Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

6.3.2. Сущность и экономические концепции социал-реформизма


Социал-реформизм как специфическое направление эволюции социалистической мысли нашел яркое отражение в трудах лидеров II Интернационала, признанных теоретиков социал-демократического движения конца XIX - начала XX вв. Е. Берн-штейна (1850-1932), К. Каутського (1854-1938) и Г. Гільфердінга (1887-1941).
Экономические идеи социал-реформизма были начаты в произведениях признанного марксиста, лидера немецких социал-демократов Эдуарда Бернштейна], который был секретарем К. Маркса, душеприказчиком Ф. Энгельса и до конца жизни считал себя его учеником. В 1896-1898 гг. он выступил с циклом статей в теоретическом журнале немецких социал-демократов "Die Neue Zeit", которые в 1899 p были опубликованы отдельной книгой "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии".
Несмотря на утверждение автора о том, что он "признает уже открытое" и не стремится к открытию "до недавнего времени неизвестного", в произведении нашли отражение методологические подходы и теоретические положения, основанные на докоріному просмотре марксистской доктрины, новом понимании сути рабочего} движения, стратегии и тактики построения социалистического общества.
Утверждая, что "дальнейшее развитие марксистского учения должен начаться с его критики", Е. Бернштейн произвел ревизию:

Методологических основ марксизма. Ученый отрицал принцип исторического материализма, диалектический метод в изучении общественных процессов и явлений, революционный подход к трактовке эволюции человеческой жизни. Определяя материализм как "ошибочную теорию", "надуманную построение", Е. Берніштейн считал, что К. Маркс был слишком увлечен "гегелівською диалектик кой противоречий", которая стала "предательским элементом в марксистской доктрине, препятствием на пути любого последовательного трактовка идей", обусловив фатализм, недооценку роли человека и преувеличения в более острых форм политической борьбы.

Лидер немецких социал-демократов обращал внимание на необходимость учета роли и значения многочисленных неэкономических факторов и возможностей эволюционного развития человечества. Он подчеркивал необходимой
"наряду с развитием и влиянием производительных сил и отношений отводить надлежащее место правовым и моральным понятиям, историческим и религиозным традициям эпохи, влияния географических и других факторов, к которым, безусловно, относится и природа самого человека и ее духовных способностей".
В то же время исследователь обращал внимание на предвзятость экономической теории К. Маркса, настаивая на том, что "наука не может быть тенденциозным". В связи с этим Е. Бернштейн критиковал дуализм "Капитала", отмечая, что "работа эта должна была быть научным исследованиям и вместе с тем доказать тезис, сформулированный еще до того, как произведение было задумано, - другими словами, что в его основе лежит схема, которая включала в себя с самого начала тот результат, к которому ее развитие должен был привести".
Теории стоимости и прибавочной стоимости К. Маркса. Утверждая, что марксистская интерпретация стоимости "может претендовать только на значение... научной гипотезы", за которой "добавочная стоимость "превращается в формулу, к тому же такую, которая сама основана на гипотезе", Е. Бернштейн обращал внимание на то, что теория Маркса плохо согласуется с практикой и непригодна для объяснения движения цен и заработной платы. Он подчеркивал, что в К. Маркса "стоимость... теряет любой конкретный смысл и превращается в чисто умственную конструкцию". Следовательно немецкий исследователь делал вывод, что "из теории прибавочной стоимости нельзя вывести научные основы для социализма и коммунизма".
Указав на отсутствие методологической разницы между трудовой теории стоимости и теории предельной полезности, Е. Бернштейн отмечал, что "Марксу так же разрешено отвлекаться от всех свойств товаров настолько, что они в конце концов превращаются в одни лишь воплощение различных количеств простого человеческого труда, как и школе Джевонса и Бем-Баверка абстрагироваться от всех свойств товаров, кроме их полезности". Поэтому в своих исследованиях немецкий ревізіоніст опирался на категорию "экономической стоимости", созданную на основе синтеза трудовой стоимости и предельной полезности.
