Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

12.2.2. Немецкий ордолібералізм и развитие теории социального рыночного хозяйства


Германия в период между двумя мировыми войнами непосредственно столкнулась с острыми социальными последствиями саморазрушения рыночного хозяйства, тоталитарной диктатурой фашизма, с возникновением, развитием и полным крахом центрально-управляемой принудительной экономики. После Второй мировой войны в побежденной и розколотій на западную и восточную зоны стране в руинах находились города, где подавляющая часть промышленных объектов была разрушена бомбардировками.
Сформирован социальный уклад качественно отличался от систем других стран с рыночной экономикой, что дает основания классифицировать его как "социальное рыночное хозяйство". В процессе его построения ведущую роль сыграли не только действия практиков-реформаторов, но и теоретические основы, идейный концепт экономического реформирования. Его формированию поспособствовало существования в Германии трех групп неолибералов, каждая из которых внесла заметный вклад в выяснение возможности антитоталітарної и социальной эволюции системы свободного предпринимательства в теорию и практику социального рыночного хозяйства. Старейшую группу немецких неолибералов возглавили В. Репке и О. Рюстов, что с 20-х гг. XX в. изучали проблемы общественного строя и экономической политики, продолжали теоретические поиски во время Второй мировой войны, находясь в эмиграции. Они пытались определить принципы сознательного построения общественного строя через сочетание традиций классического либерализма, идеи естественного экономического порядка и руководящей роли государства. По определению В. Репке, экономическая политика государства должна гарантировать свободу, под которой следует понимать строгий порядок в экономической деятельности, что обеспечивается через рынок и свободную конкуренцию.
В 1946 г. промышленное производство составило треть довоенного уровня 1939, p. количество денег в обращении в десятки раз превышала товарную массу, государственный долг с 27,2 млрд марок в конце 1938 г. увеличился до 377,3 млрд марок в мае 1945 г. Мелкие и средние собственники разорились, росла безработица, большинство населения была неуверенна в будущем, страдала от недостатка продовольствия и гиперинфляции. Через хронический дефицит продовольственных и промышленных товаров развивались "черный" рынок и спекуляция, была введена карточная система распределения продуктов. Продовольственную проблему обострила эмиграция значительного количества немцев из восточных областей Германии, были даже предложения в 1947 г. переселить за пределы Западной Германии 20 млн человек через реальную угрозу голодной смерти.
В таких условиях было начато реформы, реализация которых менее чем через десять лет привела к экономическому лидерству Германии на европейском континенте, что получило в экономической литературе название "немецкого экономического чуда", Вторая группа сформировалась вокруг В. Ойкена и юриста Ф. Бема во Фрайбургском университете, начав одноименную школу. Органично усвоив и развив важнейшие положения немецкого исторического направления, в рамках которого разрабатывались классификации национальных хозяйств, эта группа занялась определением стадий исторического и экономического развития, трактовкой экономической системы и ее основополагающих принципов.
Третья группа немецких экономистов, представлена А. Мюллером-Армаком, Л. Эрхардом и их учениками, разработала концепцию социального рыночного хозяйства.
В генезисе немецкого либерализма отчетливо проявилась тенденция к созданию систематизированной теории трансформации тоталитарного строя из центрально-управляемой экономикой в демократический строй на основе свободного рыночного хозяйства с последующей ориентацией на решение социальных задач. Было разработано прагматичную и идеологически привлекательную концепцию социального рыночного хозяйства, лишенную недостатков классической либеральной модели, с надежными социальными и антимонопольными стабилизаторами. Методологической основой и важнейшими элементами концепции социального рыночного хозяйства стали теория и политика В порядок. Репке -
A. Рюстова, идеальные типы хозяйства и принципы экономической политики
В. Ойкена, идейные установки и комплекс конкретных экономико-политических мероприятий по адаптации рыночной экономики к решению социальных проблем. Мюллера-Армака - Л. Эрхарда.
