Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

7.1.2. Система


Теоретико-методологической основой формирования немецкой исторической школы стало учение выдающегося мыслителя, политика и государственного деятеля, активного поборника национального единства Германии Фридриха Листа (1789 - 1846).
В своем главном труде, которая имеет красноречивое название "Национальная система политической экономии, международной торговли, торговая политика и германский таможенный союз" (1841), ученый выступил с критикой классической школы, выделив три основные ее недостатки:
"химеричний космополитизм", игнорирование специфических национальных интересов;
"мертвый материализм", исключительное внимание к мінових стоимостей и игнорирование производительных сил;
"дезорганізуючий индивидуализм", способен стать помехой индустриальном подъему нации".
Считая подход классиков к изучению явлений хозяйственной жизни недостаточно глубоким, Ф. Лист разработал собственную теоретическую систему (табл. 7.1), в основу которой положил исторический метод исследования, основанный на изучении экономических явлений и процессов в историческом контексте:
осмыслении эволюции хозяйственного развития различных государств в пространственно-временном измерении;
сопоставлении хозяйственного развития различных наций;
привлечении к анализу правовых, культурных, морально-этических факторов, особенностей природной среды, ментальности народов и т.д.

Выходной в теоретическом построении мыслителя была идея превращения Германии в индустриально развитую державу, способную к внешнеэкономической экспансии. "Национальная система политической экономии" была посвящена обоснованию необходимости в защите "чрезвычайных интересов" Германии и других континентальных государств с целью преодоления "островного господства Англии". Следовательно, по мнению многих исследователей, в противовес классикам Ф. Лист разработал не просто "национальную", а "геополитическую экономию", призванную способствовать решению общих для континентальных стран проблем.
Труд немецкого исследователя состоит из 4 книг:
Книга 1. "История" посвящена исследованию экономической истории разных стран с учетом проблем реализации национальных интересов.
Книга 2. "Теория" содержит изложение основных идей теоретической системы Ф. Листа ("национальной системы политической экономии").
Книга 3. "Системы" посвящена истории экономической мысли и практическому анализу идей классической школы.
Книга 4. "Политика" содержит изложение истории торговой политики европейских государств и рекомендации относительно экономической политики, которую должна, по мнению автора, проводить Германия.
Ведущие идеи теоретической системы Ф. Листа:
Учение о "национальной экономии", национальное своеобразие хозяйственных систем и законов их эволюции. Отделяя космополитическую экономию, призванной исследовать общечеловеческий благосостояние, от национальной экономии, направленной на обоснование экономической политики, способной обеспечить процветание конкретной нации, ученый утверждал, что "наука не имеет права не признавать природу национальных отношений"1. Затем он провозгласил отличительным признаком собственной теоретической системы экономический национализм, исследования хозяйственного развития нации "как среднего между индивидом и человечеством".
Все сооружение моей теории построена на идее нации как среднего между индивидом и человеческим родом.
Узалежнюючи экономическую способность субъектов хозяйствования от развития национальной системы в целом, Ф. Лист утверждал, что только нация как результат многовекового усовершенствования традиций, опыта и знаний способна объединить людей в единое сообщество, дав тем самым развитие каждой конкретной личности. Поэтому ученый не отрицал индивидуальных факторов экономического прогресса, но выступал за сознательное формирование социально-экономической среды, которое бы направляло их в необходимое русло.
Утверждая, что классики приняли как уже существующий будущее состояние вещей, Ф. Лист отрицал существование универсальных экономических законов, исходя из несопоставимости национальных экономик, которые имеют собственный путь развития и историческую специфику. В связи с этим немецкий исследователь подчеркивал необходимость разработки учения о "национальной экономии", выявление истинно национальных интересов и специфических законов хозяйственного развития отдельных стран, с целью определения роли и функций государства относительно возбуждения производительных сил нации и создания благоприятных условий для реализации ее экономического потенциала. Он утверждал, что "Политическая экономия не является наукой, которая учит лишь каким образом меновые ценности производятся индивидами, распределяются между ними, потребляемых ими... кроме этого государственный деятель желает и должен знать, как возбуждаются производительные силы всей нации, как они растут, что им способствует, от чего они слабеют, замирают и вовсе исчезают, как с помощью национальных производительных сил лучшее и наиболее целесообразно разработать национальные природные источники, чтобы обеспечивать национальное существование, национальное благосостояние и будущее нации".