Марксистской теории капиталистического накопления, абсолютного и относительного обнищания пролетариата как ведущей социально-экономической тенденции. На основе анализа реалий капиталистического развития и систематизации фактического материала Е. Бернштейн доказывал, что теория
К. Маркса отразила тенденцию развития, "которая присуща капиталистическому накоплению, но на практике не реализуется в чистом виде, а, следовательно, может и не привести к обострению противоречий"5. В связи с этим исследователь обращал внимание на то, что рост численности и размеров крупных предприятий не вызывает вытеснение и отмирание мелкого производства. Общем закона капиталистического накопления К. Маркса он противопоставил концепцию устойчивости мелкого производства и диффузии собственности вследствие развития акционерных обществ, децентрализации и демократизации капитала.
Отметив, что "рост общественного богатства не сопровождается уменьшением крупных капиталов, а увеличением количества капиталистов разного рода...", Е. Бернштейн выделил три группы факторов существования и воспроизведения мелких и средних предприятий по капитализма:
I - преимущества, которые имеют мелкие и средние предприятия над большими в некоторых промыслах или отраслях производства, таких как столярная или кожаная промышленность и т.д.;
II - преимущества, которые имеют мелкие и средние предприятия относительно способа поставки продукта потребителю, например, в хлібопекарній делу;
III - массовое производство и, соответственно, удешевление рабочих материалов; "отталкивания" капитала, с одной стороны, и высвобождение рабочих рук, с другой.
Следовательно, по мнению немецкого ревизиониста, с развитием капитализма "дело не имеет такой вид, что крупная промышленность постоянно поглощает мелкие и средние предприятия, но такой, что она возникает исключительно рядом с ними"!
Обосновывая теоретически и подтверждая статистически реальную тенденцию к улучшению положения рабочего класса, немецкий исследовательский критиковал "негативно-критический" характер марксистской теории заработной платы, которая игнорирует глубокие трансформации и качественные изменения в уровне жизни наемных работников. По мнению Е. Бернштейна, "современный наемный рабочий класс не является той однородной, в равной мере лишенной собственности массой, как это предусматривал Коммунистический Манифест. В развитых фабричных индустриях царит целая иерархия дифференцированных рабочих, между группами которых существует лишь весьма умеренное чувство солидарности".
Важное значение ученый придавал развития акционерного капитала, \ отмечая, что распространение последнего в значительной мере противодействие тенденции централизации в результате значительного измельчения уже сконцентрированных капиталов. Одновременно Е. Бернштейн обращал внимание на "социальные задачи" и "общественные функции предпринимателей", направленные на повышение производительности труда и удешевления производства товаров и услуг.
Падение нормы прибыли является фактом, перепроизводство и кризиса является фактом, периодическое уничтожение капиталов является фактом, концентрация и централизация капитала является фактом, повышение нормы прибавочной стоимости является фактом. Е. Бернштейн. - "С этой точки зрения никаких возражений нет. Если картина все-таки не соответствует действительности, то это не потому, что сказанное является неправильным, а потому, что оно является неполным. Факторы, которые влияют на указал противоречия в направлении их ограничения, или вовсе игнорируются у Маркса, или падал, так что социальное влияние антагонизмов кажется сильнее и безпосереднішим, чем есть на самом деле".
Теории кризисов и воспроизведения К. Маркса. Анализируя процессы монополизации производства, распространения трестов, картелей, развития кредитной системы, средств связи и информации, ученый обращал внимание на создание новых возможностей для преодоления анархии рынка и ликвидации кризисных явлений в рамках капиталистической системы, которая становится все более организованной. По мнению немецкого исследователя, возникновение монополий, которые "все чаще и чаще в разных странах, иногда даже интернационально, пытаются регулировать производство в качестве картеля, синдиката или треста", приводит к модификации производственной деятельности и состояния рынка таким образом, что "опасность кризисов значительно уменьшается". В связи с этим он оправдывал колониальную политику развитых стран, которые выполняют специфическую "цивилизационную миссию", ускоряя экономическое развитие отсталых народов ("колониальный социализм" за Бернштейном).
