Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

6.1.3. Экономические идеи поздних социалистов-утопистов


Поздний утопический социализм представлен трудами известных мыслителей XVIII-XIX вв. К.А. Сен-Симона, ПИ. Фурье и Г. Оуэна (табл. 6.1). По мнению французских исследователей истории экономических учений, К.А. Сен-Симон и его единомышленники были "истинными предшественниками коллективизма", поскольку стремились "...на место общественной самодеятельности и свободной инициативы человека поставить экономическую деятельность, всесторонне предусмотренную и согласованную". В то же время ПИ. Фурье, Г. Оуэн и их последователи были "социалистами-асоціаністами", которые стремились к тому, чтобы "индивид не потерялся в массе" и пытались сохранить его с помощью организации маленьких автономных групп".

Французский мыслитель Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760-1825) был ярким представителем позднего утопического социализма. Его экономические идеи нашли отражение в произведениях "О промышленную систему" (1821), "Катехизис промышленников" (1824), "Новое христианство" (1825) и др.
Обосновывая эволюционно-исторический подход к изучению человеческого общества, ученый, в отличие от представителей классической школы, не признавал капиталистический уклад вечным и естественным. Он обращал внимание на то, что "будущее состоит из последних членов известного ряда, первые члены которого составляют прошлое. Хорошо изучив первые члены, легко установить следующие; таким образом из прошлого, которое хорошо наблюдается, легко можно вывести будущее".
Следовательно К.А. Сен-Симон разработал оригинальную схему исторического прогресса. Он утверждал, что в процессе эволюции человечество последовательно проходит рабовладельческую, феодальную и промышленную эпохи. Процесс смены одного общественного строя другим происходил в результате сложного процесса переплетения развития знаний и продуктивной деятельности. Ключевыми факторами поступательного развития общества, по мнению ученого, является наука и индустрия.
XVIII в. вошло в историю как эпоха Просвещения. Просвещение - идейное течение и широкий культурный движение в Европе и Северной Америке конца XVII-XVIII ст., основанные на идее о решающую роль разума и науки в познании и преобразовании человеческого общества. Считая невежество, незнание, мракобесие и религиозный фанатизм основными причинами человеческого несчастья, просветители выступали против феодально-абсолютитського режима, за гражданское равенство, политическую свободу и общественный прогресс. Эволюцию хозяйственного и политического развития общества просветители трактовали как постепенное освобождение человека от социального и природного рабства на основе преодоления предрассудков и развития рационального знания.
Известный философ XVIII в. И. Кант определял Просвещение как "мужество пользоваться своим собственным умом". Он обращал внимание на то, что просветители отводили человеческому разуму роль высшего авторитета, подчеркивая нравственных обязанностях и ответственности образованных граждан. В XIX - XX в. идеи просвещения раскритикованным за чрезмерную идеализацию человеческой природы и оптимистичное трактовка прогресса как безостановочного развития общества на основе совершенствования ума.
Характерным признаком XVIII-XIX вв. стало также завершение периода первоначального накопления капитала и промышленная революция. Ведущей отраслью экономики этих стран постепенно становилась промышленность, в первую очередь металлургия и машиностроение.
Происходили изменения в социальной структуре общества. Росла доля жителей городов, нарастало имущественное расслоение населения. С одной стороны, формировалась немногочисленная "верхушка" (земельные аристократы, крупные домовладельцы и рантье, старая и новая буржуазия), которая имела достаточно высокий уровень жизни и поддерживала свою власть с помощью репрессивного аппарата (полиции, суда, тюрем). На втором полюсе находились обедневшие крестьяне и промышленный пролетариат, доля которого составляла 20-25% общей численности населения. Продолжительность рабочего дня этих слоев достигала 14 часов, высоким был травматизм на производстве. Проживание в антисанитарных условиях бараков способствовало многочисленным болезням и высокой детской смертности и т.д.
Отмечая, что каждая эпоха характеризуется двумя периодами развития: органическим (равновесным) и критическим (революционным), французский исследователь подчеркивал, что на органическом этапе при власти находится класс, который имеет наибольшее хозяйственное значение. Критический период развития ученый связывал с приходом к власти нового класса, способного обеспечить дальнейший прогресс общества. Обосновывая неизбежность перехода к справедливого общественного уст рою - индустриализма, французский утопист трактовал современный ему как переходный период, критический, связывая его с противостоянием и борьбой двух классов: бездействующих владельцев, которые получают паразитические доходы (крупных землевладельцев, капиталистов-рантье, военной и судійської бюрократе) и індустріалів, занятых суспільнокорисною деятельностью, которые получают трудовые доходы. До последних ученый относил всех, кто "составляет три большие классы, которые называются землевладельцами, фабрикантами и торговцами".
