Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

12.1.1. Развитие неоклассических теорий монополистической и несовершенной конкуренции Е. Чемберліном и Дж. Робинсон


Кризисные годы Великой депрессии, как известно, стали одним из факторов появления кейнсианского направления экономической науки, вместе с тем причинив модификацию традиционной неоклассической микроэкономической теории. Маршалла. Реалистичный взгляд на механизмы функционирования рынков и процесс формирования цен в рамках неоклассической теории было представлено в 1933 p. E. Чемберліном и Дж. Робинсон. Появление их разработок именно в 1933, p. то есть после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. не является случайной прежде всего потому, что ученым удалось аргументировать основную смену тогдашней экономической системы - мир свободной конкуренции отошел в прошлое, превратился в идеальный образ сторонников рыночного хозяйства и либеральной традиции.
Почти одновременно по обе стороны Атлантики, в США и Великобритании, Гарвардском и Кембриджском университетах, появились две работы - "Теория монополистической конкуренции: реорієнтація теории стоимости" Е. Чемберліна и "Экономическая теория несовершенной конкуренции" Дж. Робинсон. Они представили анализ и обоснование действия рыночного механизма в условиях, когда нарушается свободная конкуренция, и начали развитие современных микроэкономических теорий организации рынков и рыночных ситуаций. Теории совершенной и монополистической конкуренции способствовали построению более общей микроэкономической теории, их вклад в значительной мере проявился в улучшении изложения теории фирмы, обобщении маршаллівської модели, усовершенствовании анализа монополии и форм промышленной практики.

Е. Чемберлин определяет монополистическую конкуренцию как такое состояние рынка, когда существует дифференциация продукта, т.е. товары разнородные, но предназначены для подобного, похожего использования. Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) родился в штате Вашингтон (США), в 1921 г. окончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а через пять лет защитил диссертацию по проблемам монополистической конкуренции в Гарвардском университете. Дальнейшая творческая и научная деятельность на протяжении 1927-1967 pp. неразрывно связана с преподаванием в Гарварде. Важными вехами биографии Е. Чемберліна были:

избрания руководителем отдела экономической теории Гарвардского университета (1939-1943), в который входили на то время такие именитые ученые, как В. Леонтьев, Е. Хансен, И. Шумпетер;
работа редактором гарвардского экономического журнала в 1948-1958 гг.;
турне в западноевропейских университетов в 1951 г. для разъяснения положений своих теоретических новаций в сфере монополистической конкуренции;
избрание членом Американской экономической ассоциации в 1965 г.

Основным трудом Е. Чемберліна стала книга "Теория монополистической конкуренции: реорієнтація теории стоимости" (1933), которая при жизни автора переиздавалась в США восемь раз и превратилась в "официальную экономическую доктрину". Работа имела большую популярность и в других странах мира.

Дифференциация продукта - это наличие в товаре (услуге) одного из продавцов (производителей) существенного отличного признаки, которая приводит к предоставления преимущества при покупке продукта именно этого производителя. Задача, по мнению Е. Чемберліна, заключается в том, чтобы через экономическую науку пришло "полное осознание того обстоятельства, что продукт всегда дифференцированный", а выбор потребителя осуществляется согласно предоставление преимущества определенном товара по сравнению с другими. Дифференциация связывается с определенными особенностями продукта, в частности отличными свойствами - товарным знаком и фирменным наименованием, специфической упаковкой или индивидуальными особенностями формы, внешнего вида, качества, стиля.

Характерной чертой теоретических положений Е. Чемберліна является рассмотрение дополнительных неценовых условий монополистической конкуренции, а именно: технических усовершенствований, достигнутых отдельным товаропроизводителем, особого обслуживания покупателей, что создает фирме соответствующую репутацию и т.д.

Продукт - это найрухливіша в экономической системе категория, более подвижна, чем цена. Неценовая конкуренция происходит из разнообразия продукции и разницы в издержках обращения. Конкуренция качества товаров может сдерживать конкуренцию цен. Качество - это дополнительная движущая сила рынка.

К специфической особенности монополистической конкуренции Е. Чемберлин относит наличие избыточных мощностей, которые растут благодаря покрытию их ценам, которые превышают расходы. Это свидетельствует о степени владения "известными частицами общего рынка" и поддерживается как патентами и торговыми марками, так и личными способностями или знакомствами производителя (продавца).

Сущность монополии, по Е. Чемберліном, - контроль над предложением товара и его цене, который достигается благодаря дифференциации продукции. Монополия связывается с контролем над "дифференцированным продуктом", а конкуренция - с наличием существующих и потенциальных товаров-заменителей (субститутов).

