Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

6.3.3. Эволюция экономической доктрины социал-демократии в XX ст.


Эволюция социал-демократических идей в XX в. происходила под влиянием таких противоположных экономических теорий, как неолиберализм и кейнсианство в русле доктрины "демократического социализма". Последний трактуется и как процесс общественных преобразований, и как принцип экономической деятельности, и как общество будущего, которое является по многим параметрам, неоднозначным и не имеет четких временных рамок реализации.
Основные положения концепции "демократического социализма" были начаты в трудах теоретиков социал-реформизма Е. Бернштейна, О. Бауэра, К. Каутського, Г. Гільфердінга и др. Они нашли отражение в программах И социал-демократических партий западноевропейских стран в 20-30-е гг. XX ст., которые были направлены на эволюционное осуществления экономических реформ и прогрессивных социальных преобразований: утверждение общественной собственности на средства производства, государственного планирования производства и социальной сферы, справедливого распределения, обеспечения прав и свобод личности и т.д . (рис. 6.5).

В 1940 г. была опубликована работа английского лейбориста Е. Турбина "Политика демократического социализма", в которой нашли отражение основные идеи социал-демократизма. Потерпев влияния кейнсианской доктрины, социал-демократы настаивали на необходимости усиления роли государства в обеспечении эффективного спроса и реального участия трудящихся в управлении, регулировании социальных процессов, внедрении социальных реформ и т.д.
В послевоенный период "демократический социализм" стал официальной доктриной Социалистического Интернационала, созданного в 1951 г. В основу этой доктрины была положена идея обращения к реальной практики реформирования западных социально-экономических систем, без которой не могут быть обоснованы закономерности трансформации общества.
В современных условиях концепция "демократического социализма" выступает не столько логически обоснованной теорией, сколько комплексной программой постепенного реформирования западных социально-экономических систем на пути построения социалистического общества. Одной из важнейших ее признаков является отказ от конечной цели в коммунистическом трактовке. "На сегодня оказалось очевиднее, чем когда-либо в истории XX века., что социализм в сложных обществах возможен и желателен лишь в том случае, когда он действует как руководящая идея демократии и равной свободы, - отмечает известный немецкий социал-демократ И Т. Майер. - Нельзя понимать ни социализм как жестко очерченный модель, вия как предоставление государству чрезвычайных полномочий на регулирование общественного развития. Демократический социализм может быть осуществлен только как открытый принцип регулирования сложных систем и саморегулирования гражданского общества в духе основных ценностей - свободы, справедливости, солидарности".
Социал-демократическое движение возникло в Европе во второй половине XIX ст. Началом его организационного оформления стало создание в 1875 г. социал-демократической партии Германии. В 1876 г. была создана социал-демократическая партия в Дании, в 1889 г. - в Австро-Венгрии, в 1892 г. - в Италии. В начале XX в. подобные партии возникли во Франции и Великобритании. Программы большинства этих партий в начале их деятельности были сориентированы на марксистскую доктрину.
Срок демократический социализм был впервые использован в конце XIX в. английским писателем Д.Б. Шоу, одним из основателей социал-реформистского "Фабианского общества" - организации английской буржуазной интеллигенции, созданной в 1884 г. и назван в честь римского полководца Фабия Максима. Пропагандируя идеи преобразования капитализма в социализм, фабіанці выступали за постепенное реформирование существующего общественного строя.
Впервые социал-демократы возглавили правительства 1904 г. в Австрии. После Первой мировой войны они получили власть сразу в нескольких европейских странах. Этому предшествовал раскол социал-демократического движения в 1919 г. и отделение от него крайне левого крыла, представители которого (коммунисты) образовали собственное международное объединение - III Интернационал.
После Второй мировой войны социал-демократические партии значительно укрепили свое влияние и авторитет в европейских странах. Во второй половине XX в. они возглавляли правительства почти всех западноевропейских стран, которые начали осуществление масштабных программ национализации (лейбористское правительство в Великобритании, социал-демократическое правительство Германии, социалистическое правительство Франции и т.д.).
Негативные тенденции развития европейских экономик, которые оказались в 70-те, pp. вызвали в начале 80-х так называемый "правый поворот" в европейской политике и поражение многих социал-демократических партий на выборах. Однако с середины 90-х г. XX в. разочарование в неоконсервативних лозунгах, основанных на идеологии рыночного фундаментализма, способствовало росту популярности социал-демократических идей. В 1998 г. девять из 15 правительств ЕС возглавляли социал-демократы.
