Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

5.2.2. Теория


Стремление к прогрессивных преобразований на основе принципов экономического либерализма получило дальнейшего развития в трудах известного французского экономиста и публициста Клода Фредерика Бастіа (1801 -1850), автора блестящих очерков, которые пользовались большой популярностью во Франции в 40-е - 50-е гг. XIX ст. Важнейшими экономическими идеями ученого:
Теория услуг, основанная на методологических подходах Ж.Б. Сэя к определению ценности экономических благ. Отмечая, что с экономической точки зрения общество - это обмен, в котором принимают участие равноправные участники, Бастіа подчеркивал, что "Взаимный обмен осуществляется по таким неизменным правилом: ценность за ценность, услуга за услугу, а все, что составляет дармовую полезность, стоит вне торгом, потому что бесплатный продукт не имеет ценности, а предметом мінових соглашений бывает только ценность".
Размышляя над тем, что "Слово ценность обязательно предполагает, что мы не уступим даром, без вознаграждения тому, кто владеет ею", Ф. Бастіа
придерживался мнения, что в условиях экономической свободы взаимоотношения между людьми "не могут быть ничем иным, как взаимным обменом услуг, которые снижаются в ценности и растут в полезности".
Таким образом, ученый трактовал ценность как отношение двух услуг. Он не соглашался с тем, что в основе стоимости лежит человеческий труд. Такой подход, по мнению французского исследователя, не объясняет, почему ценность случайно найденной жемчужины эквивалентна ценности жемчужины, добытой с огромными трудностями со дна моря.
Ф. Бастіа определял услугу как любое усилие, которое сохраняет усилия других. Однако, в отличие от Ж.Б. Сэя, который считал, что полезные услуги предоставляются не только людьми, но и силами природы, вещами, ученый анализировал только личные услуги в различных сферах общественной жизни. Исходя из того, что напряжение и усилия обеих сторон в обмене имеют эквивалентный характер, основанный на добровольности и взаимовыгодности рыночных сделок, французский экономист утверждал, что услуга измеряется со стороны продавца его усилиями, затраченными на производство товара. В то же время услуга со стороны покупателя измеряется усилиями, которые экономятся в результате приобретения товара. В связи с этим Ф. Бастіа отмечал, что бриллиант имеет большую ценность за воду вследствие того, что человек, который уступает бриллиантом, оказывает большую услугу тому, кто уступает стаканом воды.
Размышляя над тем, что любая собственность является суммой ценностей, ученый трактовал последнюю как совокупность предоставленных услуг. Исходя из того, что новые услуги всегда полезнее и продуктивнее за старые, ученый высказал мнение о том, что любая собственность является суммой прошлых ценностей, которые постепенно теряют свою полезность.
Теория "гармонии интересов" основных классов капиталистического общества. Исследуя законы экономического развития, Ф. Бастіа сформулировал главное, по его мнению, вопрос: находятся человеческие интересы, оставленные сами на себя, в гармонии между собой или они прямо противоположны друг другу? Пытаясь дать ответ на него, ученый отстаивал теорию естественного порядка и отрицал существование социальных антагонизмов. Как и А. Смит он связывал прогресс общества с реализацией свободной инициативы каждого человека.
Исходя из собственной теории услуг, Ф. Бастіа определял рыночную экономику как царство свободы и гармонии, экономической свободы и взаимовыгодного сотрудничества различных классов. "Все законные интересы гармоничные. В этом главная мысль моего произведения", - писал французский исследователь.
Источник экономических гармоний Ф. Бастіа усматривал в свободной конкуренции и обмене, в процессе которого все члены общества "вынуждены предоставлять друг другу взаимные услуги и взаимной помощи ради общей цели.