В послевоенный период теория неолиберализма нашла сторонников и получила успешную практическую реализацию в Западной Германии. Лидер фрайбурзької школы. Ойкен и его последователи в университете в 1948 г. начали выпускать ежегодник "Ордо", который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма. "Ордо" - обобщающее понятие, которое означает "порядок" экономической системы, "естественный строй" свободного рыночного хозяйства, именно от него немецкая школа неолиберализма получила название ордолібералізму. Философия ордолібералізму ориентирована на политическую культуру и этические идеалы, характерные для средних слоев, а именно: уважение к собственности, принципы состязательности в общественной и экономической жизни, готовность к риску, соблюдение гражданами моральных и правовых норм, честность, преданность профессии, бережливость, предусмотрительность, уважение к законам и государственной власти - то есть всего набора общечеловеческих ценностей.
Вальтер Ойкен (1891-1950) - основоположник неолиберального направления в Германии, глава Фрайбурзької школы. Родился в 1891 г. в Иене, в семье Рудольфа Ойкена, философа и лауреата Нобелевской премии по литературе, и Ирены Ойкен, художницы. Изучал экономику, историю, философию в университетах Киля, Бонна, Иены. В 1913 г. за работу "Создание объединений в судоходстве" получил степень кандидата наук, а в 1921 г. в Берлинском университете получил степень доктора наук.

Во время Первой мировой войны находился на фронте. В 1920 г. В. Ойкен женился на Эдит Ердзік, писательницей, уроженкой российского Смоленска. У супругов трое детей. В послевоенное время разрухи и гиперинфляции молодой ученый занимался актуальными проблемами денежного обращения. Опубликовал труда "Критические заметки по проблемам денег в Германии"(1923), "Международная валютная проблема" (1925). С 1925 г. В. Ойкен - профессор университета в Тюбингене, а с 1927 г. и до конца жизни - профессор Фрайбурзького университета.

Близкие интеллектуальные связи. Ойкен поддерживал с выдающимися экономистами-неолібералами, эмигрировавших из охваченной фашизмом Европы, Ф. Хайєком и. Шумпетером, философами К. Поппером и Е. Гуссерлем. Характерно, что в стране фашистской диктатуры В. Ойкен смог не только выжить, но и донести свои идеи до широкой общественности: его цикл лекций 1936 г. "Борьба науки" - это противостояние идеологии нацизма, ведь ученый доказывал, что в интересах поиска истины ученым необходимо выступать против "властных позиций". Книга "Теоретические исследования капитала" (1934) и небольшая брошюра "Для чего нужна политэкономия?" (1938) были написаны с позиций неприятие национал-социализма. В 1940 г. В. Ойкен опубликовал фундаментальную монографию "Основы национальной экономии", которая при жизни ученого переиздавалась шесть раз. Вторая значительная труд ученого "Основные принципы экономической политики" издана в 1954, p. после смерти автора.
Исходным пунктом неолиберальной концепции экономического строя стало учение В. Ойкена об два идеальных типа экономических систем, изложенное в труде "Основы национальной экономии" (1940). Многие исследователи указывают на идейное родство теории "идеальных типов хозяйства". Ойкена и концепции "идеальных типов" немецкого социолога и экономиста, представителя новейшей исторической школы Г. Вебера. "Идеальный тип" - это абстрактная модель, умственная конструкция, которая отражает лишь основные закономерности общественно-экономического развития и не описывает второстепенных экономических явлений. В. Ойкен выделяет "централізованокероване хозяйство", или принудительную экономику, и "меновое хозяйство", или рыночную экономику. Основу его учения составляет анализ элементарных хозяйственных форм - разделения труда, собственности, механизма координации домашних хозяйств, предприятий, экономических институтов государства и других. В. Ойкен подчеркивает, что в "исторической реальности элементы обеих этих систем в основном переплетаются", в чистом виде идеальные типы не существуют. Отметим, что В. Ойкен, в отличие от В. Репке, Ф. фон Хайека и других представителей неолиберализма, напрямую не связывает тип экономической системы, ее координационный механизм по формам собственности.
