Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

8.2.2. Экономическая теория А. Маршалла


Основатель неоклассической теории, один из величайших ученых в истории экономической науки, Альфред Маршалл за 50 лет своей творческой деятельности написал 82 труда. Среди них "Экономика промышленности" (1889), "Учение политической экономии" (1906), "Трактат о социологии" (1916), "Промышленность и торговля" (1919), "Деньги, кредит и коммерция" (1923) и др. Основное сочинение ученого - "Принципы экономико" (1890), над которым он работал более 20 лет, - заменил книгу Дж.С. Милля в качестве базового учебника по экономической теории для многих поколений студентов западных вузов и только при жизни автора переиздавался восемь раз (табл. 8.3).


Считается, что именно этим трудом ученый начал неоклассическое направление в экономической науке.
Математическое дополнение
А. Маршалл считал себя наследником классической традиции, начатой Д. Рикардо и продолженной Дж. С. Миллем. Утверждая, что истины, открытые классиками, будут сохранять свое значение, пока существует мир, он систематизировал и соединил теоретические разработки своих предшественников в плодотворний синтез, адаптировав "готовую рухнуть доктрину Рикардо к интеллектуального климата викторианской эпохи. Своим трудом "Principles of Economics" он определил для многих поколений тенденции экономического мышления в Англии".
Маршалл изучал экономическую науку за Мылом и сохранил связь с классической мнением через теорию стоимости на основе "реальных затрат". Более того, он никогда полностью не отказывался от глубокого закоріненого классического убеждение, что экономическое благосостояние зависит от накопления капитала и прироста населения так же, как и от распределения ресурсов.
М. Блауг
Важнейшие теоретические достижения А. Маршалла:
Новая трактовка предмета экономической науки и развитие методологии экономических исследований. Утверждая, что "экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни", ученый считал предметом ее исследования "главным образом те побудительные мотивы, которые сильнее всего и найстійкіше влияют на поведение человека в хозяйственной сфере ее жизни".
Размышляя над тем, что стойким стимулом к хозяйственной деятельности является желание получить доход от нее, ученый утверждал, что "применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда делается возможным приблизительный измерение силы побудительных мотивов человека... той суммой денег, которую она готова отдать, чтобы получить взамен желаемое удовольствие, или, наоборот, той суммой, которая необходима, чтобы побудить ее потратить определенное количество утомительного труда". По мнению А. Маршалла, само существование точного денежного измерения устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке намного опередить все другие общественные науки.
При этом ученый обращал внимание на двойную цель экономических исследований, призванных:
развивать "чистую экономическую науку";
проливать свет на практические вопросы.
"Экономист никогда не должен упускать из виду возможности практического применения результатов экономических исследований", - писал А. Маршалл в то Же время он отмечал, что "научные исследования должны строиться не из расчета на практические цели, достижению которых они способствуют, а соответственно содержанию самого предмета, которому они посвящены".
Выдающийся английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) родился в Лондоне в семье банковского служащего.

Вопреки желанию отца, который хотел видеть сына студентом Оксфордского университета, а затем - священником, Альфред одолжил деньги у своего дяди и поступил в Кембриджский университет, чтобы изучать математику. На открытом экзамене по математике он был вторым из всех кембриджских бакалавров (первым стал будущий известный математик лорд Рейли). Окончив с отличием Кембриджский университет, А. Маршалл остался в этом учебном заведении для преподавательской работы. Его зачислили в аспирантуру и он собирался посвятить себя изучению молекулярной физики.
С 1867 г. А. Маршалл серьезно увлекся экономической наукой. Этому способствовало знакомство с трудами Д. Рикардо, Дж.С. Милля, А. Курно, И. фон Тюнена и др. С 1868 по 1908 гг. ученый преподавал экономическую теорию в Кембридже (с перерывом в восемь лет, поскольку с 1877 по 1885 г. он работал в Бристольском и Оксфордском университетах). По его инициативе в Кембридже было внедрено преподавания нового курса "economics", который вытеснил традиционную политическую экономию, которая читалась по канонам классической школы Дж. С. Милля.