Известный экономист, представитель классической политэкономии во Франции Клод Фредерик Бастіа (1801-1850) родился в Байонне. Он был сыном богатого купца, однако в 9 лет остался круглым сиротой. Родственники помогли Фредерику получить хорошее образование, после завершения которой он некоторое время работал в торговой конторе. Способный к обучению юноша проявлял интерес к гуманитарным дисциплинам, хорошо знал английский, испанский и итальянский языки. Знакомство с трудами А. Смита способствовало повышению его интереса к экономической науки. После смерти дяди, который был его опекуном, Бастіа получил наследство и решил заняться фермерством. Потерпев неудачу в этой области, он работал некоторое время в муниципалитете, с энтузиазмом встретил революцию 1830 г.
В 1834 г. Ф. Бастіа был назначен на должность генерального советника департамента и зарекомендовал себя активным защитником экономического либерализма и свободы внешней торговли, неутомимым борцом с властью, которая проводила протекционистскую политику. Ярким свидетельством его публицистического таланта стала статья "О влиянии французских и британских тарифов на будущее народов". В 1847 г. вышла в свет знаменитая труд французского исследователя - "Экономические софизмы".
С 1848 г. Ф. Бастіа - депутат учредительного собрания Конституционной ассамблеи. Главная его труд "Экономические гармонии" осталась незавершенной и была опубликована уже после смерти автора.
Отмечая, что капитал состоит из рабочих инструментов, материалов и запасов, без которых никто ни самостоятельно, ни в обществе, не мог бы осуществить никакой длительной работы, Ф. Бастіа подчеркивал, что последний "основан на трех способностях человека - умении предвидеть, понимать и воздерживаться".
Согласно теории экономических гармоний Ф. Бастіа, интересы труда и капитала солидарны. Обосновывая это положение, ученый сформулировал "огромный, удивительный, необходимый и неумолимый", по его мнению, экономический закон: "По мере того, как приумножаются капиталы, безусловная доля, принадлежащая им в общем результате производства, растет, а относительная доля снижается; относительная же доля труда постоянно растет, а тем более возрастает и его доля безусловная"1 Именно из этого закона, по мнению Ф. Бастіа, "следует гармония интересов рабочих и тех, кто их нанимает".
Ссылаясь на тенденцию нормы прибыли к понижению, ученый утверждал, что прибыль и заработная плата не противостоят друг другу, а гармонично сочетаются, поскольку относительное уменьшение доли прибыли не мешает абсолютном росту капитала, а следовательно, и общественного продукта. В связи с этим Ф. Бастіа писал о том, что главный интерес всех людей (конечно, с экономической точки зрения) заключается в том, чтобы способствовать быстрому образованию капиталов. В то же время он считал, что "скрывается нечто похожее на убийство в той гарячковості, с которой рабочий класс иногда нарушает общественный мир. Пусть же он осознает, что капитал с самого начала работает на пользу освобождения людей от порабощения необразованности, бедности и деспотизма".
Концепция распределения совокупного продукта пропорционально количеству предоставленных услуг. "Услуга за услугу, - писал Ф. Бастіа, - высший закон". Вознаграждение при этом имеет "различные наименования: найма, аренды, ренты, но генетическое имя ее - процент". Сводя прибыль до процента на капитал, а земельную ренту - к разновидности такого процента, ученый исходил из того, что "все передачи услуг, которые осуществляются в пространстве и времени, основанные на том принципе, что дать отсрочку - значит оказать услугу, другими словами основанные на законности процента".
Обосновывая эту мысль, ученый утверждал, что:
"Законность процента основана на следующем: тот, кто соглашается) предоставить капитал на определенный срок, предоставляет услугу. Следовательно законный процент в силу принципа: услуга за услугу".
"Непрерывность процента основана на утверждении: тот, кто берет в долг должен полностью вернуть одолженное в указанный срок".
Земельную ренту Ф. Бастіа определял как плату за "услугу" землевладельца или его предков, связанную с обработкой и улучшением земли. Таким образом, он считал землевладельца обычным капиталистом, который получает прибыль (процент) за прошлые услуги.
