Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

6.1.2. Ранний утопический социализм


Характерными чертами раннего утопического социализма были критика недостатков существующего строя и частной собственности с позиции морали и тяготения к примитивной идеализации общественной жизни, основанного на равенстве потребностей и способностей.
Ярким представителем раннего периода развития социалистических утопий был английский писатель-гуманист, государственный деятель Томас Мор (1478 - 1535), знаменитый памфлет которого дал название новой течения общественной мысли. "Утопия", или "Золотая книга, столь полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" была опубликована в 1516 г. и после того переиздавалась много раз.
В произведении изображена встреча Т. Мора с выдающимся нидерландским гуманистом П. Егідеєм, которого сопровождал моряк и путешественник Рафаэль Гітладей. Последний рассказал друзьям о своем путешествии на чудесный остров Утопия, расположенный неподалеку от Америки. Интересно, что название острова Т. Мор сконструировал из двух слов: U - гречески - "нет", topos - "место", буквально: "место, которое не существует" (по другой версии: от еи - "благо", topoe - "место", буквально: "чудесное место").
Первая часть книги посвящена описанию ужасной картины обезземелювання английских крестьян и их преобразование земельных участков на предместья, которые приносили больший доход. Образное выражение Т. Мора о том, что в Англии "Овцы съели людей" позднее был использован К. Марксом для характеристики процесса первоначального накопления капитала. Поневірянню английских крестьян писатель противопоставляет счастливую жизнь жителей острова Утопия, подробно описано во второй части произведения.
Характерные черты утопической модели идеального общества Т. Мора:
Отсутствие частной собственности. Акцентируя внимание на том, что "там, где есть частная собственность, где все измеряется деньгами, вряд ли когда-нибудь будет возможным справедливое и счастливое управления государством", Т. Мор утверждает, что "разделить все поровну и справедливо, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как совершенно уничтожив собственность".
Отсутствие денег и торговли, прямой продуктообмен между городом и селом. В произведении Т. Мора отмечается, что на острове Утопия "каждое город поделен на четыре равных части. Посредине каждой части есть рынок с различными товарами. Туда каждое хозяйство свозит определенные свои изделия, каждый вид которых размещают в отдельных хранилищах. Любой глава хозяйства просит то, что нужно ему самому и его близким, причем без денег, вообще без каких-какого вознаграждения забирает все, что только попросит".

Эпоха XV-XVI ст., связана с возникновением раннего утопического социализма, вошла в историю Европы как мрачный и жестокий период.

На востоке происходило повторное закрепощения крестьян, которое сопровождалось кровавыми придушеннями крестьянских восстаний. На Западе начался процесс первоначального накопления капитала, одним из источников которого была беспощадная эксплуатация пауперів - нищих слоев населения, лишенных земли и средств существования.
Произошло значительное расслоение всех социальных слоев общества. При этом "верхние" социальные слои (дворянство, купцы, богатые ремесленники, мануфактурники, зажиточные крестьяне) существенно улучшили качество жизни. В то же время значительная масса "более низких" социальных слоев (наемные рабочие, обедневшие ремесленники, безземельные крестьяне, слуги) оказались в значительно худших условиях. их рабочий день составлял от 10 до 14 часов в сутки, средняя продолжительность жизни едва достигала 35 лет.
При этом до золота и серебра утопійці относятся презрительно: " Из золота и серебра не только в общих дворцах, но и в чайных домах повсюду делают они ночные горшки и различную посуду для нечистот... изготавливают цепи и тяжелые кандалы для рабов. У каждого, кто опозорил себя тяжким преступлением, из ушей свисают золотые кольца, золото охватывает пальцы, обвивает голову и шею".
Уравнительное распределение, отсутствие социального неравенства. На Утопии верховный орган государства - сенат ведет учет всего, что производится в отдельных районах. Вся производимая продукция распределяется из общественных складов в соответствии с установленным перечнем необходимых потребностей и норм потребления.

