Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3.1.3. Экономические идеи западноевропейских мыслителей в эпоху средневековья


Экономическая мысль средневековой Европы развивалась на почве феодальных отношений под всесторонним и всеобъемлющим влиянием христианства. Развитие средневекового общества стран Западной Европы условно можно разделить на три периода, которые отражают эволюцию экономического, социального и политического устройства и определяют своеобразие экономических взглядов и идей.

В памятниках экономической мысли раннего средневековья отразились проблемы разложения общины и родовых отношений, становления феодального строя, углубление имущественного и социального неравенства, перехода от традиционного обычного права к "писаного" (закрепленного в специальных документах) феодального права.
Яркое представление о экономические идеи раннего средневековья дают "Варварские правды" (Бургундская, Салічеська, Баварская и др.) - записи права германских племен, осевших в Римской провинции, создав королевство, а также хозяйственные регламенты ("Капітулярій о виллы", "Саксонский капіту-лярій") - своеобразные инструкции для управляющих крупных феодальных поместий.
Наиболее типичной является "Салічеська Правда" - свод законов салических (северных) франков, составленное в начале VI в. по распоряжению франкского короля Хлодвига, которое дополнялось в течение четырех последующих веков его последователями. Первоначальный текст "Салічеської правды" до нас не дошел, но сохранился в многочисленных списках VIII-IX вв. их основное содержание составляют тарифы вергельдів - судебных штрафов за различные преступления, а также сведения об формы судопроизводства. Из 66 статей, которые считаются древнейшими, 7 статей посвящены семейным отношениям, собственности и наследованию.
"Салічеська Правда":
дает представление о социально-экономический строй Франкского королевства: господство натурального хозяйства, достаточно крепких общинных порядков, приоритетность права общинной собственности на сельскохозяйственные угодья. Сельская община, в состав которой входили свободные семьи, признавалась законной формой землевладения. Защищался суверенитет общины, посягательство на ее имущество, провозглашалась равенство всех свободных франков перед законом. В то же время общинные принципы организации общественной жизни сочетались с признанием рабства, колонату, крупного землевладения. Рабы квалифицировались как барское имущество, их убийство предусматривало соответствующую компенсацию владельцу;
отображает процессы разложения родового строя и начала дифференциации общества на основе развития частного землевладения и обособление отдельных домохозяйств. Понятие частной собственности в "Салли-чешской правде" нет, однако фиксируется зарождения земельного аллоду в виде ограниченного права наследования земельного надела и недвижимости в пределах большой семьи прямыми наследниками умершего по мужской линии.
Важным источником по истории экономической мысли раннего средневековья является капітулярії - инструкции по управлению феодальным поместьем. Так, изданный в начале IX в. королем франков Карлом Великим (742-814) "Капітулярій о виллы" (Закон о имения) отразил экономические взгляды и экономическую политику средневекового общества относительно организации и управления феодальным поместьем:
признает монопольное право феодалов на земельную собственность. В капітулярії даже не упоминается о общинне землевладения, исходя из того, что обладатель имения является единственным собственником земли. Приписывается, что каждый крестьянин должен иметь своего господина (сеньора). Следовательно королевская власть способствовала узаконению имущественного неравенства и феодальной зависимости;
провозглашает натуральное феодальное хозяйство идеальной формой организации экономической жизни. В капітулярії отмечается, что в феодальном поместье должно производиться все необходимое для жизни и хозяйствования. Управляющие имениями должны были иметь в своем распоряжении "хороших мастеров, а именно: кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, сапожников, токарей, плотников, оружейников, рыболовов, птицеловов, мыловаров, пивоваров... пекарей... людей, которые хорошо умеют плести сети для охоты и сетки для рыболовства ...также других служащих, перечислять которые было бы слишком долго...";
как исключение допускает продажу излишков продукции и покупка того, что не производится в имениях собственными силами. "После того, как все будет распределено, использовано на семена и другим путем потрачено, все, что остается от этого из всего продукта... хранить до нашего (королевского) распоряжение, - отмечается в "Капітулярії о виллы", - ...или продавать, или оставлять в запасе"2;
четко очерчивает правила поведения и обязанности субъектов хозяйствования. В капітулярії отмечается, что задачей феодального поместья является производство и поставка всего необходимого для королевского двора, четкая фиксация всех доходов и расходов, а также излишков, которые образуются. Крестьянам приписываются многочисленные феодальные повинности, в то же время обращается внимание на недопущение их разорения и т.д.