Новое понимание предмета экономических исследований обусловило изменение метода исследования, в основную которого немецкий ученый положил "обучение истории", исторические сравнения, анализ достоверности исторических фактов, коммунитаризм, учета роли и значения неэкономических факторов и социальных институтов.
Теория национальных производительных сил. Определив задачей на цию национального экономии поиск благоприятных условий и средств развития производительных сил нации, Ф. Лист изложил свое понимание сущности последних, основанное на признании важности нематериальных факторов роста национального богатства.
По мнению немецкого исследователя, "производительные силы зависят не только от труда, сбережений, нравственности и способностей людей или от владения природными фондами и материальными капиталами; они зависят также от социальных, политических и общественных заведений, а также законов и, прежде всего, от гарантии их независимого существования и национальной мощи". Отмечая, что рост национального богатства достигается путем согласованной деятельности общества, способного освоить и приумножить опыт и знания, унаследованные от предыдущих поколений, Ф. Лист включал в состав производительных сил нации:
моральные и физические силы людей;
общественные и политические учреждения;
природные ресурсы страны;
материальный капитал (сельскохозяйственный, дедов мануфактурный, он говорил, торговый).

Важной составляющей производительных сил ученый считал национальную индустрию, трактуя ее не только как естественный результат труда и сбережений (на что обращали внимание классики), но и как творческую социальную силу, источник будущего прогресса немецкого государства. Критикуя А. Смита за "противопоставление сельского хозяйства промышленности мануфактур", ученый утверждал, что развитие национальной индустрии оказывает благотворное влияние на динамику всех составляющих производительных сил нации путем:

стимулирования прогресса науки, научных открытий;
совершенствование общественных институтов;
привлечение к использованию незадействованных ранее природных ресурсов;
стимулирование развития транспортной инфраструктуры, внутренней и внешней торговли;
усовершенствование качества сельскохозяйственной продукции и открытия новых рынков ее сбыта.
"Мануфактуры создают спрос на больший ассортимент и на большее количество сельскохозяйственных товаров, увеличивают меновую стоимость этой продукции и дают возможность землевладельцу получить максимум пользы из своей земли и труда, - отмечал немецкий исследователь, - это способствует росту земельной ренты, прибыли и заработной платы, а рост ренты и капиталов выливается в увеличение меновой стоимости земли и труда".
Различая "меновые стоимости" и "производительные силы", ученый на видное место ставил формирования человеческого капитала путем познания, усвоение и приумножения накопленных человечеством знаний, идей, изобретений, открытий, навыков профессиональной деятельности и т.п. Поэтому важное значение Ф. Лист предоставлял развития образовательных, научных, духовных и правовых учреждений, искусства тех, кто заведует судом и администрацией, в чьих руках образование и религиозное воспитание, кто развивает науку, культуру и т.п. Таким образом, немецкий исследователь трактовал производительные силы:
как постоянный источник общественного благосостояния и важнейшую предпосылку прогрессивного развития наций;
способность создавать богатство, которая гораздо важнее именно богатство;
интеллектуальные, социальные, материальные силы нации, совокупность общественных условий, которые способствуют экономическому росту. "Процветания одного народа не зависит, как думает Он, от количества богатства и мінових ценностей, которыми он владеет, - отмечал в связи с этим исследователь, - оно зависит от уровня развития производительных сил".