В системе "централізованокерованого хозяйства" выделяется простое централизованно-управляемое хозяйство (собственное натуральное хозяйство) и централизованно-административное хозяйство. Эти две формы реализуются в трех вариантах:
полностью централизованное хозяйство, за которого отсутствует обмен;
централізованокероване хозяйство со свободным обменом предметами потребления;
централізованокероване хозяйство со свободным потребительским выбором.
Централізованокероване хозяйство характеризуется высоким уровнем централизации управления, замещением всех горизонтальных экономических связей между экономическими субъектами административной вертикалью связей центра и предприятий. Планирование предусматривает определение объемов, ассортимента и характеристик продуктов, вырабатываемых из единого центра. В. Ойкен считает, что такая форма распределения противоречит принципу свободного выбора, потому централізованокерованому хозяйству присущи постоянный отсутствие равновесия, инфляция и хронический дефицит, а сама централизация противоречит природе экономики и постепенно разрушает ее.
Рыночное (меновое) хозяйство, основанное на принципах индивидуализма, свободы выбора, конкуренции и частной собственности, является естественной основой экономического строя. Система "мінового хозяйства" имеет разветвленную структуру и предусматривает, В. Ойкеном, различные сочетаний пяти базовых форм предложения и пяти базовых форм спроса (конкуренция, частичное олигополия, олигополия, частичная монополия и монополия), которые формируют 25 отличных форм рынков. "Так же как из тридцати с лишним букв может быть составлена большое количество слов различного состава и длины, так из ограниченного количества основных чистых хозяйственных форм может образовываться множество хозяйственных порядков" - это справедливо и для сообщения "идеальных типов", и относительно выделения форм мінового хозяйства.
Критериями разграничения идеальных типов экономических систем является механизм координации взаимодействия хозяйственных единиц (рыночный или административный) и процесс принятия экономических решений (добровольный или принудительный). Другим критерием классификации является особенности генезиса экономического строя, в соответствии с которым выделяются "естественно растущий" и "законодательно установленный" лад. Первый образуется эволюционно, в процессе исторического развития без принятия кому-либо осознанного решения. Второй устройство возникает в результате формулировки и включения его основных принципов к хозяйственного законодательства на основании сознательных экономико-политических решений. Большинство из известных истории экономических укладов общества принадлежат к "естественно растущих", тогда как большинство современных экономических укладов, прежде всего централизованно-управляемое хозяйство, принадлежат к "законодательно установленных". Идею сознательно создаваемого конкурентного рыночного уклада В. Ойкена было практически апробированы в условиях разрушенного хозяйства и отсутствия любого экономического строя в послевоенной Германии.
Неизменность хозяйственного планирования и действий, которые во все времена и у всех народов осуществляются согласно экономическому принципу, делает допустимым и необходимым создание и применение единого теоретического аппарата. Однако многообразие, которая рядом с этим наглядно проявляется в хозяйственной поведении, требует частичного расширения этого теоретического аппарата... или же осторожного его применения... Когда колоссальное многообразие конкретных экономических форм охватывается за помощью морфологической системы, тогда удается на научном уровне понять многообразие поведения людей...
Как следствие, становится возможным связать историческое понимание религиозных, духовных, политических, моральных и психических изменений... с познанием влияния таких изменений на конкретный экономический процесс.
Под конкурентным, порядком понимают форму мінового (рыночного) хозяйства, за которой рамочные условия конкуренции активно создаются государством с целью достижения максимально возможной интенсивности конкуренции и одновременного ограничения действия факторов, которые искажают конкурентные условия. Важнейшая задача государства заключается в предотвращении и ограничении экономической монопольной власти. Для реализации конкурентного рыночного уклада хозяйства необходимы целенаправленные усилия государства в виде экономической политики, которая в то же время жестко регламентирует государственное вмешательство в экономику. В ордолібералізмі большое внимание уделялось двум типам экономической политике - политике строя (устройства) и политике процесса.