В период классического средневековья экономическая мысль Западной Европы развивалась под влиянием канонической доктрины, которая трактовала экономические проблемы с позиций античной традиции (Аристотель) и христианской идеологии (Августин Блаженный). Оправдывая господства церкви в условиях феодального строя, каноністи стремились подчинить явления общественной жизни церковным правилам (канонам). Становление канонической доктрины связано с именем болонского монаха Грациана, который составил в XII ст. "Возведение канонического права".
Экономические взгляды раннего христианства нашли яркое отражение в трудах известного религиозного мыслителя, епископа в североафриканских владениях Римской империи Аврелия Августина Блаженного (354 - 430), pp. который создал авторитетное религиозно-христианское учение, основанное на безальтернативных принципах религиозно-этического подхода к экономическим проблемам. Его произведения (около 40 томов литературного наследства) оказали значительное влияние на дальнейшую эволюцию общественного мнения и к ИХ ст. служили фундаментом христианской идеологии.
Августин Блаженный (Святой Августин) был блестящим знатоком античной культуры. Однако в отличие от мыслителей Древней Греции и Древнего Рима, он пропагандировал необходимость трудовой жизни для всех, считая физический труд такой же высокой, как и умственная. По мнению мыслителя, вид труда не должно влиять на положение человека в обществе.
В сочинении "О труде монахов" Августин Блаженный отмечал, что "Обязанность кормиться физическим трудом - незыблемая апостольская заповедь".

Особое уважение Августин Блаженный выражал до земледельческого труда как "чистейшей из искусств". Чистой и достойной епископ считал также труд ремесленников. В то же время он резко выступал против занятия торговлей и ростовщичеством, подчеркивая греховности нетрудового накопления золота и серебра. В своих произведениях Августин Блаженный осуждал эгоистические стремления к накоплению богатства и попытки властвовать над людьми. Он отрицательно относился к рабству, указывал на насильственный характер рабовладельческой государства, называя ее "большой разбойничьей организацией".
Однако критика рабовладельческого общества ограничивалась теологическими взглядами мыслителя, основанными на признании божественного происхождения власти, которая осуществляет предназначенное провидением. Он утверждал, что состояние рабства определен Богом грешникам, поэтому они должны с готовностью служить своим хозяевам. Спасение от грехов и новую жизнь ждет их после смерти. При этом Фома Аквинский исходил из необходимости морально-нравственного совершенствования человека, отмечая, что "лучше быть рабом у человека, чем в похоти...".
Экономические идеи позднего канонізму приобрели систематизированного изложения в работах итальянского монаха доминиканского происхождения Фомы Аквинского (1225 или 1226-1274 гг.). Его произведение "Сумма теологии" (1273) стал своего рода энциклопедией католицизма, которую и по сей день широко используют в Ваты-кане.
В исследовании экономических явлений и процессов Фома Аквинский (Аквинат) опирался на учение Аристотеля. В то же время он развил много собственных экономических идей, трактуя проблемы экономического жизнь с религиозно-этических позиций. Понимая невозможность применения экономических учений античности и раннего канонізму к объяснения хозяйственной жизни развитого феодализма, мыслитель выдвинул много противоречивых суждений. Формулируя определенное положение, он приводил все известные из авторитетных источников (Библии, произведений богословов, античных философов) доказательства "за" и "против", детально их рассматривал и пытался примирить, используя принцип двойной оценки (софистика, схоластический способ рассуждений).
В своих произведениях Фома Аквинский:
Обосновывал сословную иерархию феодального строя, характеризовал общественное разделение труда и имущественное неравенство как природные явления, обусловленные божественной волей. По мнению Аквината, "разделение людей по разным профессиям обусловливается, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей на сословия... Во-вторых, естественными причинами, которые определили склонность людей к различным профессиям".
Человеческое общество Фома Аквинский изображал в виде пирамиды, в которой разные профессии размещены на неодинаковой расстоянии от Бога. "Как в бджілодні собирают мед, другие строят из воска ячейки, - писал итальянский монах, - а королева совсем не участвует в материальных трудах, так и у людей: одни должны обрабатывать землю, другие - строить дома, а часть людей, свободных от мирских забот, должна посвятить себя духовной труда во имя спасения других". Исходя из природного происхождения сословного деления общества Фома Аквинский осуждал любое стремление бродить выше своего состояния как греховное.
Одобрительно относился к труду, считая ее в соответствии с традициями христианства благородным занятием, необходимым для поддержания жизни, предотвращения бездействия, укрепления морали и т.д. В то же время, как и мыслители античности, Аквинат ставил умственный труд выше физического, квалифицируя последнюю как занятия рабов.
