Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3.1.2. Экономическая мысль Востока в средние века


Экономическая мысль стран Востока в средние века унаследовала основные идеи мыслителей древнего мира по вопросам управления страной, налогообложения населения, обогащения государства, организации сельского хозяйства как приоритетной отрасли экономики. ее характерной чертой была натурально-хозяйственная ориентация, аллегоричность и неотделимость от символического характера восточной культуры.
Экономическая мысль средневековой Индии отразила жесткую сословную иерархию общества и специфику индийской земледельческой общины как саморегулирующегося социально-экономического организма. Экономические идеи не выделялись из комплекса религиозно-политических учений и играли незначительную роль в морально-этическим соображениям.
Источниками, которые дают представление об экономической мнению средневековой Индии, является дхармашастри (трактаты о добродетели), комментарии и нібандхи (сокращенные выложи) дхармашастр, административно-налоговые инструкции и трактаты о политике. Экономические идеи, изложенные в этих произведениях, направленные на стабилизацию существующего строя, обеспечения благосостояния и процветания господствующих слоев, обогащения государства. Значительное внимание уделялось вопросам распределения доходов, налогообложения, ценообразования и др.
В средневековый период проблемы строительства и обслуживания ирригационных систем уступали место вопросам привлечения и сохранения сельскохозяйственного населения. Значительное внимание уделялось вопросам развития городов и торговли с целью пополнения доходов государственной казны. Обосновывалась необходимость централизованного регулирования ценообразования на основе концентрации государственных запасов продукции в столице и главных городах.
Экономическая мысль средневекового Китая, отраженная в династических историях, энциклопедиях, собраниях императорских указов и произведений государственных чиновников, удостоверяет конфуцианское мировосприятия, перестроенный в духе времени. Выступая составляющей учения об управлении страной и поддержку народа, она подчинялась решению задач сохранения социального мира в государстве, управления финансами и обогащения общества путем активной хозяйственной деятельности правителей и чиновников.
Основным источником процветания страны провозглашался развитие земледелия как главного вида занятий, залог достойного правления и общественного порядка. Торговля и ремесло рассматривались как второстепенные виды занятий, ставилась задача уменьшить количество ремесленников и торговцев на основе активного привлечения их к сельскохозяйственному труду. Особенно осуждалось и административно ограничивалось занятия большим торговлей и ростовщичеством.
Значительное место в экономической мысли средневекового Китая занимает принцип равновесия, согласно которому правитель должен был контролировать рыночное ценообразование, ослабляя сезонные колебания цен и способствуя их установке на "справедливом" уровне за счет формирования и накопления централизованных запасов продукции. С целью решения финансовых проблем государства обосновывалась идея уменьшения потребительских расходов при соблюдении уровня благосостояния подданных в соответствии с их социального статуса.

