Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

7.2.2. Эволюция исторического направления в работах В. Зомбарта и М. Вебера


Одним из ярких представителей следующего этапа развития новой исторической школы был ученик Г. Шмоллера - Вернер Зомбарт (1863-1941) - немецкий социолог, философ, экономист, профессор политической экономии Бреславльського, а впоследствии - Берлинского университетов, автор трудов "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.
В своих ранних работах В. Зомбарт выступал сторонником теоретической системы и "продолжателем дела" К. Маркса. Один из первых произведений ученого "К критике экономической системы Карла Маркса" получил высокую оценку Ф. Энгельса как удачное изложение марксистских идей. В То Же Время В. Зомбарт считал себя сторонником буржуазно-либеральных реформ, критически оценивая влияние бурной революционной страсти на научное творчество основателей "научного коммунизма". В трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Наброски и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал с позиций "катедер-социализма", обосновывая идеи реформирования капиталистического общества и повышение роли рабочего класса в процессе его перестройки. В своих более поздних работах ("Пролетарский социализм" (1924), "Идея классовой борьбы" (1924) и др.) ученый отошел от марксистских идей и выступил с критикой материалистического понимания истории, классовой борьбы и диктатуры пролетариата.
После Первой мировой войны творческая деятельность немецкого исследователя испытала влияния идей крайнего немецкого национализма и шовинизма. В опубликованной в 1915 г. труда "Торговцы и герои". Зомбарт противопоставил объединенной национальной идеей немецкой нации "героев" утилитарно-гендлярську английский "нацию торговцев", ориентированную на индивидуальное благосостояние и комфорт. В дальнейшем ультраправые и фашистские круга воспользовались теоретическими конструкциями ученого. В то же время, по мнению многих исследователей, В. Зомбарт не разделял многих аспектов нацистской идеологии, тяготея к респектабельного национал-консерватизма.
Громкую славу и признание немецкому исследователю принесло построено на богатом историческом материале фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейского экономического жизнь от его зарождения до современности" (1902). Центральное место в этом произведении занимает историческая экономическая социология. На ее основе ученый предпринял попытку осмыслить происхождения и формы развития капитализма, обнаружив систему хозяйственных ценностей, присущих разным стадиям его эволюции.
В этой и других работах ученый:
Разграничил понятия "хозяйственная система" (абстрактно-теоретическая конструкция, лишена исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов) и "хозяйственная эпоха" (реально существующая хозяйственная система). Структуру хозяйственной системы. Зомбарт характеризовал сочетанием трех групп факторов:
технологического способа производства (субстанции);
общественных отношений (формы);
хозяйственного духа (побудительного мотива развития).
Исходя из этих соображений, ученый выделил три группы важнейших факторов эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные и социально-психологические, включая в состав последних общественное сознание, мышление и идеологию. В. Зомбарт был убежден, что факторы, которые предопределяют хозяйственную деятельность, находят свое проявление в определенных институтах, исследования которых делает возможным выделение своеобразных черт того или иного экономического устройства.
Исследовал эволюцию капитализма на основе изучения "истории духовного развития современного экономического человека". Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным. Анализируя развитие европейского капитализма как органический цикл с эволюционными фазами, ученый выделил: стадию его рождения, молодости (ранний капитализм), зрелости (развитый капитализм) и старости (поздний капитализм).
Немецкий исследователь трактовал стадии экономического развития капитализма как выражение определенных форм хозяйственной деятельности, направленной на увеличение богатства, особенно в денежной форме. В то же время зрелый капитализм ученый определял как хозяйственную систему, подчиненную производству исключительно ради прибыли.
Исследовал особенности "капиталистического духа" как движущей силы хозяйственного развития наций. Не отрицая причастности к возникновению капитализма таких факторов, как переселение народов, колонизации, открытия месторождений золота и серебра, развития техники и технологии и т.д., ученый отстаивал необходимость анализа общественных процессов и явлений с позиций развития "духа". Последний он трактовал как реальную силу, которая воплощает бытия в определенную историческую эпоху. В То Же Время В. Зомбарт осознавал сложный и неоднозначный взаимосвязь "капиталистического духа" и "капиталистической системы". Отказавшись от упрощенной интерпретации казуальных зависимостей между ними, ученый выступил с критикой как марксистской теории, так и концепции "протестантской этики" М. Вебера.