Остро критикуя тогдашнее общество, ученый утверждал, что оно "...есть истинно картиной мира, перевернутого вверх ногами, поскольку нация как основной принцип восприняла положение, что бедные должны быть великодушными к богатых, вследствие чего малообеспеченные ежедневно лишают себя часть необходимых им средств для того, чтобы увеличить избыток крупных собственников; поскольку страшные преступники, воры высшего порядка, которые крадут у всей совокупности граждан триста или четыреста миллионов в год, имеют власть наказывать мелкие проступки против общества; поскольку невежество, предрассудки, лень и страсть к опустошительных удовольствий составляют талан главарей общества, а способные, экономные и трудолюбивые люди подчинены им и используются лишь как орудие; поскольку во всех видах занятий бездари управляют способными, аморальные призваны давать наставления гражданам по благотворительности, самые большие преступники наказывают мелкие проступки".
Главными недостатками капитализма ученый считал раздробленность и анархию производства как неизбежное следствие экономической свободы, основанной на индивидуализме и эгоизме частных владельцев. Критический пафос произведений французского мыслителя был направлен против дворянства, духовенства, феодалов, наполеоновской знати, которые олицетворяли паразитизм, бездействие, препятствие к прогрессу. В то же время К.А. Сен-Симон утверждал, что "індустріа-ли" в союзе с "учеными" и "художниками" составляют 24/25 нации, сосредоточивают в себе все таланты и способности, создают истинное богатство. Основное противоречие французского общества ученый трактовал как несоответствие между "індустріалізмом" и феодальной властью.
Обосновывая мнение о том, что историческое развитие общества неизбежно приведет к утверждению "новой промышленной системы", которая позволит "перенести земной рай из прошлого в будущее", К.А. Сен-Симон выступил против тех ученых-просветителей XVIII ст., которые считали, что лучший период развития человечества остался позади и призвали вернуться к старым временам. "Золотой век человечества, - утверждал К.А. Сен-Симон, - не позади нас, а впереди". По мнению ученого, Франция должна была проложить Европе и всему миру путь к счастливому будущему.
Характерные черты утопической модели идеального общественного устройства К.А. Сен-Симона:
Господство крупного машинного производства, приход к власти индустриальной элиты. Считая индустрию "единственным источником всех богатств и благосостояния", К.А. Сен-Симон отмечал, что в будущем справедливом обществе "Промышленники станут первым классом в обществе; выдающиеся промышленники возьмут на себя бесплатное управления государственными финансами, они будут определять положение, которое должны занимать другие классы относительно друг друга

Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон
(1760-1825) - известный французский социалист-утопист, социолог, автор ярких публицистических трактатов и грандиозных проектов перестройки человеческого общества.
Кл ед Анри де Сен-Симон
Родился в 1760 г. в Париже, в семье потомственных аристократов. Получил блестящее домашнее образование, среди его учителей был знаменитый философ-энциклопедист Д'Аламбер. Еще с детства К.А. Сен-Симон проявил незаурядную силу воли и честолюбия. Есть рассказ о том, что в 15-летнем возрасте он приказал своему слуге ежедневно будить его со словами: "Вставайте, граф, Вас ждут великие дела!"
В 1777 г. K.A. Сен-Симон начал военную службу в пехотном полку. В 1783 г. он принимал участие в войне за независимость США, где хорошо себя зарекомендовал. Вернувшись с войны К.А. Сен-Симон получил звание полковника. Но военная карьера не привлекала его, и он вышел в отставку. Мыслитель с энтузиазмом встретил великую Французскую революцию 1789 г. и даже отказался от своего графского титула. Со временем К.А. Сен-Симон начал заниматься операциями по торговле недвижимостью, финансовыми спекуляциями, за счет которых быстро разбогател. Заработанные деньги он потратил на путешествие по Европе и содержание роскошного дома, в котором часто гостили выдающиеся люди того времени. Богатый жизненный опыт, трудности эпохи, крах революционных идеалов привели мыслителя к мысли о необходимости создания новой науки, которая должна была бы вывести человечество из тупика и указать путь к совершенного общественного устройства. Свое первое произведение "Письма женевского гражданина к современников" К.А. Сен-Симон написал в 1803 г.
В 1805 г. ученый оказался на грани бедности. Перебиваясь случайными заработками, без средств к существованию, К.А. Сен-Симон продолжал активно разрабатывать свои идеи. В 1808 г. он издал "Вступление в научных трудов XIX века", в 1821 г. - "О промышленную систему". Для пропаганды своих идей мыслитель собственноручно переписывал свои произведения и пересылал их ученым, государственным деятелям, в т.ч. Наполеону и даже королю.
