Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

4.2.1. Особенности методологии А. Смита


Адам Смит (1723-1790) - выдающийся английский экономист, с именем которого связано становление экономической теории как науки. Начав систематизированное изложение экономических знаний и глубокий теоретический анализ экономических явлений и процессов, он занял особое место в истории экономической мысли.
Гениальная труд ученого "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) положила начало рождения либеральной экономической теории и стала настоящим прорывом в мировой экономической мысли. В ней А. Смит впервые перешел от анализа отдельных проблем в теоретических обобщений и систематизации экономических знаний (табл. 4.3).

По жизни А. Смита его труд "Исследование о природе и причинах богатства народов" переиздавалась пять раз. В XIX веке она была переведена основными европейскими языками и выдержала более ста изданий. На сегодняшний день количество переизданий и переводов более чем на сорок языков мира превышает две сотни. В России перевод главного труда А. Смита появился в 1802-1805 pp.
Англии XVIII ст., стремление английской промышленной буржуазии к внешнеэкономической экспансии, свободы хозяйствования, освобождение от опеки государства и протекционизма.
Трактуя политическую экономию как науку о объективные законы производства и накопления богатства, А. Смит развил методология экономических исследований. Ученый:
Широко применял абстрактно-логический, причинно-следственную (казуальный) методы, направленные на выявление глубинных закономерностей экономических явлений и процессов, раскрытие структуры экономической системы, отслеживание внутренних связей экономических категорий.
Стремился соединить эзотерический и екзотеричний подходы, что способствовало обогащению арсенала методологии экономического исследования. В то же время двойственность подходов ученого оказалась в противоречивости и неоднозначности его теоретических соображений.
Выделил две стороны экономической теории:
а) положительный, направленную на выявление глубинных закономерностей экономического развития, природных объективных законов, которые управляют экономикой, теоретическое исследование условий производства и накопления богатства;
б) нормативную, направленную на разработку рекомендаций для экономической политики государства (правительства), способной обеспечить экономическим субъектам возможность добывать "достаточный доход или средства существования".
Идейно-теоретическим основанием экономической системы А. Смита стала идеология рыночного либерализма, в основу которой были положены:
Теория "естественного порядка" и внутренней гармонии человеческого общества, согласованной с законами морали.