В составе "капиталистического духа". Зомбарт выделял:
дух предпринимательства, связанный с грандиозностью инициатив, богатством идей, жаждой денег, насилием, авантюризмом, героизмом, жаждой приключений и т.п.;
бюргерский (мещанский) дух, в основе которого лежат бережливость, скромность, умение считать и экономить, трудолюбие, умеренность, склонность к рационализации и т.д.
Определил предпринимательство как стремление к "бесконечному", к самоопределению и власти, которая в сфере материальных устремлений равносильно увеличению суммы денег. "Стремление к власти и стремление к деньгам, - писал немецкий исследователь, - переходят друг в друга: капиталистический предприниматель стремится к власти, чтобы получать (прибыль) и приобретает, чтобы добиться власти"1.
Ученый выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей:
разбойников, особенно участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами;
феодалов, занятых коммерцией (продажей зерна, шерсти, горным делом и т.п.);
государственных деятелей, которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний;
спекулянтов (ростовщиков, банкиров, биржевых игроков, учредителей акционерных обществ);
купцов, которые вкладывают торговый капитал в процесс производства благ;
ремесленников, которые объединяют в одном лице мастера и комерсанта2.
К предпринимателей, которые преобладали на ранних стадиях эволюции капитализма, В. Зомбарт относил три первых типы, утверждая, что на зрелых этапах типичными являются три последние, "мирные" типа, в первую очередь фабриканты. В то же время ученый не абсолютизував эти различия, утверждая, что выдающиеся предприниматели сочетают в себе, как правило, отдельные типы. Они "одновременно является разбойниками и ловкими учетчиками, феодалами и спекулянтами".
Важнейшими функциями предпринимателей ученый считал:
организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое;
сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предлагаемых товаров;
учетную, связанную с точным количественным подсчету и сопоставления затрат и результатов.
Описание Зомбартом деятельности предпринимателя выдержан в духе панегирика функциям капиталиста: предприниматель является организатором, обладающий удивительной изобретательностью и среди людей он мудро отбирает самых способных; среди товаров прозорливо отыскивает самые лучшие; быстро оценивает свои шансы на успех; проявляет настойчивость в торговых отношениях с поставщиками; предприниматель видит так, как будто он имеет тысячу глаз, слышит так, будто у него тысяча ушей и воспринимает так, как будто у него тысяча пальцев.
Ввел в экономическую теорию понятие "экономической конъюнктуры", противопоставив учения о ее колебания марксистской теории кризисов. Утверждая, что теория кризисов должно быть расширена до теории конъюнктуры, я ученый связал ритмическое движение капиталистической экономики с развитием предпринимательства и ожиданиям прибылей, способны порождать спекулятивный подъем и укрупнения производства. Расширение производства, которое со временем наталкивается на диспропорции: между добывающими и перерабатывающими отраслями, а также между объемами основного и денежного капиталов, по мнению ученого, неизбежно порождает спад экономики.
В То Же Время В. Зомбарт утверждал, что чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа": И в период подъема развивается спекулятивно-користолюбна его составляющая, связанная с новаторством и риском, а в период спада - расчетная, J организационная, направлена на внутреннее совершенствование капиталистической системы и выбор наиболее эффективных форм хозяйствования.
В отличие от марксистов, немецкий исследователь был убежден, что 1 рационализация денежного обращения, концентрация и централизация производства И капитала, а также сознательное стремление предпринимателей к стабилизации конъюнктуры, связанные с развитием монополистических тенденций, сглаживают циклические колебания капиталистической экономики, направляя ее развитие в сторону гармоничного устройства, лишенного кризисов и антагонистических противоречий.
Обосновал возможности эволюционного прогресса капитализма, его мирного перерастания в социализм. Выступив одним из авторов теории "организованного капитализма", В. Зомбарт утверждал, что в будущем на смену либеральному буржуазному обществу придет уклад, основанный на етатизмі, планомерности, корпоративізмі, иерархичности, принципе "фюрерства", автаркии, подчинении индивидуальных интересов государственным и т.д.
Создал концепцию "социального плюрализма," согласно которой развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового устройства в предыдущих. Поэтому В. Зомбарт был убежден, что капиталистическое общество стремится к новой смешанной хозяйственной системы, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства, по мнению ученого, будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.
По мнению большинства исследователей, новая историческая школа достигла вершины своего развития в творчестве Макса Вебера (1864-1920) - выдающегося немецкого социолога, историка, экономиста, профессора национальной экономии Берлинского, Фрайбурзького, Гейдельбергского и Мюнхенского университетов, автора трудов: "Протестантская этика и дух капитализма" (1904), "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919), "Общая экономическая история" (1919-1920) и др.