За дерзкую притчу, в которой автор доказывал, что Франция ничего не потеряет, оставшись без короля и его окружения, священников и чиновников, однако испытывает непоправимых потерь, если исчезнут художники, ученые, мастера-ремесленники, К.А. Сен-Симон был привлечен к суду. Однако суд присяжных его оправдал. Разочарование и депрессия привели французского исследователя к неудачной попытки самоубийства.
После выздоровления он снова напряженно работал. В период 1823-1825 гг. вышли в свет такие его произведения, как "Катехизис промышленников" (катехизис - устное наставление, руководство, произведение, написанное в форме вопросов и ответов), "Новое христианство" и др. Постепенно вокруг К.А. Сен-Симона образуется круг его учеников и единомышленников. Среди секретарей ученого были будущий известный историк О. Тьерри и будущий основатель позитивизма В. Конт. После смерти К .А. Сен-Симона в 1825 г. его ученики Б.П. Анфантен, С.А. Базар, А. Родригес и другие активно пропагандировали многочисленный и богатый литературное наследие французского мыслителя.
Управление из единого центра, планомерное развитие производства и распределения в масштабах страны. По мнению французского утописта, это будет способствовать улучшению благосостояния государства "...с той скоростью, которая только возможна". При этом "общество будет владеть всем тем индивидуальным и общественным счастьем, на которое только может претендовать человеческая природа".
Приход на смену конкуренции ассоциации, основанной на принципах строгого равенства и обязательного труда для всех. По мнению французского мыслителя, в будущем справедливом обществе "все люди будут работать ...на каждого будет возложена обязанность постоянно направлять свои усилия на пользу человечеству", что будет способствовать постепенному исчезновению классов и социальных различий, кроме тех, которые основаны на труда и способностях.
Сохранение частной собственности как института, который "служит основой общественного здания". К.А. Сен-Симон утверждал, что по условиям индустриализма собственность будет находиться под контролем общества и давать владельцу право на централизованно выделенную из общественного продукта вознаграждение на капитал. "Индустриальная равенство, - писал ученый, - будет основана на том, что каждый будет получать из общества пользу, прямо пропорциональную общественному положению, то есть своей позитивной способности - применению, которое он будет делать своими средствами, в которые следует включить... и его капиталы".
Обосновывая необходимость законодательного регулирования отношений собственности, ученый отмечал, что "закон, который устанавливает власть и форму управления, не имеет такого значения и такого влияния на благосостояние нации, как закон, который устанавливает собственность и регулирует пользование ею". Остро критикуя "все права, основанные на рождении и всякого рода привилегиях", ученый был убежден, что богатство должна наследовать не семья, а государство, поскольку это будет способствовать прогрессивному развитию человечества "до состояния ассоциации, которая неустанным растет".
Изменение функций государства в направлении руководства вещами вместо руководства людьми. Отмечая, что "целью общественной организации должно быть наилучшее применение для удовлетворения потребностей человека знаний, полученных науками, искусствами и ремеслами, распространение этих знаний, их развитие и побольше накопления", ученый видел роль правительства в том, чтобы "защитить работающих от непродуктивных действий праздных людей и обеспечить им охрану и свободу в их производственной деятельности". Он был убежден, что "основные законы должны быть направлены на то, чтобы ясно установить и благородно комбинировать дела, которые необходимо будет выполнять обществу с целью физического и морального совершенствования существования всех его членов".
Движущей силой экономического развития ученый считал образованных людей. Он отрицал революционные методы перехода к новому обществу и подчеркивал возможности мирного и скорейшего перехода к желаемому идеалу. Первоочередной задачей, по мнению ученого, должно было стать создание партии | промышленников, которая вместе с королевской властью, путем частичных реформ, была призвана способствовать устранению наследственной знати, выкупа земель у землевладельцев и улучшению положения крестьян. В то же время К.А. Сен-Симон писал, что предложенные им изменения "совсем не вражеские королевской власти, законности и даже божественному праву; наоборот, они непосредственно направлены на то, чтобы дать королю больше спокойствия и, соответственно, больше счастья"4. Поэтому ученый придавал огромное значение пропаганде идей справедливого общества "нового христианства", способного объединить на пути к жизни "в счастливее условиях".