Политика строя - это комплекс долгосрочных мер, направленных на создание рамочных условий функционирования экономики, их законодательное и правовое оформление, контроль за их соблюдением и своевременное внесение корректив со стороны государства. Основная цель политики строя - становление и поддержание конкурентных условий хозяйствования во всех сферах экономики. Политика процесса - это комплекс мероприятий по непосредственного влияния на хозяйственную деятельность через финансовую стабилизацию, структурные и социальные сдвиги, в том числе корректировки рыночного распределения доходов и решения проблемы благосостояния (последнее нашло воплощение в дальнейшем в разработках теории социального рыночного хозяйства).
Неолиберальная модель В. Ойкена представила три краеугольные принципы теории строя (устройства), которые образуют структурный каркас конкурентного рыночного строя.
Принцип индивидуальной свободы: экономический строй должен соответствовать идеалам свободы и достоинства человека, реализация которых обеспечивается существованием частной собственности и хозяйственной независимости экономических субъектов.
Принцип сильного государства: государство не вмешивается в хозяйственные процессы, а лишь создает необходимые правовые условия для их беспрепятственного движения. Экономический строй не является раз и навсегда устоявшимся: это - "законодательно установленный порядок", для возникновения, поддержания и дальнейшего развития которого необходимо сильное государство.
Принцип системности в экономической политике: экономическая политика должна соответствовать концепции экономического развития, ориентироваться на иерархию политических целей, чтобы не превратиться в "политику экспериментов" - стремление преодолевать проблемы, причиной которых является постоянное вмешательство государства.
Конституюючі принципы политики конкурентного порядка, которые выступают предпосылками возникновения системы рыночного хозяйства, представленные на рис. 12.6.

К регулирующих принципов политики конкурентного порядка, которые регламентируют влияние государственных институтов на условия протекания и результаты хозяйственных процессов и стимулируют конкуренцию, относятся:
антимонопольно политика - контроль за монополиями с целью пресечения антиконкурентных действий, регулирования деятельности монополий в отраслях, где они неизбежны;
политика перераспределения доходов - корректировка рыночного механизма распределения доходов без ограничения стремление предпринимателей к инвестированию;
социальная политика - обеспечение минимальной заработной платы, регулирование рабочего времени, регламентация труда женщин и детей;
экологическая политика - защита природных ресурсов от хищнического использования, борьба с загрязнением окружающей среды.
В. Ойкен отмечал, что ордоліберали не "изобретают" конкурентный устройство, а отыскивают его элементы в конкретной действительности. Среди ограниченного количества структурных форм устройства они выбирают наиболее жизнеспособные, прежде всего мощную тенденцию к формированию условий совершенной конкуренции. Установки устройства, таким образом, осуществляется не вопреки историческому процессу, а наоборот, принципы строя формируются на основе учета имеющихся тенденций исторического развития.
Представление о модификации функций рынка в современных экономических системах, как отмечалось, объединяют немецкий ордолібералізм с англо-американскими школами неолиберализма. В то же время между ними есть несколько существенных отличий, которые вытекают из особенностей становления идей неолиберализма в Германии и других странах, освещение которых нашло отражение в отечественной научной літературі1. Представители англоязычного неолиберализма далеки от осознания необходимости вмешательства государства в экономику с целью поддержания конкурентного строя и формирование институциональных основ экономического развития. Именно поэтому для определения англоязычного неолиберализма чаще всего употребляются термины "неоклассический либерализм", "экономический неоконсерватизм", "новая классика" (см. гл. 12.3), а для немецкого - "ордолібералізм". Различия теоретических положений и практических рекомендаций англо-американского и немецкого либерализма приведены в табл. 12.3.

