Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.2.3. Экономическая мысль Древнего Рима


Экономическая мысль античности получила дальнейшего развития и завершения в Древнем Риме. В древнеримских законах, аграрных проектах, произведениях государственных деятелей и ученых отобразился ускоренное развитие рабовладения на основе широкой экспансии Рима и создание огромной империи. Особенности хозяйственной жизни Древнего Рима нашли отражение в натурализации и аграризації экономики, обусловив специфику древнеримской экономической мысли (рис. 2.7).

 

Центральное место среди социально-экономических проблем последней заняли вопросы организации и ведения рабовладельческого хозяйства в сельскохозяйственных поместьях, взаимоотношений между крупными и мелкими землевладельцами относительно распределения земельных ресурсов, а также проблемы взаимоотношений рабов и рабовладельцев.

Социально-экономические проблемы становления античного полиса и формирования рабовладельческих отношений в V-II вв. до н.э. отразились в реформах Сервія Тулия, которые предусматривали деление населения на 6 разрядов по имущественным статусом, в принятии "Законов XII таблиц" (451 - 50 гг. до н.э.), которые закрепили право частной собственности и правовой статус свободных граждан и рабов.
Во II-i в. до н.э. произошло перерождение римского полиса, связано с разорением мелких земельных собственников и становлением крупных рабовладельческих хозяйств на основе концентрации крупной собственности, рост количества рабов в результате успешных военных походов. Следовательно, проблемы рациональной организации рабовладельческих хозяйств, проведение аграрных реформ на основе разработки аграрных законопроектов приобрели особую остроту и актуальность.
Развитие рабовладения в этот период сопровождался ростом масштабов крупного землевладения, разорением мелких и средних крестьянских хозяйств, увеличением количества люмпенов, лишенных работы и жилья. На защиту интересов обнищавших мелких землевладельцев были направлены аграрные реформы народных трибунов братьев Гракхов - Тиберия (162-133 гг. до н.э.) и Гая (153-121 гг. до н.э.). Они предусматривали ограничение крупного землевладения, наделение землей обнищавших мелких производителей с целью восстановления мелкого землевладения и недопущения пролетаризації большинства населения.

