Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

12.3.3. Экономика предложения: теоретическое и практическое значение


Теория экономики предложения, начатая после кризиса 1974-1975 гг., которая дополнила собой монетаристскую теорию и методы регулирования экономики, является важным элементом современного экономического консерватизма. Идеи, которые в дальнейшем определили сущностное содержание концепции, были высказаны во второй половине 70-х гг. XX в. некоторыми американскими конгрессменами и сенаторами во время обсуждения состояния и перспектив бюджетной политики. Характерно, что у истоков этой концепции стояли политики, экономисты, практики с умеренно консервативными взглядами, а не ученые и экономисты-теоретики. Разрабатывали и популяризировали концепцию журналисты Дж. Гілдер и Дж. Ванніскі, конгрессмен Дж. Кемп, ее сторонниками были многие представители администрации Г. Рейгана, а университетскую науку представлял малоизвестный профессор из Южной Каролины А. Лаффер (автор одноименной кривой), его поддерживали М. Фелдстайн, П. Роберт, Г. Манделл.

Термин "экономическая теория предложения", или "сепплайсайд экономико" (supply-side economics) был впервые использован американским специалистом по вопросам бюджетно-налоговой политики Г. Стейном в 1976 г. Г. Стейн обозначил ним возрождение интереса к классической экономической теории, которая большое внимание уделяла изучению условий и затрат производства товаров и классической теории государственных финансов, что была раскритикована и забытая в ходе кейнсианской революции 30-х гг. XX ст. Тогда как кейнсианская теория финансов представила краткосрочный анализ проблемы влияния бюджетных рычагов на совокупный спрос, докейнсіанська теория анализировала влияние государственного бюджета на долгосрочные факторы экономического роста - накопление, инвестирование капитала и привлечения трудовых ресурсов в производственный процесс. Новое учение подчеркнуло необходимость изучения влияния предложения отдельных факторов на производство и механизмов формирования необходимых объемов капитала и рабочей силы.

Так, сепплай-сайдери широко пропагандируют классическую доктрину Ж.Б. Сэя, где товарное предложение автоматически и беспрепятственно порождает адекватный спрос на производимую продукцию. Так же, как и в Ж.Б. Мера, в модели сепплай-сайдерів рынки постоянно находятся в равновесном состоянии, поэтому перепроизводство товаров невозможно. Причиной периодически повторяющихся кризисных явлений и повышения уровня безработицы в пределах этой теории признается главным образом несовершенна или неправильная политика государства. Ухудшение экономического положения в 70-80-е гг., которое сопровождалось падением эффективности производства и усилением инфляции, сепплай-сайдери объясняют в первую очередь подрывом инициативы и предприимчивости экономических субъектов. Реализация частного интереса и ценностных индивидуалистических ориентиров была осложнена политикой относительно увеличения доли государственного сектора, рост федерального бюджета, расширение масштабов бюрократического контроля, ограничения свободы предпринимательства через установление жестких условий лицензирования, антитрестовского законодательства, экологических норм и т.п.

Сепплай-сайдери подчеркивают ключевую роль товарного предложения и анализируют влияние бюджетно-налоговых рычагов на предпринимательскую активность и эффективность хозяйственной деятельности. Тщательно изучаются вопросы относительно факторов влияния на запас капитала и уровень занятости и особенно на решение о сбережения и инвестирования. Сепплай-сайдери утверждают, что кейнсианская политика поощрения спроса с помощью кредитно-денежных и финансовых рычагов не приводит к увеличению совокупного спроса, а только "взвинчивает цены. В отличие от кейнсианской теории, которая считала сбережения "злом", представители экономики предложения отводят им центральное место, считая их недостаток непосредственной причиной торможения экономического развития. Реальное ускорение экономического роста, по их мнению, может быть достигнуто только за счет вовлечения в производство дополнительных ресурсов через систему поощрительных стимулов, рассчитанных на соответствующую реакцию субъектов хозяйствования.

Теория экономики предложения предложила своеобразную концепцию экономической политики, составляющие которой представлены на рис. 12.16.


Подобно другим неоконсервативних концепций, теория экономики предложения воспроизводит на уровне макроэкономики принципы функционирования экономических субъектов на микроуровне. Согласно традиционной неоклассической теорией уровень производства признается зависимым от предложения труда и капитала. Предметом рассмотрения является вопрос о влиянии государственной политики, в первую очередь налоговой, на предложение основных факторов производства. По мнению сепплай-сайдерів, чрезмерные налоги искажают относительную привлекательность труда по сравнению с досугом и относительную привлекательность сбережения и инвестирования по сравнению с потреблением, деструктивно влияет на объемы предложения производственных факторов и долгосрочный экономический рост.

