Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

6.1.1. Исторические предпосылки возникновения и общая характеристика социалистических утопий


Истоки социалистических экономических учений берут начало из глубины истории. С давних давен люди мечтали о справедливом и счастливое общество, лишенное эксплуатации и угнетения, экономического и социального неравенства, что нашло отражение в произведениях древнегреческих мыслителей, религиозных учениях, многочисленных утопических концепций, основанных на идеях разумного порядка и гармонии.
В истории экономической мысли выделяют два основных этапа развития социалистических утопических идей:
ранний утопический социализм, который нашел яркое воплощение в фантастических проектах выдающихся мыслителей XV-XVII вв. Т. Мора, Т. Кампанеллы, Же. Мельє, В. Вінстенлі, Г. Бабефа, Т. Мюнцера и др. Важнейшими предпосылками возникновения этих проектов стал расписание феодализма, первоначальное накопление капитала в западноевропейских странах, которое сопровождалось разорением крестьянства и обнищанием подавляющего большинства населения. Произведения ранних социалистов-утопистов отразили идеологию антифеодального протеста, стремление к отмене феодальных привилегий и зависимостей, изменения отношений собственности и распределения, утверждения справедливого и счастливого общества;
поздний утопический социализм, основанный на идеях перестройки капиталистического общества, которые нашли отражение в трудах видных западных ученых
Термин "социализм" ввел в научный обиход французский философ Пьер Перу (1797-1871) во второй половине XIX ст. Он был последователем К.А. Сен-Симона и одним из основателей христианского социализма - специфического направления общественной мысли, представители которого стремились предоставить религиозному учению социалистического окраску и рассматривали как важнейшее условие социалистических преобразований нравственное совершенствование общества.
В современной литературе термин "социализм" используется как название теории, в основе которой лежит идея равенства (материальных благ, прав, обязанностей), общности собственности, социальной справедливости, свободы, а также общественного строя, который отвечает этим требованиям, европейских мыслителей XVIII-XIX вв. Ш. Фурье, К.А. Сен-Симона, Г. Оуэна. Важнейшими предпосылками формирования этих идей стали: завершение промышленного переворота, массовое разорение крестьян и ремесленников, имущественное расслоение общества, возникновения безработицы и нищеты, ухудшение положения рабочего класса, обострение социальных противоречий и т.д.
Значительное влияние на формирование общественного мнения этого периода оказали работы ранних социалистов-утопистов, выдающихся просветителей-енциклопедистів Д. Дидро, Ж.Л. Д'аламбера, Вольтера, Ж.Ж. Руссо, которые заложили идеологическую подоплеку антифеодальным преобразований, а также идеи представителей классической политической экономии относительно необходимости преодоления препятствий на пути технического прогресса, роста общественного богатства как основной цели экономической политики, направленной на улучшение благосостояния человечества. В то же время представители позднего утопического социализма выступили против классической теории вечного и неизменного рыночного "естественного порядка", противопоставив ей идею общественного развития и эволюционного перехода от капитализма к новому, гуманного и справедливого общества.
Критикуя общественный строй, основанный на частной собственности и свободной конкуренции, К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Г. Оуэн осуществили первые попытки систематизированного изложения социалистических идей и практического воплощения желаемого идеала.
В отличие от прагматичных теорий XV-XVIII ст., которые были направлены на исследование хозяйственной реальности и материальных условий развития экономической деятельности, социалистические утопические концепции отразили мечты и фантастические проекты выдающихся западноевропейских мыслителей, произведения которых очень часто напоминали эмоциональные проповеди, призывы и наставления.
Несмотря на разнообразие подходов и идей, можно выделить некоторые общие черты, присущие большинстве социалистических утопических учений:
эмоциональную критику феодального и капиталистического строя за их неспособность обеспечить справедливое распределение богатства и эффективное использование материальных и человеческих ресурсов;
отрицание частной собственности и свободной конкуренции как основы эксплуатации и социального неравенства. "Все коммунистические утопии, начиная с Платона и Мора и заканчивая эгалитарными писателями XVIII ст. - Мабли, Морелі, Годвином, Бабефом, - отмечают известные исследователи истории экономических учений Ш. Жид и Ш. Рост, - основаны на критике частной собственности";
понимание развития человеческого общества как исторического процесса, связанного с заменой существующего строя новым, более прогрессивным и справедливым общественным устройством;
Кредо социализма основано на трех догматах.
Первый: общество - это всемогущая и всезнающее существо, свободная от человеческих недостатков и слабостей.
Второй: приход социализма является неизбежным.
Третий: история является непрерывным процессом развития от менее совершенных условий к более совершенных условий, приход социализма является желаемым.
Л. фон Мизес
стремление не только описать идеальное общество вечной справедливости, способно обеспечить благосостояние всех граждан, но и навязать людям обязательный образ действий и поведения, детально регламентировать их жизни;
отказ от насильственных, революционных методов построения справедливого общества, веру в возможность сознательной трансформации общественного строя путем воспитания населения, пропаганды и распространения социалистических идей;
использование гипотетического метода, построение утопических концепций на основе выдвижения гипотез: "что будет, когда...", "давайте представим, что..." и т.д.
Утопическая мысль стремилась охватить все стороны человеческой жизни и имела целью непосредственную практику, пропуская стадию познания мира и часто считая эту стадию уже пройденным.



Назад