Бернштейн атаковал гегелівські основы марксистской доктрины. Трудовая теория стоимости и эксплуатации была подвергнута им резкой критике. Он выразил сомнение относительно неизбежности социализма и выдвинул более мягкую тезис о его желательности. Он скептически относился к экономической интерпретации исторического процесса и утверждал, что кризиса не убьют капиталистического дракона - наоборот, со временем капитализм стабилизируется. За Бернштейном тезис о обнищание конечно же представляет собой бессмыслицу.
Марксистской теории революционной трансформации собственности и насильственного уничтожения капиталистического строя. Настаивая на том, что обострение классовой борьбы не является неизбежным следствием эволюции капитализма, Бернштейн считал диктатуру пролетариата атавизмом и свидетельством низкой политической культуры. Отказавшись от лозунгов революционной диктатуры пролетариата, ученый выдвинул собственную теорию "демократизации капитала" и мирного перерастания капитализма в социализм.
Развитие и распространение акционерных обществ он анализировал в контексте демократизации и социализации капитала, восстановление и укрепление в социальной иерархии позиций среднего класса. В связи с этим ученый отмечал, что акционерный капитал "восстанавливает на социальной лестнице те промежуточные ступени, которые были потеряны из промышленной концентрацией предприятий".
Выходной в его построении теоретической была идея о том, что развитие капитализма на основе углубления процессов обобществления производства, распространения кооперации и акционирование не разрушает общество, а поднимает пролетариат до положения гражданина и владельца. "Самым точным определением социализма, - отмечал исследователь, - будет, наверное, такое, которому... отвечает характеристика социализма как движения к кооперированного общественного устройства или сам такой уклад. Выражение "кооперированность" следует понимать здесь лишь как правовой принцип... О чем идет речь при социализме, так это о демократии. Гражданин при социализме
В хорошем фабричном законе может быть больше социализма, чем в огосударствлении целой группы фабрик.
Демократизация - средство и цель одновременно, Она является одновременно средством завоевания социализма и форме его осуществления.
Противопоставляя диктатуре пролетариата демократию как средство достижения "классового мира", исследователь подчеркивал, что либеральные порядки современного общества нет необходимости разбивать, их надо только развивать дальше с целью достижения такого состояния общества, при котором ни один класс не пользуется специальными привилегиями. Следовательно Е. Бернштейн выступал за становление политических и хозяйственных органов демократии, развитие профсоюзного движения и парламентаризма, необходимых для того, чтобы сломать абсолютизм капитализма, дать рабочим непосредственно влиять на ведение индустрии и осуществить мирный переход к социалистического общества.
Понятие научного социализма, определение коммунизма как конечной цели исторического развития. По мнению немецкого исследователя, социализм не является научной системой в том смысле, что его необходимость, закономерность и концепцию формирования можно обосновать с помощью научного познания. Не отрицая того, что социалистические преобразования предусматривают научное исследование действительности, ученый подчеркивал, что принятие конкретных решений и обязательств в соответствии с социалистических принципов всегда ограничены реальным опытом, требованиями и интересами людей.
"Я действительно не ставлю победу социализма в зависимость от его имманентной) экономической необходимости, - писал Е. Бернштейн, - и не считаю ни возможным, ни необходимым предоставлять ему чисто материалистическое обоснование" 2.) Утверждая, что переход к социализму диктуется не экономической необходимостью и законами движения капитализма, а морально-субъективным сознанием, политической волей людей, которые формируют и стремятся осуществить на практике определенную цель, исследователь рассматривал социализм как движение в будущее, ежедневную борьбу за реформы, прогресс, демократию и улучшение положения трудящихся.
То, что обычно называют конечной целью социализма, для меня - ничто, а движение - это все.
