Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 6. Системно-модульное обучение


Системная природа модуля. Термин "модуль" в переводе с латинского означает "мера". В архитектуре, математике, технике этот термин имеет свое специфическое для данных отраслей трактовки, его понимают как "унифицированный функциональный узел..., который состоит из взаємозамінюваного набора деталей и предназначен для самостоятельной действия в приборе или аппарате" (Украинская Советская Энциклопедия), или это - "применяемая в иностранной литературе название составных частей космического корабля ... " (там же).

Однако для педагогической науки значительно более важным является понимание этого понятия как смысловой единицы измерения информации. Поскольку информацию переносят сообщение, то их ценность (мера информации) зависит от тезауруса, которым владеет приемник этой информации. Таким приемником, как правило, является человек или прибор. Итак, конкретная информация связана с опытом конкретного человека. Эти соображения дают основания для вывода, что модуль - не смысловая единица информации, которая уже усвоенная человеком, который циркулирует в сознании человека и которая делает определенный вклад в фонд тех знаний, которые имеет человек об данный объект познания. Одно слово, модуль - это смысловая единица уже усвоенной Информации.

Поскольку модуль - смысловая единица информации, то она является частью целого, которая делает определенный вклад в формирование этого целого и выполняет определенную функцию в конструировании этого целого. Эта часть, функционируя как автономная смысловая единица, может быть использована человеком в ее познавательных и практических действиях, а может быть использована и в сочетании с другими смысловыми частями, образуя целое. Однако целое - всегда система, а потому модуль - это элемент системы определенного уровня иерархии. Другими слонами, если модуль - смысловая единица усвоенной человеком информации, то форма организации этой информации в целое - система. Только понимание модуля как системы дает возможность понять ценность модульного подхода в учебных целях.

Каждый модуль делает свой вклад в формирование целого, следовательно, каждый выполняет свою, только ему присущую функцию, в построении целого. А это означает, что модулем может быть не будь-яка часть целого, а только такая, бел которой целое образоваться не может.

В каждой системе существенную роль играет взаимодействие, взаимосвязь элементов системы. Взаимодействие - есть и система, нет взаимодействия частей - нет и системы. Наличие взаимодействия является одним из необходимых условий возникновения системного свойства целого. Именно взаимодействие модулей приводит к появлению нового качества, которую имеет целое. В нашем случае ней есть снята неопределенность относительно самого объекта изучения, другими словами, объединение одного модуля с другими дает дополнительную информацию об объекте изучения. Рассмотрим такие предложения: "Я пришел домой. Дома никого не было". Объединим их союзом "а" и получим новое предложение: "Я пришел домой, а дома никого не было". В новом предложении заложена информация, которая содержится как в первом, так и во втором предложении, но, кроме того, появилась новая, а именно информация о том, что придя домой, я кого надеялся там увидеть. Системность мышления, которая является естественным качеством человеческого мозга, побуждает человека к объединение частей целого, чтобы больше и глубже знать об этом целое.

Понятно, что только тогда модульность в познании действительности может дать определенную пользу, когда субъект познания будет обладать системной методологии познания, то есть когда он будет обладать умениями рассматривать объект изучения сквозь призму системы. Что следует понимать под этим мнением?

Мы уже отмечали, что каждая система имеет целый набор атрибутивных признаков. Изучить объект как систему - значит найти смысловое наполнение каждой атрибутивной признаку системы. Одной из них является иерархичность системы. Масштабность задач, их объем и функциональность системы и определяют объем каждой части целого. Это означает, что модуль может иметь разный объем и что он сам является системой определенного уровня иерархии. Итак, вытекают двоякого рода задачи: изучить сами модули как системные образования и изучить целое как результат их взаимодействия. Обучение, которое решает эти задачи, и является модульным обучением. По понятным причинам оно может происходить только тогда, когда ученики усвоили системную методологию познания, когда им хорошо владеют учителя и когда материал, который предъявляется для усвоения, проструктурований по системному принципу. Наконец, требует системной организации и сам процесс обучения.

Уточним некоторые термины. Очевидно, является различие между модулем как смысловым единицей информации, что уже циркулирует в сознании человека, то есть является единицей уже усвоенного содержания, и модулем, который предъявляется для усвоения. Если первый - просто модуль, то второй называют смысловым модулем. В каждом модуле можно выделить некоторые его аспекты или підмодулі.

