Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

5.3.3. Экономические идеи П.Ж. Прудона


Ярким представителем критического направления в политической экономии был французский экономист, социолог и публицист Пьер Жозеф Прудон (1809 - 1865), автор трудов "Что такое собственность" (1840), "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846) и др.
Защищая интересы мелких товаропроизводителей, П.Ж. Прудон критиковал классиков и социалистов. Он отрицал государственность и отстаивал необходимость максимальной индивидуальной свободы и равенства отдельных формально независимых хозяйствующих субъектов, ища решения социальных проблем в сфере обращения.
Методологии П.Ж. Прудона присущи идеализм и субъективизм. Игнорируя объективные экономические законы, ученый трактовал экономические категории как оторванные от реальности идеи, воплощение "абсолютного разума". Пытаясь применить в исследованиях диалектический метод Гегеля, он рассматривал движение категорий как экономическую эволюцию, связанную с непрерывным преобразованием одних противоречий в другие. Поэтому экономические процессы и явления П.)ф. Прудон определял как механическое сочетание противоположных свойств. Он пытался обнаружить в экономических категориях "хорошие" и "плохие" стороны, обосновывая необходимость сохранения первых и ликвидации последних.
Выходной в теоретическом построении ученого была идея реформирования капитализма, исходя из основополагающего принципа справедливости. "Справедливость, - писал ученый, - это центральная звезда, которая управляет обществом, ось, вокруг которой вращается весь континентальный мир, принцип и правило всех договоров".
В своих произведениях П.Ж. Прудон:
Трактовал справедливость как равенство и взаимное уважение, которые реализуются в экономических отношениях через взаимность услуг. Он утверждал, что "Никто не обязан быть справедливым в большей степени, чем требует такое правило: своим правом можно пользоваться постольку, поскольку это не приносит ущерба праву другого".
Движущей силой экономической деятельности и стимулом экономического прогресса считал индивидуальную свободу, основанную на частной собственности и свободном распоряжении результатами собственного труда.
Осуждал собственность как средство присвоения чужого труда и получения нетрудовых доходов вопреки принципу взаимности услуг. В этом контексте он трактовал собственность как право, которое противоречит природе и разуму, провозгласив знаменитый афоризм "Собственность - это кража".