Ученый исходил из того, что формы отдаленного будущего непредсказуемы, поэтому коммунизм является скорее нравственным идеалом, чем реально достижимой целью. Отсюда знаменитое высказывание Е. Бернштейна: "Движение - все, конечная цель ничто". В отличие от К. Маркса и его последователей ученый трактовал социализм, как естественную хозяйственной кооперации, сформированную на основе частных предприятий и дополненную муниципальной собственностью. Он выступал за "определение социализма как кооперативного движения в направлении общественного устройства, или наличии такого устройства", обращая внимание на то, что "во всех передовых культурных странах кооперативные общества быстро размножаются и развиваются".
Большое значение немецкий исследователь предоставлял развития потребительской кооперации. В потребительских обществах он усматривал "орудие, с помощью которого рабочий класс без прямого уничтожения существующего, без обращения к насилию ...может овладеть довольно значительной долей общественного богатства".
С ревизией марксизма выступил также известный экономист-теоретик, один из лидеров немецкого и австрийского социал-демократического движения, профессиональный партийный деятель Карл Каутський, который пытался сформулировать и решить новые на тот момент проблемы развития капитализма: усиление монополизации экономики, демократизации экономической и политической жизни, становление мировой системы рыночного хозяйствования и др.
Обосновывая невідтворотність социализма как объективно обусловленного явления, подготовленного эволюцией человеческого общества, К. Каутський:
Выдвинул теорию "империализма"'. Определив империализм как особый вид политики высокоразвитых стран, стремление промышленных капиталистических наций присоединить к себе, подчинить все больше аграрных областей безотносительно того, какими нациями они населены, К. Каутський утверждал, что монополизация экономики способствует углублению общественного характера производства и планомерности хозяйственного развития.

Один из признанных лидеров социал-демократического движения Карл Каутський (1854-1938) родился в Праге. Его отец был театральным художником, а мать - актрисой, писательницей. В 1863 г. семья переехала в Вену, где с 1874 г. по 1879 p. K. Каутський учился в университете, слушал курсы истории, юриспруденции, политической экономии и т.д. В Венском университете К. Каутський присоединился к социал-демократического движения. В 1875 г. он вступил в социал-демократической партии Австрии. Переехав в 1879 г. в Швейцарии, он стал сотрудником газеты "Социал-демократ", которая издавалась в Цюрихе.
Сложная эволюция взглядов К. Каутського связана с переходом от идеологии классической школы и мальтузіанства к марксизму, а впоследствии - к ревизионизму. Значительное влияние на формирование экономических взглядов немецкого ученого произвело личное знакомство с Е. Бернштейном, К. Марксом и Ф. Энгельсом. С 1883 г. по 1917 г. он был главным редактором теоретического журнала немецких социал-демократов "Die Neue Zeit" ("Новое время").
В 8Q-90 гг. К. Каутський опубликовал ряд работ, в которых популяризировал идеи марксизма. Среди них: "Экономическое учение К. Маркса" (1887), "Бернштейн и социал-демократическая программа. Антикритика" (1899), "Аграрный вопрос" (1899), "Социальная революция" (1902), "Путь к власти" (1909) и др.[В 1905-1910 гг. он выдал рукописи К. Маркса "Теории прибавочной стоимости" И (IV том "Капитала").
