Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

7.2.3. Социальное направление в политической экономии


Новая историческая школа оказала значительное влияние на формирование в 90-те pp. XIX в. совокупности взглядов, идей и концепций, которые имели ярко выраженную этическую направленность и были подчинены решению социальных проблем.
Учреждения социального направления в экономических исследованиях было обусловлено дальнейшим развитием капитализма, монополизацией экономики и распространением акционерной формы собственности, ростом благосостояния широких масс населения европейских стран, расширением экономических и политических свобод, усилением влияния профсоюзов и совершенствованием системы социальной защиты и т.п. В то же время проблемы социального неравенства, социальной защиты не потеряли своей актуальности и требовали разрешения на пути государственного регулирования общественной жизни.
Формирование новой системы организации рыночного хозяйствования и модификация отношений труда и капитала активизировали необходимость исследования социальных аспектов и условий развития хозяйственных процессов.
Необходимо отметить, что социальное направление в политической экономии не составлял целостное экономическое учение и был направлен в первую очередь на решение практических проблем. Его объединяли представителей:
социальный подход к анализу хозяйственных явлений, исследование экономики как части социальной системы, повышенное внимание к проблемам социальной справедливости, социальных институтов (государства, общественных объединений и т.п.);
трактовка производства как сугубо технического процесса, лишенного социального содержания и связи с определенным социальным устройством, вечного, неизменного процесса взаимодействия производственных факторов;
возражения объективных экономических законов и объективной обусловленности социального поведения людей на основе противопоставления мира природы 9вітові человеческого духа, зависимого от человеческой воли;
исследования социальной мотивации и ценностных факторов экономического поведения с целью совершенствования существующей хозяйственной системы и достижения высшего нравственного идеала - "достойного существования всех членов общества";
признание примата неэкономических факторов социально-экономического развития, прежде всего правовых факторов (позже - государства), подчиненных этическим нормам;
активная защита частной собственности, возражения эксплуатации наемного труда и признание возможности социально-экономического прогресса рыночной экономики на пути социальных реформ и государственно-правового регулирования производства и распределения.
Идеи социального направления в политической экономии нашли отражение в программе основанной в 1872 г. в Германии Союза социальной политики, которая получила название "катедер-социализма" ("социализм по профессорской кафедрой" как намек на принадлежность участников Союза в академических кругов).
Определяя важнейшей детерминантой экономического развития благоприятную социальную среду, основанное на принципах социальной справедливости, члены Союза социальной политики выступали за сознательную перестройку общественных отношений на пути постепенных реформ, основу которых должна была составить целенаправленная деятельность государства. Как важнейшие требования выдвигались:
государственное регулирование труда несовершеннолетних и внедрение обязательного начального образования;
страхование работников на случай болезней и травматизма;
установление пенсий по старости и нетрудоспособности;
организация потребительских и жилищных кооперативов и т.д.
Известными представителями социального направления в политической экономии были Рудольф Штольцман (1852-1930), Рудольф Штаммлер (1856-1938), Отмар Шпанн (1858-1950), Франк Оппенгеймер (1864-1943) и др.
Г. Штольцман в трудах "Социальные категории" (1896), "Цель в народном хозяйстве" (1907) обосновал тезис, согласно которому производство является исключительно технологическим явлением, которое находит свое проявление в общественном разделении труда и является нейтральным в социальном отношении.
Утверждая, что экономика подчиняется моральным идеалам, ученый трактовал капиталистическое производство как средство реализации моральных целей и достижения жизненного благосостояния всех членов общества. Заработную плату и прибыль он определял как равноправные средства достижения высшего морального принципа, а сущность закона стоимости сводил к регулированию доходов и обеспечения нормального существования населения. Отрицая социальные антагонизма и эксплуатацию наемного труда, ученый считал предпринимателей организаторами производства и вождями нации, а рабочих - исполнителями, которые находятся под их защитой.
Философские и методологические принципы социального направления были обоснованы Г. Штаммлером в работе "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории". Определяя право атрибутом социальной деятельности государства, он утверждал, что "социальное жизнь извне отрегулированным общественной жизнью людей", а потому "ценность имеет значение только для обмена товаров на основе... существующего правопорядка".
Отмечая объективной обусловленности исторических процессов, ученый отрицал любую активность людей, в том числе политическую борьбу, трактуя последнюю как непризнание людьми объективных законов общественного развития.
Одно из направлений социальной школы развивал Ф. Оппенгеймер, автор теории "либерального социализма". Связывая несправедливость в распределении доходов и эксплуатацию наемного труда с возникновением и господством монополий, он выступал за возвращение общества к естественному состоянию - простого товарного производства. Последнее он отождествлял с "либеральным социализмом" - свободным от эксплуатации общественным строем, основанным на частной собственности и рыночном обмене.
Один из вариантов социального направления в политической экономии развивали австрийские экономисты - О. Шпанн, Я. Бакс, Ф. Оттель, X. Ріль и другие. их идеи нашли отражение в работе известного социолога и экономиста Отмара Шпанна "Фундамент народного хозяйства" (1918).
Исходя из примата над частью целого, О. Шпанн выдвинул оригинальную концепцию "универсализма", с помощью которой стремился обосновать необходимость усиления государственного регулирования экономических процессов. Австрийский исследователь рассматривал общество как целостный живой организм, основанный на сознательном разделении труда, который объединяет индивидов в единое сообщество, ограниченную рамками нации. По мнению ученого, в обществе "универсализма" государство и корпорации господствуют над отдельной личностью, которая выполняет конкретные функции, руководствуясь в своей деятельности не только собственными, эгоистичными, но прежде всего - национальными, государственными интересами. Поэтому государство называлась "вечным" и "естественным" общественным институтом, который определяет все стороны общественной жизни.
Таким образом, исследователь подчеркивал необходимость коренных изменений в экономических функциях государства. Главная задача последней он усматривал в организации хозяйственного развития на основе перехода к корпоративного устройства, способного обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей. Трактуя государство как "высшую духовную ценность нации", ученый подчеркивал ее социальный характер, направленность на реализацию целей всеобщего благосостояния и согласования интересов всех хозяйствующих субъектов. Основой общественного развития он считал принципы подчинения и в связи с этим резко выступал против демократизации общественной жизни, критически оценивая деятельность профсоюзов и организованное рабочее движение.
Утверждая, что функции предпринимателей в производстве не менее важны, чем деятельность рабочих, О. Шпанн выдвинул собственную концепцию обратной эксплуатации (обратной дополнительной стоимости), с помощью которой стремился опровергнуть марксизм. Выходной в теоретическом построении австрийского ученого была идея о том, что в основе общественного устройства лежит организован обмен услугами. Выделяя наряду с непосредственными (производство предметов потребления) и опосредованными услугами (производство средств производства) услуги высшей ценности (творческие способности, организаторский талант и т.д.), он настаивал на том, что труд предпринимателей никогда не оценивалась должным образом. Противоборство труда и капитала, по его мнению, всегда способствовало неоправданному завышению доли рабочих в созданном продукте. Отсюда ученый делал вывод, что в процессе эволюции буржуазного общества не капиталисты эксплуатировали рабочих, а наоборот.
Решения имеющихся проблем общественного развития австрийский исследователь видел в переходе к "универсализма", основанном на правовом регулировании товарного обмена и усилении государственного регулирования экономической жизни.



Назад