Оригинальную модель справедливого общественного устройства предложил известный представитель позднего утопического социализма Шарль Фур'с (1772-1837). Поставив цель создать социальную науку, основанную на гармонии и справедливости, он, как и К.А. Сен-Симон, положил в основу своего учения идею исторической закономерности эволюции человеческого общества. Ученый предложил собственную схему прогрессивного развития человечества (рис. 6.1), основанную на убеждении, что исторический цикл человечества охватывает 80 тыс. лет.

Исходя из того, что мир подчиняется законам движения, Ш. Фурье выделил два вида этих законов: законы материального движения (законы тяжін* ня), которые были открытые Ньютоном) и законы социального движения - "притяжение страстей", заслугу открытия которых ученый приписывал себе.
Связывая исторические эпохи со ступенями развития производства, он утверждал, что движущей силой истории является человеческие страсти, в которых выражается гармония, предназначена божественной волей. Поэтому понимание пути к справедливого общественного устройства требует осознания установленного Богом социального порядка, который соответствует человеческой природе, что определяется страстями. При этом все человеческие страсти ученый разделил на три группы:
материальные, чувственные, связанные с пятью органами ощущений;
привязанности, симпатии (дружба, любовь, честолюбие и т.д.);
верховные, распределительные, которые являются важнейшими (страсть к соревнованию, к разнообразию, к творчеству).
Утверждая, что взаимодействие трех верховных страстей порождает гармонию, III. Фурье отмечал, что установление справедливого общественного устройства обеспечивает свободное удовлетворения человеческих страстей и достижения общечеловеческого счастья. При этом согласованность интересов всех членов общества порождает еще одну страсть - гармонізм, связанный со стремлением человека согласовать свое счастье со счастьем окружающего мира и всего человеческого рода.
Обвинив классиков в том, что их теория "говорит лишь к кошельку... превращая наслаждение и роскошь, в религиозные действа" и порождая "легионы истощенных голодом людей, которые продают себя за низкой цене, ученый выступил с эмоциональной критикой капитализма.

Известный французский социалист-утоліст Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837) родился в зажиточной купеческой семье в Безансоне. Отец умер, когда мальчику было 9 лет. Закончив Безансонський ієзуїтський колледж Ш. Фурье предпринял неудачную попытку вступить в военно-инженерной школы. Со временем под давлением семьи он вынужден был заняться торговой делом: был бухгалтером и кассиром, экспедитором и коммивояжером, биржевым маклером.
Шарль Фурье
Рано вступив в конфликт с семьей и средой, Ш. Фурье через всю свою жизнь пронес ненависть к обману и спекуляции в торговле. Он стремился доказать, что необходимо и возможно "вывести человеческий род из социального хаоса и искоренить на всей земле нищета и преступления". Проявляя большие способности к обучению, французский мыслитель, активно занимался самообразованием, изучал труды древнегреческих философов (Платона, Аристотеля), философов Нового времени (Руссо, Лейбница) и др. Проявляя оригинальность и нетрадиционность мышления, французский исследователь выступил против концепции "естественного права", согласно которой принципы свободы и равенства заложены в природе человека и не зависят от социальных условий.
Потеряв во время Французской революции наследуемое владение, Ш. Фурье вступил в революционную армию и полтора года служил республике. Уволившись из армии по состоянию здоровья, он некоторое время был мелким торговым маклером в Лионе, а впоследствии перешел на государственную службу. В декабре 1803 г. Ш. Фурье опубликовал в местной газете статью "Всемирная гармония", в которой сообщил о собственно открытие "законов социального движения". В 1808 г. он анонимно издал книгу "Теория четырех движений и всемирных судеб", которая осталась почти незамеченной. Напряженно работая над развитием своих идей, ученый в 1822 г. написал труд "Теория всемирного единства", а в 1828 г. - книгу "Новый хозяйственный и соцієтарний мир, или открытие способов привлекательной и природовідповідної труда, распределенной в сериях по страстью".
Всю жизнь французский утопист не оставлял надежды на то, что сможет убедить господствующие слои в необходимости перехода к новому гармоничного общества. Он даже установил специальные часы приема, ожидая тех, кто поможет реализовать намеченные проекты. После 1830 г. во Франции начал бурно развиваться фур'єристський движение. В 1832 г. мыслитель осуществил попытку организации социалистической общины (фаланги) на приобретенном им земельном участке, в 65 км от Парижа. Но его эксперимент был неудачным. Умер Ш. Фурье в 1837 г. в Париже.
