Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

7.2.1. Новая историческая школа: предпосылки возникновения и основные идеи


В 70-80-е гг. XIX в. в Германии возникла так называемая новая или молодая историческая школа. Она стала непосредственно преемницей старой исторической школы, объединив новое поколение исследователей, которые стремились развить исторический метод и применить его к анализу новых экономических процессов и явлений.
Становление новой исторической школы происходило в несколько отличных социально-экономических условиях исторического развития Германии:
в 1871 г. совершилось объединение немецких земель, что способствовало формированию полноценного внутреннего рынка, становлению единой денежной системы, единого торгового законодательства;
промышленный переворот 40-60-х гг., военная победа Пруссии над Францией и присоединение к Германии промышленно развитых территорий Эльзаса и Лотарингии, огромная контрибуция (5 млрд франков), направленная на переоснащение национальной промышленности, способствовали быстрому индустриальному развитию страны;
изменения в социальной структуре общества и рост масштабов наемного труда сопровождались обострением проблем имущественного неравенства и безработицы, способствовали формированию массовых организаций рабочих, усилению рабочего профсоюзного движения, распространению в обществе революционной идеологии марксизма и т.п.;
дальнейшее укрепление культа немецкого государства сопровождалось развитием ее внешнеэкономической и внешнеполитической агрессивности (политика "железного канцлера". Бисмарка) и попытками регулирования классовых отношений на пути социального реформирования.
Новые явления общественной жизни страны порождали новые проблемы, которые, по мнению нового поколения немецких исследователей, не могли быть решены с позиций классической политической экономии и маржиналізму, а потому требовали неортодоксальному подхода, основанного Ф. Листу и старой исторической школой.
Ядро "первой волны" теоретических достижений новой исторической школы составляли произведения Г. фон Шмоллера (1838-1917), Л. Брентано (1844-1931), К. Бюхера (1847-1930), А. Вагнера (1835-1917) и других ученых, которые поставили перед собой задачу, углубив и развив исторический метод, исследовать на его основе хозяйственные явления и процессы с целью решения практических проблем формирования экономической политики, адекватной реалиям экономического развития нации.
Новая историческая школа отразила повышенное внимание ученых к социальным институтам, прежде всего к государству как гаранту эволюционного развития общества, достижения общенациональной цели и социального равновесия. Определяя правовой порядок основой исторического развития, "молодые историки" придавали важное значение исследованию правовых норм, их влияния на экономические отношения и хозяйственный механизм. В конкретных экономических явлениях они видели отражение и материализацию социальной психологии народа как главной движущей силы развития общества.
В отличие от старой исторической школы, молодая историческая школа не была однородной и рухнула с самого начала на два течения:
- консервативную, которую возглавил Г. Шмоллер - сторонник традиционных устоев немецкого общества, монархии и национализма;
- буржуазно либеральную, которую возглавил Л. Брентано - сторонник постепенного реформирования буржуазного общества на пути развития профсоюзного движения и достижения "классового мира".
Основателем новой исторической школы и ее лидером консервативного направления был выдающийся немецкий экономист, профессор Галльского, Страсбургский и Берлинского университетов иностранный почетный член Петербургской Академии наук (1901) Густав Шмоллер, автор трудов "Основы общего учения о народном хозяйстве" (1872), "Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы" (1897) и др.
Стремясь превратить экономическую теорию из "голого учение о рынке т« обмен" в историко-этическую науку, Г. Шмоллер:

Отрицал плодотворность теоретических обобщений и абстрактно-дедуктивного анализа классической (а впоследствии - неоклассической) теории, трактуя последнюю "не более, чем предыдущим наброском общих причин экономического жизни"1. Отстаивая исторический метод анализа, ученый потребовал от исследователей скрупулезного описания фактической хозяйственной поведения, историко-статистических разработок, наблюдений, "утонченного исследования фактов", классификации и анализа, которые позволяют познания экономических закономерностей и объяснения причинно-следственных связей. "Особенно важно выяснить прежде всего возникновения отдельных хозяйственных институтов, - писал Г. Шмоллер, - а не всего народного
Густав Шмоллер хозяйства или универсального мирового хозяйства.
Нет нужды ставить широкие исторические проблемы,
необходимо с помощью строгого исторического метода изучать единичное".