Концепция стадійного экономического развития. Опираясь на теорию производительных сил, Ф. Лист обосновал концепцию экономического прогресса нации. Анализ исторического материала, исследование эволюции отраслевой структуры экономики и оценка уровня развития производительных сил современных ему экономических систем позволили немецкому ученому выделить следующие стадии экономического развития наций:
- состояние варварства;
- состояние развития скотоводства;
- состояние земледелия (этой стадии, по мнению Ф. Листа, достигли современные ему Испания, Португалия, Италия);
- землеробсько-дедов мануфактурный, он говорил состояние (на пути к этой стадии, по мнению ученого, находились в то время США и Германия);
- землеробсько мануфактурно коммерческий состояние общества (Ф. Лист считал, что этой стадии достигла в то время только Англия, к которой приближается Франция).
Определяя пятую стадию как хозяйственный идеал, который обеспечивает наилучшую комбинацию и гармоничное развитие производительных сил нации, ученый утверждал, что достижение этой стадии является целью развития всех народов. В то же время он обращал внимание на необходимость определенных предпосылок реализации указанной цели:
выгодного географического положения, наличия больших территорий и значительных запасов природных ресурсов, необходимых для развития национальной индустрии;
склонности к мануфактурного развития нации, ее способности к самоотверженному труду ради будущего прогресса.
В связи с этим Ф. Лист отмечал, что дух немецкой нации преобладает в другие народы. Поэтому для экономического подъема страны необходимо "окрылить" ее границы за счет небольших государств-соседей (Голландии, Дании), союз которых с Германией будет залогом их дальнейшего успешного развития.
Обоснование активной экономической роли государства и политики "воспитательного протекционизма". Концепция стадійного экономического развития дала Ф. Листу основания прийти к выводу, что экономическая политика государства должна учитывать специфику каждого этапа хозяйственного прогресса нации с целью создания предпосылок неуклонного роста ее производительных сил.
По мнению немецкого исследователя, для стран, которые находятся на III (аграрный) и V (аграрно-мануфактурно-коммерческой) стадиях, целесообразной является политика свободы международной торговли, которая дает возможность в полной мере реализовать национальные интересы. "Нация, которая достигла преимуществ в области мануфактурного производства, - писал ученый, - может уберечь своих фабрикантов и коммерсантов от потери завоеванных позиций и апатии лишь путем свободного импорта продуктов питания и сырья и конкуренции с зарубежными товарами".
В то же время для государств, которые находятся на IV (аграрно-мануфактурной) стадии, крайне важным является протекционизм, направленный на защиту молодой и еще не окрепшей национальной промышленности. По мнению ученого, именно с помощью протекционизма государство осуществляет "индустриальное воспитание нации" на пути перехода к высшей стадии экономического развития. "Протекционизм - отмечал Ф. Лист, - не увеличивает непосредственно количество материальных благ, а значит и капитала, но развивает и укрепляет производительные силы, которые создают этот капитал".
Обосновывая эту мысль, ученый обращал внимание на то, что следование принципам экономического либерализма классической политической экономии может обеспечить некоторую абстрактную выгоду для мирового хозяйства в целом с точки зрения получения мінових ценностей. В то же время он выступал с критикой теории, "которая занята только стоимостью и не обращает никакого внимания на производительные силы, рассматривая весь мир как единую и неделимую республику торговцев". Ф. Лист утверждал, что свобода международной торговли будет полезной при условиях, когда все государства достигнут одинаковой стадии развития. В противном случае фритредерство будет полезным только для развитых наций, в отношении которых менее развитые страны окажутся в подчиненном положении "маленького мальчика, который борется с взрослым мужчиной".
Именно поэтому ученый одобрительно относился к теории активного торгового баланса, которую отстаивали меркантилисты, выводя из "уроков истории" правило, согласно которому "нация тем богаче и могущественнее, чем больше она экспортирует промышленных изделий и чем больше она импортирует сырья"5. Отрицая идею "невидимой руки" и естественного порядка. Смита, немецкий исследователь обращал внимание на то, что "Импорт и экспорт совсем не регулируются в современных условиях тем, что теория называет природой вещей: они зависят в основном от торговой политики и развития страны, от ее значимости в мире и влияния на народы других стран, от ее колониальных владений и кредитных учреждений, на конец, от состояния мира или войны".
