Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3.1.4. Экономическая мысль в Украине времен средневековья


Экономическая мысль в Украине периода средневековья уходит своими корнями в истории Киевской Руси и начало государственности восточных славян. Литературным источникам этой суток присущи енциклопедичність, просвещение, уважительное отношение к предметам духовной и материальной культуры, к людям, образованных в науках и ремеслах.Економічні идеи мыслителей Киевской Руси содержатся в государственных документах, договорах, грамотах великих князей, записях норм светского и церковного права. Особое место среди памятников древнерусской литературы занимают летописи, которым свойственна глубина и высокий уровень систематизации информации. По мнению многих исследователей, древнерусские летописи с выдающимся явлением в общественной жизни не только Киевской Руси, но и всей средневековой Європи.Давньоруські письменные источники отражают процесс феодализации страны, захват общинных земель князьями и церковью. Летописи отражают не только перечень исторических событий, фактов, но и дают представление о широкий круг представлений и понятий средневекового общества, зарождение научных знань.Важливе место среди первоисточников, которые делают возможным исследование развития экономических идей на территории Киевской Руси, принадлежит "Русской правде" - первом древнерусском своду законов. Это своеобразный кодекс феодального права, направленный на регламентацию сословных отношений, имущественных отношений, защита прав собственности феодальной знати на землю и зависимых крестьян, получения денежных и натуральных выплат и т.д."Русская правда". Список XIV ст. в тексте "Русской правды" употребляются термины, которые выражают такие экономические понятия, как ростовщический капитал ("существ"), ссудный процент ("рэс", если предметом займа были деньги, "просоп" - рожь, "настал" - мед), товар, рынок ("торг"), внешняя торговля ("гостьба") и т.п."Русская правда" отражает длительный период эволюции древнерусского государства. Она складывалась на протяжении XI-XII вв. и действовала до XV ст. Процесс формирования древнерусского законодательства был основан "Правда Ярослава", разработанной Ярославом Мудрым в 1015-1016 pp. В 1024-1026 гг. она была дополнена некоторыми положениями, направленными на укрепление власти князя в Києві.Подальший развитие "Русской правды", связанный с деятельностью сыновей Ярослава: Изяслава, Святослава и Всеволода, которые в 1072 г. утвердили в Вуз-огороде "Правды Ярославичей", направленную на укрепление феодальных устоев организации общественной жизни. В то же время под влиянием народных движений 60-х - начале 70-х годов XI ст. "Правда Ярославичей" предусматривала некоторое смягчение социальных противоречий и ограничения произвола землевладельцев в отношении зависимого населения. Понятное дело, все эти изменения отражали потребности развития феодального хозяйства, в том числе необходимость юридических и экономических гарантий содержание крестьянами собственного хозяйства, обеспечения его тягловой силой и сельскохозяйственным реманентом.Правові нормы "Русской правды" были дополнены в дальнейшем внуком Ярослава Мудрого - Владимиром Мономахом, который в своем Уставе (1113 г.) подтвердил вотчинний иммунитет феодалов, их право на эксплуатацию подвластного населения. В то же время предполагалось существенное ограничение произвола ростовщиков (на основе регулирования процедуры и размера ссудного процента) и облегчения крайне тяжелого положения покупок (смердов, которые попали в долговую зависимость к господину) . Следующий этап развития свод юридических норм связан с уставами Всеволода Ольговича и Изяслава Мстиславовича (XII в.), большинство статей которых регламентировали княжеское хозяйство, правопорядки в поместных селах, наследство тощо.Кодекс правовых норм "Русская правда":Дает представление о хозяйственную жизнь, собственность, экономические отношения, организацию большого князь-боярского владения, имущественный и социальный статус отдельных категорий населения. Согласно Русской правдой древнерусское общество состояло из бояр и вунів (чиновников), военных, придворных, купцов, землевладельцев, "человек" (свободных общинников), смердов (полусвободных крестьян), холопов (рабов), закупок (должников), рядовичів (наемных работников), изгоев (лишенных своего социального статуса) и ін.Регламентує права феодалов на земельную собственность, определяет положение зависимых крестьян и других групп населення.Охороняє право частной собственности, упорядочивает систему имущественных отношений, определяет ответственность за поджоги, нарушение границ земельных наделов, кражу хлеба, скота, другого майна.Визначає мере наказаний, систему штрафов за нарушение установленных норм: "За голову боярина ...или граждан известных - 80 гривен; за княжеского сына, повара, купца, за всякую человека русскую - 40 гривен. За раба нет вины: но кто убил его, должен платить хозяину урок: за ремесленника - 12 гривен за холопа - 5, за нарушение границы - 12 гривен за убийство феодала - 80 гривен, свободной личности - 40 гривен, холопа - 5 гривен".Регламентує торговые операции, правила заключения торговых сделок, защищая интересы как покупателей, так и потребителей. Ряд статей "Русской правды" удостоверяют развитие торговли (как внутренней, так и внешней) в натуральном в своей основе древнерусской хозяйстве. Речь идет также о формировании в древнерусском государстве купеческих обществ "на вере", в которых торговые сделки заключаются без свидетелей, на основе взаимного доверия и ответственности партнерів.Обмежує ростовщические операции, упорядочивает систему долговых обязательств, предоставление займов как в натуральной, так и в денежной формах. Составной кодекса юридических норм является устав Владимира Мономаха, направленный на защиту купцов и городских жителей от произвола ростовщиков. Владимир Мономах ограничил произвольное взыскания ссуды, установив, что ростовщик имеет право получать проценты только три раза, после чего он терял сам капитал. Займы под 20% годовых разрешалось брать без ограничений строку.Визначає права граждан, связанные с наследованием. Князь лишался права наследовать имущество бояр и дружинников. Если последние не имели сыновей, то собственниками имущества становились их доньки.Визначною достопримечательностью исследования экономической мысли древнерусского государства является летописный свод "Повесть временных лет" - монументальный историко-литературное произведение, который вобрал в себя не только опыт древнерусской письменности, но и достижения европейской мысли средневековья, традиции византийской культуры и т.д. Создана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором "Повесть временных лет" впервые связала историю Киевской Руси с всемирной історією.У произведении речь идет о активные внешнеторговые связи Киевской Руси с другими государствами, пополнения доходов казны за счет поступления из хозяйств дани, сборов с населения, штрафов, торгового пошлины и военной добычи. "Повесть временных лет" показывает развитие общественного разделения труда в древнерусском государстве, укрепление ремесел и товарного производства, распространения товарно-денежных отношений.