М. Вебер был исследователем широкого диапазона, который системно анализировал процессы исторического развития и стремился создать синтетическую концепцию генезиса западной цивилизации. Осмысление теоретического наследия немецких мыслителей XVIII-XIX вв. и исследования в сфере влияния Реформации на хозяйственный перелом в Европе позволили ученому углубить методологию анализа экономических процессов и явлений, освободив ее от национализма и односторонности исторического метода предшественников.
Произведения Вебера, бесспорно, стали важным источником многих идей, которые стали путеводной звездой в неисследованных областях общественной науки. Однако Вебер был склонен считать проблемы политической экономии односторонними, отдавая предпочтение более широким и общим проблемам. ...Хотя ему и принадлежит множество работ, содержание которых касается сферы политической экономии, он не был истинным экономистом-теоретиком. Больше всего его интересовала экономическая социология, с точки зрения которой он мог изучать характерные для эпохи институты.
Вернувшись к традициям абстрактно-логического анализа, с отрицание которого начала свое развитие немецкая историческая школа, М. Вебер признавал подчиненность развития экономической жизни разных народов некоторым общим законам, которые неизбежно пробивают себе дорогу, несмотря на все особенности конкретно-исторических обстоятельств и национально-культурных традиций.
В отличие от других представителей исторической школы, которые отводили ведущую роль государству, Г. Вебер рассматривал общество как совокупность свободных индивидов, объясняя социально-экономические процессы и явления на основе индивидуальных мотивов хозяйственной поведения. В то же время он признавал существование противоречий между индивидуальными и общественными интересами, возлагая на государство важные функции по их урегулированию.
Важнейшие идеи теоретической системы М. Вебера:
Концепция "идеальных типов" - определенных теоретических схем, абстрактных мысленным конструкций исторического процесса, которые формирует ученый с целью осмысления конкретных фактов исторического развития. М. Вебер трактовал "идеальные типы" как искусственное построение, которая облегчает выявление экономических закономерностей. В то же время он обращал внимание на наличие в них элементов реальности, которые используются как орудие анализа, превращаясь в логические понятия ("экономический обмен", "экономический человек", "феодализм", "капитализм"). Сопоставление реальных фактов с абстрактной теоретической моделью позволяет, по мнению немецкого мыслителя, выявление важных черт и уникальных аспектов, присущих конкретной исторической ситуации. Таким образом, Г. Вебер считал, что исследователь не должен ограничиваться реконструкцией того, "что было на самом деле". Он должен находить, устанавливать казуальные связи между индивидуальными историческими образованиями. Выступая инструментом анализа прошлого и современного, "идеальные типы помогают ему систематизировать исторический материал, не загоняя его в предвзятую схему.
Оригинальная теория генезиса капитализма как формы цивилизации, целостного историко-культурного феномена, движущей силой развития которого выступает рационализация общественной жизни. Опираясь на концепцию "идеальных типов", ученый выделил две идеально типичные ориентации экономического поведения индивидов:
традиционную, которая исходит из глубины веков и связана с рутинными, неизменными методами деятельности, жадностью и жаждой обогащения в худших, крайних проявлениях;
целое рациональную, которая доминирует с начала нового времени и является продуктом уникальных исторических условий, которые сложились в Западной Европе в XVI-XVII ст.
Считая тенденцию к рационализации социально-экономической жизни] основой развития общества, Вебер связывал генезис капитализма с преодолением традиционализма и утверждением принципа формальной рациональности во всех сферах общественной жизни (религии, науке, правы, государственном управлении, организации предприятий и т.д.).
По мнению немецкого мыслителя, капитализм возникает там, где "существует рациональное стремление к капиталистическому прибыли", а человеческая деятельность "направлена на планомерное использование материальных средств или личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы рассчитан в балансе конечный доход предприятия, выраженный материальными благами в их денежной ценности, превышал капитал.
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (1864-1920) родился в г. Эрфурте в Германии. Его отец был довольно известным политическим деятелем, поэтому в доме Веберів в Шарлоттенбурге часто собирались выдающиеся буржуазные лидеры эпохи Бисмарка. Разговоры и дискуссии, которые велись между ними, в значительной степени повлияли на формирование мировоззрения М. Вебера. Иметь ученого была преданной кальвіністкою, вела аскетический образ жизни.