Томас Мор (1478-1531) - английский писатель-гуманист, государственный деятель, один из основоположников утопического социализма, канцлер Англии в 1529-1532 pp. Родился в 1478 г. в семье богатого судебного чиновника. Получил прекрасное образование в Оксфордском университете, в совершенстве знал латынь, греческий язык, произведения выдающихся античных и раннехристианских мыслителей и был одним из самых образованных людей своего времени.
Томас Мор
С 1502 p. T. Мор вел адвокатскую практику и преподавал право. В 1504 г. его избрали в парламент от лондонского купечества. За резкие выступления против налогового произвола короля Т. Мор попал в немилость к Генриха VII. В 1515 г. в составе английского посольства он был направлен во Фландрию. Именно здесь английский мыслитель начал работу над первой книгой "Утопии", которую завершил, вернувшись в Англию. Вторая книга "Утопии" была уже готова к этому времени. Произведение выдали в Лувене в 1516 г. Он был написан на латыни и предназначался для ученых-гуманистов и просвещенных монархов. В середине XVI в. "Утопию" переведены на европейские языки, а в 1789 г. произведение вышел на русском языке. В 1531 г. вышел еще один знаменитый произведение Т. Мора "История Ричарда III", который так же имел большой успех у современников, а впоследствии стал одним из источников известной драмы Шекспира.
Новый король Англии Генрих VIII высоко оценил "Утопию" и назначил Т. Мора своим советником, впоследствии - королевским секретарем, а с 1529 г. - лордом-канцлером Англии.
Гуманистические взгляды Т. Мора сочетались с его искренней преданностью католицизма. Как сторонник верховной власти папы и активный защитник прав римско-католической церкви он отказался поддержать короля, который после конфликта с папой стал на сторону Реформации и провозгласил себя главой англиканской церкви.
Строгая регламентация и обязательность труда для всех, сочетание занятий физическим и умственным трудом. Утопійці работают 6 часов в сутки в соответствии с определенных поручений, выполнение которых проверяется специальным выборными должностными лицами - сіфогрантами, "главная и почти единственная дело" которых заключается в том, чтобы "беспокоиться и следить, чтобы никто не сидел без дела"1. Остальное время жители Утопии посвящают занятием наукой и искусством, поскольку "государство это так устроена, что важнейшей есть одна цель: насколько позволяют общественные потребности, лишить всех граждан от телесного рабства и дарить им как можно больше времени для духовной свободы и просвещения". Тяжелую работу на острове выполняют рабы и наемники из соседних стран. При этом утопійці "делают рабами тех, кто допустил позорный поступок, или же тех, кто в чужих городах приговорен к смертной казни за преступления".
Семейно-ремесленный уклад хозяйственного шитье; земледелие как основа хозяйственной деятельности; организация сельскохозяйственных работ по принципу трудовой повинности. На Утопии у всех мужчин и женщин без исключения единственная общее дело - сельское хозяйство. При этом каждый утопієць обязательно должен провести на сельскохозяйственных работах два года, а потом вернуться к тому вида ремесла, которым занята его семья.
Приближена к республики форма государственного устройства, всезагальні выборы должностных лиц, равенство женщин с мужчинами во всех правах, свобода совести и т.д. "На Утопии есть пятьдесят четыре города; все они большие и роскошные, - писал Т. Мор. - За языком, обычаями, законами они одинаковы; размещение тоже у всех одинаковое, одинаковый у них, насколько это позволяет местность, и внешний вид...".
К представителей раннего утопического социализма принадлежит также итальянский монах-мятежник, философ Томазо Кампанелла (1568-1639), автор знаменитой утопии "Город Солнца" (1602). Произведение написано в форме диалога между заведующим монастырского приюта и заезжим моряком, который во время одного из путешествий на неизвестный остров увидел "город Солнца".
Характерные черты утопической модели идеального общественного устройства Т. Кам-панеллы:
Отсутствие частной собственности, имущественного неравенства, нищеты и эксплуатации. Осуждая частную собственность как основу эксплуатации, Т. Кампанелла считал ее главной причиной крайней нищеты и богатства, которые "делают людей негодяями, хитрыми, лукавыми, ворами, коварными, обездоленными, лживыми, лжесвидетели, ...напыщенными, высокомерны, невеждами, предателями, которые рассуждают о том, чего не знают, дурисвітами, хвастунами, бездушными, обидчиками и т.д.".
Благодаря общинном устройства в городе Солнца нет имущественного неравенства, поскольку все совместно владеют вещами и не отчуждают их в собственность. При этом общими у соляриев (жителей города Солнца) является не только имущество и жилье, но женщины и дети.