Значительную роль в теоретическом доработку исследователя заняли работы по истории социалистических учений и классовой борьбы, в том числе "Томас Мор и его утопия" (1888), "Противоречия классовых интересов [во Франции] в 1789 г." (1889) и др. В то же время Каутський приходит к постепенному осознанию необходимости пересмотра ряда положений марксистского учения на основе анализа новых реалий развития капиталистического общества. На партийном съезде в Штутгарде (1898) он заявил: "Бернштейн заставил нас думать. Будем благодарны ему за это",
В 1917 г. K. Каутський вышел из СДПГ и оставил пост главного редактора "Die Neue Zeit". Вместе с Е. Бернштейном и Г. Гаадзе он основал и Независимую социал-демократическую партию Германии, призванной преодолеть кризис социал-демократического движения, которая возникла в 1914 г. Накануне Первой мировой войны он выдвинул теорию империализма и ультраімперіалізму, направленную на обоснование мирного "врастания" капитализма в социализм. В 1918 г. К. Каутський написал брошюру "Диктатура пролетариата", в которой подверг резкой критике большевизм. Он отрицал социалистический характер русской революции, исходя из социально-экономической и культурной отсталости страны и е невозможности организации социалистического хозяйствования насильственными средствами диктатуры пролетариата. "Убрать большевизм с дороги, заменив его социал-демократией, - писал К. Каутський, - значит открыть путь к расцвету не только России, но и всей Европы".
В 1927-1929 гг. был опубликован двухтомник "Материалистическое понимание истории", в котором К. Каутський выступил с ревизией марксизма.
С 1924 г. K. Каутський жил в Вене. После захвата Австрии фашистской Германией он вынужден был уехать в Прагу, а оттуда - в Амстердам, где умер в 1938 г.
Обосновал теорию "мирного врастания" капитализма в социализм на основе перехода буржуазного общества в стадию "ультраімперіалізму". Трактуя ультраімперіалізм как новую экономическую политику индустриально развитых государств, которые стремятся расширить и укрепить свое влияние в мире не путем разрушительных войн и агрессии, а путем согласования своих интересов, Каутський был убежден, что эволюция мировой экономики на основе слияния крупных отраслевых монополий в единый всемирный картель будет способствовать созданию условий для планомерного регулирования хозяйства в мировом масштабе. Устранение конкуренции и замена анархии производства плановым регулированием К. Каутський трактовал как возникновение "организованного капитализма", начало новой, мирной эры в его развитии, связанной с созданием экономического и политического союза свободных национальных государств, преодолением национальных барьеров, значительным ростом производительных сил в условиях разоружения и модернизации производства и демократизации общества.
Отказавшись от представления об экономической недееспособность капитализма, исследователь обращал внимание на возможности безграничного развития последнего на основе использования достижений науки и техники. В противовес К. Марксу кризиса перепроизводства он рассматривал не как доказательство неизбежности краха буржуазного общества, а как необходимое условие оптимального функционирования хозяйственного механизма.
Одним из первых поставил в центр анализа динамики общественного развития проблемы политической и экономической демократии, просмотрев марксистская трактовка понятия "социализации". Определяя демократию неотъемлемым атрибутом социальной природы человека, целью и идеалом социалистических преобразований, исследователь утверждал, что марксистское положение, согласно которому борьба классов является движущей силой общественного развития", непригодно для понимания логики исторического прогресса. "Для нас немыслим социализм без демократии, - писал К. Каутський. - Мы понимаем под современным социализмом не просто общественную организацию производства, но также и демократическую организацию общества нет социализма без демократии".
Обращая внимание на то, что процессы огосударствление средств производства и расширение государственного контроля над экономикой взятые сами по себе не является залогом социализма, К. Каутський выступил с критикой популярной на то время концепции "государственного социализма". Он подчеркивал, что "задача современного государства слишком сложны для того, чтобы они могли быть удовлетворительно решены чисто бюрократическим путем, без содействия общества и его органов и без максимума самоуправления в различных отраслях". Следовательно, сущность социализма немецкий исследователь видел не только в общественной организации производства, но и в демократической организации общества.
В этом контексте заслуживает внимания начато К. Каутським трактовка государства как важного института управления экономикой, подвластного общественному контролю, гаранта гражданского мира на основе демократического политического консенсуса.
Социализм не является готовой на все времена заданной формуле, он лишь создает новую форму общественного движения и развития.
Социализм как средство освобождения пролетариата невозможен без демократии.