Известный не только в университетских кругах, А. Маршалл активно занимался общественной деятельностью, его часто приглашали в качестве эксперта к работе в различных комиссиях (по вопросам валютной и налоговой политики, золота, денег, труда и т.п.).
В 1890 г. А. Маршалл организовал Королевское экономическое общество. В 1908 г. ученый оставил кафедру политической экономии, чтобы посвятить себя научной и литературной деятельности. До конца своих дней он совершенствовал главный труд своей жизни "Принципы экономико", первое издание которой вышло в 1890 г. Последнее при жизни автора восьмое издание увидело свет в 1920 г.
А. Маршалл был признанным лидером экономической науки конца XIX - начала XX вв., основатель кембриджской школы маржиналізму, которая объединила многих его учеников и последователей (А. Пигу, Ф. Еджуорта, Д. Робертсона и др.). Среди учеников выдающегося теоретика был известный английский экономист Дж.М. Кейнс).
политики", ученый предложил заменить узкий срок Political Economy на более широкий - Economics.
Йіддаючи должное классической школе, автор "Принципы экономикс" начал исследования по выявлению сущности таких категорий, как богатство, капитал, деньги, экономическая свобода и экономическая конкуренция и т.д. Утверждая,
всякое богатство "состоит... из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека", А. Маршалл предложил собственную классификацию благ (рис. 8.6).

К экономических благ исследователь относил:
материальные блага, которыми человек владеет на правах частной собственности;
деловые и профессиональные связи и организацию предприятия.
В то же время ученый полемизировал с А. Смитом, утверждая, что богатство создается не только в сфере производства, но и в сфере услуг. "Иногда говорят, что торговцы ничего не производят, что в то время, как столяр изготавливает мебель, торговец мебелью лишь продает то, что уже сделано. Но проведение такого различия между ними не имеет под собой научных оснований,
отмечал Маршалл. - Они оба создают полезности и ни один из них не способен на большее...".
Размышляя над сущностью категории "капитал", ученый выделил две ее важнейшие составляющие: "способность производить и способность накапливать".
В этом контексте особого внимания заслуживает мнение А. Маршалла о том, что способности человека как средства производства так же важны, как и любой другой вид капитала. Ученый пришел к выводу, что мотивы, которые "заставляют человека аккумулировать капитал в голове своего сына в процессе обучения" аналогичные мотивам, которые "управляют ею при накоплении материального капитала для сына".
Понимание роли и значения "человеческого капитала" позволило А. Маршаллу отказаться от рікардівського трактовка динамики экономического роста, которое базировалось на неуклонном падении предельной производительности капитала. "В то время как роль, которую играет в производстве природа, обнаруживает тенденцию к сокращению отдачи, роль, которую играет в нем человек, обнаруживает тенденцию к росту отдачи", - отмечал ученый. Он также обращал внимание на то, что "в подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенными по сравнению с такими... качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, изобретательность, осторожность и настойчивость в достижении цели".
Движущей силой развития общества ученый считал экономическую свободу и конкуренцию. Он обращал внимание на то, что "...самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой собственный путь, вера в собственные силы; осмотрительностью и вместе с тем скорость в выборе решений и суждений; привычка предсказать будущее и определить курс действий с учетом дальних целей"4 являются факторами, которые побуждают людей как к конкуренции, так и к сотрудничеству. В то же время, по мнению А. Маршалла, "термин "конкуренция" попахивает значительным привкусом зла, он стал предполагать определенную долю эгоизма и равнодушия к благополучию других людей", тогда как выражение "свобода производства и предпринимательства", или "экономическая свобода" является более удачным, поскольку "не связан с моральными качествами, хорошими или плохими, а отражает тот неоспоримый факт, что для торговли и промышленности нашего времени характерны большая самостоятельность, большая предусмотрительность, более твердый и свободный выбор решений".