Главным условием построения социализма провозглашается утверждение принципов демократии в трех сферах (рис. 6.6):

политической (парламентская форма законодательства и экономической политики, сильные профсоюзы и т.д.);
экономической (смешанная экономика как "третий", отличный от государственного капитализма и социализма, путь развития общества);
социальной (широкомасштабная социальная политика и социальная защита населения, реформирование социальной сферы и т.п.).
Экономическая демократия как сущность и важнейшая предпосылка реформирования общества предполагает социальное регулирование и корректировка рынка, установление общественного контроля над экономической властью, соучастие на всех уровнях принятия хозяйственных решений. По мнению Т. Майера, "речь идет об эффективном и социально ответственное комбинирования элементов рынка, общественного регулирования и соучастия, которые во взаимодействии и составляют содержание экономической демократии".
Концепция "смешанной экономики", которая, по мнению лейбориста А. Кросленда, "является сущностью социал-демократии" предусматривает:
плюрализм отношений собственности, сочетание государственного, кооперативного и частного секторов, соучастие наемных работников в капитале, доходах, управлении, что нашло отражение в концепциях фондов рабочего класса (создание, в т.ч. за счет отчислений от прибылей компаний, специальных государственных фондов под руководством профсоюзов); нейтрализации капитала (постепенного выкупа персоналом своих предприятий и их функционирования на принципах коллективной групповой собственности); кооперативного социализма (широкого использования кооперативов не только в промышленности, но и в торговле, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.). Современные социал-демократы отрицают тезис, согласно которой свобода и справедливость в экономике гарантируются ликвидацией частной собственности на средства производства, делая акцент на том, что "главное - это реальная демократия полномочий на принятие решений в экономике, а не просто формальная смена юридического названия собственности";
сосуществование различных субъектов управления производством, взаимодействие менеджеров, собственников, профсоюзов; реформирование органов управления, что нашло отражение в концепциях производственной демократии (представительства наемных рабочих в органах управления предприятий всех уровней, создание на предприятиях "самоуправленческих" или "полуавтономных" групп рабочих, заключения соглашений между профсоюзами и администрацией предприятий относительно взаимных прав и обязанностей и т.п.); демократического контроля (законодательного закрепления прав трудящихся на управление, контроль над владельцами с целью ограничения локаутов, спекуляции землей и рост доли доходов, которые используются на непроизводственное потребление) и т.п.;
демократизацию государственного управления; сочетание спонтанных (рыночных) и сознательных (коллективных) методов регулирования на макроуровне.
Признавая конкуренцию динамичным фактором развития экономики и важным координатором хозяйственной жизни, социал-демократы отводят важную роль государству, призванной регулировать рынок на основе индикативного планирования, общественного контроля над инвестиционными процессами, участия трудящихся в разработке национальной экономической политики, направленной на защиту общественных интересов и т.п.
Утверждая, что "рыночное общество в чистом виде, где доступ к образованию, труда, свободного времени, признание, социальной защищенности определяется только экономическим положением человека, есть такая же тирания, как господство бюрократической номенклатуры", социал-демократы выступают против рыночного фундаментализма. По мнению немецкого социал-демократа О. Лафонтена, "там, где свобода рынка становится самоцелью, там ограничивается свобода человека".
Следовательно, государство в социал-демократических концепциях трактуется как подчиненный народа гарант демократии, важный институт сохранения и углубления свобод общества, примирения общественных потребностей и интересов. В то же время обоснование концепции построения общества на принципах экономической и социальной равенства не означает отрицания рынке как важного механизма стимулирования нововведений и выявления общественных нужд;
К этому времени в демократическом социализме считается неоспоримым, что равноправие трудящихся на предприятии и общественная ответственность за экономику являются принципами социалистического устройства общества. На разных стадиях развития они конкретизувались по-разному и осуществления их осталось спорным до сегодняшнего дня.
Твердость в отношении принципов и прагматизм в отношении институтов стали основными элементами демократического социализма
признание плюрализма национальных моделей построения социалистического общества. Социал-демократическая концепция первой половины XX в.! отразила существование нескольких разновидностей моделей построения социалистического общества, среди которых условно выделяют скандинавский "распределительный социализм", лейбористское "корпоративный социализм", французский "самокерований социализм" и т. д . (рис. 6.7).

Национальные модели смешанной экономики" направлены на решение проблем сочетание плановых и рыночных механизмов регулирования экономики создание условий для развития и сосуществования различных форм собственности; совершенствование системы государственного управления; развития самоуправления и участия трудящихся в управлении; утверждение гражданского общества и реформирования социальной сферы. Разногласия между ними связанные с определением приоритетов в реформировании отношений собственности; обосновании принципов участия трудящихся в управлении; форм планирования и общественного контроля над экономикой; меры вмешательства государства в хозяйственную жизнь; осуществление реформ в социальной сфере и т.д.