'Город Солнца" Т. Кампанеллы
Отсутствие денег, натуральный обмен. Избыточная продукция, которая производится соляриями, продается иностранцам за деньги, но все сделки купли-продажи осуществляются у ворот города. В самом городе нет денег, иностранцы допускаются сюда только как гости.
Уравнительное распределение. Все нужное для жизни населения города Солнца "получает от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему положено, однако никому не отказывая в необходимом". При этом "знания, почести и наслаждения является общим достоянием".
Принудительная обязательный труд, распределение обязанностей в соответствии со способностями каждого. "В городе Солнца, - писал Т. Кампанелла, - где обязанности и труд распределяются среди всех, каждому приходится работать не более чем четыре часа в сутки, остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседованиях, чтении, разговорах, прогулках, развития умственных и физических способностей, и все это делается с радостью".
Государственный строй, основанный на сочетании духовной и светской власти. "Священник, имя которому... "Солнце", - говорится в трактате, - ...является главой всех и в светском, и в духовном, и из всех вопросов и споров он выносит окончательное решение. При нем находятся три соправители: Пн, Син и Мор, или по-нашему: Сила, Мудрость и Любовь".

Томазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский гуманист, философ, богослов, политический деятель, который прожил нелегкую жизнь, полная тяжелых испытаний. Сын бедного сапожника Джованни Домен-iko в 14 лет постригся в монахи и стал Томазо Кампанеллою (кампанелла итальянской-колокол). Не-доволен схоластичністю религиозного учения, он стал сторонником натурфилософии и в 23 года написал свое первое произведение "Философия, основанная на чувствах", за что подвергся преследованиям инквизиции.
Томазо Кампанелла
В 1598 г. T. Кампанелла возглавил сговор итальянских повстанцев в Калабрии против испанской тирании. Через год его схватили, жестоко пытали и осудили как преступника и еретика к пожизненному заключению. В неаполитанских тюрьмах Т. Кампанелла провел 27 лет, в течение которых он написал десятки произведений по философии, астрологии, астрономии, медицины, физики, математики, политики. Среди них: "Город Солнца" (1602), "Монархия Мессии" (1622), "Метафизика" (1638) и др. Эти произведения распространялись в списках и даже были частично опубликованы в Германии. Свою знаменитую утопию "Город Солнца" Т. Кампанелла начал писать летом 1601 г. Впоследствии он перевел это произведение на латынь, чтобы выдать за рубежом. Впервые латинский перевод "Города Солнца" увидел свет в 1623 г. во Франкфурте.
В 1626 г. благодаря заступничеству папы Урбана VIII, которой заинтересовался творчеством Кампанеллы, особенно его астрологическими прогнозами, узник был переведен в распоряжение римской инквизиции, а в 1629 г. - освобожден и оправдан. Однако в 1635 г. в связи с требованиями испанских властей о его выдаче Т. Кампанелла бежал во Францию, где продолжал работать над своими произведениями и политическими трактатами.
Всю жизнь Т. Кампанелла мечтал воплотить мечты о счастливом и справедливое общество, в Калабрии после освобождения ее от гнета испанцев. Но после провала сговора он все больше возлагал надежды на европейских монархов (испанского, французского) и папу римского, стремясь к духовному единству общества, его реформирования в соответствии с идеалами католицизма.
В идеальном обществе итальянского автора женщины уравнены в правах с мужчинами, даже военная служба является для них обязательным. При этом "мужчины и женщины... носят почти одинаковая одежда", дети до трех лет учатся говорить и учат азбуку", а к десяти лет усваивают все науки по единому учебнику "Мудрость", что является конечной истиной на все времена. Впоследствии они "...получают должности в сфере тех наук ремесла, в которых они достигли наибольших успехов - по указанию своего вождя или руководителя".