Для методологии А. Маршалла характерны:
Микроанализ и исследования побудительных мотивов экономической деятельности с позиций "чистой экономической теории", идеальных моделей хозяйствования, основанных на "совершенной конкуренции".
Эволюционизма что основывается на признании постепенности, преемственности, непрерывности развития хозяйственной жизни и экономической мысли. Утверждая, что "Меккой экономиста является скорее экономическая биология, чем экономическая динамика", ученый считал, что эпиграф "Nature nonfacit saltum" (природа не делает скачков) лучше всего подходит к труды по основам экономической науки.
Синтетический подход, попытка интегрировать в единую теорию важнейшие достижения маржиналізму, классической и исторической школы. Ссылаясь на научные дебаты австрийской и исторической школ, А. Маршалл высказывал убеждение, что "ни один метод исследований не может быть назван методом экономикс; но всякий метод может быть полезным, если он применен на своем месте, как один, так и в сочетании с другими".
Функциональный анализ, отрицание необходимости определения экономических категорий на казуальній основе, которая требует доказывания тех или иных сущностных разграничений". Положив в основу научных исследований принципы взаимодействия, А. Маршалл ссылался на А. Курно, который "учил, что при изучении различных аспектов определенной экономической проблемы задача состоит не в том, чтобы рассматривать их как последовательно детерминируют друг друга в цепи причинных связей..., а в том, чтобы видеть взаимное влияние всех их друг на друга".
Метод частичного равновесия, который предусматривает, что в процессе исследования экономических явлений и процессов... "заранее принимается гипотеза, согласно которой никакая другая причина, кроме четко определенной этой доктриной, не принимается во внимание". При этом исключается влияние всех остальных факторов оговоркой "при прочих неизменных условиях", хотя они не являются инертными, а лишь временно игнорируется их действие".
Широкое использование количественных методов исследования, математического и графического анализа. В то же время сам А. Маршалл при изложении своих теоретических обобщений отводил математике скромное место четкой речи, с помощью которой можно строго и научно выразить мысль. В этом контексте особого внимания заслуживает предостережение ученого, согласно которому чрезмерное увлечение количественными методами анализа может отвлечь наше внимание на анализ интеллектуальных игрушек, надуманных проблем, которые не отвечают условиям реальной жизни.
Разработаны А. Маршаллом математические и графические методы анализа в экономической теории отличались такой убедительностью, выразительностью и научной точностью и вышли далеко за пределы "чистых идей" его предшественников, что мы вполне оправдано можем считать его основателем современной графической экономической науки.
Развитие теории спроса на основе исследования и графической интерпретации функции спроса, его эластичности, понятие "потребительского излишка" и др. А. Маршалл:
разграничил индивидуальный и рыночный спрос, отметив, что последний "является суммой потребностей всех отдельных лиц" за каждого из возможных уровней цен;
сформулировал закон спроса, в соответствии с которым "...количество товара, на который формируется спрос, растет при снижении цены и сокращается за повышение;
дал графическую интерпретацию закона спроса, доказав, что "кривая спроса характеризуется одним общим правилом, которое провозглашает, что по всей своей длине она имеет отрицательный наклон" (рис. 8.7);

Курно, согласно стандартной математической практики, помещал цену как независимую переменную на оси абсцисс, а количество купленного товара - как зависимую переменную на оси ординат. Маршалл ввел привычное теперь размещение цены на оси у, а числа - на оси х. Причина нарушения общепринятого математического правила, видимо, заключалась в том, чтобы подать графическое вывода рыночных кривых спроса как суммы индивидуальных кривых спроса; с использованием такой системы координат можно было поместить кривые спроса вместе с кривыми предложения на одном рисунке, причем теперь количество становилась независимой переменной, а цена - зависимой, которую надо определить.