Вместе с дифференциацией продукта появляется монополия, и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся более значимыми. Везде, где в определенной степени существует дифференциация, каждый продавец имеет абсолютную монополию на собственный продукт, но, вместе с тем, терпит конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Поскольку каждый является монополистом и, вместе с тем, имеет конкурентов, то мы имеем право говорить о них как о конкурирующих монополистов и о силах, которые действуют в подобной ситуации, мы можем с полным основанием говорить как о силы "монополистической конкуренции".

Таким образом, всех продавцов (производителей) ученый считает конкурирующими монополистами в условиях монополистической конкуренции. Каждый продавец рассматривается как монополист, который формирует собственный круг покупателей, свой субрынок благодаря "уникальности" товара, уровень дифференциации которого отражает степень регулирования цен. Это означает, что реальный объем предложения товаров и услуг в условиях монополистической конкуренции окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях чистой конкуренции. Эволюция конкурентной борьбы на основе дифференциации продукта повышает качество товаров. Реклама, в свою очередь, влияет на формирование потребностей потребителя и их изменение, повышая спрос. Дополнительные расходы на рекламу влекут увеличение объема реализации и величины получаемого дохода.

Монополия продавца на свой продукт и деятельность монополистов, которые конкурируют между собой в условиях монополистической конкуренции, не возможны без основного условия - дифференциации продукта. Через наличие монополистической конкуренции рынок отдельного продавца определенным образом отделен от рынков его соперников, а важнейшей проблемой производителя и продавца становится обеспечение надлежащего сбыта товаров. Е. Чемберлин доказывает тезис о двойственном влияние монополии на рынок: с одной стороны, она ограничивает предложение товара, а с другой - вызывает организацию спроса.

Монополия, вопреки марксистской теории, не признается следствием концентрации производства и централизации капитала, потому что рыночной системе, по Е. Чемберліном, присущи и тенденции к усилению конкуренции. Последние обусловлены научно-техническим прогрессом, за которого использования все более сложной техники, технологий, различного сырья и материалов дает возможность осуществлять деконцентрацію и диверсификацию производства. Конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя. Скрытое снижение цен на свои товары, которое не ухудшает культуру обслуживания, когда каждому клиенту предлагается дополнительная услуга, увеличивает оборот продавца. Вместе с тем препятствовать снижению цены могут даже психологические факторы, в частности склонность потребителей рассматривать более низкую цену как показатель низкого качества продукта (явление, известное как эффект Веблена).
Е. Чемберлин выразил уверенность в естественной сути монополии в конкурентной среде, в том, что предпринимательство в значительной мере является "попыткой каждого предпринимателя создать собственную монополию, расширить ее насколько возможно и защитить от попыток других предпринимателей расширить свои монополии". Ученый выдвинул мнение о сохранении конкуренции и по условий "групповой монополии", которая предусматривает распределение сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) товарной продукции без снижения цены.

Е. Чемберлин подчеркивал, что монополия и конкуренция не являются изолированными категориями, а представляют собой элементы общей ситуации, влияющие друг на друга. Ученый считает теорию монополистической конкуренции способной объединить микроэкономический подход школы А. Маршалла с общо-равновесным анализом Лозаннского школы и самоуверенно подчеркивает: "осознание, что теория монополистической конкуренции имеет революционный характер, стало настолько распространенным, что нет необходимости доказывать это". Е. Чемберлин считает теорию монополистической конкуренции более общей, чем теорию чистой конкуренции по следующим причинам:

первая содержит в себе и монополию, и конкуренцию и соединяет их в различных формах, полностью охватывая всю экономическую систему;
монополистическая конкуренция опирается на гетерогенность (дифференциации), а не на гомогенность (одинаковость) продукта;
теория монополистической конкуренции распространяется на случай наличия одной фирмы, ограниченной или значительного количества предпринимателей в отрасли;
монополистическая конкуренция охватывает и сбытовую деятельность, учитывая непроизводственные расходы.