Обоснование определяющей роли потребителя относительно производителя. Утверждая, что "политическую экономию следует рассматривать с точки зрения потребителей", ученый исходил из примата потребления над производством, что было новым словом в политической экономии. Признавая, что именно потребления предопределяет развитие и определяет направления производства, он отмечал моральной ответственности покупателей перед обществом за неразумные формы потребления. В связи с этим Ф. Бастіа писал о том, что за вредное производство алкоголя ответственными не производители, а потребители.
Абсолютизация идей экономического либерализма и принципов свободной конкуренции, обоснование недопустимости вмешательства государства в общественное распределение с целью решения социальных проблем. Трактуя солидарность как ответственность каждого перед обществом относительно абсолютного вклада в производство, ученый оправдывал существующее социальное неравенство стимулирующим влиянием на развитие производства и на людей, которые не желают работать.
Ф. Бастіа был убежден в том, что "неизменным вмешательством правительственные круги искажают отношения труда и ее вознаграждение, мутят законы промышленности и обмена, ...сбивают капиталы и рабочие руки из их естественного пути, ...вызывают неслыханные потери человеческих сил"1.
Отстаивая идею "laissez faire", ученый утверждал: "Если божественные законы гармоничные, то лишь тогда, когда они действуют свободно, а без этого они сами по себе не будут гармоничными". Решительно отрицая любые формы государственного регулирования экономики, Ф. Бастіа определял государство как огромную фикцию, с помощью которой все пытаются жить за счет всех. "Бросьте взгляд на земной шар, - писал исследователь, - когда народы бывают счастливыми, моральными, миролюбивыми? Когда закон очень редко вмешивается в частную деятельность, когда правительство меньше дает себя чувствовать, когда личность имеет наибольшую силу, а общественное мнение наибольшее влияние, когда состав управления немногочисленный, когда легче и равномерные налоги...".
Поэтому ученый противопоставлял действительно необходимое общественное потребление, направленное на удовлетворение социальных потребностей самым оптимальным способом, расточительность государства, исходя из того, что "любое правительство, которое считает себя обладателем богатства частных лиц или действует на правах такого владельца, является узурпатором, а узурпация есть факт, но не право".
Обращаясь к сфере внешней торговли, Ф. Бастіа критиковал сторонников закрытой экономики, которые считали, что ограничения внешней торговли способствует росту занятости населения. В очерке "Китайская сказка" ученый обосновал мнение о том, что ограничения свободной торговли создают условия для труда, которую можно назвать сізіфовою.
Ученый утверждал, что протекционизм является удивительным силогізмом (умовиводом), основанным на перевернутой логике: чем больше работаешь, тем богаче становишься, но чем больше препятствий, тем задорной становится труд, отсюда следует, что препятствия способствуют росту богатства. В "Экономических софізмах" содержится остроумный памфлет Ф. Бастіа, герои которого - жители городов Стульта и Пуро - приложили большие усилия, чтобы построить дорогу для облегчения сообщения между странами. В то же время они установили таможенные заставы, которые "создавали препятствия хирам, которые шли из городов". Парадоксальным, по мнению Ф. Бастіа, был тот факт, что и дорожные строители, и таможенники "работают за счет одних и тех же плательщиков - одни над тем, чтобы облегчить движение по дороге, другие над тем, чтобы затруднять это движение".
Обосновывая идею о том, что "взаимные помехи ничего не приносят обоим городам, кроме вреда", ученый подчеркивал, что "принцип запретов - то же самое, что и принцип перерывов: принести потребителя в пожертвование производителю, средства пожертвовать целью".
Несмотря на то, что большинство теоретических положений Ф. Бастіа понесли в дальнейшем острой критики, его идеи относительно стоимости, обмена, приоритетности потребления над производством, экономического либерализма и свободы внешней торговли получили дальнейшего развития в экономической науке.



Назад