Предложение труда определяется выбором индивидов между трудом и досугом. Известно, что рост налогов на заработную плату означает его фактическое уменьшение и приводит к сокращению предложения труда. Система государственных социальных пособий, в частности в связи с безработицей, также снижает привлекательность труда, сокращая количество желающих работать. Поэтому уменьшение предельного налогообложения трудовых доходов способствует расширению предложения рабочей силы уже работающих и стимулирует привлечение дополнительных работников, для которых предельная полезность получаемой заработной платы будет превышать предельную полезность досуга. Таким образом, прирост трудовых ресурсов будет обеспечивать дальнейший процесс накопления капитала, а в итоге - повышение нормы накопления и ускорения экономического роста в целом по экономике.

Предложение капитала (объем инвестиций), согласно неокласичними представлениям, является функцией сбережений, решение о которых зависят от выбора индивидов между потреблением сегодня или в будущем. Стимулировать принятие решений о сбережения могут такие поощрительные меры экономической политики, как снижение налогов на прибыль корпораций и внедрение о них налоговых и амортизационных льгот. При этом четко очерчиваются два пути ускорения инвестиционного процесса:

формирование дополнительных источников внутренних ресурсов накопления через увеличение амортизационных отчислений;

привлечения внешних инвестиционных ресурсов путем увеличения рыночной стоимости активов корпораций - рост уровня выплачиваемых дивидендов и привлекательности корпоративных ценных бумаг.

Снижение ставок налогообложения доходов от собственности (процентов и дивидендов), в свою очередь, повышает склонность населения к сбережению, увеличивает предложение ссудного капитала и снижает ставку процента, способствуя оживлению инвестиционного процесса.

Один из представителей теории экономики предложения. Лаффер выдвинул теорию "налогового клина" (tax wedge), который государство "убивает" между экономическими субъектами и процессом производства. Предельные ставки налогообложения, по сравнением А. Лаффера, - это "клин между тем, что работодатель платит факторам производства, и тем, что они в конечном счете получают в виде дохода после вычета налогов... Чтобы увеличить производство продукта, необходимо осуществить следующие меры политики, которые одновременно повышали бы и спрос компаний на факторы производства, и желание этих факторов быть занятыми. С этой целью необходимо снизить все виды налогов. Но эти сокращения будут эффективными, если в наибольшей степени снижаются предельные ставки налогов"1. Ученый считает, что снижение налоговых ставок не вызовет сокращение общей суммы бюджетных поступлений, а приведет к увеличению производства и рост доходов, существенно расширит общую базу налогообложения и поэтому доходы бюджета не сократятся. Но для полного сбалансирования государственного бюджета необходимо сократить количество и стоимость "неэффективных" социальных программ, которые составляют значительную часть государственных расходов. Следует отметить, что современные теории налогообложения подчеркивают наличие еще одной проблемы - временного отрезка от принятия решения по снижению налоговых ставок до стабилизации бюджетных поступлений вследствие расширения налоговой базы.

Жизнеспособность рыночной системы связывается с инициативной деятельностью частного сектора, поэтому экономический рост планируется стимулировать за счет перераспределения национального дохода в пользу средних и крупных собственников путем уменьшения налогового бремени и трансформации системы налогообложения. Представление о оптимальный уровень налогообложения и стимулирующее влияние снижения налогов на инвестиционную деятельность обосновываются известной кривой Лаффера (рис. 12.17).


По мнению автора, кривая должна показать, что в виде налогов нельзя взыскивать в бюджет более 30-35% доходов - определенный фискальный оптимум. В запретной зоне доходы бюджета с повышением налоговой ставки снижаются. В условиях превышения оптимального уровня налогообложения наблюдаются такие негативные экономические процессы:

сокращение деловой активности;

снижение заинтересованности в экономии и инвестировании;

банкротство субъектов предпринимательской деятельности;

уклонение от уплаты налогов;

значительная доля экономических субъектов начинает функционировать в "теневом" секторе экономики.

Теория экономики предложения является наиболее практически ориентированной концепции из тех, которые предложил экономический консерватизм 80-х гг. XX ст. Ключевое утверждение экономики предложения - размещение и эффективное использование ресурсов имеет решающее значение для экономического роста как в краткосрочной, так и в долгосрочном периоде. Основным препятствием на пути расширения предложения и эффективного использования факторов производства считается негативное влияние уровня и структуры налогообложения на стимулы к труду и инвестирования, а также институциональных ограничений, прежде всего связанных с деятельностью профсоюзов, на эффективное размещение ресурсов.

Сепплай-сайдери утверждали, что функционирующие в США в послевоенный период налоговая и социальная системы негативно влияли на процессы накопления капитала и роста производства. Высокие налоги оказывали существенное влияние на рост издержек производства, а потому рассматривались как одна из главных причин инфляции издержек. С другой стороны, чрезмерное налогообложение провоцировало искусственное правительственное повышение цен на некоторые товары и услуги, что приводило к неэффективному использованию ресурсов. Представители теории экономики предложения считали, что нет противоречия между целями антиинфляционной политики и стимулирования экономического роста, более того, достижение указанных целей предполагает использование одного и того же метода - полно масштабного снижения налогов.