Отрицал диктатуру пролетариата и революционный путь перехода к новому общественному строю. Исходя из того, что любые изменения в обществе в конце концов сводятся к изменениям в экономическом фундаменте, К. Каутський утверждал, что для освобождения труда от капиталистического гнета недостаточно завоевать политическую власть. По его мнению, необходимы экономические, моральные и интеллектуальные предпосылки, которые должны вызреть в рамках существующего строя на пути сочетание частной и коллективной собственности, преимуществ государственного планирования и рыночного хозяйствования.
Определяя реформы основным средством осуществления общественного переустройства, лидер немецких социал-демократов выступал за классовый компромисс, переход к социализму мирным путем через завоевание большинства в парламенте.
В историю экономической мысли К. Каутський вошел как теоретик, который одним из первых поставил проблему взаимосвязи и взаємозумовленостей демократии и социализма. Его идеи дали толчок дальнейшим исследованием перспектив социалистической экономики, соотношение государства и рынка в осуществлении производства и распределения на демократических началах.
В конце XIX - начале XX в. социал-демократические идеи получили широкое распространение в Украине. их активным пропагандистом был выдающийся украинский писатель, ученый, публицист, общественный деятель Иван Яковлевич Франко (1856-1916), который изучал труды К. Маркса и Ф. Энгельса, перевел на русском языке 24-й раздел И том "Капитала" и написал к нему предисловие. В То Же Время И. Франко был не только знатоком, но и критиком марксизма. Отрицая принцип исторического материализма и идею диктатуры пролетариата, ученый определял теорию социализма как "великое культурное достояние новейших времен", основанное на идеалах справедливости, равенства, гражданских и политических свобод, сочетание национальных и личных интересов. В своих работах выдающийся украинский писатель обосновал необходимость уничтожения эксплуатации и социального гнета и создания условий, которые бы дали возможность каждому работать "за своими собственными способностями".
На своей принадлежности к европейскому социал-демократизма отмечал выдающийся украинский политический и общественный деятель, ученый и публицист Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895). Трактуя исторический материализм как один из методов изучения общества, политики, государства и права, М. Драгоманов причислял К. Маркса до представителей "государственно-экономического порядка", диктаторского разновидности социализма. В своих произведениях ученый отстаивал эволюционный путь развития общества, утверждая, что любая революция является спонтанным явлением, способным изменить политический строй. В то же время, она не в состоянии "создать новый строй современной жизни, ибо этот порядок должен органично и медленно стал шарить вырастать из предыдущих, как дерево с данного грунта, а продиктовать его никакими едиктами нельзя".
Либерально-реформистское крыло европейской социал-демократии представил также известный немецкий политический и государственный деятель, министр финансов в правительстве Веймарской республики (1923, 1928/29), депутат Рейхстага, один из лидеров австрийского и германского социал-демократического движения Рудольф Гільфердінг.
Теоретико-методологические особенности экономических воззрений ученого нашли отражение в работе "Финансовый капитал" (1910), которая состоит из пяти частей:
- "Деньги и кредит".
- "Мобилизация капитала. Фиктивный капитал".
- "Финансовый капитал. Ограничение свободной конкуренции".
- "Финансовый капитал и кризиса".
- "Хозяйственная политика финансового капитала".
Книга Г. Гільфердінга стала одной из первых попыток исследования новых тенденций в развитии капитализма конца XIX - начала XX вв. В работе нашли отражение процессы возникновения и эволюции системы капиталистического кредита, финансового капитала, углубление монополизации экономики, распространение акционерных обществ и развития акционерного капитала, учредительного прибыли, фиктивного капитала и др. Несмотря на приверженность к марксизму, ученый осуществил просмотр ряда важных положений экономической теории К. Маркса.
В своих трудах Г. Гільфердінг:
Трактовал новейшую фазу развития капитализма как эпоху "финансового капитала", который "находится под управлением банков и в обиходе промышленников". Восприняв марксистскую концепцию межотраслевой конкуренціїтм выравнивание средней нормы прибыли, ученый обратил внимание на тенденциоі к монополизации промышленности, которая стимулируется ростом объемов основного капитала и стремлением банков к устранению соперничества между подконтрольными им предприятиями.