Модульное обучение - это, очевидно, такое обучение, которое не только приводит к усвоению смысловых единиц информации, но и к появлению в сознании ученика познавательного оскорбление целого, образованного из этих смысловых единиц.

Некоторое представление о внешние формы организации обучения на основе модулей дает аналогия его с программированным обучением. Как известно, при программированном обучении весь смысл темы разбивается на смысловые единицы, части, каждая из которых имеет определенную автономность. Действия ученика, направленные на овладение такой единицы, называют шагом. После окончания шага ученику предлагают задания, выполнение которого позволяет ему приступать к новому шагу, а невыполнение является признаком того, что данная единица содержания учеником еще не усвоена, и поэтому необходимо дальше над ней работать. В модульном обучении все происходит почти так же, с той лишь разницей, что объем автономной содержательной части намного больше, а шагов ученика с его усвоение не один, а целая серия. И все же модульность в обучении имеет свой, только ей присущий смысл.

Модульное обучение как достояние мировой педагогики имеет свою историю. Еще в 60-е годы американские педагоги и психологи предложили педагогическую новинку: пакет научно-адаптированных программ для индивидуального обучения, который давал возможность оптимизировать на практике академические и личностные достижения ученика с определенным уровнем предварительной подготовки, что давало возможность удовлетворить его познавательные потребности. Таким образом, в первом своем варианте модульная технология выглядела как набор разноуровневых стратегий для обучения каждого конкретного ученика.

Поскольку обучение - процесс, то возникает вопрос: модуль - это только содержательная или, возможно, это змістово-процессуальная автономная единица? Какой ее бы не рассматривать, она является системой с очень сильными внутренними связями, такими, которые формируют определенную целостность. И эта целостность является результатом взаимодействия определенных компонентов, следовательно, имеет системную природу. То есть каждый отдельно взятый модуль - это система. Однако под модулем можно понимать и змістово-процессуальную единицу. Очевидно, можно было бы утверждать, что модульность, которая распространяется как на содержательную, так и на процессуальную составляющие обучения, является внешним выражением системности в обучении.

Рассмотрим некоторые варианты организации обучения. Пусть содержание учебного материала мы разбили, например, на три модуля. Сначала изучается первый модуль, проводятся все виды учебной работы, которые запланированы с данной содержательной части, и проводятся определенные письменные контрольные работы, тесты и контрольные срезы.

Концентрация усилий учителя и учеников, акцентирование внимания к данной содержательной части способствует углубленному усвоению материала, следовательно, и рассмотрения материала с разных сторон, создает полное представление о данную часть материала изучения. После этого приступают к изучению второго смыслового модуля, затем к третьему.

Задача, таким образом, заключается в том, чтобы сформировать четкие представления об объекте или его стороны, выработать представление об их функциональное назначение, их место и роль в целостной картине знаний об объекте изучения. Поэтому вполне возможно введение последнего, обобщающего модуля, задача которого - не только объединить, но и организовать эти три модуля в целое, в систему.

Конечно, каждый тематический модуль оценивается и выставляется общая, интегративная оценка за все модули. Способ, на основе которого можно выставить такую оценку, рассмотрим на примере изучения педагогики. Пусть курс педагогики мы решили изучать с применением модульного обучения. В состав педагогики входят следующие разделы: дидактика, теория воспитания, школознавство. История педагогики изучается как отдельный педагогическая дисциплина. Каждый раздел - это отдельный тематический модуль. Припишем всему курса педагогики бал, например, 130. В соответствии с этим в зависимости от веса содержания каждого конкретного раздела и времени изучения в целостной картине знаний по педагогике, каждому из них припишем такой балл: дидактика - 50, теория воспитания - 40, школознавство - 10. Это максимальное количество баллов, которое может получить студент за все виды работ из трех модулей, учитывая вес каждого из разделов во всем курсе педагогики, продолжительность их изучения. Учтем еще и процессуальная сторона обучения. Да еще за обработку обязательной литературы он может получить максимальное количество баллов - 10, за устный ответ - тоже максимальное количество - 5 баллов, за тест с текущего контроля - тоже максимальное количество - 15 баллов. Итак, всего он мог набрать 130 баллов. Пусть фактически он набрал 118 баллов. Тогда, чтобы получить процент усвоения, который в определенной степени характеризует качество усвоения студентом учебного материала, нужно разделить число набранных учеником баллов на максимальное число баллов и умножить на 100%. Далее используем такие переходные коэффициенты: для пятибальной шкалы: неудовлетворительную оценку он получает, если наберет менее чем 75%, удовлетворительный - если наберет свыше 75, но меньше чем 85%, оценку "хорошо" он получит, если наберет свыше 85, но менее 95%, наконец оценку "отлично" он получит, если наберет свыше 95%.

