Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

5.3.2. Экономические взгляды С. Сісмонді


Первым выдающимся экономистом, который выступил с научной критикой экономической системы капитализма и поставил под сомнение господствующую экономическую ортодоксию, был французский экономист швейцарского происхождения Жан Шарль Леонард Сімонд где Сісмонді (1773-1842), который утверждал, что "по* строил политическую экономию на новых началах".
В развитии экономических взглядов С. Сісмонді можно выделить два периода;
1-й период, связанный с пропагандой идей классической школы относительно свободной игры личных интересов, экономической свободы и фритредерства, который нашел отражение в труде "О коммерческое богатство, или О принципах политической экономии в их применении к торгового законодательства" (1803);

Сімонд где Сісмонді
Известный французский историк, экономист Жан Шарль Леонард Сімонд где Сісмонді (1773-1842) родился во франкоязычной части Швейцарии в семье протестантского пастора в окрестностях Женевы. Получив среднее образование в протестантской коллегии, С. Сісмонді работал служащим Лионского банкирского дома, но угроза революционного террора заставила его переселиться в Англию. Впоследствии он занялся фермерством в Италии и изложил результаты своих размышлений по развитию сельского хозяйства в Тоскании в первой научной работе, опубликованной в 1801 г. Следующий произведение ученого "О коммерческое богатство, или Принципы политической экономии в их применении к торгового законодательства" увидел свет в 1803 г. и был посвящен популяризации идей экономического либерализма А. Смита.
Вернувшись в Женеву, С. Сісмонді некоторое время работал на должности секретаря торговой палаты. Однако вскоре оставил службу, полностью посвятив себя научной деятельности. Его исторические, литературные и политические произведения ("История итальянских республик" в 2 томах, многотомная "История французов", "История падения Римской империи", "История возрождения свободы Италии" и др.) пользовались популярностью у современников. В 1818 г. С Сісмонді получил заказ на статью для Энциклопедии Эдинбурга, что побудило его снова обратиться к экономическим проблемам.
В 1819 г. была опубликована главная экономическая труд ученого "Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселения" (1819), в которой он заявил о своем разрыве с экономистами-рікардіанцями. Неортодоксальные идеи ученого нашли продолжение в его последней работе "Очерки политической экономии" (1837-1838).
2-й периода связан с критикой капитализма свободной конкуренции и идей классической школы, обоснованием необходимости государственного регулирования экономической жизни, реформирование существующего общества и возвращение к мелкого товарного производства. Эти идеи нашли отражение в таких трудах ученого, как "Новые начала политической экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселения" (1819) и "Очерки по политической экономии" (1837).
Ускоренное развитие европейского капитализма после промышленного переворота и буржуазных революций сопровождался кризисами и разорением крестьянства и мелких ремесленников. Став на защиту интересов мелкой буржуазии, С Сісмонді симпатизировал цеховому устройства средневековых ремесленников, которые владели средствами производства и работали на заказчика или близкий рынок. Он идеализировал мелкое крестьянское производство, где труд и капитал совмещены, а производство подчинено потреблению. Ученый обосновывал необходимость построения такого порядка, "который обеспечил бы как бедному, так и богатом удовольствие, радость и покой, такого порядка, при котором никто не страдает". Подобные утопические идеи ученого и стремление вернуться к прошлому мелкотоварного уклада получили в истории экономических учений название экономического романтизма.
Уход Сісмонді от канонов классической школы состоялся не на почве теоретических принципов политической экономии. В этом отношении он, наоборот, провозгласил себя учеником Адама Смита. Уход произошел на почве метода, предмета и, на конец, практических выводов классической школы. Сісмонді - первый оппонент, которого классическая школа встретила на своем пути.
Отражением неортодоксальному подхода С. Сісмонді к анализу проблем экономической науки являются:
Критика взглядов классиков на предмет и метод политической экономии на основе развития моральных аспектов экономической науки, начатых А. Смитом в труде "Теория нравственных чувств". С. Сісмонді трактовал политическую экономию как науку о "бережливое и хозяйственное управление национальным достоянием", настаивая на том, что политическая экономия - не гедоністична, а моральная наука, которая должна принимать во внимание чувства, потребности и пристрастия людей и, "заботясь о судьбе бедняков", анализировать проблемы распределения и потребления (табл. 5.1).