По мнению французского утописта, капитализм:
не в состоянии преодолеть противоречия между интересами небольшой группы богатых и нищей большинством населения; обеспечить благосостояние населения и решение социальных вопросов;
ведет к эксплуатации и угнетения трудящихся паразитирующими слоями, характеризуется подневольным трудом, который превращается из источника радости и нормы жизнедеятельности общества на новый вид рабства, проклятие и ужас. Ш. Фурье насчитал 14 категорий паразитизма в тогдашнем обществе. Особенно остро он выступал против торговцев, которые "превращаясь на владельцев продукта, грабят производителя и потребителя и сеют беспорядок в хозяйственной системе своими поисками выгоды, биржевой игры, мошенничества, вымогательства и т.д.";
порождает конкуренцию, хозяйственную анархию и социальный хаос, которые приводят к невиданному расточительства сил и средств и ведут "народ до нищеты через успехи промышленности";
обостряет противоречия коллективного и индивидуального интересов, поскольку "в хозяйственной системе устройства цивилизации каждый отдельный человек находится в состоянии открытой войны с массой ...недоброжелательная к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный - добрых исков в каждой семье. Архитектору нужна добрая пожар, а скляр желает доброго града, который бы выбил все стекла. Портной, сапожник желают публике только неустойчиво окрашенной ткани и обувь с плохой кожи с тем, чтобы их зношували втрое быстрее...".
порождает "торговый феодализм", монопольное господство торгового и денежного капитала, которые превращаются в "ужасную силу" и подчиняют себе "все основные классы... и даже правительство", вызывая к жизни спекуляцию, "бесстыдное мошенничество", ажиотаж на рынке, банкротства и т.д.
В связи с указанным выше Ш. Фурье назвал устройство цивилизации, где царят ложь и отталкивающей труд, "мир наизнанку". Он отмечал: "Цель моя не улучшить устройство цивилизации, а уничтожить его и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм, доказывая, что порядок цивилизации бессмысленный как в частях, так и в целом".
Обосновывая необходимость создания условий для гармоничного развития человеческих страстей, ученый разработал детальный проект организации нового справедливого общества", основанного на применении правдивости и привлекательной труда"1. В то же время он признавал, что "...устройство цивилизации занимает в последовательном ряду ступеней движения важную роль, потому что именно он создает движущие силы, необходимые для того, чтобы пойти по пути к ассоциации: он создает крупное производство и изящные искусства".
Симона и Ш. Фурье можно по-справедливости отнести к величайших произведений прошлого и настоящего в силу огромной интеллектуальной мощи, которая во многих отношениях отличает их, и в силу широкого философского анализа некоторых фундаментальных проблем общественной жизни и морали.
Программа построения нового общества Ш. Фурье предусматривала "не уничтожение собственности, наоборот, уничтожение наемного труда путем приобретения ассоциированной, такой, что стала всеобщей, собственности; которая принимает как средство не борьбу классов, а ассоциации ума, труда и капитала, которая стремится к примирению антагонистических интересов капиталиста и рабочего, производителя и потребителя, кредитора и должника, соединяя эти интересы в одной личности".
Характерные черты утопической модели идеального общественного устройства Ш. Фурье: Ликвидация эксплуататорского характера частной собственности и
постепенное подчинение ее интересам общества путем создания свободных ассоциаций производителей (фаланг4), связанных между собой взаимопомощью и обменом излишками. "Первая задача политической экономии, - писал исследователь, - заключается в том, чтобы научиться превращать наемников у владельцев с общими интересами".
Фалангу ученый изображал как производственно-потребительское общество, которое насчитывает 1620 чел. (около 400 семей). Такая численность ассоциации, по мнению исследователя, была обусловлена существованием 810 возможных человеческих характеров, необходимых для оптимального распределения труда и полного расцвета и удовлетворения человеческих страстей. Учитывая необходимость обеспечения каждого вида занятия подходящим исполнителем и потребность в замене, Ш. Фурье удвоил эту цифру.
Ученый уделял большое внимание описанию жизни и быта фаланг. Он подробно описал прекрасные дворцы (фаланстери), в которых живут члены фаланг. Эти здания расположены на земельных участках площадью 400 га. Центральная часть каждого дворца отведена для общественных заведений - столовых, библиотек, храмов, телеграфов и т.п., в правом крыле расположены мастерские, а в левом - залы для собраний и жилые помещения.
Основой хозяйственного жизни фаланги является колективізована и механизированная сельскохозяйственный труд. По мнению французского утописта, человеческие склонности к сельскохозяйственной и промышленной труда находятся в соотношении 3:1, поэтому промышленность находится в системе общественного труда на втором месте. Излишки произведенной продукции поступают в обмен между фалангами и реализуются по ценам, установленным хозяйственными арбитрами.