М. Блауг был первым экономистом, который вывел кривую спроса из функции полезности, переложив закон убывающей предельной полезности "на язык цен". В то же время кривая спроса, А. Маршаллом, отражала лишь эффект замещения, поскольку ученый исходил из предположения о фиксированную предельную полезность денег для покупателей;
исследовал и ввел в научный обиход понятие "ценовой эластичности спроса", определяя последнюю как алгебраически, так и геометрически. Утверждая, что "степень эластичности (или скорость реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при определенном снижении цены или сокращается при определенном повышении цены", А. Маршалл предложил математический инструментарий для измерения эластичности и сформулировал важнейшие закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. По мнению ученого, эластичность спроса равна единице, когда снижение цены на 1% увеличивает продажи на 1%; в условиях, когда снижение цены на 1% вызовет увеличение спроса больше, чем на 1%, спрос является эластичным; снижение спроса менее чем на 1% в ответ на 1% роста цены удостоверяет, что спрос на определенный товар является неэластичным.
Ученый различал эластичность спроса на товары первой необходимости и предметы роскоши, товары, которые имеют незначительную и весомую доли в потребительском бюджете, товары с большим или меньшим количеством заменителей и способов применения и т.д. В то же время он обращал внимание на то, что эластичность спроса высокая для высоких цен и приближается к нулю при условиях полного насыщения потребности;
осуществил анализ "ренты потребителя" ("потребительского излишка") как экономического измерителя дополнительного удовлетворения потребителя, "разницы между ценой, которую покупатель готов был заплатить, только бы не обойтись без определенной вещи и той цене, которую он фактически за нее платит". Подход, предложенный А. Маршаллом, нашел дальнейшее развитие в экономической теории благосостояния.
Теория потребительского излишка была признана самой важной новинкой в "Принципах" экономико в год их опубликования и получила широкое применение в экономических исследованиях.
Развитие теории предложения, исследования структуры и динамики издержек производства, анализ и графическая интерпретация функции предложения, эластичности и т.д. При этом А. Маршалл:
исходил из того, что динамика предложения зависит от издержек производства;
разграничил реальные издержки производства (пожертвования труда, связанные с трудовыми усилиями, и пожертвования капитала, связанные с содержанием от личного потребления) и денежные издержки производства - "суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и пожертвования";
выявил закономерности изменения удельных издержек производства при росте объемов производства и сформулировал:
закон убывающей производительности (рост расходов при увеличении объемов производства), связанный с использованием природных факторов производства;
закон возрастающей производительности (снижение затрат при росте объемов производства), согласно которому "рост объема затрат труда и капитала, как правило, способствует совершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала". В основе этой тенденции лежит "внутренняя экономия" (организаторские способности, технологические усовершенствования внутри фирмы) и "внешняя экономия", связана с общим ростом и совершенствованием определенной отрасли производства;
закон постоянной производительности, действие которого проявляется в условиях уравновешивания действия законов возрастающей и убывающей производительности и заключается в том, что "рост объемов затрат труда и других расходов ведет к пропорциональному увеличению объемов продукции".
Вывод о действии законов растущей и постоянной отдачи Маршалл сделал на основе анализа репрезентативной фирмы - представительной фирмы со средними отраслевыми характеристиками. По мнению известного исследователя истории экономических учений М. Блауга, "Концепция репрезентативной фирмы - это одна из многих уступок Маршалла перед лицом грубых фактов. Он был озабочен сугубо формальным боком анализа так же, как и попыткой учесть опыт своего времени. По его мнению, увеличение размеров фирмы заставляло признать существование экономии от масштаба производства. С другой стороны, он не хотел согласиться с выводом, что это приведет к уничтожению конкуренции... Придумана Маршаллом репрезентативная фирма дала ему возможность определить условия равновесного совокупного объема производства, не нуждаясь в то же время, чтобы все фирмы отрасли находились в равновесии. Недостаток этого понятия в том, что это конструкция на основе фактических данных; она описывает особенности равновесного состояния, но не содержит анализа перехода к этой равновесия и не в состоянии показать, что такой процесс приведет к ней."