Возражения "закона рынков" Сэя и классической доктрины непрерывного наращивания общественного богатства на основе развития производства и накопления капиталов. В противовес классикам, С. Сісмонді утверждал, что потребление не является "безграничной силой, способной уничтожить безграничное производство". Сведя реализацию до личного потребления, ученый отмечал, что для сбыта производимого товара нужно, чтобы производство полностью соответствовало доходам общества. Однако, по мнению исследователя, с развитием капитализма происходит сужение внутреннего рынка в связи с тем, что:
- сокращается доход рабочих, которые вытесняются машинами и не проявляют спроса на потребительские товары; в то же время рост безработицы снижает цену на рабочую силу на рынке труда и спрос занятых рабочих также снижается;.
- уменьшается потребительский спрос со стороны капиталистов, которые в погоне за наращиванием объемов производства направляют на накопление все большую долю прибыли.
В то же время ученый обращал внимание на то, что нововведения, которые уменьшают издержки производства, не автоматически увеличивают количество потребителей, поскольку фабриканты "всегда снижали цену на свою продукцию в арифметической прогрессии, освобождаясь от рабочей силы в геометрической прогрессии". Продажи избыточной продукции на внешних рынках также сокращается, поскольку развитие капитализма в ранее отсталых странах порождает у них аналогичные проблемы.
Таким образом, в условиях капитализма совокупный спрос на потребительском рынке оказывается недостаточным для того, чтобы приобрести все производимые товары. Отметив, что "народы... могут разоряться не только от того, что тратят очень много, но и от того, что тратят очень мало", С. Сісмонді пришел к выводу, что капитализма внутренне присущи кризиса перепроизводства, вызванные недопотреблением.
Выход из ситуации ученый видел в торможении капиталистического развития, возвращении к мелкотоварного производства и возрождении потребительского спроса мелких товаропроизводителей.
Историзм, динамический взгляд на капитализм. Выступая сторонником трудовой теории стоимости, С. Сісмонді трактовал прибыль как вычет из продукта труда рабочих, подчеркивая его експлуататорську природу. Он был одним из первых экономистов, которые подвергли сомнению господствующую идею о естественность и гармоничность капитализма. "Можно ли утверждать, что мы достигли теперь истины, что мы не откроем основной недостатки в системе наемного труда... как мы ее открыли в системах рабства, феодализма, цеховых корпораций... Придет, несомненно, время, когда наши внуки будут считать нас варварами за то, что мы оставили трудящиеся классы без защиты, такими же варварами, которыми они, так же как и мы, будут считать народы, которые сделали эти нации рабами", - писал ученый.
Убеждение в том, что нельзя рассматривать богатство безотносительно к потребления отдельных людей, потребности которых является целью любого производства. По мнению ученого, приумножая материальное богатство, нация жертвует целью ради средств, поскольку время, необходимое для укрепления тела и духа, расходуется на производство предметов роскоши и углубления социального неравенства. "Человек сам по себе работает для того, чтобы отдыхать, - отмечал ученый, - человек в обществе чаще всего работает для того, чтобы кто отдыхал. Лишение лица дня отдыха вызовет рост богатства на одну седьмую: богатые станут еще больше стремиться к роскоши, а бедные станут еще беднее". Поэтому ученый утверждал, что должен существовать предел расширения производства, сопоставима с социальными доходами.
Критика закона народонаселения Т. Мальтуса, основана на убеждении в том, что "национальное благосостояние зависит от стабильного и постоянного спроса на труд". По мнению С. Сісмонді, количество средств существования не является пределом увеличение численности населения, иначе зажиточные слои должны были бы демонстрировать значительный количественный рост, чего на самом деле не происходит.
Ученый утверждал, что только в обществе мелких собственников, где производство людей, как и вещей, соразмерное с ростом доходов, нет опасности перенаселения. В то же время в эпоху промышленного переворота положение рабочего меняется в зависимости от спроса на рабочую силу и конкуренции на рынке труда, которые порождают бедность и безработица.
Утверждение, согласно которому благополучие общества зависит не столько от развития его производительных сил, сколько от справедливого распределения созданного богатства.
Отрицание идеи экономического либерализма и обоснование необходимости государственного регулирования процессов производства и распределения общественного богатства. Подвергая сомнению принцип "laissez faire", ученый обращал внимание на то, что экономическая свобода и неограниченная конкуренция порождает анархию производства, при которой никто не в состоянии учесть действительную величину спроса и реальные потребности потребителей. В этих условиях государство призвано не допустить "пожертвования людьми ради богатства, которым они совсем не будут пользоваться", поскольку "только она единственная может подняться над материальным расчетом увеличения продукции, необходимой для выживания, и сравнить с ним роста потребления и благосостояния всех, что и должно быть целью, к которой стремятся нации".
Государство, по мнению С. Сісмонді, должна направлять свою деятельность:
на регулирование темпов экономического роста и ограничение конкуренции;
сдерживание быстрого прогресса новых изобретений, обеспечения медленной и постепенной эволюции общества;
законодательное поощрения раздробленности, а не концентрации производства, путем разделения фабричной промышленности на небольшое количество самостоятельных мастерских, возрождение мелкого крестьянского землевладения и т.д.
Обратив внимание на социальные последствия экономических переворотов и проблему неравномерного распределения собственности и доходов, С. Сісмонді одним из первых указал на необходимость проведения государством активной социальной политики. Он выступил с программой социальных реформ, для проведения которых необходимы были "только постепенные и косвенные меры со стороны законодательства, лишь осуществления в отношениях между хозяином и работником полной справедливости, которая бы возлагала на первого всю ответственность за зло, которое он причинил втором", в том числе:
внедрение социального обеспечения рабочих за счет предпринимателей;
обеспечение участия наемных работников в прибылях предприятий;
создание денежных фондов, которые бы защищали рабочих в период безработицы, инвалидности, старости (прообраз механизмов социальной защиты);
ограничение рабочего дня и установления минимальной заработной платы и т.д. Путь динамического анализа, опирающегося на время и пространство, открытое Сісмонді, делает автора выдающейся личностью в истории экономической мысли.
В То Же Время С. Сісмонді не был социалистом. Он пытался решить социальные проблемы без уничтожения капитализма и индивидуальной инициативы, настаивая на том, что государственное вмешательство в хозяйственную жизнь поможет естественным рыночным силам действовать более гармонично.
Заслугой исследователя стало создание динамического анализа рыночной экономики, Те проблем и противоречий, диспропорций между производством и потреблением, которые требуют государственного регулирования хозяйственной жизни. Симпатии С. Сісмонді к рабочего класса, его критика капиталистического строя и аргументы относительно государственного вмешательства в экономику оказали влияние на социалистическую мнение и нашли отражение в концепциях регулируемого капитализма и социального реформизма, в исследованиях представителей исторической школы, которые восприняли его определение политической экономии как "философии истории".



Назад