Обязательность и привлекательность труда для всех, выполнение работ по плану. В результате того, что каждому члену ассоциации гарантируется необходимый прожиточный минимум, труд теряет принудительный характер и превращается в потребность и удовольствие. По мнению ученого, организация труда в будущем обществе будет определяться сериальным принципу, который позволит установить гармонию между страстями людей. "Серии за страстями" - это специализированные трудовые объединения, которые действуют "очень короткими сеансами, максимум - полтора-два часа"1. На основе свободного выбора того вида труда, который наиболее соответствует их способностям и удовлетворение таким образом страсти к разнообразия, члены фаланги могут заниматься в течение дня семью-восемью видами привлекательных работ". В этих условиях, по мнению мыслителя, исчезнет не только противоположность между физическим и умственным трудом, но и специализация, которая превращает людей в рабов. В результате этого труд станет "столь же привлекательной, как сейчас наши празднования и зрелища".
Отсутствие конкуренции, которая порождает убытки одних и выигрыш других; развитие соревнования между трудящимися, которое будет способствовать выигрыша всего общества. По мнению Ш. Фурье, будущий справедливое устройство вызовет новые стимулы к труду. Радость творчества и общественное признание сделают возможным рост производительности труда и улучшения благосостояния общества.
Справедливое распределение, который предоставляет каждому лицу "три дивиденды, определенные по ее тремя производственными данными - капиталом, трудом и талантом"4. В будущем справедливом обществе, нарисованному французским мыслителем, доходах каждого члена ассоциации будут иметь несколько источников. Поэтому общественный продукт будет распределяться следующим образом: 5/12 - с трудом, 4/12 - по размеру акционерного капитала, 3/12 - за талантом и знаниями. В То Же Время Ш. Фур'е был убежден в том, что дальнейшее развитие и укрепление ассоциаций будет способствовать изменению пропорций распределения в пользу труда. Спонтанный гармоничное развитие общества при отсутствии политических институтов и сведение к минимуму роли государства. Исходя из необходимости учета пристрастия людей к величию, Ш. Фурье считал необходимым сохранить в новом обществе высокие титулы и звания, носители которых, однако, не должны были иметь никаких реальных властных функций. По мнению мыслителя, высшее хозяйственная совет фаланги, в состав которой будут входить высокие должностные лица каждой серии, будет исключительно совещательным органом, который будет отражать "могущество общественного мнения". При этом высокие титулы будут предоставляться за особые заслуги перед обществом и будут играть важную роль стимула трудового соревнования.
Система Фурье не предусматривает уничтожение частной собственности, или хотя бы права наследования; наоборот, она открыто признает как элемент в распределении продукта как труд и капитал... В отличие от коммунизма эта система, по крайней мере в теории, не уничтожает ни одного из тех побудительных мотивов к труду, которые действуют в современном обществе.
Ученый трактовал классовую борьбу как огромное несчастье для человечества. Он писал о том, что будущий соцієтарний устройство приведет к сотрудничества классов на основе гармонии их интересов и объединения всех членов общества в единых производственных и непроизводственных общественных организациях. Отрицая революцию, связанную с "грабежом богатых в интересах интриганов", французский утопист отстаивал мирный переход к новому общества путем реформ, агитации и примера. "Задача моя не в том, чтобы улучшить цивилизацию, - писал Ш. Фурье, - а в том, чтобы смутить ее и вызвать у людей желание лучшего социального механизма"1.
Исходя из того, что общество может сознательно комбинировать предложенные историей общественные формы, ученый призвал энтузиастов до создания образцовых ассоциаций, способных захватить своим примером человечество и привести к "общей единства на земле, исчезновение войн, нищеты и несправедливости"2. По мнению исследователя, в этих условиях переход к гармонии "занял бы промежуток времени в тридцать лет". В То Же Время Ш. Фурье подчеркивал определяющую роль гениальной личности в построении нового общества.
Самым выдающимся представителем утопического социализма в Англии был Роберт Оуэн (1771 -1858), автор трудов "Изложение рациональной системы общества" (1830), "Книга о новом моральный мир" (1840), "Новый взгляд на общество или опыт о принципах образования человеческого характера " (1813), "Доклад графству Ленарк о плане облегчения общих бед" (1821) и др.
Выступая с острой критикой капитализма, Г. Оуэн, в отличие от К.А. Сен-Симона и ПИ. Фурье, отрицал частную собственность в любых формах, утверждая, что она была и является причиной многочисленных преступлений и бед, которые испытывает человек. "Частная собственность отчуждает человеческий разум и служит постоянной причиной возникновения вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей, - отмечал исследователь, - она является единственной причиной нищеты со всеми многочисленными преступлениями и горем, которые она вызывает во всем мире"1. Частную собственность и стремление к прибыли ученый трактовал как истинную причину экономических кризисов перепроизводства, утверждая, что существование прибыли делает невозможным реализацию и потребления произведенных рабочими товаров.