Одна из страниц экономической истории Древнего Рима связана с аграрными реформами народных трибунов братьев Гракхов - Тиберия (162-133 гг. до н.э.) и Гая (153-121 гг. до н.э.), которые пытались внедрить демократические земельные реформы и приостановить разорения крестьян.
Тиберий Gracchus, избран народным трибуном, в 133 г. до н.э. добился утверждения народным собранием законопроекта, согласно которым общий земельный фонд римской семьи ограничивался одной тысячей югерів (около 250 га) нивы. Все излишки Брать Грачи возвращались государству для раздачи
мелким производителям в наследственное пользование в размере 30 югерів (около 7,5 га). Воплощение законопроекта в жизнь вызвало жестокое сопротивление крупных землевладельцев. Они организовали мятеж. В 133 г. до н. э. Тиберия Гракха было убито несмотря на священную неприкосновенность трибуна. Вместе с ним погибло около 300 его сторонников.
Младший брат Тиберия - Гай, который был избран народным трибуном в 123 г. до н.э., продолжил реализацию аграрных реформ своего брата. Он возобновил деятельность земельной комиссии, которая наделила земельными участками около 75 тысяч обнищавших семей. С целью смягчения аграрных противоречий Гай Gracchus проводил политику основания новых колоний на государственных землях в Италии и Северной Африке (в Карфагене). Он организовал продажу в Риме дешевого хлеба из государственных хранилищ, предложил законопроект о предоставлении всем жителям Италии прав римского гражданства. Выступая перед народом, Гай первым среди римских политических ораторов стоял лицом к народу, а не к сената. Разъяренная знать организовала схватку, в которой погибло около трех тысяч человек. Признав свое поражение, Гай Gracchus приказал рабу убить себя. В результате победы противников реформы все прогрессивные начинания братьев Гракхов со временем были сведены на нет.
В трактате "Земледелие", написанном крупным землевладельцем, писателем и политическим деятелем Древнего Рима Марком Катоном (Катоном Цензором Марком Порцієм, Катоном Старшим, 234-149 гг. до н.э.), нашли яркое отражение экономические проблемы рабовладельческих хозяйств в период расширения производственной деятельности крупных землевладельцев. Трактат включает 162 главы и напоминает страницы записной книжки хозяина рабовладельческого имения. В книге обобщается опыт натурального рабовладельческого хозяйства Древнего Рима и содержатся практические рекомендации относительно повышения его доходности.
В этой труда Катон:
определял земледелие наиболее достойным, почетным и благородным занятием, идеализировал натуральное хозяйство, направленное на удовлетворение собственных потребностей. По мнению мыслителя, из земледельцев "выходят самые преданные граждане и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти". В то же время он предполагал частичную рыночную ориентацию рабовладельческих имений: продажи части избыточной продукции и покупку только самого необходимого, того, что не производилось собственными силами. Давая советы по повышению доходности рабовладельческого хозяйства, мыслитель исходил из принципа: "Хозяину любо продавать, а не покупать";
определяющую роль в деле организации модельного хозяйства отводил владельцу поместья, который должен хорошо знать календарь сельскохозяйственных работ, необходимые агротехнические средства, строго регламентировать производство и сбыт продукции;
причислял рабов орудий труда, выступал за жестокую дисциплину, отмечая, что рабы должны быть "всегда в работе". Контроль за работой рабов, по мнению мыслителя, должен основываться на распределении между ними конкретных объемов работы (уроков). Наблюдать за выполнением этих задач должен был раб-надзиратель, который должен был "обеспечить порядок, соблюдать праздников; чужого в руки не брать; свое тщательно оберегать... Рабам не должно быть плохо: они не должны мерзнуть и голодать... должны быть всегда в работе: так их легче удержать от дурного и кражи";
считал целесообразным сеять между рабами вражду разжигать между ними конфликты и ссоры с целью пресечения неповиновения и сговора между ними. Он советовал жестоко обращаться с рабами, "истощать их трудом, яростно наказывать за малейшую провинность, относиться к ним намного хуже, чем к рабочих животных. Так, в праздничные дни, говорится в трактате, быки должны отдыхать, а рабы - работать. Больных быков, по мнению Катона, нужно лечить, а старых и больных рабов - продавать, освобождаясь от них, как от ненужного "старого телеги".
Дальнейшего развития экономическая мысль Древнего Рима вступило в работах Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.) и Луция Юния Модерата Колумелли (i в. н.э.).
Трактат "О сельском хозяйстве" выдающегося римского ученого, агронома и историка Марка Теренция Варрона отразил рационализацию и интенсификацию сельскохозяйственного производства, дальнейшее развитие и углубление противоречий рабовладельческого хозяйства.
В своем произведении Варрон выразил серьезную тревогу за судьбу крупных рабовладельческих латифундий, сетуя на землевладельцев, которые проживают в городах, отстранившись от непосредственного хозяйствования и переложив все заботы на управителей. Автор искал пути укрепления экономики рабовладельческих имений, обосновывая необходимость интенсивной агрокультуры, рационального сочетания земледелия с животноводством, совершенствование методов эксплуатации рабов.
Выступая по натурально-хозяйственную ориентацию латифундий, Варрон учитывал рост товарности сельскохозяйственного производства и влияние рыночной ситуации на доходность хозяйства: "Имения, - говорится в трактате, - рядом с которыми есть места, куда удобно вывозить и продавать изделия своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что нужно для собственного хозяйства, уже только по этой причине являются доходными".
Доходность рабовладельческого хозяйства мыслитель связывал также с качеством земли и агрокультурой. Особое значение он придавал усилению эксплуатации рабов, которых причислял к одному из видов сельскохозяйственных орудий.
Однако в противовес Катону, под влиянием восстание Спартака Варрон выступал за гибкие методы принуждения рабов к труду. По его мнению, материальное и моральное поощрение рабов будет способствовать созданию условий, при которых у последних будет "охота к работе". В трактате говорится, что рабы лучше работают, если "хозяин щедро наделяет их продовольствием, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, позволяет в имении выпасать свой скот и т.д."3. В то же время он понимал ограниченные возможности подневольного труда рабов и считал целесообразным применение труда наемных работников, особенно в "нездоровой" местности или при выполнении крупномасштабных работ.