Понятие "социальное рыночное хозяйство" впервые использовал А. Мюллер-Армак в книге "Управление экономикой и рыночное хозяйство" (1947), он писал, что суть социального рыночного хозяйства заключается в сочетании принципа свободы рынке с принципом социального выравнивания. Сначала этот срок было предложено для характеристики форм перехода от милитаризированной, надіндустріальної фашистской экономической систем к мирной, гражданской экономики.
В дальнейшем это понятие наполнилось новым содержанием и превратилось в концепцию нового экономического строя для ФРГ, последовательно реализуемой в 50-те pp. XX в. в экономической политике канцлера Западной Германии Л. Эрхарда.
Людвиг Эрхард (1897-1977) родился в баварском городке Фюрте, где окончил реальное училище. После Первой мировой войны изучал проблемы хозяйства и производства в Высшей коммерческой школе в Нюрнберге. Докторскую диссертацию защитил в Франкфуртском университете, после чего был назначен директором Института проблем потребления Нюрнбергской высшей коммерческой школы. В период господства нацистской диктатуры по требованию правительства он был уволен за "нелояльну поведение".
После Второй мировой войны (1945-1946) Л. Эрхард стал министром хозяйства Баварии, с 1947 г. - профессором Мюнхенского университета, руководителем особого отдела, который готовил проект послевоенной денежной реформы в Германии. Как признанного специалиста по проблемам структурной политики осенью
г. Л. Эрхарда был назначен директором Управления хозяйства Объединенных западных оккупационных зон. Первые шаги Л. Эрхарда как директора Экономического совета вызвали протесты опупаційних властей и политических партий, поскольку отменяли регламентирующие экономику государственные действия. Проведение кон-фіскаційної денежной реформы, которая резко сократила объем денежной массы в обращении и поработила гиперинфляцию, оказало стимулирующее влияние на экономику и обеспечило формирование основ денежной стабильности и рыночной саморегуляции. При образовании Федеративной республики Германии в сентябре
г. был назначен на должность министра народного хозяйства, на которой он находился до 1963 г., а в 1963-1966 гг. был канцлером ФРГ.
Ученый-экономист, практический политик, "отец" "немецкого экономического чуда", Л. Эрхард был автором многих работ по проблемам экономической конъюнктуры, в частности всемирно известной книги "Благосостояние для всех" (1956), где были систематизированы опыт экономической реформы в ФРГ.
Проиллюстрируем путь экономического реформирования. После объединения трех оккупационных зон (США, Крупные' Британии и Франции) был создан Экономический совет (в состав вошли известные экономисты и политики рыночной ориентации во главе с Л. Эрхардом), которая и начала реализацию национальной модели экономической политики. Необходимо заметить, что оккупационное правительство нередко пытался тормозить (особенно до образования независимого государства Федеративной Республики Германии в сентябре 1949 г.) внедрение национальной модели развития. Оккупационная власть стремилась направить дальнейшее направление развития Германии исключительно в соответствии с планом Маршалла, который не учитывал национальных особенностей и нередко противоречил требованиям немецкого хозяйства.
Хозяйственная реформа 1948 г. в Германии - это сочетание денежной реформы и реформирования цен.
План Маршалла" - план предоставления экономической помощи странам Западной Европы, названный в честь его разработчика, госсекретаря США (1947-1949) Дж. Маршалла. Одобренный конгрессом США в апреле 1948 г. Рассчитан на 5 лет. План предусматривал предоставление кредитов и безвозмездных субсидий на восстановление западноевропейских экономик, в частности Германии было предусмотрено выделение товарно-материальных ресурсов и денежных средств на общую сумму в 3,12 млрд долларов. Среди всех западноевропейских стран именно Германии отдавалось предпочтение в финансировании как будущему "форпоста" между капиталистическим и социалистическим миром. За первые годы реализации плана (1948-1951) Германия получила от США помощь в различных формах более чем на 2,4 млрд долларов, почти столько же, сколько союзники США - Великобритания и Франция вместе.