В отличие от французских утопистов, которые отрицали классическую политическую экономию, Г. Оуэн был сторонником трудовой теории стоимости Д. Рикардо. Он отмечал, что физический труд, правильно направлена, является источником всеобщего народного благосостояния. Отсюда английский мыслитель делал социалистические выводы о необходимости реализации прав производителей на полный продукт их труда путем уничтожения частной собственности и нетрудовых доходов.

Ученый одним из первых выступил с критикой "закона народонаселения" Т. Мальтуса, с цифрами в руках доказывая, что "при условии правильного руководства физическим трудом Великобритания и зависимые от нее страны могут давать средства существования бесконечно растущем в численности населению, причем с большой выгодой для всех жителей".
По мнению Г. Оуэна, закон стоимости действовал лишь в докапіталістичному обществе, где товары обменивались в соответствии с количеством затраченного труда. Измерения цен деньгами отрицает действие закона стоимости при капитализме. Поэтому деньги Г. Оуэн трактовал как огромное зло, орудие эксплуатации и угнетения, искусственное мерило ценности, которое лишает производителей адекватного вознаграждения за их труд.
Характерные черты утопической модели идеального общественного устройства Г. Оуэна:
Отсутствие частной собственности, организация кооперованої труда на основе общественной собственности, равенство в правах и обязанностях. "Когда все, за исключением предметов личного пользования, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда в избытке для всех, когда прекратят свое существование искусственные ценности, а нужными будут только внутренние ценные блага, - писал ученый, - тогда будут должным образом понятны несравнимые преимущества системы общественной собственности над системой частной собственности со злом, которое она вызывает"1.
Определяя кооперированы общины как первичные ячейки нового общественного устройства, "научно обоснованные объединения мужчин, женщин и детей в их обычном количественном соотношении численностью от 400 или 500 до 2000 человек... основаны на принципе единства труда и потребления с опорой в сельском хозяйстве", английский утопист утверждал, что "...и общины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединяется с другим в содействии друг другу настолько, насколько позволяют его знания, а сами общине будут подобным же образом связаны между собой".

Роберт Оуэн
Выдающийся английский социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) родился в маленьком городке Ньютаун (Вельс) в семье мелкого торговца. Проявив большие способности к обучению, он еще учеником зарабатывал репетиторством и помогал учитель местной школы.
После окончания учебы Г. Оуэн служил учеником и приказчиком в мануфактурной лавке. Стремясь реализовать свой предпринимательский талант и энергию, он взял у брата заем и открыл небольшую мастерскую по изготовлению ткацких машин. Англия в то время переживала период промышленной революции и бурного развития бавовноткацького производства. Благодаря успешной деятельности в этой сфере Г. Оуенстав управляющим, а впоследствии - директором крупной бавовноткацької фабрики в Манчестере.
Женившись в 1800 г. с дочерью богатого фабриканта, Г. Оуэн переехал в деревню Нью-Ленарк возле Глазго (Шотландия) и стал совладельцем и управляющим ткацкой фабрики, на которой работало около 2000 рабочих. В Нью-Ленарку английский социалист-утопист попытался реализовать своеобразный социально-экономический эксперимент, создав идеальную промышленную обшину, способную обеспечить не только высокие доходы предпринимателей, но и благосостояние наемных рабочих. Успешному осуществлению его планов способствовали прочная материальная база и географическая изоляция Нью-Ленарка. За короткий срок Г. Оуэн совершил техническую реорганизацию производства и целый ряд социальных мероприятий. Рабочий день был сокращен до 10,5 часов (против обычных в то время 12-16 часов), были построены удобное жилье для рабочих, ясли, детский сад, школа, культурный центр с библиотекой. В фабричном магазине товары продавались по ценам на 25% ниже розничных. Была создана страховая касса, работали народные дружины по поддержанию общественного порядка и т.д.