Макс Вебер

Получив прекрасное образование и академическую подготовку юриста в Берлинском и Гейдельбергское университетах, Г. Вебер специализировался в области теории и истории права. Со временем он защитил диссертацию, посвященную средневековым торговым компаниям, получил степень доктора философии и начал преподавать в Берлинском университете. В этот
период ученый заинтересовался проблемами экономики, истории, социологии, которые постепенно стали делом его жизни.
В 1893 г. ученый занял должность профессора национальной экономии во Фрайбургском университете. С 1896 г. он работал в Гейдельбергское, аз 1919 г. - в Мюнхенском университетах. Читал лекции во многих городах Европы и США; с 1904 г. издавал вместе с Е. Яффе и В. Зомбартом "Архив социальных наук и социальной политики"; в 1919 г. был советником немецкой делегации на Версальских переговорах.
В период 1903-1905 гг. M. Вебер подготовил цикл статей под общим названием "Рошер, Кніс и логические проблемы политической экономии". В 1919-1920 гг. он прочитал в Мюнхенском университете курс лекций по экономической истории Европы с доисторических времен и до XVIII ст., которые были выданы после его смерти под названием "Общая экономическая история".
М. Вебер был мыслителем широкого диапазона, который оставил заметный след в науке исследованиями в области влияния Реформации на хозяйственный перелом в Европе в XVI-XVII ст. Мировое признание ученому принесли труда "Протестантская этика и дух капитализма" (1904) и "Хозяйственная этика мировых религий" (1916-1919). Эти произведения вошли в историю экономической мысли как классический образец анализа влияния культурного содержания эпохи на направления социально-экономического развития. Умер ученый в 1920 г. них на предприятии материальных средств". Таким образом, неотъемлемой составляющей "капиталистического духа" ученый считал хозяйственную поведение, основанное на рациональном сопоставлении пользы и расходов.
Трактуя капитал как рациональную форму организации человеческого поведения, ученый обращал внимание на угрозу усиление бюрократизации хозяйственной жизни. Он утверждал, что высокая рациональность капиталистической системы навязывает принудительные нормы деятельности, которые для многих людей означают потерю свободы, обезличивание, рутипізацію деятельности и т.п. Надежды на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных сочетать творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.
Анализ взаимосвязей между этическим кодексом протестантских верований и "капиталистическим духом" как специфическим набором привычек мышления и форм хозяйственной поведения. По мнению М. Вебера, именно протестантизм (особенно кальвинизм), который провозгласил добропорядочностью трудовой аскетический образ жизни, стимулировал появление нового типа хозяйственной поведения, основанной на предприимчивости, бережливости, умеренности, скромности, порядочности, уважительном отношении к капиталу и стремлении жизненного успеха.
Протестантизм - один из ведущих направлений христианства, совокупность доктрин и сект, которые возникли в ходе Реформации, которая началась в XVI в. как внутріцерковний движение протеста (отсюда - протестантизм) против продажи индульгенций, демонстративного потребления и роскоши церковной иерархии.
Трудовая этика протестантизма была направлена против роскоши, праздности, расточительства, непроизводительных затрат и показного потребления. Считалось, что для того, чтобы постичь волю Бога и заслужить спасение, необходимо добросовестно работать, развивая свой талант (божественный дар) и культивируя аскетический образ жизни. Наиболее радикальные реформаторы (Кальвин) пропагандировали как критерий избранности успехи человека в светской жизни. Протестантизм отрицал пышные церковные церемонии, церковные налоги (десятину), продажа индульгенций, заменив их обязательными церковными пожертвованиями, которые составляли 3-7% дохода (в 3 раза меньше, чем в средневековой католической практике).
Идеология протестантизма (лютеранства и кальвинизма и т.д.) получила поддержку в широких слоев населения (крестьян, ремесленников, купцов, части дворянства), что способствовало ее утверждению как государственной религии во многих европейских странах (Англии, Швеции, Швейцарии, странах Северной Германии), которые стали на путь быстрого капиталистического развития.
Таким образом, по мнению М. Вебера, на определенном этапе исторического развития Европы уникальное сочетание определенных течений духовной жизни и материальной заинтересованности сделало возможным появление новой системы мотиваций индивидов, основанной:
на положительном моральном санкционировании бережливости и накоплении капитала;
аскетическом образе жизни;
систематическом и рациональному стремлении к получению законной прибыли как следствия высокого профессионализма;
специфических чертах человеческого характера: трудолюбия, верности слову, порядочности, честности, усердия, пунктуальности, деловитости, бережливости и т.д.
Труда В. Зомбарта и М. Вебера стали важным вкладом в развитие исторической традиции в политической экономии, начав исследования морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения.



Назад