Рассматривал частную собственность как законный институт человеческого общества, осуждая требования "еретиков" о передаче имущества от богатых к бедным согласно учению раннего христианства. Отмечая законности существования частной собственности как основы установленного Богом порядка, который дает возможность людям жить в соответствии с определенной сословной иерархии, Фома Аквинский обращал внимание на то, что "подобно тому, как человек от природы гола, а одежда есть результат его собственного изобретения, так и право естественной собственности не дано природой, а человеческим умом...".

Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225/26-1274) - один из самых выдающихся теологов средневековья, "отец церкви", "Ангельский доктор", создатель целостной религиозно-философской системы. Родился в замке Роккасіка возле Неаполя и был седьмым сыном графа Аквинского. Получил образование в Неаполитанском университете, где изучал труды Аристотеля и 7 свободных искусств: логику, риторику, арифметику, геометрию, грамматику, музыку и астрономию. В возрасте 19 лет стал членом доминиканского ордена, чем очень раздражал свою семью. Чтобы избежать гнева родителей, друзья отправили Фому Аквинского в Париж. Но по дороге его похитили родные братья и вернули домой, где он больше года находился под домашним арестом. Однако все попытки родственников отказать Аквината от доминиканцев оказались напрасными, поэтому ему разрешили вернуться в Париж. В 1257 г. Фома Аквинский защитил докторскую диссертацию по богословию, стал профессором Болонского университета, но через некоторое время отказался от преподавательской работы, ссылаясь на ухудшение состояния здоровья. Мыслитель создал своеобразную энциклопедию католического богословия, сформулировал его важнейшие принципы, которые и сегодня в своем большинстве являются незыблемыми. Разработанная им философско-теологічма система, которая объединила христианские догматы с учением Аристотеля, получила название томізму.
Умер Фома Аквинский в Цістерціанському монастыре, не выздоровев после сердечного приступа, который случился с ним во время поездки в Лион. В 1323 г. он был причислен к лику святых римско-католической церкви, которая удостоила его титула "Ангельского доктора".
Софістичне трактовка частной собственности заключалось в том, что с одной стороны Аквинат считал ее необходимой уступкой человеческим слабостям, поскольку то, что принадлежит всем, не принадлежит никому. По мнению известного теолога, частная собственность обеспечивает порядок в хозяйственной жизни и мирное сосуществование людей, которые больше работают и меньше спорят. В то же время, провозгласив верховным властелином всех вещей Бога, мыслитель утверждал, что каждый человек должен владеть своей собственностью так, как бы последняя принадлежала всем, исходя из готовности всегда поделиться с бедными и нуждающимися. Аквинат считал, что государство должно гарантировать неприкосновенность частной собственности, в то же время "каждый должен охранять свое".
Как и Аристотель, разделял богатство на естественное и неестественное, искусственное. К первой он относил плоды земли и ремесла (продукты питания, одежда, жилье, животных, земельные наделы), отмечая, что такое богатство зависит от человеческого труда и соответствует нормам морали. Золото и серебро квалифицировались Аквінатом как искусственное богатство, результат жадности, стремление к наживе, которое не делает человека счастливым и не может быть целью ее деятельности. В то же время, осуждая накопления денежного богатства частными лицами, итальянский монах признавал необходимым образования сокровищ у государства и церкви, мотивируя это необходимостью осуществления благотворительной деятельности.
Обосновал концепцию "справедливой цены", утверждая, что основанием для обмена является равенство пользы обмениваемых вещей. Исходя из взаимоисключающих принципов, Фома Аквинский различал два вида справедливости в обмене:
Справедливость, основанная на объективных условиях обмена, которая определяется отношениями сторон и реализуется в цене, что отражает затраты труда, а также расходы на сырье, инструменты и т.д. Так, например, обмен обувь на дом должен осуществляться в пропорции, в которой строитель "превосходит сапожника в затратах труда и расходах".
Справедливость, которая базируется на необходимости обеспечения большим количеством благ тех, кто "больше значит для общественной жизни". Это справедливость отношение части к целому", которая реализуется в цене, что дает возможность продавцу жить согласно своего социального положения.
Таким образом, Фома Аквинский ставил процесс ценообразования в зависимость от социального статуса участников обмена и считал "справедливой" не одинаковое, а разной для разных слоев цену на один и тот же товар. Он оправдывал стремление людей к богатству, которое соответствует их социальному статусу, в то же время намерения получить более трактовал как греховные.
Выразил противоречивые рассуждения о природе и функции денег. Вслед за Аристотелем Фома Аквинский считал, что причиной возникновения денег является волеизъявление людей. Он писал о том, что власть денег является отражением силы светской и духовной власти. Признавая необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, Аквинат утверждал, что "монета - самая определенная мера для материальной жизни в торговле и обороте", призвана содействовать обмену по "справедливой цене".