Известный французский экономист и философ Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) родился в г. Безансоне в семье мелкого городского ремесленника. Закончив обучение в колледже он работал рабочим в типографии, сам содержал небольшую типографию, после банкротства которой нанялся секретарем зажиточного горожанина. Активно занимался самообразованием. Увлекался литературным трудом, ставшая со временем основным источником его заработков. В то же время враждебное отношение П.Ж. Прудона до всех партий лишало его поддержки прессы. Доходы публициста были незначительными, он вынужден был несколько лет работать управляющим торговой фирмы. В 1840 г. П.Ж. Прудон опубликовал свою знаменитую работу "Что такое собственность", в которой провозгласил собственность кражей. В 1846 г. вышла в свет еще одна труд ученого "Система экономических противоречий, или Философия нищеты", которую известный украинский экономист М.И. Туган-Барановский назвал самой ценной в научном плане. Эта работа, писал украинский ученый, оказала огромное влияние на современников; в Германии быстро появилось три ее переводы, и даже ученые буржуазного лагеря, такие, как, например, один из основателей исторической школы Бруно Гильдебранд, признали Прудона выдающимся экономическим мыслителем эпохи.
После Французской революции П.Ж. Прудон стал депутатом Национального собрания от парижских рабочих. На рассмотрение собрания он внес проекты налоговой реформы и создания Народного банка с целью реформирования обмена и преодоления существующих социальных противоречий. Однако проекты не были приняты. Выступая в оппозиции как к радикалов, так и консерваторов, П.Ж. Прудон потерпел неудачу на просторах политики, его деятельность закончилась тремя годами тюремного заключения за нападки на президента республики Луи Наполеона.
По мнению многих исследователей, известный афоризм П.Ж. Прудона "Собственность - это кража" не был абсолютно новым и оригинальным. В средние века эта мысль была высказана Гейстербахом, который писал о том, что каждый богатый есть вор или наследник вора. О собственность как кражу писал также один из деятелей французской буржуазной революции Ж.П. Бриссо в работе, опубликованной в 1782 г.
Таким образом, П.Ж. Прудон признавал мелкую собственность, которая существует в "умеренных и разумных размерах". В то же время он был убежден, что большую частную собственность необходимо уничтожить с целью установления всеобщей справедливости, основанной на общей равенства. Обосновывая эту мысль, ученый писал о том, что "Несправедливость и угнетение заключаются не в том, что человек захватывает орудия труда или земельный участок, а в том, что один человек лишает всего этого других людей. Поскольку владение одного человека не нарушает прав другого, постольку собственность является вполне правомерным форме пользования орудиями и предметами хозяйствования. Но существующая история собственности неизменно базировалась на насилии и эксплуатации. Частная собственность была глубокой причиной общественного неравенства и, соответственно, всех революций, с помощью которых люди стремились восстановить равенство".
Решительно осуждал коммунизм, отмечая, что в "обществе, о котором мечтают социалисты, слабые угнетали бы сильных, ленивые и неспособны жили бы за счет трудящихся и способных. Коммунизм является система рабства, поскольку общность владения требует принудительной организации труда, лишает членов общества свободы действий и превращает их всех в рабов государства".
Свобода и равенство были основными политическими догмами П.Ж. Прудона. Он не соглашался пожертвовать ни одним из них. Во имя равенства он отрицал частную собственность в наличной форме; во имя свободы он отвергал социализм. ...Он считал, что истинное решение проблемы собственности данное славянской расой, которая создала общинное собственность, при которой земля принадлежит всей общине, а право пользования отдельными земельными участками - каждому члену общины.
Критиковал експлуататорську природу существующего на то время капиталистического общества. П.Ж. Прудон исходил из того, что капиталисты "никогда полностью не вознаграждают" рабочих, поскольку вознаграждение работника "не превышает его постоянных затрат и не обеспечивает ему вознаграждения в будущем, тогда как капиталист находит в орудии, продуктивном работнику залог независимости и обеспеченности в будущем"
Размышляя над природой прибыли, ученый выдвинул концепцию "ошибки в счетах", согласно которой капиталисты оплачивают стоимость индивидуального труда рабочих, присваивая при этом продукт их кооперованої (коллективной) труда. Последний превышает сумму индивидуальных усилий работников, поскольку "самый ничтожный состояние, меньше всего предприятие требуют такой многосторонности, которых один человек никогда не может проявить".
"Капиталист говорит, что заплатил рабочим поденной плату, - отмечал в связи с этим П.Ж. Прудон. - Однако дело в том, что он не оплатил огромной силы, которая возникает благодаря сотрудничеству рабочих, благодаря одновременности и гармонии их усилий".
Специфичность капиталистической эксплуатации ученый видел во взыскании ссудного процента, вызванного господством денег как капитала. Он утверждал, что владельцы последнего эксплуатируют рабочих, превращая деньги в неисчерпаемый источник собственного обогащения и подрывая тем самым трудовые доходы. Промышленные и торговые капиталисты, в свою очередь, эксплуатируют рабочих как покупателей, устанавливая надбавки к стоимости.
Обосновал теорию "конституированной стоимости", которая стала краеугольным камнем построенной ученым системы экономических противоречий. По мнению П.Ж. Прудона, развитие потребностей вызывает необходимость совершенствования производства. Поскольку никто не в состоянии произвести все необходимое самостоятельно, возникает разделение труда и обмен. Следовательно, потребности людей в потребительских ценностях порождают обмен и меновые стоимости.
Провозглашая стоимость вечной категорией, ученый рассматривал ее как носителя двух абстрактных идей:
потребительской стоимости (воплощение изобилия, богатства);
меновой стоимости (отображение исключительности, редкости).
Исследуя взаимодействие двух видов стоимости, П.Ж. Прудон отмечал, что міме меновой и потребительской стоимостями существует внутреннее противоречие, поскольку рост предложения товаров увеличивает общую сумму их полезности, снижая в то же время их рыночную цену. Сокращение предложений, в свою очередь, повышает цену, но при этом общая полезность предлагаемых товаров уменьшается.
По мнению ученого, противоречия между двумя составляющими стоимости преодолеваются за условий эквивалентного обмена путем образования "конституированной стоимости". Именно обмен объединяет все элементы богатства, созданные отдельными производителями, в одно целое, обеспечивая примирения, синтез, взаимопроникновение противоречий. В то же время в процессе обмена происходит своеобразный отбор товаров. Пройдя через рынок и получив общественное признание, они становятся "конституйованими стоимостями". В то же время нереализованный избыток потребительских стоимостей не включается в состав общественного богатства, поскольку не является санкционированной обменом "конституйованою стоимостью".
Таким образом, теория "конституированной стоимости" П.Ж. Прудона основана на определении двух источников ценности: обмена и труда. Стремясь сочетать трудовую и меновую концепции стоимости, ученый определял конституйовану стоимость не только как синтетическую, но и как пропорциональную (рис. 5.4).

