Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 7. Продуктивное обучение


Суть продуктивного обучения. Истинное обучение - это, в первую очередь, продуктивное обучение. Рассмотрим, в чем заключается его суть. Процесс преобразования субъекта обучения заключается в превращении его опыта, следовательно, в превращении субъекта с такого, который " не знает и не умеет, в такого, который это несколько знает и умеет. Это преобразование направлено на понимание учебного материала, запоминания его, на выработку умение его применять в различных ситуациях. Это, так сказать, вторая часть учебной деятельности. А первая заключается в том, чтобы получить это немного. Оно и является тем продуктом, результатом определенной деятельности. Конечно, этот продукт в готовом виде ученику может дать сам учитель. Но его может получить и сам ученик, обнаружив при этом активность в том, чтобы сформулировать определенную цель деятельности, выделить те задачи, которые предстоит решить на пути получения конечного результата. Следовательно, речь идет о проявление некоторой активности на пути формулировка целей деятельности, и не только промежуточных целей, оперативных, но и далеких, перспективных.

Решения каждого из сформулированных задач предусматривает разработку плана деятельности, определенной схемы действий. Для выполнения этого нужно найти соответствующую теоретическую основу. Выполнения, реализация разработанной стратегии и конкретного плана имеют свою логику выполнения. Каждая следующая действие разрабатывается на основе конечного результата предыдущего действия. Однако все вместе они составляют определенную целостность, систему, которая имеет свои конкретные признаки и свое смысловое наполнение.

Далее ученика будет интересовать, соответствует ли полученный результат ожидаемый, запланированном. Следовательно, возникает потребность в том, чтобы получить информацию о соответствии полученного результата запланированном и установлении того, в какой мере обеспечена эта соответствие. Найдя разницу между тем, что должно быть, и тем, что получил, ученик вносит определенные коррективы в деятельность по получению определенной информации. Таким образом, готовый продукт деятельности является результатом самостоятельной работы ученика с преобразование объекта изучения. Итак, продуктивная Деятельность - это, в первую очередь, познавательная деятельность, и таким продуктом, который ученик получил, есть определенная информация. Это, так сказать, смысловой сторону дела. Но ученик превращает и форму, а точнее, предоставляет определенной формы этой информации, и, как правило, формой такой организации информации в целостность он выбирает систему.

В силу того, что в процессе осуществления всей деятельности он мыслит, а мышление имеет такую существенную черту как системность, ученик осуществляет в ходе продуктивной деятельности системно-содержательную декомпозиции, т.е. наполняет содержанием все системные характеристики. Мы считаем, что продуктивная деятельность ученика состоит из трех действий: познавательной, системно-декомпозиционной и собственно учебной. Таким образом в ходе всей деятельности формируется первая система - цикловая (связка: цели деятельности - способы реализации - получение информации о достижении данной цели и, наконец, коррекция этих способов), вторая - система знаний определенного уровня иерархии. Обе эти системы способствуют глубокому развития системности мышления как психическом новоутворенню, что является наиболее характерной чертой умственного развития учащихся, особенно старшего школьного возраста. По организации такого обучения, то нужно сначала решить ряд важных задач, В частности, организовывать обучение так, чтобы все виды деятельности, а их целых три, проходили отдельно, выразительно отделяясь друг от друга, или, возможно, обеспечить их одновременную реализацию, но при этом выделяя как доминантный некоторое один вид [7; 21].

Проектное обучение. В школьной практике часто используется так называемое проектное обучение. Особенно часто его реализуют учителя трудового обучения, практикуют его и другие учителя-предметники. Проектное обучение является одной из модификаций продуктивного обучения. Под ним понимают организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на самостоятельное решение учениками учебно-познавательных задач на основе самостоятельного сбора по заданным признакам и соответствующей интерпретации информации, обязательного обоснование и последующей корректировки дальнейшей продуктивной учебно-познавательной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Благодаря практической необходимости знаний, умений и навыков обеспечивается более осмысленное и глубокое их усвоения. Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психологических функций ученика, их творческому потенциалу. Например, в трудовом обучении мотивация и выяснения орієнтувальної основы действий осуществляется на организационном этапе, следующий этап - конструкционный, далее - технологический и последний этап - заключительный, презентационный. Организационный этап включает выбор учениками тем для проектирования, их осмысления и обоснования; определение объема знаний и умений, необходимых для выполнения проекта, составление плана работы, работу с информационными источниками. На конструкционном этапе на основе уже усвоенных методов и способов технического творчества осуществляется активный поиск оптимальной конструкции будущего изделия. Основой технологического этапа является создание реального объекта. При этом ученики обосновывают свои конструкторские и технологические решения. Презентационный этап предусматривает анализ проделанной работы, дается ее самооценка и как финал - проект выставляется на защиту, который позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений. Даже неудачно выполнен проект имеет положительное педагогическое значение. В ходе взаимодействия учителя и учащихся в них формируются производительные подходы к овладение информацией, снимается страх перед неправильным выражению, неправильным шагом. В оценке работы по выполнению творческих проектов нужно учитывать два результаты: первый - скрытый педагогический эффект от включения учащегося в добыванию знаний и их практическое использование, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмысливать как его последствия, так и результаты собственной деятельности, второй - готовый результат, изделие. Он свидетельствует о возможности ученика, о том, насколько правильно и полно он усвоил данный материал.

Итог. Суть этого учения заключается в получении той информации, которую необходимо усвоить самостоятельно, пройдя весь цикл управления познавательной деятельностью. При этом ученик осуществляет два вида деятельности: деятельность по преобразованию предметного объекта познания и деятельности по преобразованию опыта субъекта обучения.



Назад