В то же время американская "помощь" нередко превращалась на беспрепятственное преодоление таможенных барьеров европейских стран, наводнювання их рынков американской продукцией и фактическое расширение рынков сбыта американских товаров. Так, 44% всей помощи предоставлялось в форме закупок американских продуктов питания и промышленных товаров, только 12% составляли поставки машин и оборудования, менее чем 30% - непосредственное предоставление кредитов и безвозмездных субсидий. Интересная деталь, одним из условий предоставления помощи было обязательное перевозки не менее 50% всех поставок американским морским флотом, в результате чего европейским странам пришлось заплатить за эти услуги почти 700 млн долларов. Таким образом реализация плана Маршалла тормозила возрождение национального промышленного производства в западноевропейских странах и отвергала возможность быстрого формирования национальных моделей развития.
них денег и создание стабильной денежной единицы. Она предусматривала замену рейхсмарок на дойчмарки, причем каждому гражданину сначала выдавалось по 40 новых дойчмарок, впоследствии сумма была увеличена на 20. Заработная плата, пенсия и квартирная плата оплачивались новыми марками в соотношении 1:1, половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, другая часть "замораживалась" и впоследствии обмінювалась по курсу 1 : 20. Было создано также единый эмиссионный банк немецких земель. Ценовая реформа предусматривала либерализацию цен, отличие административного распределения ресурсов и отказ от установления цен государством. Было сформировано законодательство о кредитную, налоговую, антимонопольную политику. Важным элементом социального рыночного хозяйства считался малый и средний бизнес - основа "благосостояния для всех" - поэтому государственная политика всячески стимулировала его развитие в промышленных отраслях и сельском хозяйстве.
В. Репке определял социальное рыночное хозяйство определенным срединным "третьим путем", что пролегает между капитализмом и социализмом и ведет в равной мере к свободе и социальной справедливости.
Реформ не заставили ждать: уже в конце 1949 г. объем промышленного производства приблизился к довоенного уровня (98,4%), а в 1950 г. превысил его на 14,4%. Производство товаров широкого потребления увеличилось вдвое, что подорвало основу для спекуляций - товарный дефицит. Дойчмарка стала стабильной валютой, уровень инфляции не превышал 5%. Производительность труда только за первый год реформирования выросла на треть, что поспособствовало росту уровня оплаты труда. Начала проводиться активная социальная политика помощи нетрудоспособным, семьям с детьми, безработным. В целом государственное вмешательство в экономику ограничивалось правовым регулированием и косвенным экономическим влиянием, прямое регулирование государства охватывало только социальную сферу.
Много западных ученых, как и В. Репке, считает, что "третий путь" - это синтез свободно рыночно г о и социально-обязательного общественных укладов.
Подчеркнем, что В. Ойкен, "отец" ордолібералізму, не употреблял в своих произведениях понятие "социальное рыночное хозяйство", которое впервые использовал А. Мюллер-Армак в 1947 г. Концепция конкурентного строя ордолібералізму и теория социального рыночного хозяйства имеют идейное родство и общие черты, прежде всего относительно признания приоритета частной собственности, типологизации экономических систем и претензий отыскать "третий путь" общественно-экономического развития. Однако теоретики социального рыночного хозяйства значительно модифицировали идеи фрайбурзької школы в вопросах о социальную политику и регулирование монополии и конкуренции, приспособив их к конкретным условиям развития послевоенной Германии.
Содержание ордоліберального учение исчерпывается тем, что государство в основном ограничивается формированием экономического строя, тогда как ход хозяйственного процесса и его регулирования (так называемая политика процесса) происходит спонтанно.