выделил постоянные, переменные, предельные и общие издержки производства (рис. 8.8);

узалежнив эластичность предложения от периода времени, отметив, что:
"когда мы рассматриваем только короткие периоды... существует эластичность предложения, соответствующая эластичности спроса". Другими словами, определенное повышение цены вызывает больше или меньше увеличение заказов, которое продавцы принимают в зависимости от наличия больших или меньших запасов, а также в зависимости от благоприятных или неблагоприятных представлений, которые у них сложились, об уровне цен на рынке;
"в более существенных вопросах, которые касаются длительных периодов, проблема оказывается сложнее", поскольку "максимальный выпуск продукции в условиях неограниченного спроса даже при текущих ценах теоретически бесконечной величине; поэтому эластичность предложения товара... для длинных периодов теоретически безгранична".
Теория рыночного равновесия, анализ прямых и обратных зависимостей между ценой, спросом и предложением, исследования цены как регулятора рынка. При этом А. Маршалл:
Отверг идею приоритетности производства или потребления и осуществил системное исследование спроса и предложения как равноправных рыночных сил. Качественные особенности спроса и предложения он трактовал в психологическом плане: как желание покупателей приобрести то или иное благо и нежелание производителей нести бремя труда и пожертвования капитала. Ученый количественно охарактеризовал эти категории на основе внедрения в научный обиход понятия "цена спроса", (максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за тот или иной товар, которая зависит от предельной полезности) и "цена предложения" (минимальная цена, по которой продавец соглашается продавать определенное количество продукции, что зависит от предельных издержек).
Осуществил анализ рыночного равновесия и равновесной цены, которые стали фундаментальными понятиями неоклассической теории и научного анализа. А. Маршалл был убежден, что почти все проблемы в политической экономии имеют ту же сущность - речь идет о том, как спрос и предложение уравновешивают друг друга.
"Когда спрос и предложение находятся в равновесии, - писал ученый, - количество товара, производится за единицу времени, можно назвать равновесной количеством, а цену, по которой он продается, равновесной цене". Таким образом основополагающей в построении теоретической А. Маршалла была мысль о том, что спрос и предложение являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Утверждая, что "принцип издержек производства и принципы конечной полезности, без сомнений, являются составляющими одного всеобщего закона спроса и предложения", ученый создал двокритеріальну концепцию рыночной цены, соединив подходы классиков и маржиналістів (рис. 8.9).

"Мы могли бы с одинаковым основанием спорить о том, регулируется стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, верхнее или нижнее лезвие ножниц разрезает кусок бумаги", - писал исследователь.
Обобщив исследования предшественников по функциональной зависимости цены, спроса и предложения, ученый проанализировал основные причины смещения кривых спроса и предложения. Анализ рыночного равновесия (рис. 8.9) дал ему возможность прийти к выводу, что в условиях, когда "...OR является фактическим уровнем производства, a Rd - цене спроса, выше цены предложения, Где производство становится исключительно прибыльным и будет расти... R - индекс объема ...будет двигаться вправо. С другой стороны, если величина Rd ниже Rs, то R будет отвергаться влево. Если же Rd равна Я«, ...спрос и предложение находятся в состоянии равновесия"1. Таким образом, ученый убедительно доказал, что в условиях свободной конкуренции рыночное равновесие является устойчивой, поскольку любое отклонение рыночной цены от равновесной будет возвращать ее в равновесное состояние подобно тому, как "маятник колеблется в ту или другую сторону от своей низшей точки".