В то же время в вопросе о ценности денег Фома Аквинский занимал двойную положение. одной стороны, он был сторонником номіналістичної концепции денег, исходя из того, что государство имеет право устанавливать номинальную ценность монет, подлежащих чеканке, на свое усмотрение. С другой стороны, знаменитый теолог выступал против порчи монеты, утверждая, что это может сделать бессмысленным измерения стоимости, так же как неуместной является изменение меры веса или длины.
Осуждал ростовщичество как "позорное ремесло", считая грехом и соучастием в незаконной деле даже взимания налогов с ростовщиков. Ссылаясь на авторитет Аристотеля, богослов писал о том, что деньги изобретены для обмена, поэтому первый и главный результат пользования ими "заключается в их употреблении или расходовании". Поэтому деньги не могут "порождать" деньги и быть средством наживы. Взыскание процента за кредит Фома Аквинский сравнивал с желанием продать вино и в придачу - право пить это вино за отдельную плату. По мнению мыслителя, обоснование ссудного процента как платы за время, предоставленное кредитором заемщику, является незаконным, поскольку время - общее благо, Божий дар. Следовательно ростовщики обманывают не только своих ближних, но и Бога за дар которого требуют вознаграждение.
Однако распространение кредита и необходимость учета требований времени побудили Аквината к поиску компромиссного решения проблемы на основе двойной оценки. Следовательно мыслитель оправдывал взыскания процента за кредит в случае:
возмещение убытков за неуплату денег в срок, страховки за риск неуплаты;
вознаграждения кредитору за отсрочку в оплате долга;
компенсации потери можливто дохода;
совместного разделения прибыли от финансирования доходных операций;
"бескорыстного подарка" на основе отношений взаимной доброжелательности.
Провозгласил натуральное хозяйство основой благосостояния населения, предполагая существование торговли как средства к жизни, но не как средство наживы. Фома Аквинский был сторонником натурально-хозяйственной концепции, выступал за самообеспечение феодальных поместий, их независимость от купцов и посредников. В то же время он был вынужден считаться с развитием товарно-денежных отношений и торговых операций. Поэтому анализ торговли и торговой прибыли, как и других экономических категорий, знаменитый теолог осуществлял на основе принципа двойной оценки с учетом цели определенного вида деятельности и разграничения дозволенного и недозволенного в торговле.
С одной стороны, Аквинат рассматривал обмен в непосредственной связи с понятием справедливости, "постоянного и твердого желания делать каждому то, на что он имеет право". Исходя из того, что разница в природных богатствах разных стран предусмотрена провидением, он утверждал, что торговля является вполне законным занятием в условиях, когда она осуществляется ради "честной цели": получение необходимых средств для обеспечения себя и своей семьи, помощи бедным, оплаты труда по улучшению товаров, компенсации расходов на хранение и транспортировку товаров, риска потерь и убытков. При этих обстоятельствах получения прибыли торгового не противоречит христианской добродетели. Однако занятия торговлей ради наживы и обогащения Аквинат осуждал как позорное явление, направленное на удовлетворение греховной страсти.
Важным источником экономической мысли средневековой Европы различные ереси (неканонические трактовка Библии), к которым обращались угнетенные слои феодального общества и участники крестьянских восстаний. Ереси осуждали роскошь и богатство церкви и духовенства, накопленное вопреки раннехристианским, канонам, проповедовали идеи равенства всех людей, отмены денег, долгов, повинностей, неповиновения светской власти и имели ярко выраженную антифеодальну направленность. В дальнейшем эти взгляды нашли отражение в Реформации - процессе раскола католической церкви и возникновения протестантизма.
Ереси были положены в основу многочисленных восстаний крестьян и городских низов и нашли отражение в программах мятежников (ересь богомолов в Болгарии X-XIII ст., крестьянское восстание под руководством Дольчіно в Северной Италии 1304-1307, pp. крестьянская война во Франции 1358 г. (Жакерия), восстание английских крестьян под руководство Тайлера в 1381 г. гусистські войны в Чехии 1419-1434, pp. крестьянская война/в Германии нач. XIV в. и др.). Требования повстанцев отразили идеализацию патриархальных отношений, стремление ликвидировать имущественное и социальное неравенство, вернувшись к общинного строя. Они предусматривали ликвидацию феодальной зависимости и всех связанных с ней повинностей ("Майл-Ендська программа"), разделение между крестьянами церковных земель и общинных угодий, захваченных феодалами ("Смітфілдська программа"), уменьшение налогов и запрете отчуждения общинных земель и т.п.



Назад