Ученый отмечает, что большое количество покупателей и полная однородность продукта - две обязательные условия существования чистой конкуренции - приводят к мысли о существовании двух форм сочетаний элементов монополии и конкуренции. Это, во-первых, случаи одного, нескольких или многих производителей, которые продают идентичные продукты и все являются участниками общего рынка. С ростом количества продавцов состояние монополии постепенно переходит в состояние конкуренции. Здесь теория разрабатывалась под углом зрения проблемы двух продавцов - дуополии как простейшего случая олигополии. В олігополістичній ситуации наблюдается тенденция не только к установлению цен, но и к их стабилизации, которая ослабляется в случае увеличения количества предприятий. Вторая форма сочетания элементов монополии и конкуренции - ситуация многочисленных продавцов, которые предлагают к продаже неидентичны продукты, которые несущественно или существенно отличаются. Различия рыночных ситуаций совершенной и монополистической конкуренции перечислены в табл. 12.1.

Е. Чемберлин делает вывод, противоположный традиционному представлению экономической теории: чем более концентрированное производство, тем в большей степени стандартизированный продукт; чем более измельченные производство, тем более глубокая дифференциация продукта и монополизация власти, и, таким образом, с ростом концентрации производства "совокупная монопольная могущество" не увеличивается, а уменьшается.
Силы монополии ослабляются, а силы конкуренции растут. Полной победе сил конкуренции препятствует лишь дифференциация продукта, что обуславливается характеристиками продукта и вкусами покупателей. Е. Чемберлин пишет: "хотя "крупные единицы" часто имеют монопольную власть, не следует считать, что измельчив такие единицы, мы пришли бы к установлению конкуренции без примесей монополии. Наоборот, "атомистическая" конкуренция почти наверняка привела бы к росту степени дифференциации продукта вследствие того, что отпала бы и стандартизация, которая используется в наше время в крупных единицах с целью получения экономии, обусловленной масштабом производства... Это вполне могло бы означать рост совокупной монопольной власти, которая реализуется в нашей системе, - рост, который сочетается с распределением этой власти между большим количеством индивидов". Таким образом, ученый не отрицал ведущей роли и значения крупных предприятий и подчеркивал, что механическое разукрупнения не всегда приводит к возникновению конкуренции.

Неординарность подхода Е. Чемберліна к пониманию, казалось бы, решенных проблем монополии и конкуренции вызвало неоднозначное отношение к его исследований и теории монополистической конкуренции. Признан американский специалист по истории экономической мысли Бы. Селігмен, критикуя подход Е. Чемберліна, указал на нереалистичность предпосылки о свободном доступе в отрасль, о том, что реклама оказывает исключительно положительное влияние, а колебания цен не основываются на регулирующих мероприятиях со стороны фирм или государства. Наоборот, высоко оценил вклад Е. Чемберліна в экономическую науку всемирно известный историк экономической мысли М. Блауг.