Эволюция экономических идей социал-демократизма в конце XX в. связана:
с новым этапом научно-технической революции, модернизацией и информатизацией экономики, бурным развитием сферы услуг и изменением социальной базы социал-демократического движения на основе роста доли представителей новых средних слоев: высококвалифицированных рабочих, менеджеров, мелких предпринимателей, занятых в сфере услуг и др.;
феноменом неоконсерватизма, давлением монетаризма и ослаблением регулирующей роли государства в большинстве развитых стран, неудачами социал-демократических партий на выборах в парламенты и ослаблением их влияния на социально-экономическую политику западных обществ;
экономическими и политическими потрясениями XX ст., крахом социалистической системы и развалом СССР, который социал-демократы рассматривают как неоспоримую победу социал-реформизма;
процессами глобализации экономики, ростом влияния транснациональных корпораций и международных управленческих структур, обострением глобальных проблем и активизацией поиска путей перестройки существующего мировому хозяйственному порядке.
Обновление экономических концепций современного социал-демократизма основанное на учете рыночных и институциональных факторов общественного развития; отказе от радикализма; приспособлении ведущих экономических доктрин (кейнсианства, неоклассики, институционализма) до решения конкретных социально-экономических проблем; признании плюрализма форм демократии, культурных, исторических и национальных особенностей развития разных стран, отсутствие универсальной модели перехода к социализму. Характерные черты современных социал-демократических экономических концепций нашли отражение в программных документах XVIII Конгресс Социалистического Интернационала (Стокгольм, 1989). Особое место среди этих документов принадлежит "Декларации принципов", которая провозгласила свободу, демократию, справедливость, гуманизм] и солидарность основными ценностями социал-демократического движения.
"Вопрос о том, насколько необходима общественная собственность, - отмечает немецкий социал-демократ В. Айхлер, - есть вопросы практического опыта. Новое здесь заключается в том, что общая социализация больше не объявляется априори панацеей от всех социальных недугов, и прежде всего не считается синонимом социализма. Больше социализма или меньше - это вопрос уже не определяется количеством социализированных отраслей, а расширением или сужением сферы свободы человека и справедливости в общественной жизни людей";
попытками соединить динамику конкурентной рыночной экономики с идеалами социальной справедливости в русле концепции "этического социализма". Признавая свободу, справедливость и солидарность основной целью общественных преобразований, современные социал-демократы обращают внимание на своеобразную "нравственную революцию" в социал-демократической мысли, которая обобщила и впитала в себя не только творческие достижения собственных теоретиков, но и новейшие достижения мировых этических учений.
Наследуя и развивая идеи неокантіантських сторонников этического социализма, которые стремились лишь дополнить марксизм моральной содержательностью, - пишет В. Айхлер, - создатели этично обоснованных принципов демократического социализма отказываются от основ марксистской социального учения - экономического детерминизма и историзма. Они доказывают, что марксистская попытка научного обоснования гуманистической цели социалистического движения и, в частности, путей ее достижения, оставляет эту цель только в рамках утилитарно-полезной деятельности".
Трактуя борьбу за социализм как попытку осуществления этических целевых установок в политике и экономике, современные социал-демократы значительное внимание уделяют моральным и этическим аспектам хозяйственного развития, институтам семьи, школы, церкви, общественных организаций и др. В связи с этим одной из важнейших задач государства они считают содействие развитию общественных институтов, в которых формируется индивид;
новыми подходами к определению места и роли государства в экономике. Речь идет об отказе от етатичних, кейнсіанських подходов и консенсус с неоконсерваторами на основе принципов социально ориентированной рыночной экономики. В то же время, как отмечает Т. Майер, "о функциях государства, социализм преодолел либеральное представление о том, что государство с наименьшими функциями (меньше государства) - лучшая. Оно противоречило интересам огромного большинства социально слабых. Социализм, наоборот, возлагает на демократическое государство общую социальную ответственность. Государство должно не только гарантировать неприкосновенность собственности и порядок, она должна сама обеспечивать свободу для всех путем общественных преобразований и создания справедливого экономического и социального порядка".