"Характеристическую особенность современного капитализма, - отмечал Г. Гільфердінг, - составляют те процессы концентрации, что оказываются, с одной стороны, в отмене свободной конкуренции через создание картелей и трестов, а с другой стороны - все то все более тесном связи между баночным капиталом и капиталом промышленным. Следствием этой связи капитал набирает форме финансового капитала, что составляет самую высокую и найабстрактнішу форму йога проявления".
Основал теорию организованного капитализма, основу которого составляет сознательное и планомерное регулирования общественного производства финансовым капиталом. Анализируя реалии экономического развития передовых стран мира, ученый обратил внимание на то, что финансовый капитал "отвергает сімостійність отдельных капиталистов ...требует ее ограничения. Он брезгует анапхією конкуренции и хочет организации".
Следовательно, по мнению немецкого исследователя, финансовый капитал как важный фактор упорядочении производства делает возможным существование регулируемого рынка и "замену капиталистического принципа свободной конкуренции социалистическим принципом планомерного производства", обеспечивая бескризисный развитие и формирование предпосылок для экономических преобразований на пути становления хозяйственной демократии.
Важным фактором концентрации собственности в руках немногих крупных капиталистов ученый считал развитие акционирования. Проанализировав пере веса акционерных обществ в деле демократизации капитала, привлечении дополнительных финансовых ресурсов, ценовой политике, приспособлении к изменениям экономической конъюнктуры, ученый пришел к выводу, что с распространением акционерных обществ концентрация собственности опережает централизацию а экономическое развитие освобождается от случайностей. Поэтому эволюция капитализма, по мнению немецкого ревизиониста, приводит к созданию организационных форм единого, регулируемого общественного хозяйства.
Обосновал необходимость государственного вмешательства в сферу денежной кредитного обращения с целью создания предпосылок для общественного контроля над производством и социальной средой. Исходя из того, еще финансовый капитал способствует замене свободной конкуренции планово организованной экономикой, Г. Гільфердінг подчеркивал необходимость демократизации государственной власти и распространение влияния наемных рабочих и их профсоюзов на процесс принятия управленческих решений.
"Функция финансового капитала обобществлять продукцию чрезвычайно облегчает победу над капитализмом" - писал исследователь. - Раз финансовый капитал поставил под свой контроль важнейшие отрасли производства, то будет достаточно, чтобы общество через свой сознательный исполнительный орган, завоеванную пролетариатом государство, завладело финансовым капиталом, чтобы сразу получить под свое управление важнейшие отрасли производства... Захват шестерых берлинских крупных банков уже теперь знаменовало бы овладение наиболее важными отраслями крупной промышленности и чрезвычайно облегчило бы первые шаги политики социализма".
Противопоставил марксистской программе революционной перестройки капиталистического общества концепцию сознательного формирования "экономической демократии" на пути мирного перехода к социализму. Обращая внимание на то, что "трудящиеся не могут развернуть свои силы вне демократией, при отсутствии возможности организации самостоятельных союзов и без свободы внутри этих союзов и внутри государства", ученый обосновал необходимость усиления позиций фабричных союзов, установление рабочего контроля над производством, рост участия рабочих в управлении капиталистическими предприятиями и т.д.
Жизнь, история уже подвели итог: ревизионизм заключается прежде всего и главным образом ревизии всего слабого, бесперспективного и опасного, что было в учении Маркса - Энгельса. Это была ревизия, которая шла от демократических, передовых и прогрессивных за своими взглядами течений социалистической общественной мысли; ревизия, обращенная против идеологии люмпенізованих масс, которые пристали к социалистического движения и не видели, и не желали для себя иной перспективы, кроме той, чтобы Марксов девиз "равенства" превратить в средство ограбления широких слоев честных и трудолюбивых людей.



Назад