Изложил собственное понимание таких экономических категорий, как разделение труда, конкуренция, кредит, торговый баланс и т.д. Ученый утверждал, что разделение труда начинает социальную эволюцию и способствует накоплению богатства и знаний, поскольку при дифференциации профессий каждый может выбрать вид занятия согласно своих способностей и желаний. Этот признак разделения труда составляет "позитивную" сторону категории. В то же время есть и противоположная, "негативная" идея разделения труда, которая заключается в том, что "разделение труда порабощает человека, делает его слепым орудием в руках хозяина, увеличивает бедность и необразованность низших классов народа и ведет к сосредоточению всех благ цивилизации в небольшой группы избранных".
Размышляя над природой новой категории, способной преодолеть негативные стороны разделения труда, сохранив его положительные признаки, П.Ж. Прудон анализировал понятия машины, которое он считал "логичной антитезой разделения труда". При этом ученый был убежден, что "Машины так же как и разделение труда является по существующей системы социальной экономии одновременно источником богатства и постоянной и роковой причиной нищеты".
Подобные методологические подходы ученый применял к анализу понятий свободной конкуренции и монополии. Характеризуя монополию как "роковое завершения конкуренции", он пришел к выводу, что "коллективы рабочих, объединенные монополистом, производят больше, чем отдельные рабочие. Но монополия является в то же время мощной причиной общественного упадка... Монополия стремится не к созданию крупнейшей суммы общественного благосостояния, а до получения наибольшего дохода монополиста. Ради увеличения своих доходов монополисты готовы уменьшить сумму производимых продуктов, - другими словами, пожертвовать общим благосостоянием ради своего собственного. Монополия в корне противоположная равенства".
Обосновал необходимость преодоления внутренней противоречивости стоимости путем реформирования сферы обмена. Отстаивая частную собственность и товарное производство как вершину личной свободы и независимости, ученый пропагандировал необходимость перехода крупных промышленных предприятий и железнодорожного транспорта в руки ассоциаций рабочих и служащих, подчеркивая необходимость сохранения индивидуальной собственности в мелкой промышленности и сельском хозяйстве.
Утверждая, что господство мелкого товарного производства будет способствовать обмена продуктами труда по трудовым эквивалентом, он выдвинул проект организации обмена без денег путем учреждения специального Народного банка. Задачей последнего был прием товаров в непосредственных товаропроизводителей и выдача бонов обмена (рабочих, трудовых талонов), которые бы удостоверяли количество труда, затраченного на производство товаров. Боны обмена, в свою очередь, давали бы право их владельцам на получение необходимых им товаров, эквивалентных произведенным затратам времени.
Введение безденежного товарного хозяйства, по мнению П.Ж. Прудона, гарантировало бы сбыт товаров по их конституйованою стоимостью, целью уничтожения капитала и эксплуатации. На основе того, что каждый получал бы столько, сколько производил сам, в обществе господствовали бы равенство и справедливость. В свою очередь отсутствие нетрудовых доходов обеспечивала бы безграничную реализацию и гармоничное распределение, способствуя росту богатства и благосостояния каждого гражданина и общества в целом.
Рассматривая процент как единую форму воплощения неоплаченной труда рабочих, ученый развивал идею "дармового" (беспроцентного) кредитования рабочих и мелких собственников через Народный банк. Он был убежден, что снижение процента способствовать утверждению справедливости, поскольку сделает невозможным получения нетрудовых доходов держателями капиталов и сведет собственность к владения, ликвидировав тем самым эксплуатацию трудящихся.
Меновой банк П.Ж. Прудона был, несомненно, утопией, хотя совсем не социальной. П.Ж. Пру дон надеялся сохранить неприкосновенной индивидуальную свободу производителя и одновременно лишить работника от власти предпринимателя путем беспроцентного кредита. Но где найти капиталы для неограниченного кредита? П.Ж. Прудон повторяет здесь ошибку многих буржуазных экономистов, которые приписывали кредита чудодейственное свойство создавать богатство из ничего.
Выступая за организацию Народного банка и освобождения рабочих помощью производственных, потребительских и кредитных ассоциаций, основанных на принципах взаимопомощи ("мутуализма" - взаимности услуг), ученый пришел к выводу, что при этих условиях состоится уравновешивания действующих в обществе социальных сил и отпадет необходимость в государственном управлении. Он утверждает что ликвидация нетрудовых доходов, справедливость в обмене и равенство на основе слияния классов в один (трудящихся) правительство сделает ненужным. Поэтому правительственная система, по мнению исследователя, сольется с экономической, что позволит анархию (отсутствие правительства, государственной власти), а движущей силой экономического развития станет класс мелких собственников, не объединенный ни в какую общественно-государственную организацию.
Экономические идеи П.Ж. Прудона оказали значительное влияние на экономическую д ку второй половины XIX в. Отмечая вклад ученого в развитие экономи них представлений и идей, выдающийся украинский ученый М. И. Туган-Барановский писал, что в работах П.Ж. Прудона "впервые с полной ясностью и резкость высказано мнение, что центральным правовым инструментом современно общества, институтом, на котором все основано, с которого все получается, хорошее, и плохое, что составляет цивилизацию, которой мы так гордимся, институт частной собственности. В то же время ученый отмечал, что "Экономические противоречия" П.Ж. Прудона "содержат в себе такую глубокую критику капиталистического строя, что большинству следующих критиков капитализма оставалось только развивать или видоизменять мысли Прудона. Не подлежит сомнению, что, несмотря на страстную критику Прудона Марксом, "Капитал" Маркса создавался под непосредственным влиянием "Экономических противоречий".
Прудонізм получил широкое распространение во второй половине XIX в. во Франции, Испании, Бельгии, других европейских странах. Его идеи восприняли бакуністи, а впоследствии - анархо-синдикалисты. Известные исследователи истории экономических учений ПИ. Жид и III. Рост отмечали, что либерализм П.Ж. Прудона был основан на "глубоком ощущении экономической реальности, и в настоящее время социальная проблема формулируется в тех же рамках, в которых поставил ее Прудон: реализовать справедливость в свободе".



Назад