Такие переводные коэффициенты дают психологические исследования процесса оценивания знаний учащихся. Как показывает практика, они несколько завышены, поэтому в практике чаще пользуются чуть ниже шкале.

В практике используют еще и такую схему оценивания модуля. Определяют все виды работ, которые ученик или студент должен выполнить во время усвоения данного содержательного модуля. Например, ученик должен отвечать устно не менее чем два раза, максимальная оценка данного вида - 10 баллов, долгосрочная письменная работа - 30 баллов, лабораторная работа - 10 баллов, контрольная работа - 50 баллов, самостоятельное исследование небольшой проблемы - 20 баллов. Всего 120 баллов. Если ученик за все виды работ набрал 100 баллов, то его коэффициент усвоения определим так: 100 поделим на 120 и умножаем на 100%. Это будет равен 84%, по п'ятиба-ловою шкале оценок на основе описанной выше системы переводных коэффициентов - это оценка "4".

Рассмотрим еще некоторые аспекты модульного обучения. Как известно, клеткой учебного процесса является дидактический цикл, который схематически изображен на рис. 2 (стр.). С точки зрения этого учебный модуль определяется как программная процессуально-смысловая единица завершенного цикла обучения. Управление этим циклом предусматривает создание отдельных подмодулей. Дадим анализ каждом из них. Учитель определяет цели обучения всех групп по данной теме для каждого ученика в частности. Речь идет о том, что для каждого ученика должен быть определен конкретный уровень усвоения материала, развивающие, воспитательные и политехнические цели. В процессе организации обучения каждый ученик должен ориентироваться на тот образец, задачи, которые он должен выполнить по окончании изучения темы. Этот підмодуль можно назвать целевым. Его задача заключается не только в разработке конкретных для каждого ученика целей обучения, но и в создании образа того уровня, на котором материал будет усвоено каждым конкретным учеником.

Второй підмодуль называют смысловым, поскольку он предусматривает не просто определение, а организацию содержания обучения в единое целое с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, с учетом целевого підмодуля.

Третий підмодуль - операционно-методический, поскольку он предусматривает и стадию планирования, и стадию реализации различных методов обучения, операций, подходов, способов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. Он предусматривает планирование и реализацию соответствующих средств обучения, которые должны быть использованы реализации целей обучения всех групп.

Четвертый підмодуль - организационно-деятельностный. Он определяет, конкретизирует и реализует формы организации обучения, деятельность каждого ученика в частности и всего класса в целом. Пятый підмодуль - контрольно-оценочный. Этот мінімодуль содержит разработку и реализацию системы контроля и оценивания знаний каждого ученика в частности, оценку степени достижения им каждой цели обучения как на промежуточном, так и на итоговом этапе изучения, коррекционные действия, применение альтернативной методики. Реализация всех пяти подмодулей в их единстве и является процессом обучения на основе модульного принципа.

Существует еще один вариант модульного обучения, который называют структурно-концептуальным. При этой схеме осуществления модульного обучения материал концентрируется вокруг определенных идей-категорий. Это дает возможность точно спроектировать и содержание, и процесс обучения, выделить змістово-концептуальные блоки. Базовым ядром при таком обучении является понятийно-терминологический підмодуль. Стратегической программой деятельности учителя и учеников есть граф-схема, которая раскрывает логические связи даноїтеми.

Заканчивая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что существует очень много вариантов, или просто версий осуществления идеи модульности в реальном учебном процессе. Конечно, модульное обучение имеет все черты системы обучения, которые не затрагивают основ классно-урочной системы обучения, следовательно, является модификацией этой системы.

Итог. Под модулем понимают смысловую единицу информации. Это часть целого, которая делает определенный вклад в это целое. Модульность в познании целого может дать определенную пользу, когда субъект познания будет обладать системной методологии познания, то есть умениями рассматривать объект изучения сквозь призму системы. Оценивание учебных достижений учащихся за каждый модуль осуществляется на основе рейтингового принципа, а полную картину модульного обучения можно построить, положив в основу дидактический систему, в частности дидактический цикл.



Назад