Одним из парадоксов интеллектуальной истории является то, что случай, за который ухватился Чемберлин, - большое количество фирм со свободным входом в отрасль и дифференциацией продукта, но без признанной взаимозависимости - теперь считается тривиальной модификацией модели совершенной конкуренции. Революция в теории ценообразования, вызвана "Теорией монополистической конкуренции", сводилась к увеличению количества рыночных структур, которые экономическая теория имеет анализировать, чтобы показать, что проверка удовлетворительного функционирования рынка не является просто автоматическим следствием типа конкуренции и что в мире монополистической конкуренции и олигополии суждения о благосостоянии и политические рекомендации не могут основываться только на степени отклонения конкретной рыночной структуры от норм совершенной конкуренции. С тех пор теория ценообразования усложнилась и стала менее удовлетворительной... Мы никогда не сможем вернуться к смелых обобщений Маршаллової теории ценообразования. Именно по этой причине мы имеем право говорить о чемберлінівську революцию в современной микроэкономической теории так же, как мы говорим о кейнсівську революцию в макроэкономике.
Другая представительница неоклассической микроэкономической теории, что модифицировала концепции совершенной конкуренции. Маршалла, - Дж. Робинсон. Мировую известность ей принесла ранняя работа "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), написанная в возрасте 30 лет. Совпадение во времени публикации труда Дж. Робинсон и книги Е. Чемберліна весьма показателен, поскольку он доказал готовность экономической науки к возникновению новой теории рынков, конкуренции и цен.
Центральная тема труда "Экономическая теория несовершенной конкуренции" - рыночные аспекты монополизации, механизм формирования цен и реализации монопольной прибыли в условиях несовершенной конкуренции.
Джоан Робинсон
Джоан Вайолет Робинсон (1903-1983) - самая известная в мире женщина-экономист, выдающаяся представительница Кембриджской школы. В 1965-1971 гг. работала профессором Кембриджского университета. В период обучения в Кембридже одним из преподавателей Дж. Робинсон был А. Маршалл, что сказалось на ее творческой деятельности в довоенный период. Как выдающаяся продолжатель учения школы А. Маршалла, основное внимание в ранних работах Дж. Робинсон уделяла микроэкономическом уровнях хозяйствования. Именно в таких трудов принадлежит ее "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933), которая одновременно продолжает и опровергает отдельные положения маршаллівської теории.
Отметим также, что на протяжении творческой деятельности взгляды Дж. Робинсон подверглись определенной эволюции - в 50-е гг. она обосновала свою макроэкономическую концепцию экономического роста в труде "Накопление капитала" (1956), обработав марксистские схемы общественного воспроизводства ("Очерки по экономической теории К. Маркса" (1942)). На начало 70-х гг. под ее руководством развивалась Кембриджская школа посткейнсіанства, что осуществляла критический анализ ортодоксальной экономической теории. В этот период в работе "Экономические ереси" (1971) Дж. Робинсон активно критикует неоклассическую теорию предельной производительности и концепцию функционального распределения доходов, формулирует принципиальные методологические позиции левого кейнсианства.
Новаторство Дж. Робинсон заключалось в том, что процесс ценообразования рассматривался при условии, когда каждый производитель выступает как монопольный обладатель своего собственного продукта.
Каждый производитель ныне владеет монополией на собственную продукцию... Если совокупность таких производителей ведет торговлю на совершенном рынке, то создается ситуация, которую мы обычно характеризуємо как совершенную конкуренцию. Мы должны использовать понятие монополии только в его буквальном смысле, иначе анализ совершенной конкуренции "растворяется" в анализе монополии'.
Дж. Робинсон
Ведущий метод исследования Дж. Робинсон - частично-равновесный подход к ситуациям совершенной и несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции производитель расширяет масштабы производства до тех пор, пока предельные издержки и цена не сравняются. При несовершенной конкуренции каждый производитель является своего рода монополистом, которому грозит только то, что покупатели могут отдать предпочтение продукции фирмы-конкурента. Дж. Робинсон доказывает, что в этом случае оказывается выгодным сокращение объемов производства, основой которого является рост количества покупателей, вытеснение конкурентов с рынка, высокая цена возможных товаров-заменителей (субститутов).
Несовершенная конкуренция характеризуется тенденцией к применению защитных мер и стимулирует специализацию, что позволяет реализовать экономию от масштаба производства. "Повсюду можно наблюдать действие тенденции к монополизации, что проявляется в программах ограничений, системах квотирование, рационализации, рост гигантских компаний". В условиях несовершенной конкуренции объем выпуска продукции, как правило, ниже конкурентного уровня, в результате чего наблюдается тенденция к росту цен.
Несовершенная конкуренция стимулирует ценовую дискриминацию, которая возникает, когда рынки отделены друг от друга географически или с помощью тарифных барьеров, а перемещение товаров связано со значительными затратами. Бывают также случаи "непреднамеренной" дискриминации, когда товары продаются по специальным заказам или действует система скидок. Таким образом, Дж. Робинсон причинами ценовой дискриминации считает отличия товаров по качеству, товарной марки, оформление, то есть всего того, что Е. Чемберлин определял как дифференциацию продукта и рассматривал основой монополии.