Определял политическую экономию как науку, призванную изучать человеческую деятельность, направленную на удовлетворение разнообразных потребностей. Утверждая, что экономическая теория не может игнорировать человеческие поступки, немецкий исследователь обращал внимание на разнообразие побудительных мотивов человеческой деятельности. Он обосновал необходимость междисциплинарного подхода, установления научных связей политической экономии с экономической историей, социологией, политикой с целью скрупулезного анализа меняющихся действий социальных групп, которые имеют культурные, экономические, географические и этические различия.
В то же время немецкий ученый выступал против привлечения математики в экономических исследований, мотивируя это тем, что человеческая психика является слишком сложной задачей для дифференциального исчисления.
Одним из первых в истории экономических учений внедрил "этический принцип" в экономические исследования, утверждая, что хозяйственная жизнь нации определяется не только природными и техническими, но в первую очередь - моральными факторами, "духовными силами людей". В центре собственной концепции хозяйственного жизнь немецкий ученый поставил "общность языка, истории, обычаев и идей", которая, по его мнению, глубже экономические факторы связывает между собой субъектов хозяйствования. Он утверждал, что кристаллизованное в обычаях и правые морально-духовная общественное сознание оказывает влияние на все поступки людей, а значит и на хозяйственную деятельность также.
Настаивая на том, что экономический уклад народа определяется нормами поведения (этикой) и юридическими нормами (правом), Г. Шмоллер утверждал, что экономического успеха в жизни способны достичь лишь люди, поступки, добродетель и порядочность которых соответствуют высоким моральным принципам.
Считал государство "наиболее весомым вещевым капиталом нации", призванным противостоять проявлениям классового эгоизма и классовых злоупотреблений. Исходя из того, что жизненный уклад народа приобретает своего выражения путем государственного этико-правового регулирования, ученый отводил последнем решающую роль в обеспечении успешного экономического развития нации и устранении социальных противоречий.
Соглашаясь с выводами К. Маркса относительно существования классового конфликта наемных рабочих и капиталистов, немецкий исследователь предпочитал реформістському направлении общественной перестройки на основе осознания государством своей ответственности перед обществом.
Хотя Шмоллер и отвергал экономический диагноз капитализма, поставленный К. Марксом, он соглашался с выводами о неизбежности социализма. Однако социализм, по его мнению, должен был возникнуть не в результате пролетарской революции, а на основе совместных действий монархии и более образованных рабочих.
Исходя из "этического принципа", ученый придавал большое значение моральному фактору как важнейшему средства преодоления имеющихся в обществе противоречий. Он отстаивал сильную патерналистскую державу, способную не только обеспечить социальную защиту работников, но воспитать их в духе "социальной солидарности" с предпринимателями. Утверждая, что не революция, а изменение нравственности человека выступает наиболее действенным средством общественного прогресса, Г. Шмоллер настаивал на проведении реформ, которые бы устранили чрезмерную имущественное неравенство. В то же время он был противником законодательного ограничения рабочего дня, не признавал законности профсоюзов, поддерживал организацию союзов предпринимателей, локауты, "черные списки" и др.
Стремление к практической реализации указанных идей побудило Г. Шмоллера до основания в Германии в 1872 г. Союза социальной политики - объединение университетских профессоров на почве идей немецкой исторической школы для пропаганды осуществления социально-экономических реформ.
Одним из ведущих представителей "первой волны" новой исторической школы И был доцент Берлинского, а впоследствии - профессор Мюнхенского университетов иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук (1895) Людвиг Йозеф (Луйо) Брентано (1844-1931) - активный деятель Союза социальной политики, ведущий идеолог ее буржуазно-либерального крыла. Важнейшие экономические взгляды ученого нашли отражение в его работах: "Современные рабочие гильдии" (1871-1872), "Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда" (1877), "Классическая политическая экономия" (1888) и др. В этих произведениях Л. Брентано:
Отрицал существование универсальных законов экономического развития, делая акцент на том, что теоретическая экономия не имеет прикладного практического значения и является второстепенной по сравнению с непосредственным наблюдением и описанием "даже самых незначительных явлений экономической жизни".
Признавал ведущую роль этических и правовых факторов хозяйственного развития.
Придерживался меновой концепции, считая приоритетными факторы распределения и обмена. Примером такого подхода является обоснование ученым заинтересованности предпринимателей в высокой заработной плате наемных рабочих. Указывая на отсутствие противоречий между прибылью как вознаграждением "творческого духа" предпринимателей и заработной платой, Л. Брентано трактовал последнюю как важный стимул роста производительности труда наемных рабочих. Следовательно, он был убежден, что низкая заработная плата тормозит развитие национальных производительных сил и снижает конкурентоспособность немецких товаров. Заинтересованность предпринимателей в высокой заработной плате ученый объяснял также их зависимостью от платежеспособного спроса населения, который в значительной мере определяется доходами рабочих.