Современные социал-демократы отстаивают переход от социальной защиты, основанной на перераспределяющих функциях государства, к активной социальной политики, направленной на стимулирование высокопроизводительного занятости и активизацию экономической самодостаточности различных слоев населения на основе реализации тех преимуществ, которые формируются рыночным механизмом. В связи с этим провозглашается необходимость отказа от широкомасштабных программ социальной помощи, которые препятствуют свободе выбора личности и порождают расточительство и иждивенчество, побуждая к экономической активизации бедных слоев населения на основе увеличения инвестиций в профессиональную подготовку, образовательные мероприятия, медицинское обслуживание и т.д.;
переносом акцентов по вопросам повышения заработной платы и рост объемов потребления на изменения в "качества жизни" и удовлетворения высших потребностей личности. Современные социал-демократы уделяют значительное внимание противоречивом влияния научно-технического прогресса на общественное благосостояние, принимая во внимание как создание условий для улучшения количественных и качественных параметров человеческого развития, так и углубления изолированности, отчуждения индивидов, возникновения новых видов неравенства и т.п.;
повышенным вниманием к проблемам глобализации, обострение глобальных проблем и необходимости консолидации усилий мирового сообщества на основе формирования нового международного экономического порядка. "В современных условиях глобализации жизни общества, - отмечает Т. Майер, - с особой силой актуалізувалась проблема усовершенствования его демократических основ с целью защиты человека от тех вызовов и угроз, с которыми человечество вступает в третье тысячелетие. Показательной и совсем не случайным является то обстоятельство, что такой, фактически третий путь общественного развития в середине XX в. предложенный социал-демократами. Это путь демократического социализма".
В этом контексте "демократический социализм" трактуется как международное движение за свободу, социальную справедливость, мир и контролируемое разоружения, гармонизацию интересов различных стран, создание условий для их равноправного сотрудничества на основе реформирования международных экономических отношений, демократизации международных финансовых институтов, международного контроля за деятельностью транснациональных корпораций, усиление роли профсоюзов и др.
Все большее внимание уделяется экологическим проблемам, преодолению экологического кризиса и сохранению окружающей среды. С 90-х гг. XX в. в социал-демократических концепциях широко используются термины "екосоціалізм", "екореформізм", тесно связанные с изменением модели экономического роста на основе учета скорости регенерации экосистемы и преодоления экологического кризиса;
признанием важности институциональных факторов экономического развития, институциональных изменений как важного фактора реформирования существующего общественного строя. Свидетельством этого является рост популярности концепции "экономики согласования", выдвинутой в конце 80-х гг. XX в. социал-демократами скандинавских стран. Переговоры и механизм согласования интересов частных фирм и общественной власти рассматриваются в этой концепции как важное дополнение рынка и бюрократических правил и процедур.
На сегодня социал-демократическое движение является важной общественной силой, которая в значительной мере определяет направления современной эволюции ведущих стран мира в направлении утверждения политической, экономической и социальной демократии, ценностей свободы, равенства, справедливости и солидарности.
Социализм не означает верной и полной замены капиталистического общества альтернативной моделью. Социализм - не институционально определена модель общества, а принципы его формирования (равная свобода для всех во всех сферах общества с помощью солидарности и организации). Институциональное воплощение социалистических принципов невозможно определить с помощью определенной заданной модели. Но каждый раз институты, которые вводятся, должны проверяться на соответствие их социалистическим принципам и конкретном опыта.
Участие лидеров социал-демократических движений в парламентах и правительствах многих западноевропейских стран оказала значительное влияние на демократизацию отношений собственности и управления, повышения уровня и качества жизни населения, трансформации хозяйственного жизни и общественного сознания.
Суть демократического движения - постоянный поиск, критический пересмотр представлений, которые некогда сложились, объективный, свободный от идеологических наслоений анализ ситуации, которая складывается при обязательном соблюдении ...принципов нравственности и правил демократического волеизъявления, которые тесно взаимосвязаны. Отказ от привязанности к марксистских положений при сохранении уважения к марксизму как культурно-исторического явления, уточнение подходов к понятие "социализм", в том числе с учетом негативной практики стран, которые взяли на вооружение социалистические идеи и дискредитировали их.
Опыт социально-экономических преобразований, осуществленных на основе социал-демократических программ, интересный для экономической науки как пример сознательного формирования прогрессивных направлений развития общества и институционального влияния на эволюцию экономических систем. Важное значение для развития экономической мысли в XX в. имели положения социал-демократической концепции относительно вступления капитализма в новую фазу исторического развития, связанные со смягчением социально-экономических противоречий, возникновения возможностей их мирного разрешения и эволюционного перерастания капитализма в социализм. Марксистской теории социалистической революции была противопоставлена концепция экономических реформ, утверждения парламентаризма и демократии, которая была подтверждена практикой исторического развития ведущих стран мира.



Назад