Основоположник экономической науки Адам Смит (1723-1790) был одним из самых образованных людей своего времени, имел энциклопедические знания в области различных наук, оказал значительное влияние на современников и последователей.
А. Смит родился в 1723 г. в шотландском городе Кіркольді. Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, который умер за несколько месяцев до рождения своего сына. В возрасте 14 лет поступил в университет в Глазго.
Значительное влияние на А. Смита в этот период оказали курсы моральной философии Фрэнсиса Хатчесона (1654-1746), а также творчество Дэвида Юма (1711-1776). Вернувшись в 1746 г. в Эдинбург, А. Смит занялся самообразованием. Он написал трактат по философии, но не смог найти издателя, чтобы его опубликовать. Со временем А. Смиту удалось организовать чтение публичных лекций по философии, которые имели успех и способствовали тому, что ученый получил приглашение в университет в Глазго. В 1751 г. он стал профессором философии и логики этого университета, впоследствии возглавил в нем кафедру моральной философии. Результатом научных поисков А. Смита в этот период стала глубокая научная работа "Теория нравственных чувств" (1759), которая сделала его знаменитым.
Активное участие ученого в своеобразном клубе политической экономии в Глазго, дружба с философом, экономистом Д. Юмом повлияли на рост научного интереса. Смита к экономических проблем. Этому способствовало также его знакомство с французскими философами-энциклопедистами (д'аламбером, Гельвецієм, Гольбахом), а также с физиократами (Ф. Кене, А. Тюрго), которое состоялось во время зарубежной поездки ученого как наставника герцога Баклю. Находясь во Франции, А. Смит начал работу над трудом "Исследование о природе и причинах богатства народов", которую завершил через десять лет после возвращения на родину. Книга принесла автору громкую славу. К концу века она переиздавалась 4 раза за жизнь А. Смита (1778,1784,1786,1789) и еще три раза после его смерти.
Общий творческий замысел ученого заключался в создании универсальной, всеобъемлющей картины развития человека и общества. В труде "Теория нравственных чувств" он изложил свои социально-философские идеи, в основе которых лежало признание существования справедливых, "природных" законов, равенства и обязательности общечеловеческих норм морали. По замыслу автора, "Исследование о природе и причинах богатства народов" мало раскрыть механизм действия "естественного закона справедливости", согласно которому "каждый получает свою долю из всего произведенного землей".
Заключительную работу (которая так и не была написана) автор планировал присвятитити исследованию истории и теории культуры. Последние годы своей жизни А. Смит провел в Эдинбурге. Служил таможенным комиссаром по 1787 г. Умер в 1790 г. Погребен на небольшом кладбище в центре Эдинбурга.
В отличие от физиократов, которые трактовали "естественный порядок" как идеальное состояние общества, А. Смит анализировал реально существующий экономический строй (рыночную экономическую систему) и стремился описать механизм его функционирования.
Движущими силами экономического развития ученый считал экономическую свободу и конкуренцию хозяйствующих субъектов, гармонизации их интересов на основе приоритетного развития личного интереса, механизма рыночной саморегуляции и невмешательства государства в экономическую жизнь.
Концепция "экономического человека" в который руководствуется в своей деятельности личными экономическими интересами и потребностями. Пытаясь выяснить побудительные мотивы экономической деятельности хозяйствующих субъектов, ученый исходил из того, что поведением людей руководит эгоизм и забота о собственной выгоде, "естественное стремление... к улучшению своего положения". Абстрагируясь от всех других мотивов поведения экономических субъектов, А. Смит писал о том, что личный интерес является главным мотивом, который побуждает людей к сотрудничеству, поскольку "Не через доброжелательность мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им наши нужды, а лишь об их выгоды"1.
Поэтому ученый анализировал общество как совокупность эгоистов, сосредоточенных на накоплении богатства. Стоит отметить, что существование эгоистических интересов признавали еще английские философы XVII ст. (Т. Гоббс и др.), которые трактовали их как разрушительную силу, призывая к государственного авторитаризма. А. Смит не воспринял эти идеи и был солидарен с французскими рационалистами (К. Гельвецієм и др.), которые провозгласили человеческий эгоизм природным фактором общественного прогресса. В связи с этим ученый делал особый акцент на значении личного интереса как мощного стимула прогрессивного развития человеческого общества.
Таким образом, в основе аналитической модели "экономического человека" (gomo economicus), введенной А. Смитом, лежат предположения, что индивид как субъект экономических отношений являются:
независимым, способным принимать самостоятельные решения;
эгоистичным, таким, что стремится максимизировать собственную выгоду;
рациональным, способным сравнивать выгоды и потери и оценивать последствия своих действий;
информированным о своих потребностях и возможностях их удовлетворения.
Учение о "невидимую руку рынка" - механизм стихийной координации экономического поведения и согласования экономических интересов субъектов хозяйствования в условиях рыночной конкуренции. Трактуя рыночный механизм как "очевидную и простую систему обычной свободы", А. Смит утверждал, что рыночная экономика устроена таким образом, что индивид (экономическая человек), который "имеет в виду лишь собственный интерес... преследует лишь собственную выгоду... невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения... Преследуя собственные интересы, человек часто реальнее служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится это делать".
Таким образом, стихийные объективные законы рыночных сил спонтанно обеспечивают приоритетность общественных ценностей и направляют усилия отдельных индивидов, которые не думают о содействии общественной пользы, в русло общих интересов. Именно благодаря свободной конкуренции предпринимателей и через реализацию их частных интересов рыночная экономика наиболее целесообразным образом обеспечивает общественные потребности и генерирует эффективное распределение ресурсов.
Обоснование экономической политики государства, основанного на принципе "lai88ez faire". Исследуя "естественный порядок" как теоретическую модель экономики свободного предпринимательства, А. Смит уделял большое внимание анализу предпосылок эффективного действия "невидимой руки" рынка. Он понимал, что преимущества рыночной экономики реализуются лишь при условии существования системы сдержек и противовесов совершенной конкуренции, включение в определенные институциональные рамки свободной игры экономических интересов.
Ученый писал о том, что преимущества рыночного механизма саморегулирования оказываются в условиях, когда "каждому человеку, пока она не нарушает законов справедливости, разрешается вполне свободно действовать на свое усмотрение в собственных интересах и конкурировать своим трудом и капиталом с трудом и капиталом любого другого лица и целого класса".
Исходя из того, что свободная игра рыночных сил не должно нарушаться никакими внешними факторами, А. Смит враждебно относился к любой монополии, которая "является большим врагом хорошего хозяйства", сводя на нет замечательные свойства "невидимой руки". "Монополисты, - писал ученый, - поддерживая постоянную нехватку продуктов на рынке и нарочно не удовлетворяя полностью действительный спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы... значительно выше их естественной нормы". А Следовательно. Смит осуждал исключительные привилегии торговых компаний, законы об ученичестве, цеховые постановления, законы о бедных, которые, по его мнению, ограничивали конкуренцию и мобильность ресурсов.
Отстаивая "естественную гармонию" (своеобразное равновесие, которая стихийно устанавливается в экономике при отсутствии вмешательства извне), А. Смит требовал отмены государственной регламентации промышленности и торговли, отмечая, что "Политика вмешательства порождает очень важную неравенство в общей сумме выгод и невигод различного применения труда и капитала, ограничивая конкуренцию..."1. По мнению ученого, правительство должно быть освобожденным от тягостной обязанности, при выполнении которого возникают постоянные разочарования и для правильного осуществления которого недостаточно никакой мудрости и знаний, - от обязанности руководить работой каждого человека, направляя ее в сторону, благоприятное для благосостояния общества.
Однако отстаивая принципы экономического либерализма, А. Смит не отрицал участия государства в хозяйственной жизни. Он писал о том, что природный устройство должно опираться на свободную взаимодействие частных интересов в рамках и под защитой права. По мнению исследователя, в рыночной экономике государство должно выполнять "три очень важные обязанности":
Ограждать общество от насилий и вторжения других независимых обществ.
Ограждать каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или обязанность установить надлежащее осуществление правосудия.
Создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, в создании и содержании которых не могут быть заинтересованы отдельные лица или небольшие групи2.
Это трактовка роли и функций государства в дальнейшем получило название концепции "государство - ночной сторож".
А. Смит высказывался за государственное регулирование минимума заработной платы, нормы ссудного процента, временные протекционистские меры, направленные на защиту новых и поэтому еще слабых отраслей. Анализируя функции государства, ученый обосновал "четыре основных правила налогообложения" :
пропорциональность: "Подданные государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и сил, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под протежированием и защитой государства";
определенность: "Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произвольным. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть понятным и четким для плательщика и для любого другого лица";
удобство: "Каждый налог следует взимать в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего его платить";
необтяжливість: "Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственной казны".



Назад