Сура Корана
Экономическая мысль арабских стран в период средневековья развивалась под влиянием ислама, изложенного в Коране - священной книге мусульман.
Как и другие религиозные книги, Коран является сборником проповедей, обрядовых и юридических установок, традиций, заклинаний и молитв, поучительных рассказов и притч, в частности учение о необходимости соблюдения установленных в обществе норм т^ законов; трактовка собственности как вверенного Богом во временное управление семьи, общины, что предполагает ее рациональное использование и приумножение; отношение к семье и роду как к первичных социальных и хозяйственных институтов, более важных за отдельных индивидов; обязательность милосердия, помощи бедным и обездоленным; непримиримость к ростовщичества; терпимость к торговле за условия правильной системы мер и весов.
Основателем ислама считается мекканский купец Мухаммед (около 570 - 632), pp. "услышал", а потом донес в своих проповедях "откровение Бога". Проповеди Мухаммеда и его высказывания по тем или иным вопросам в период с 610 по 632 гг. были записаны его сподвижниками. После смерти пророка они были собраны в единую книгу - Коран, отредактированы-и разбиты на 114 глав (сур).
Коран - священная книга мусульман, основа религиозного и гражданского законодательства. Название ее происходит от слова "кара'а", что в переводе с арабского означает "читать", "декламировать". По учению ислама, оригинал Корана сохраняется в Аллаха. Помещенные в Коране указания относительно регламентации имущественных отношений отмечают божественном происхождении социального неравенства в обществе. В священной книге мусульман отмечается, что именно Аллах дал преимущество одним над другими в жизненной судьбы" ради порядка на земле: "Мы разделили среди них (людей) пропитание в жизни ближней и подняли одних лестнице над другими, чтобы одни из них принимали других в прислугу"1. Коран освящает частную собственность, провозглашая принцип ее неприкосновенности и жестокого наказания за посягательство на нее: "Вору и злодійці відсікайте руки за то, что сделали они, от имени Аллаха".
В то же время Коран выступает против чрезмерного обогащения, страсти к наживе, алчного, ненасытного накопление имущества и денег, а также расточительства, пропагандируя умеренность, бережливость и неприхотливость.
В священной книге мусульман отмечается, что все верующие должны тратить часть своего имущества "на пути божьем", платя милостыню. При этом благотворительность рассматривается исламом как загальнорелігійне и общегосударственное обязательства.
Изложенные в Коране наставления относительно доброго отношения к рабам, отложения части милостыни на их выкуп, поощрения освобождения рабов как богоугодного дела свидетельствуют о патриархальный, неразвитый характер рабства у народов Ближнего Востока.
Значительное место в Коране занимает регламентация торговых отношений, которая базируется на признании исключительно важное значение торговли. На основе того, что "Аллах разрешил торговлю", торговый прибыль определяется как нормальное явление. В Коране отражено благосклонное отношение к оправданному риску в торговле, помещаются наставления купцам относительно неуклонного соблюдения договорных обязательств.
В то же время Коран осуждает ростовщичество, объявляя его порождением сатаны. Аллах разрешил торговлю и запретил рост (ссудный процент), - отмечается в Корані2. В связи с этим Священная книга мусульман содержит требование точности при уплате долгов, жестко регламентирует процедуру заключения соглашения и записи долга.
Много важных экономических идей содержится в работах выдающегося мыслителя арабского Востока Ибн Хальдун (Абу Заид Абдар-Рахмана ибн Мухаммеда аль-Хадрамі, 1332-1406 гг.). Основная йог^труд "Кітак аль-Ибар" ("Книга назидательных примеров из истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле") свидетельствует о різносторсшність научных интересов ученого и гениальность выводов, которые намного опередили свое время.
В своих трудах Ибн Хальдун:
Выдвинул концепцию "социальной физики", в основе которой лежит признание Закономерного прогресса человеческого общества, обусловленного экономическими факторами. Мыслитель подчеркивал, что в основе общественной жизни лежит необходимость объединения людей для совместного удовлетворения потребностей. Движущую силу поступательного развития человечества он усматривал в материальном производстве, труда как основных источниках богатства и доходов.
Отметив, что "...условия, в которых живут поколения, отличаются в зависимости от того, как люди добывают средства существования", Ибн Хальдун выдвинул собственную периодизацию общественного прогресса. По мнению мыслителя, человечество в своем развитии прошло три этапа:
состояние дикости, характерный для начального периода развития человеческого общества;
состояние примитивности, связан с занятием земледелием и скотоводством;
состояние цивилизации, обусловлен развитием ремесел, торговли и науки, и образованием и ростом могущества городов.
Выделил необходим и дополнительный продукт, связав производство последнего с периодом цивилизации. По мнению мыслителя, в сельском хозяйстве производится только необходимый продукт, поскольку в земледелии и скотоводстве продуцируются блага, достаточные для удовлетворения первоочередных потребностей. Создание избыточного продукта, который превышает средства, необходимые для существования человека, возможно только в городах, где есть избыток рабочих рук, широко применяется разделение труда, развивается промышленность и торговля. Следовательно цивилизацию и производство прибавочного продукта Ибн Хальдун связывал с существованием рынка и интенсивного обмена продуктами труда.
Основой общественного порядка провозгласил частную собственность как вечный и неизменный дар природы. По мнению арабского мыслителя, даже при увеличении индивидуального изобилия никогда не исчезнет сословное деление общества по имущественному признаку и принципу "верховенства".
Высказал интересные идеи о товаре, его свойства, ценообразования и роль рынка. Анализируя простое товарное производство, Ибн Хальдун узалежнював цены от факторов спроса и предложения: количества товаров, предлагаемых на рынке, демографической ситуации в стране, природных факторов, размера государственных налогов и сборов и т.д.
По мнению арабского мыслителя, экономический подъем страны способствует росту численности городского населения и вызывает снижение цен на предметы первой необходимости и роста цен на предметы роскоши; в период ухудшения экономического положения в государстве происходят обратные процессы. "Незаконные поборы, - отмечал Ибн Хальдун, - способствуют дороговизны, поскольку торговцы включают в цену своих товаров все, что они тратят, в том числе и расходы на средства своего существования". Поэтому исследователь, был сторонником умеренных налогов и сборов как важного фактора экономического подъема страны. "Самым действенным средством развития общественной жизни является уменьшение размера налога", - отмечал арабский мыслитель.
Указал на трудовое происхождения стоимости, исходя из того, что большая часть накопленного и непосредственно полезного для человека равноценно стоимости человеческого труда. "Во всем, что покупается и превращается в деньги, - отмечал арабский мыслитель, - обязательно содержится человеческий труд...". Отсюда он делал вывод, что в основе акта купли-продажи "равновесного (эквивалентного) обмена... по стоимости"4 лежит принцип приравнивание равновеликой количества затраченного труда.
Важную роль отводил деньгам, утверждая, что золото и серебро являются мерой стоимости "всего того, что люди создают своим трудом", "предметом хранения", "основой доходов, накоплений и сокровищ". По мнению Ибн Хальдуна, драгоценные металлы не создают богатства. Так, например, в земле Судана есть много золота, однако страна остается бедной, поскольку благосостояние народа зависит не от наличия драгоценных металлов, а от развития общественной жизни, базирующаяся на трудолюбия населения. В то же время мыслитель обращал внимание на то, что золото и серебро имеют стабильную стоимость и поэтому является удобной формой хранения богатства. Ибн Хальдун был сторонником полноценных денег и категорически осуждал порчи монет правителями, которое приобретало все большее распространение в средние века. Он писал о том, что люди, которые "превращают медь в серебро и золото - воры, худшие из воров, ведь они присваивают это золото".
Большое значение придавал торговли, рассматривая ее наряду с земледелием и ремесленничеством как естественный способ добывания необходимых средств для жизни, стремление человека к получению дохода (торгового прибыли) за счет дешевой покупки и продажи более дорогого.
В то же время он выступал против чрезмерной дороговизны, осуждая спекулятивные намерения купцов, особенно спекуляции хлебом, которая ухудшает положение бедных слоев населения. Отстаивая низкие цены на хлеб, Ибн Хальдун отмечал, что "в силу особого значения этого товара, необходимо отдать предпочтение его важности для пропитания над выгодами купцов".



Назад