Введение к научного анализа фактора времени и исследования его влияния на динамику спроса и предложения. Утверждая, что фактор времени является главной причиной значительных трудностей в экономических исследованиях и играет огромную роль во взаимодействии спроса и предложения, А. Маршалл выделил долгосрочные и краткосрочные периоды. Ученый подчеркивал, что влияние изменений в издержках производства требует для своего проявления, как правило, больше времени, чем влияние изменений в спросе. Поэтому он пришел к выводу, что "общим правилом" должен стать подход, согласно которому "чем короче период, который рассматривается, тем более следует учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства...".
Исходя из того, что время само по себе является непрерывным, и "нет резкого разделения между длинными и короткими периодами", А. Маршалл выделил четыре категории проблем, в каждой из которых "цена регулирует отношения между спросом и предложением":
проблемы, связанные с ежедневным колебаниям рыночных цен в условиях, когда предложение "принято понимать как запас определенного товара, который есть в наличии или, во всяком случае, поступления которого предполагается";
проблемы, связанные с анализом "нормальных" цін4 по условий краткосрочного периода, когда "предложение отражает количество продукции, которая может быть произведена по определенной цене на имеющихся производственных мощностях... за определенный период";
проблемы, которые касаются исследования "нормальных" цен в долгосрочном периоде, когда "предложение означает то, что может быть произведено на мощностях, которые можно с выгодой воспроизвести и ввести в эксплуатацию в пределах определенного срока";
проблемы, связанные с "возрастным движением нормальной цены, порожденные постепенным ростом знаний населения и капитала, изменением условий спроса и предложения от поколения к поколению".
Часовой замер, что предлагает Маршаллів анализ, удачно названо "операционным время". Хотя использована терминология вроде отражает реальный часовой время, такое впечатление обманчиво; короткие периоды или длительные не согласно движения стрелок, часов, а соответственно до частичного или полного приспособления производителей и потребителей к изменяющихся обстоятельств.
Теория распределения и доходов. Настаивая на том, что проблемы распределения гораздо сложнее, чем считали экономисты прошлого, поскольку "ни одно решение, которое имеет видимость простоты, не может быть правильным", А. Маршалл утверждал, что "источником доходов всех факторов производства в меру предельных услуг, которые они предоставляют, является национальный дивиденд" (национальный доход). Выходной в его построении теоретической была мысль, что каждый фактор производства подлежит действия закона спроса и предложения. При этом цена спроса того или иного фактора производства определяется его предельной производительностью, а цена предложения - предельными затратами на него.
Выделяя в качестве факторов производства землю, труд, капитал и организацию, ученый обращал внимание на то, что "в определенном смысле есть лишь два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация является результатом работы человека, которая осуществляется с помощью природы и направляется ее способностью предвидеть будущее и ее готовностью позаботиться о будущем"3. Осуществлен исследователем анализ взаимосвязи факторов производства дал возможность определить их двойную функцию, связанную с тем, что факторы производства:
"часто конкурируют за занятость: тот, чья производительность в отношении расходов на него высшее, стремится вытеснить другой и тем самым ограничивает цену спроса на него";
"формируют сферу занятости друг для друга, поскольку для любого из них не существует сферы занятости кроме той, которую создают другие".
А Следовательно. Маршалл делал вывод, что национальный доход, который является результатом функционирования всех факторов и который растет вместе с увеличением предложения каждого из них, является также единственным источником спроса на любую из факторов производства.
Относительно природы доходов ученый придерживался мнения, что:
Заработная плата является вознаграждением за негативные эмоции рабочих, связанные с тяжестью труда. Ученый анализировал поведение работника как рационального субъекта, который оценивает свое участие в производстве через сопоставление доходов и расходов. Следовательно, предложение труда. Маршалл узалежнював как от демографических факторов, так и от субъективных оценок бремени труда. "Неудобство, бремя труда возникает от физической или умственной усталости, или от того, что она осуществляется в вредном среде... или от того, что она отнимает время, необходимое для отдыха или общественной или умственной деятельности, - отмечал исследователь. - Но какую бы форму не имела неловкость, она всегда усиливается с ростом тяжести и продолжительности труда".