Экономические проблемы Древнего Рима в период кризиса рабовладельческого имения и развития колонату нашли отражение в произведениях Луция Юния Колумелли, автора 12 книг "О сельском хозяйстве".
Предлагая рациональные методы хозяйствования, Колумелла, как и его предшественники, стремился восстановить сельское хозяйство. Он подчеркивал, что упадок рабовладельческих латифундий обусловлен не столько снижением плодородия земель, сколько недостатками хозяйствования, нежеланием землевладельцев "лично хозяйствовать... в поместьях".
Колумелла первым в античной экономической мысли поставил вопрос об интенсификации развития рабовладельческих хозяйств на основе и проведения агротехнических мероприятий и реорганизации труда рабов. Он писал] о том, что "огромное поле, которое плохо обрабатывается, принесет меньший доход, чем маленькая, но тщательно обработана участок".
Понимая ограниченные возможности рабовладения, Колумелла указывал на то, что земля обрабатывается "хуже рабами" и затем отдается "на растерзание И палачу". С целью повышения производительности рабского труда он советовал покупать опытных и квалифицированных рабов, вводить разделение труда между невольниками, поощрять соревнования между рабами, используя матери-1 материальные и моральные стимулы. В то же время мыслитель признавал труд колонов более продуктивной, считая целесообразным переход к колонату и привлечения к возделыванию земель сельских жителей.
С осуждением рабства и крупного землевладения выступил современник И Колумелли Гай Плиний Старший (123-79 гг. до н.э.). В своей энциклопедической труда "Естественная история", изложенной в 37 книгах, он отмечал, что расширение производства за счет наращивания объемов землевладения и 1 рабского труда приводит к росту расходов по надзору и управлению, которые поглощают создаваемый доход.
В противовес Катону Плиний выступал против чрезмерной интенсификации сельскохозяйственного производства, подчеркивая необходимость натурально-хозяйственной ориентации рабовладельческих имений. В вопросе повышения эффективности сельскохозяйственного труда он призвал землевладельцев к умеренности и максимального сокращения расходов, пропагандируя использования новых и дешевых орудий труда.
В то же время Плиний осуждал рабовладение. По его мнению, "Латифундии загубили Италию". Следовательно мыслитель рекомендовал переходить от крупных сельскохозяйственных имений, которые базировались на рабский труд, к колонату, основанном на мелком землеволодінні и труда свободных колонов.
Экономические и социальные проблемы кризиса рабовладения нашли отражение в трудах выдающегося политического деятеля, адвоката, знаменитого оратора Древнего Рима Марка Туллія Цицерона (106-43 гг. до н.э.).
Как сторонник частной собственности, крупного землевладения, колониальной эксплуатации Цицерон одобрительно относился к трудам Аристотеля и Ксенофонта, поддерживая натурально-хозяйственную концепцию своих предшественников. Сочувственно относясь к земледелию, он презирал торговлю и все виды ремесленной труда.
Центральное место в экономических взглядах Цицерона занимала идея "справедливости", в основе которой лежит признание неприкосновенности собственности, неравномерности распределения и мирного сосуществования различных по имущественным и социальным статусом состояний. Следовательно Цицерон выступал против реформирования аграрных отношений и осуждал списания долгов. Он оправдывал захватнические войны и захвата знатью государственных и мелких крестьянских земель. В то же время мыслитель остро критиковал паразитический образ жизни римской знати, выступая за "справедливое" отношение к рабам. Он советовал обращаться с ними как с наемниками: требовать от них работы, предоставляя все необходимое".
Кризисные явления в рабовладельческом строе Древнего Рима i-II вв. н.э. ярко отразились в учении стоиков, основанном на идее духовной свободы и равенства всех людей. В отличие от предшественников, стоики не презирали физический труд в пределах удовлетворения необходимых потребностей. В то же время они презрительно относились к ростовщичества и торговли, считая стремление к обогащению несовместимым с моральной благотворительностью.
Так, в трудах выдающегося римского философа, политического деятеля, писателя Луция Аннея Сенеки (около 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) сказано: "Они рабы. Но они люди. Они рабы. Но они соседи по дому. Они рабы. Нет, они товарищи по рабству, как только подумаешь о том, что судьбы разрешено одинаково много против вас обоих". Осуждая рабство с морально-этических позиций, Сенека советовал обращаться с невольниками так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой".
Учение стоиков предшествовало раннем христианству, повлияв на экономические идеи этой религиозной доктрины.
Обострение социальных противоречий и усиление социально-экономического кризиса в Римской империи в i в. н.э. нашло свое отражение в возникновении и распространении христианства. Новая религиозная идеология сформировалась на основе культуры Древнего Востока и философских течений античности.
Раннее христианство как религия обездоленных, бесправных и угнетаемых в корне изменило представление о хозяйственную деятельность, провозгласив будь-яку труд необходимой и святым делом.
Социальное неравенство, углубление пропасти между богатыми и бедными рассматривались в раннем христианстве как "корень всего зла", исходя из того, что богатым нет места в Царстве Божьем. Экономические взгляды христианства базируются на концепции равенства всех людей перед Богом, справедливости, социальной, а не индивидуальной оценки труда. "Какою мерою мерите, - говорится в Евангелиях от Марка, Матфея и Луки, - такой будет отмерено и вам".
С идеей равенства связанные принципы общего обязанности трудиться и распределения по труду: "Каждый получит вознаграждение за труд свою", "Если кто не хочет работать, пусть и не ест".
Раннехристианская экономическая мнение резко осуждала ростовщичество, взыскание процентов по ссуде: "Давайте взаймы, не ожидая ничего", - говорится в Евангелии от Луки.
Однако противоречивый характер христианского учения и стремление превратить его в господствующую религию способствовали появлению и развитию консервативных тенденций. Со временем усилились признание и оправдания рабства, существующих порядков, провозглашалась необходимость смирения и терпения.
Христианство оказало существенное влияние на дальнейшее развитие экономической мысли. Многочисленные экономические концепции поздней античности, средневековья и нового времени развивались в рамках христианского мировоззрения, апеллируя к христианских норм морали и права.



Назад