в два раза превышает достоинство сапожника, то справедливым будет соотношение: 200 пар обуви = 1 дома.
Начал конвенціональну (договорную) концепцию происхождения денег, трактуя последние как условные знаки, которые служат необходимым элементом любого обмена и возникают по общей договоренности. Следовательно функции меры стоимости и средства обращения мыслитель считал природными функциями денег. В то же время он резко осуждал использования денег не по природному назначению, отмечая, что "монета не может порождать монету". Признаваясь, что ростовщичество вызывает у него ненависть, философ обращал внимание на то, что "...оно делает денежные знаки предметом собственности, такими, которые теряют то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взыскания же процента ведет именно к росту денег".
• Проанализировал генезис торговли, исторический процесс изменения ее форм. Исследуя этапы развития торговли как закономерный процесс, мыслитель в обобщенном виде показал переход от меновой торговли, непосредственного обмена товара на товар (Г - Т), до товарного обращения с функционированием денег как средства обращения (Т-Г-Т), а от него - к великой торговли, "искусства наживать богатство", связанного с функционированием денег как капитала (Г-Т - Ч'). Последнюю форму торговли, как и ростовщичество, Аристотель резко осуждал.
Экономические взгляды мыслителей Древней Греции исторически стали отправным пунктом для формирования экономической науки и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие научного знания. Экономические идеи выдающегося древнегреческого философа Аристотеля, проблемы, которые он первым обратил внимание, стали центральными для многих последующих поколений исследователей в экономической сфере.
Кто опережает в науках, но отстает в нравственности, тот движется назад, а не вперед.
Богатство - не то благо, к которому мы стремимся, ведь оно всего-на-всего полезное для достижения иного.

 



Назад