Ученый исходил из того, что спрос на рабочую силу, как и спрос на материальные блага, детерминированный законами убывающей полезности и убывающей производительности. Он утверждал, что "заработная плата каждой категории рабочих имеет тенденцию равняться чистом продукта, выработанном дополнительной трудом предельного рабочего". Для раскрытия сущности понятия "предельный рабочий" Маршалл приводил пример фермера, который "размышляет над вопросом о количестве своих пастухов", исходя из того, что чистый продукт от использования одного дополнительного рабочего составляет 20 овец. Если этот работник может обойтись ему значительно дешевле, чем эквивалент цены этих овечек, - отмечал А. Маршалл, - предусмотрительный фермер безусловно возьмет его к себе на ферму; но, если дополнительный рабочий будет стоить ему почти столько, сколько стоят 20 овец, фермер будет сомневаться". Рабочего, заработная плата которого равна произведенном им чистом продукта, ученый назвал предельным, "так как его использование является предельным".
Прибыль состоит из двух самостоятельных видов вознаграждения факторов производства: предпринимательского дохода и процента. Предпринимательский доход ученый трактовал как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, компенсацию негативных эмоций, связанных с риском, конкуренцией, неопределенностью, страхом и производством, ориентированным на неизвестный рынок. По мнению А. Маршалла, "черты, которые должны быть присущи идеальном предпринимателю, настолько велики и многочисленны, что очень мало людей могут в полной мере владеть ими"4. Среди важнейших черт предпринимателя ученый выделил:
умение предвидеть общие тенденции развития производства и потребления;
способность к трезвых суждений и смелого риска;
совершенное знание тонкостей собственного бизнеса;
умение руководить людьми, стимулировать их предприимчивость и инициативу;
способность осуществлять действенный контроль над предприятием, обеспечивая последовательность и единство действий и т.д.
Развивая этот тезис, А. Маршалл поделил всех предпринимателей на две категории:
1) тех, кто идет проторенным путем и получает вознаграждение в виде нормальной прибыли, который входит в издержек производства и является вознаграждением "высококвалифицированной категории участников производства";
2) тех, кто открывает новые и улучшенные методы хозяйствования, получая дополнительный доход.
В этом контексте особого внимания заслуживает Маршаллова концепция "квазіренти" - рентоподібного дохода (от лат. quasi - "подобный"). Взяв за основу идею классиков, согласно которой фиксированный запас и отсутствие заменителей земельных угодий в сельском хозяйстве превращает вознаграждение за предоставление услуг земли в рентный доход, ученый распространил это утверждение на все виды ресурсов, которые "являются фиксированными для коротких периодов". По мнению А. Маршалла, в этих условиях любое повышение спроса будет способствовать росту цены, что сделает возможным получение дополнительного дохода как разницы между новой ценой и издержками производства, в том числе нормальной прибылью. "...Для таких периодов доходы, полученные из этих средств производства, - отмечал исследователь, - находятся в том же отношении к стоимости, созданного с их помощью продукта, как и настоящая рента".
Исходя из того, что элементы квазіренти есть практически во всех видах факторных доходов, в том числе в прибыли предпринимателя-новатора, Маршалл обращал внимание на то, что существование избыточных доходов вызывает перемещение ресурсов и изменении условий предложения. Закономерным следствием этого в долгосрочном периоде, по мнению ученого, становится выравнивание факторных доходов и восстановление "нормальной" цены, основанной на предельной производительности ресурсов.
Процент на капитал является "вознаграждением за потери, с которыми связано ожидание будущего удовольствие от материальных ресурсов". В отличие от Н. Сеніора, А. Маршалл утверждал, что "процент можно считать наградой за ожидания, а не за содержание", поскольку "накопление богатства обычно является результатом отсрочки удовлетворения или результатом его ожидания".