Дж. Робинсон дает специфическое трактовка понятия монополии, отбрасывая институциональная ее понимания. По ее мнению, монополист - это один производитель или продавец на рынке. Монополия как контроль над предложением рассматривается Дж. Робинсон на уровне отрасли, ни разу не изучается отдельная фирма внутри отрасли или ее аналог. Как известно, используя монопольное положение, фирма может продавать по более высокой цене, чем конкурирующие производители. Равновесие в условиях монополии (равенство предельного дохода и предельных издержек) приводит к более высокой цены и низкого качества предлагаемого товара, чем в условиях совершенной конкуренции. Монополия предусматривает также выделение определенного продукта от товаров-субститутов, иначе говоря - его дифференциацию; дополнительным условием монополизации есть размеры фирмы, превышающих оптимальные. Особое внимание исследовательницы привлекало выяснения механизма установления цен в ситуации, когда производитель является монопольным владельцем производимой продукции, а покупатель соглашается покупать товар по установленной продавцом цене, которая приносит монопольную прибыль.
Среди типов рыночных структур (рыночных ситуаций) Дж. Робинсон проанализировала чистую монополию, монопсонію и олигополии.
Чистая монополия - это ситуация, когда одна фирма является единственным производителем (продавцом) продукта, у которого нет близких заменителей. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров вхождения в отрасли, монополией производителей сырья и т.д. Фирма-монополист получает полный контроль над ценой. Учитывая, что монополия не только рыночное явление, но и порождение высококонцентрированного производства, Дж. Робинсон указывала на действие эффекта экономии от масштаба. С расширением производства происходит снижение уровня постоянных затрат на единицу продукции, что вызывает экономию совокупных расходов фирмы.
Олигополия - рыночный состояние, которое характеризуется небольшим количеством мощных фирм-производителей со значительными объемами производства (типичная, самая распространенная ситуация, по мнению Дж. Робинсон). Особенностью олигополии является взаимозависимость между фирмами, которая определяет специфику ценообразования - формируя ценовую политику, каждая из фирм отрасли "обречена" учитывать поведение и реакцию конкурентов.
Монопсонія - тип рыночной структуры, что определяется существованием монополии единого покупателя определенного товара. В условиях несовершенной конкуренции, как доказала Дж. Робинсон, возможна ситуация, когда рынок рассматривается не как совокупность огромного количества конкурирующих между собой покупателей, а как единое объединение покупателей. Эту ситуацию концентрации спроса, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель, она назвала монопсонією, то есть монополией покупателей. Монопсоністом может выступать государство, когда осуществляет закупку продукции военного назначения по государственным заказам; монопсоністом есть большая корпорация, если она навязывает условия коллективных договоров наемным работникам и, таким образом, эксплуатирует труд; монопсоністом может стать мощный профсоюз, действия которой по защите прав наемных работников приводят к уменьшению нормальной прибыли владельцев предприятий.
Влияние монополии Дж. Робинсон рассматривает как дилемму: эффективность или справедливость. С одной стороны, рост размеров производственной единицы в той или иной отрасли обуславливает совершенствования методов производства, а с другой - это рост приводит к еще большей неравномерности в распределении богатства. С практической точки зрения необходимо определить, какую экономию средств вызовет монополизация производства и насколько большой должна быть выгода от эффективности производства, чтобы можно было считать желательным его монополизации. Преобладание в реальной экономической жизни в условиях несовершенной конкуренции способствует возникновению тенденции к эксплуатации факторов производства и усиливает ее благодаря появлению крупных объединений, которые поглощают много конкурирующих фирм,
Дж. Робинсон, в отличие от многих западных ученых, высоко ценила достижения марксистской экономической теории: "Марксов вклад в науку был настолько важным и произвел такое большое влияние на образ мышления как своих противников, так и сторонников, что в наше время найти среди историков и социологов действительно чистого не марксиста так же трудно, как среди географов - защитника теории, что земля плоская.
По мнению ученого, чтобы доказать преимущества монополизации, недостаточно показать, что она способствует повышению эффективности производства. Таким образом, монополия провозглашается фактором, что дестабилизирует социально-экономические отношения рыночной среды.
Теории монополистической и несовершенной конкуренции заложили основу современного видения рыночного механизма хозяйствования, однако они не являются тождественными. Характерно, что Е. Чемберлин неоднократно критиковал тех, кто считал категории "несовершенная конкуренция" и "монополистическая конкуренция" двумя разными названиями одного явления, и отмечал, что элементы сходства этих категорий "достаточно изучены, но их непохожесть вряд ли осознанная; многие не понимают важности этой разницы и видит в этом лишь вопрос терминологии". Попробуем определить основные отличия теорий Е. Чемберліна и Дж. Робинсон (табл. 12.2).

Отсутствие в теориях Е. Чемберліна и Дж. Робинсон концепции государственного регулирования экономики является свидетельством непризнание ими его необходимости и продолжение ортодоксальных смітіанських постулатов экономического либерализма, согласно которым экономика является саморегулируемой системой и не требует вмешательства со стороны государства. Значение исследований Е. Чемберліна и Дж. Робинсон заключается в создании ими теорий для рассмотрения соотношения монополии и конкуренции и предоставления возможности использовать их на микроуровне. Проведена модификация модели совершенной конкуренции подтвердила окончательный переход к детального анализа нескольких рыночных ситуаций - монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Теоретическим достоянием этого периода развития неоклассического направления является введение таких категорий, как "дифференциация продукта", "поведение конкурентов", "рыночные ситуации" и др. Теории монополистической и несовершенной конкуренции представили экономической науке реалистичные схемы функционирования рыночного механизма и процесса ценообразования, оставив неизменными другие постулаты неоклассической теории.



Назад