Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3.1.1. Исторические условия формирования и своеобразие экономической мысли средневековья


Хронологические границы эпохи средневековья охватывают период с V до середины XVII ст., который в европейских народов был связан с зарождением, господством и расписанием феодализма.
Понятие "средневековья" внедрили писатели эпохи Возрождения (Ренессанса) для обозначения периода, который наступил после падения Римской империи и предшествовал Возрождению.
Термин "феодализм" возник накануне Великой французской революции и означал "Старый порядок" (абсолютная монархия, господства дворянства и т.п.). В марксистской литературе феодализм определялся как социально-экономическая формация, которая существовала в период между рабовладением и капитализмом.
Современная историческая наука трактует феодализм как социально-экономическую систему, которая существовала в Западной и Центральной Европе в период средневековья, хотя отдельные ее черты были присущи и другим регионам мира в разные эпохи.
Особенности средневекового периода эволюции человеческого общества связаны:
с преобладанием натурального хозяйства, определяющим влиянием на жизнь общества традиций и обычаев;
господством крупного феодального землевладения, мелким крестьянским землепользованием;
внеэкономическим принуждением непосредственных производителей;
широким развитием отношений корпоративного типа (общин, ремесленных цехов, купеческих гильдий и т.д.);
формированием европейских народностей и образованием централизованных государств;
политической раздробленностью и иерархической структурой власти;
господством богословного, теологического мировоззрения, за которого высшим источником истины признавалось Священное писание;
ростом власти и экономического могущества церкви.
Исторический портрет эпохи
Эпоха средневековья охватывает период с V по XVII вв. Характерными признаками хозяйственного уклада этого периода является ярко выраженный натуральный характер, господства феодальных иерархических отношений, ориентированных на традиции и воспроизведения существующего строя в сочетании с элементами рыночной и командной систем.
Доминирующей сферой хозяйственной жизни было сельское хозяйство. Организация ремесла и торговли имела строго регламентированный характер. Купеческие гильдии упорядочивали торговые отношения, а строгие цеховые уставы определяли технологию, инструменты и продолжительность ремесленного производства. Основой распределительных отношений была рента, которая существовала в трех формах: отработки, продуктовых и денежных выплат. Социальную структуру общества составляли крестьяне, которые находились в зависимости от землевладельцев и были плательщиками основной массы феодальных повинностей; владельцы земли, феодалы, которые были освобождены от налогов, но обязаны нести воинскую повинность, осуществлять судопроизводство и поддерживать существующий порядок. Доля других слоев населения (служителей церкви, торговцев и ремесленников, слуг и т.п.) была незначительной.
По сравнению с античностью эпоха средневековья (особенно раннего, так называемых "мрачных времен") характеризовалась упадком общественных институтов и систем, жестокими войнами, эпидемиями, нищетой, невежеством, упадком в сфере науки и образования.
Ядром мировоззрения феодального общества, его Идеологической и моральной основой было христианство, которое в IV в. стало государственной религией. В средние века монастыри были большими административно-хозяйственными центрами, производственными центрами, социальными приютами, культурными, образовательными центрами, которые монополизировали просвещение вплоть до XIII-XIV ст. Средневековая университетская наука получила название схоластики (от гр. schola - школа) и нашла яркое выражение в богословии, обращении к Библии как к высшему критерию истины. Важную роль играла патристика (трактаты "отцов церкви" Тертуллиана, Климента, Киприана, Григория, Августина Блаженного и др.), которая имела нормативный характер.
Феодальный строй хозяйственной деятельности и религиозная оболочка, которые охватили все формы интеллектуально-художественной деятельности, оказали определяющее влияние на развитие экономической мысли средневековья, обусловив ее:
натурально-хозяйственную ориентацию и практицизм, стремление исследовать принципы рациональной организации феодального поместья, взаимоотношений натурального и товарного хозяйства и т.п.;
тесная связь с экономической политикой государства, направленной на защиту феодального строя, обоснование законности феодального землевладения, вечности сословного деления общества и т.п.;
ярко выраженный теологический (богословский характер), религиозно-этическую форму изложения экономических идей, догматизм, хитросплетения схоластических и софистические суждений;
Христианское учение - это прежде всего и по сути Священное Писание. Оно было основой всей средневековой культуры.
Как и в эпоху древнего мира экономическая мысль средневековья еще не выделилось в самостоятельную отрасль знаний в силу синкретизма (нерозчленованості, слитности) средневековой культуры. Основными источниками исследования экономических идей эпохи средневековья являются:
юридические кодексы, цеховые уставы, городское право, призванные упорядочить повседневную хозяйственную жизнь на основе устойчивых правовых норм, защитить собственность и регламентировать распределительные отношения;
религиозные произведения, церковные памятники, посвященные исследованию этических проблем и стремлению привести хозяйственную практику в соответствие с божественных указаний;
"ереси" и требования крестьянских восстаний.



Назад