Представителем раннего утопического социализма был также Томас Мюнцер (около 1490-1525) - немецкий мыслитель-мятежник, который призывал к мятежу с целью установления "тысячелетие царства Христа".
Пропагандируя необходимость перехода суда и власти к братства бедняков, передачи земли крестьянам, немецкий социалист-утопист утверждал, что простой народ является носителем божественной справедливости, способным построить бесклассовое общество, основанное на принципах равенства и справедливости. Размах революционных событий в Германии и успехи Реформации убеждали его в реальности и неизбежности мировых социально-политических переворотов и утверждение "царства Божьего" на Земле.
Выступая за насильственное уничтожение феодального строя, Т. Мюнцер считал, что отдельные индивиды не могут иметь интересов, отличных от интересов общества в целом. Реформация и устранения безвірників, по его мнению, призваны были перестроить мир на основе приоритетности общественных интересов
Немецкий утопист был убежден, что в будущем "царстве Божьем" не будут существовать государственная власть, классовые различия, частная собственность и неравенство. Общее благосостояние будет неуклонно расти на основе общности имущества. Следовательно Т. Мюнцер призвал крестьян до революции, уничтожение феодализма, перехода всех материальных благ в руки тружеников, уравнительного перераспределения земли и имущества и т.п. Его призывы к уничтожению врагов Христа имели характер проповедей, направленных против роскоши, золота, "идолов в домах и сундуках".
Томас Мюнцер (около 1490-1525) - радикальный проповедник времен Реформации, вождь сельско-плебейських масс в Крестьянской войне (1524-1526 гг.). Он, выходец из крестьянской семьи, в совершенстве знал Священное писание и труды средневековых проповедников, владел несколькими языками и слушал лекции в университетах Лейпцига и Франкфурта. Избрав путь странствующего проповедника, Т. Мюнцер быстро завоевал популярность как бунтарь, обличитель, обвинитель богачей. Летом 1521 г. он посетил Чехию, охваченную оппозиционным движением, и опубликовал свой "Пражский манифест", в котором изложил основы своего революционного учения, выступив против М. Лютера и умеренной бюргерской Реформации.
Во время Крестьянской войны Т. Мюнцер был вдохновителем самые решительные мятежей. Радикальная программа повстанцев нашла отражение в "Статейному письме"(1525). В этом же году немецкий проповедник возглавил отряды восставших крестьян в Мюльхаузені. Заставив капитулировать зажиточных бюргеров, Т. Мюнцер основал "вечный христианский" магистрат из бедных и землевладельцев. Он выступал за конфискацию дворянских и монастырских владений и пропагандировал общность имущества. Т. Мюнцер вел себя как пророк. Отпустив длинную бороду вроде "отцов-патриархов", в богатой одежде он появлялся перед народом, чтобы вершить суд на основе закона Мойсеева. Перед ним носили красный крест и меч.
В мае 1525 г. отряд Т. Мюнцера, который состоял из 8000 плохо вооруженных пеших крестьян был разгромлен возле города Франкенхаузена объединенным войском немецких князей. Вождя повстанцев захватили в плен и после пыток казнен. Историки бывшего Советского Союза и Восточной Германии характеризовали Т. Мюнцера как предсказателя мировой коммунистической революции, ссылаясь на мнение Ф. Энгельса, что крестьянское движение, возглавлявший Т. Мюнцер, опережало развитие зародышевых пролетарских элементов в немецких городах. Ранний манускрипт Т. Мюнцера с фрагментами литургической поэмы был подарен саксонским правительством руководителю советского государства Иосифу Сталину в день его семидесятилетия.



Назад