Через два года компания стала приносить высокие прибыли, реальные доходы на одного человека стали значительно выше, чем в других поселениях, повысилась трудовая и социальная активность рабочих, исчезли кражи, драки и пьянство. Когда в 1806 г. в связи с кризисом, который охватил бавовноткацьку промышленность, фабрика остановилась и не работала 4 месяца, заработная плата работникам выплачивалась регулярно. Нью-Ленарк стал образцовым поселением, местом паломничества, интерес к которому рос не только в Англии, но и во всей Европе. Сам Г. Оуэн пытался активно пропагандировать свой опыт. В 1813 г. он издал книгу "Новый взгляд на общество, или Исследование о формировании характера", которую разослал многим государственным деятелям. Однако успех эксперимента был ограничен рамками одного поселения и во многом зависел от неординарной личности Г. Оуэна. Когда после конфликта с другими совладельцами он покинул Нью-Ленарк, все вернулось "на круги своя".
Не оставляя идеи усовершенствования существующего мира, Г. Оуэн продолжал пропагандировать организацию трудовых коммун как первичных звеньев будущего справедливого общества. Стремление реализовать эти идеи на практике привели исследователя в 1824 г. в США, где он вместе с сыновьями купил участок земли и основал в штате Индиана коммунистическую колонию "Новая Гармония", устав которой был основан на принципах уравнительного коммунизма. На это ушло четыре года жизни и 40 тыс. фунтов стерлингов - почти все сбережения Г. Оуэна. Однако до 1829 г. оказался полный провал этого проекта.
После возвращения на родину английский утопист занимался активной общественной деятельностью. В 1832 г. он попытался реализовать идею "трудовых денег", создав "национальный базар справедливого обмена продуктами" и "Большой национальный союз производства". "Базар справедливого обмена" принимал товары от кооперативов по оценке, в основе которой лежали затраты труда, и продавал эти товары другим товаропроизводителям за "трудовые деньги". Однако со временем он стал затоварюватись неходовими товарами, поскольку участники обмена стремились получить за трудовые квитанции те товары, которые можно было выгодно продать. Эта идея потерпела крах и Г. Оуэн был вынужден за собственные средства покрывать убытки.
В 30-е годы он возглавлял кооперативное движение в Англии, боролся за фабричное законодательство, направленное на защиту интересов рабочих, руководил первой попыткой создания национального профсоюза, которая должна была объединить до полумиллиона человек. Несмотря на то, что эти инициативы не имели ожидаемого успеха, Г. Оуэн не оставлял дела своей жизни. До самой смерти он издавал журналы, книги, брошюры, читал лекции, выпускал обращение, отстаивая свои идеи. Умер Г. Оуэн в 1858 г.
Обязательная для всех труд, который превращается в единственное мерило ценности благодаря непосредственным контактам производителей. Утверждая, что "правильно понятые интересы общества требуют, чтобы человек, который производит ценности, получала справедливую и четко установленную их долю,- Г. Оуэн обосновал необходимость ликвидации денег и замены их облигациями труда, "рабочими деньгами", эквивалентными трудовым затратам как "природной му мірилу ценности". По мнению английского утописта, "новый измеритель быстро уничтожит в обществе бедность и необразованность... позволит поступовеї улучшение условий существования всех социальных групп... сделает излишней и абсолютно ненужной нынешнюю деморалізуючу систему гендлярства, которая такие развращает и унижает человеческую природу".
Социалистический принцип распределения: от каждого по способностям, каждому по труду; ликвидация противоположности между городом и деревней на основе чередование занятий земледельческой и ремесленным трудом, массовое использование машин для облегчения ручного труда.
По мнению английского исследователя, "необходим переход заключается в замене существующий вредных и плохих условий хорошими и отличными во всех сферах жизни... Этот переход может быть осуществлен только мирным путем, на основе развития крупных основных истин, провозглашенных людям в духе мира, доброжелательности милосердия и объясненных с неутомимым терпением и настойчивостью", а так путем принятия "умных законов", которые ликвидировали бы причины существования "ничего не продуцирующих производителей".
Г. Оуэн был убежден, что в организации нового общества большую ролл должно играть государство. Он писал о необходимости "...побудить правительства ...ради их собственной безопасности и пользы одновременно отказаться от принципа лжи... и постепенно изменить нынешние плохие общественные порядки на добрые и совершенны". В связи с этим английский утопист отмечал, что путем покупки земельных участков и предоставления льготных кредитов, правительство могло бы способствовать организации и распространению кооперативных объединений тружеников. С целью реализации своих планов Г. Оуэн обращался к капиталистов и правительств разных стран, постоянно посылал свои предложения английскому правительству, американским президентам, парижским банкирам, русскому царю Александру и др.
Большое значение английский исследователь предоставлял профсоюзам, задача которых он видел в выкупе предприятий в частных владельцев и передачи их добровольцам-кооператорам. Мыслитель был убежден, что успешный пример первых добровольных кооперативов станет толчком к массовому кооперативного движения, который охватит всю страну.



Назад