Пропагандировал идеи социального партнерства и считал реформы действенным средством предупреждения революционных выступлений пролетариата. Брентано был ярым сторонником тред-юніонізму, он абсолютизував роль профсоюзов в деле коренного улучшения положения рабочего класса и был убежден, что профсоюзы способны защитить свои интересы без помощи государства. Как активный деятель Союза социальной политики и лидер ее буржуазно-либерального крыла, ученый пропагандировал идеи реформизма, "классового мира" и социального партнерства.
Отрицал представление о высшее предназначение государства по сравнению с индивидом. Обращая внимание на склонность государственных деятелей к злоупотреблению властью, немецкий исследователь утверждал, что именно личность, наделенная интеллектом и высокими моральными качествами, способна инициировать полезные для общества реформы. В то же время Брентано не был сторонником экономического либерализма, допуская умеренные масштабы государственного законодательного регулирования.
Выступал за принудительное картелювання в промышленности, рассматривая монополизацию экономики как оздоровительное мероприятие, направленное на планомерное приспособления производства к спроса и предупреждения кризисных явлений в экономике. Утверждая, что картели являются самым действенным средством предупреждения рыночных катаклизмов, Л. Брентано определял их как союза производителей, которые желают планомерно приспосабливать производство к спроса с целью избежать перепроизводства и всех его последствий: падение цен, банкротств, обесценивания капитала, безработицы и голода.
Теоретико-методологические особенности новой исторической школы нашли отражение в трудах Карла Бюхера (1847-1930) - известного исследователя экономической истории, автора книги "Возникновение народного хозяйства" Брентано, несомненно, принадлежал к числу наиболее талантливых представителей немецкой исторической школы. Пытаясь придать истории и политической экономии научный характер, он в то же время осознавал, что им присущи черты искусства, поскольку лишь последние оживляют эти науки.
Эта работа способствовала началу новой волны "молодых историков", которые направили свои усилия на преодоление разрыва между историческими и теоретическими исследованиями предшественников.
Наиболее отчетливо экономические взгляды К. Бюхера отразились в предложенной им периодизации экономической истории человечества и объяснении генезиса капитализма на основе развития структуры рынка. На основе меновой концепции ученый выделил три степени хозяйственной эволюции народов:
I - самодостаточное натуральное хозяйство, деятельность которого подчинена удовлетворению собственных потребностей (первобытный строй "нецивилизованных народов", античная латифундія, земельное хозяйство свободных крестьян и имения раннего средневековья);
II - городское хозяйство, в котором движение продукции от производителя до потребителя опосредуется местным рынком (работа ремесленников на заказ, обслуживание местного рынка);
III - народное хозяйство со сложившимся национальным рынком и значительным количеством посредников обмена (зрелое рыночное хозяйство, в котором торговля приобретает широкого развития).
Бюхер был убежден, что истинный капитализм существует лишь на последней стадии, которая характеризуется самой полной реализацией таких экономических категорий, как капитал и процент. Ученый исходил из того, что эволюция форм обмена сопровождалась совершенствованием промышленного производства и способствовала распространению сферы влияния капитала вплоть до полного охвата ним национальной экономики. По мнению немецкого исследователя, это развитие можно проанализировать по такой схеме: домашнее производство, в котором капитал отсутствует - труд ремесленников на заказ (капиталом является инструмент рабочих) - труд, на свободный рынок (капитал дополняют помещения и сырье) - кустарное производство (средства производства и продукция становятся капиталом купца-предпринимателя) - фабричная система (все составляющие капитала сосредотачиваются в руках фабриканта-предпринимателя, который сам занимается сбытом произведенной продукции). Подчеркивая решающую роль денежного капиталов развития национальной экономики, К. Бюхер толковал финансовый капитал как следствие абсолютного подчинения промышленного капитала ссудном.
В противовес старой исторической школе "новые историки" не ограничивались обоснованием необходимости применения исторического метода в экономических исследованиях, а широко использовали его на практике. Отрицая классический (неоклассический) подход к анализу экономических процессов и явлений, они утверждали, что законы экономики не могут быть открыты путем дедуктивных, логических обоснований, а требуют эмпирических наблюдений, индукции и исследования народного хозяйства в конкретных реалиях его исторического развития.



Назад