Осознавая потери, неизбежные в результате отказа от свободной торговли, Ф. Лист был убежден, что стратегические национальные интересы должны быть важнее текущие выгоды. Следовательно протекционизм ученый трактовал как определенную "пожертвование стоимостей" ради будущего роста экономического потенциала нации. "Потеря, вызванная таможенными сборами, выражается стоимостью, - писал исследователь. - Однако страна приобретает силы, с помощью которых она способна производить бесчисленные объемы стоимостей. Эта потеря стоимости должна рассматриваться как цена промышленного воспитания нации".
Конечно, опыт учит нас, что ветер переносит семена из страны в страну и таким образом пустынные равнины превращаются в густые леса. Но разумно ли поступил бы лесник, веками дожидаясь, пока ветер насадит в его стране семена? Разве глупо поступил бы он, если бы попытался с помощью питомников достичь своей цели за несколько десятков лет? История учит, что целые нации успешно осуществляют то, что делает наш лесник.
В то же время следует заметить, что теория протекционизма Ф. Листа имеет оригинальный характер, поскольку таможенный защиту государства не является для ученого универсальным средством исторического развития всех наций. Немецкий исследователь был убежден, что политика протекционизма не имеет абсолютного значения и является оправданной лишь как воспитательное средство, направленное на развитие производительных сил наций и выравнивание экономического развития стран. "Протекционистские меры являются законными только тогда, - отмечал исследователь, - когда применяются с целью помочь и укрепить мануфактурная промышленность страны... чтобы занять свое место среди тех, кто достиг высот одновременно и в сельском хозяйстве, и в торговле, то есть среди первых морских и континентальных государств".
Лист не является теоретиком протекционизма, он - теоретик развития.
Поэтому ученый был уверен, что в будущем, при достижении высокого уровня развития всех стран, свободная торговля станет общим правилом постепенно будут созданы все необходимые предпосылки для формирования общемировой сообщества людей и международного союза промышленно развития наций. "Страна, которая достигла могущества путем ограничений мануфактурной и коммерческого господства, когда эта цель достигнута, должна возвращать к свободе торговли", - писал Ф. Лист.
Таким образом, в отличие от классиков, протекционизм Ф. Лист трактовал не как препятствие, а как "самую мощную движущую силу конечного объединения народов и, как следствие, настоящей свободы торговли". В связи с этим ученый выступал за взвешенный протекционизм, который "соответствует своему уровню промышленного воспитания", поскольку "любые излишества протекционизма вредны, потому что нации могут прийти к совершенствованию мануфактур лишь постепенно".
Автор "Национальной системы политической экономии" не сводил деятельность государства лишь в роли "ночного сторожа". По мнению Ф. Листа, в условиях рыночной экономики государство призвано создавать материальные, институциональные и культурные предпосылки:
для быстрого индустриального подъема страны;
формирования и развития единого внутреннего рынка;
согласование общественных интересов и направления усилий нации на реализацию стратегических перспективных задач.
В этом контексте особого внимания заслуживает обоснование Ф. Листу необходимости развития государственного сектора экономики как неотъемлемой составляющей народнохозяйственного комплекса, которая включает "государственные средства правительства, потребление этих средств и управления ими". По мнению ученого, "государственная экономия" призвана оказывать стимулирующее воздействие на экономический прогресс страны. Попутно отметим, что Ф. Лист близко подошел к пониманию понятия "внешних эффектов". Свидетельством этого является его замечания относительно необходимости учета долгосрочных и побочных последствий создания новых отраслей, которые находят свое выражение в укреплении экономического потенциала страны и росте благосостояния населения.
Таким образом, научной заслугой Ф. Листа стало определение и обоснование новых теоретико-методологических положений, которые не только показали ограниченность подходов, основанных на абстрактных обобщениях, игнорировании национальной специфики и неравномерности развития отдельных стран, но и обогатили экономическую науку новыми подходами к трактовке предмета и методологии экономического анализа.



Назад