Обосновывая экономические основания существования процента, ученый писал: "если правильно, что отложения удовольствие на будущее означает в целом жертву со стороны того, кто откладывает, точно так же как дополнительное усилие означает жертву со стороны того, кто работает, и если правильно, что такая отсрочка удовлетворения дает возможность человеку применять методы производства, первоначальные расходы на которые будут большими, но в результате применения которых совокупное удовольствие вырастет так же наверняка, как и при увеличении количества труда, тогда не может соответствовать истине, что стоимость вещи зависит только от количества израсходованной на ее производство труда". А Следовательно. Маршалл отрицал трудовую теорию стоимости, обращая внимание на то, что она основана на предположении, что "услуги капитала является "дармовым" благом, которое предоставляется без всяких пожертвований и поэтому не требует вознаграждения как стимула для дальнейшего его функционирования".
Узалежнюючи величину процента от субъективных оценок владельцев капитала, ученый был убежден, что пока человеческая натура сохраняет свои исконные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побудить многих людей хранить меньше, а не больше. Эта идея нашла дальнейшее развитие в теории государственного регулирования экономики выдающегося экономиста XX ст., ученика А. Маршалла Дж.М. Кейнса.
Необходимо отметить, что предложенный А. Маршаллом анализ важнейших экономических категорий базировался на исследовании модели совершенного конкурентного рынка. В то же время практика развитых стран демонстрировала усиление монополистических тенденций в развитии экономики. Обратившись к анализу этих процессов, ученый рассматривал монополию как отдельный случай на фоне господства свободной конкуренции и соответствующего ей механизма ценообразования. Заслугой английского исследователя стало понимание новых нерыночных механизмов регулирования, связанных с деятельностью монополий, их способностью регулировать объемы производства и цены с целью максимизации прибыли.
А. Маршалл исходил из того, что монополия негативно влияет на распределение ресурсов и общий уровень национального дохода. В то же время он предостерегал от поспешных выводов относительно деятельности монополий, обращая внимание на то, что экономия на масштабе и возможности финансирования нововведений приводит к росту объемов производства и снижение цен. При этих условиях долгосрочная кривая предложения монополизированной отрасли будет проходить ниже кривой предложения той же отрасли в условиях свободной конкуренции. Поэтому монопольная фирма, которая руководствуется альтруистическими мотивами (например, государство, особенно в случае естественной монополии) максимизирует не только свой доход, но и потребительский излишек.
Концептуальный подход и основные теоретические достижения А. Маршалла выдержали проверку временем и занимают важное место в арсенале современной экономической теории. Переход к неоклассической парадигмы, который способствовал дальнейшему развитию экономической теории, получил название "маршаллівської революции", которая заключалась:
в расширении предметного поля экономических исследований, внедрении нового категориального аппарата, обогащении методологии экономической науки;
учреждении микроэкономического анализа и исследования экономических взаимосвязей на системной и функциональной основе, что способствовало формированию "единого языка" экономической теории и сыграло важную роль в профессионализации экономической науки и утверждении мирового научного сообщества экономистов;
разработке синтетической теории, основанной на равноправии фактора предельной полезности (спроса) и фактора затрат (предложения) в формировании рыночной цены;
включении в экономический анализ фактора времени, разграничении долгосрочного и краткосрочного периодов, что сделало возможным создание "общей системы, в которой все предыдущие теории нашли себе место".
В то же время более абстрактный уровень анализа по сравнению с классической и исторической школами, "ограниченная сфера такого анализа и его крайняя удаленность от практических проблем", способствовали упрощению образа человека как рационального максимізатора и исключению из сферы исследования неоклассиков (вплоть до 30-х гг. XX ст.) макроэкономической проблематики и процессов экономического роста.
То, что обстоятельно изложены в "Принципах" экономико А. Маршалла, менее важно, чем то, на что он лишь указал мимоходом. Больше, чем любой другой экономист... Маршалл открыл путь исследований для других.



Назад