Государственное влияние на хозяйственный процесс ордоліберали допускали, в традициях либеральной мысли, только в исключительных случаях, связанных с воздействием экзогенных факторов. Такую позицию отражает известный лозунг ордолібералізму: "Государственному планированию хозяйственных форм - да, государственному планированию и регулированию хозяйственного процесса - нет!". Как видим, свое название ордолібералізм оправдывает полностью, ведь "ордо" означает "устройство", "лад", а определенная таким образом политика строя означает не что иное, как введение мощного институционального регулирования.
Как модифицируются определенные взгляды в теории социального рыночного хозяйства? А. Мюллер-Армак, например, не считал регулирования монополии и конкуренции главным средством стабилизации капитализма, отказался от идеи возрождения условий совершенной конкуренции путем "укрощение монополий".
Антимонопольная направленность, хотя и оставалась составляющей доктрины, но уступала своей ведущей ролью вопросам социальной политики. Если постулат ордолібералізму - регулирование монополии и конкуренции автоматически способствует установлению социальной справедливости, А то. Мюллер-Армак провозгласил активную социальную политику "компенсации" ("выравнивание") основным отличием социального рыночного хозяйства от капиталистического хозяйства вообще.
Главным инструментом политики "социальной компенсации" А. Мюллер-Армак считал прогрессивное налогообложение лиц с высокими доходами и перераспределение полученных средств в пользу малообеспеченных в виде бюджетных дотаций на содержание детей, жилищных субсидий, строительство жилья и т.д. Другая форма социальной политики - создание развитой системы социального страхования (пенсионного, по безработице, потери трудоспособности) и формирование сети объектов социальной инфраструктуры. "Социальное выравнивание" решает проблему одностороннего рыночного образования доходов как с помощью социальных расходов государства, так и благодаря осуществлению налоговой политики. Принципы регулирования доходов - значительное налогообложения высоких доходов, предоставление льгот для накопления, система социальных выплат нетрудоспособным и малообеспеченным. Политика перераспределения доходов призвана нивелировать значительные различия в размере получаемых доходов, которые потенциально могли бы стать источником социальной конфронтации в обществе. Социальное рыночное хозяйство отнюдь не идентично свободной рыночной экономике, которая не выполняет функцию выравнивания, сглаживание острых социальных противоречий и конфликтов.
Начиная с 1948, p. идеи ордолібералізму и социального рыночного хозяйства приобрели статус официальной идеологической доктрины немецкого правительства, а на партийном съезде Христианско-демократического союза в 1956 г. Л. Эрхард сообщил о завершении создания в ФРГ "социального рыночного хозяйства". Наставления социального рыночного хозяйства в 50-те pp. XX в. были конкретизированы и дополнены тезисом "благосостояние для всех". Некоторые исследователи представляют концепцию социального рыночного хозяйства как неолиберальных разновидность теории "народного капитализма". "ФРГ преодолела противоречия между капитализмом и социализмом с помощью социального рыночного хозяйства и... своим успехом и примером указала третий путь" - такое заявление прозвучало в 1973 г. от Г. Коля, тогда еще будущего канцлера Германии.
Ведущие структурные элементы системы социального рыночного хозяйства определено на рис. 12.7.

Целевой установкой социального рыночного хозяйства является задача достичь высокого уровня благосостояния для подавляющего большинства членов общества в условиях экономической свободы на основе конкурентного порядка. С этой точки зрения концепция социального рыночного хозяйства является пока что наиболее научно обоснованным и подтвержденным на практике синтезом либерализма и государственного регулирования в интересах социально-экономического прогресса. Цель представителей теории социального рыночного хозяйства - достижение "синтеза" между гарантированной законом свободой в экономической сфере и обязательствами государства по обеспечению социальной справедливости и защищенности своих граждан. Для стран, которые начали проведение независимой национальной экономической политики на принципах демократии и свободы выбора, важным является критическое переосмысление и учета теории и практики немецкого ордолібералізму и социального рыночного хозяйства, ведь насущной становится необходимость проведения обоснованной и мощной государственной политики, направленной на рыночную трансформацию экономической системы и создания рыночных структур, саморегулирующими.



Назад