Экономическая мысль периода распада Киевской Руси и феодальной раздробленности отразила сепаратизм боярских вотчин и упадок торговых отношений. Письменные источники этого периода проникнуты идеей государственности и народного единства. Тревога за судьбу земли, которая страдает от княжеских распрей, звучит в известном "Поучении детям" Владимира Мономаха (нач. XII в.), "Слове о полку Игореве" (1185), "Молінні Даниила Заточеника" (нач. XVI ст.).

Владимир Мономах
Произведения великого киевского князя Владимира Мономаха, известные как "Наставления" (конец XI - начало XII в.), содержат важные обобщения и наблюдения относительно экономической составляющей общественного устройства; обосновывают нормы и правила управления государством, направленные на укрепление господствующих отношений; отражают стремление упорядочить общественную жизнь на основе моральных принципов; осуждают погоню за богатством, жадность к накоплению денег, насилие и чрезмерную эксплуатацию угнетенных слоев населения. Понимая значение развитию земледелия, скотоводства, ремесла и торговли для укрепления могущества государства, Владимир Мономах призывает правителей государства заботиться о своей земле и подданных, заботясь о согласии и социальный мир.
Призывая следовать определенным нормам, продиктованных требованиями христианской морали, Владимир Мономах подчеркивает необходимость уважения к j старших, заступничества за младших и обиженных, трудолюбия, ответственности, милосердия, чтобы "не забывать нищих, сирот, вдов и не позволять сильным погубить человека".
Жемчужина древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве" рассказывает о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославича на W половцев. Автор поэмы видит причину трагедии на берегах Каялы в разобщенности русских земель. Он осуждает князей за распри, междоусобицы, советует им помнить о единстве древнерусского государства, действовать согласованно и не зариться на чужие земли.
Автор более позднего произведения "Моление Даниила Заточеника" выступает за сильную княжескую власть, которая бы возродила силу и славу древнерусского государства. Он осуждает порабощения крестьян и произвола бояр, определяя последних j как препятствие в отношениях народа с великим князем. Утверждая, что власть, которая действует неразумно, является тяжелым бременем для народа, мыслитель призывает; правителей собрать вокруг себя мудрых советников и навести порядок в государстве.
Выступая против нищеты, которая унижает человеческое достоинство, Даниил Заточеник призывает князей оживлять "людей всех милости своей, сирот и вдов, вельможами утиснутих", "...ни злата, ни серебра не держать, раздавать людям", "Не лишать хлеба нищего мудрого, не подносить к облакам богатого глупого"1.
Конец XIII - начало XIV в. связанные с формированием украинской народности и выделением украинского языка с древнерусской языковой основы. Хозяйственные документы XIV-XV вв. свидетельствуют дальнейшее развитие экономической мысли в Украине. В жалуваннях и заемных грамотах, статистических записях (инвентарях, люстрации) говорится о развитии сельскохозяйственного производства и ремесла, торговли и ростовщичества. Многочисленные хозяйственные документы дают представление о тогдашнем систему повинностей, учет доходов и имущества.
Захват территории Украины Польшей и Литвой нашло отражение в литовских уставах, которые закрепили власть магнатов и санкционировали распространение панщинно-фільварочної системы хозяйствования, закрепощение значительной части крестьян. В то же время формирование во второй половине XV в. казачества и сельско-казацкие восстания конца XVI - начала XVII в. против иностранных феодалов и украинских помещиков опирались на антифеодальні требования, которые во многих аспектах касались экономических проблем.
Борьба украинского народа против унии и католицизма отразилось в j произведениях украинских публицистов-полемистов, важное место среди которых занимает И Иван Вишенский (1545/50 - 20-е годы XVII в.). В своих "писаниях", "посланиях" и "викриваннях" он выступал с острой критикой польско-католической реакции, униатства, крепостничества, преступлений и проступков власть имущих. Отстаивая идеи социального равенства, украинский писатель осуждал богатство и роскошь знати, шляхты, духовенства, отмечая, что оно нажито путем присвоения созданного "трудом и потом" крепостных. Полемические произведения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли и формирования национального самосознания украинского народа.



Назад