Подоходный налог с граждан в США начал взиматься на постоянной основе с 1913 г., причем сумма не облагаемого годового дохода составляла 3 тыс. долларов, а ставка налога составляла от 1 до 7% (последняя действовала относительно доходов, которые превышали 500 тыс. долларов). Поэтому уплата подоходного налога касалась около 1% населения. Во время Первой мировой войны состоялся "взлет" налогов, максимальная ставка составляла 77%. В 1928 г. ее уровень был снижен до 25%, а в 1938 г. она вновь составила 78%. Рекордно высокая предельная ставка налогообложения доходов - 94% - пришлась на последние годы Второй мировой войны и была сохранена на таком уровне в течение 50-х гг.

В ходе налоговых реформ 1962-1964 гг. максимальная ставка подоходного налога была снижена с 91 до 70%, а налога на прибыль корпораций - с 52 до 48%. Реформы Кеннеди - Джонсона осуществлялись согласно кейнсианской концепции наращивания спроса: уменьшение налогов на прибыли корпораций мало стимулировать инвестиционный спрос, а снижение налогообложения личных доходов - потребительский. Интересно, что реформирование не выявило устойчивой зависимости между уменьшением налогов и расширением налоговых поступлений в бюджет, что признал и сам А. Лаффер.

Теории монетаризма и экономики предложения, которые дополняют друг друга, но имеют существенные различия, приведены в табл. 12.6.


В пределах сепплай-сайд экономико инфляция рассматривалась как результат роста расходов. Причиной последнего считалось снижение темпов накопления в частном секторе вследствие высоких налогов. Впоследствии представители экономики предложения признали, что рост денежной массы также дает импульс инфляционного процесса, что превращается в перманентный "благодаря" системе налогов, которая искажает относительные цены. Постепенно в работах сепплай-сайдерів начали звучать монетаристские мотивы, а снижение налогов с основной меры антиинфляционной политики превратилось в способ "нейтрализовать" негативные последствия кредитно-денежной рестрикции. Сторонники экономики предложения идейно сблизились с монетаристами и признали, что долгосрочная инфляция может быть преодолена только с помощью ограничения предложения денежной массы, а бюджетные и налоговые меры, направленные на стимулирование роста производства, будут умеренным вкладом в ослабления инфляции. Однако большинство сепплайсайдерів не верит в возможность жесткого контроля за денежной массой через наличие многих альтернативных форм финансовых активов, которые выполняют функции денег; финансовых нововведений, позволяющих повышать эффективность денежного обращения; нестабильность спроса на различные компоненты денежной массы.

Идея о том, что снижение налоговых ставок приводит к росту государственных доходов, играет решающую роль в теории предложения.

Теория и практическая реализация экономики предложения определила экономическую политику и идеологию правительства Г. Рейгана в США и содержание так называемой "рейганомики" 80-х гг. XX ст. Взгляды на приоритетное значение рыночных механизмов, стимулирование частной инициативы, либерализацию налогообложения, признание неэффективности социальных программ, ограничение вмешательства государства в экономические процессы сыграли значительную роль в экономике и политике. В середине 80-х гг. в экономике США произошли положительные сдвиги: стабилизировался уровень безработицы, снизились инфляция и процентные ставки, продолжалась структурная перестройка экономики, более устойчивыми стали темпы экономического роста. Результаты реализации установок экономики предложения и монетаризма, что воплотились в концепции "рейганомики", выглядели более позитивными, чем; негативными. Однако были ли эти изменения следствием внедрения рекомендаций исключительно теории предложения, или совокупности неоконсервативних концепций, или даже продолжение регулирования спроса - вопрос остается открытым.

Основой экономического реформирования в США во времена правления Г. Рейгана - "рейганомики" - стало проведение налоговой реформы, направленной на ослабление налогового бремени корпораций: снижение ставок налогов на прибыль, проведения политики ускоренной амортизации и введение налоговых льгот по реинвестирования капитала. Также одной из ее задач было увеличение сбережений и инвестирования категорий населения со средними и высокими доходами и, следовательно, повышение национальной нормы накопления. В 1981-1986 гг. осуществлялись мероприятия, которые предусматривали снижение максимальных значений налоговых ставок и повышение минимального уровня необлагаемого дохода, что привело к ослаблению прогрессивного характера налоговой системы. В 1986 г., например, было снижено предельную ставку налога на прибыль корпораций до 34% и отменена часть налоговых льгот. Реформирование налогообложения доходов физических лиц выглядело так: вместо 14 ставок, что прогрессивно повышались от 11 до 50% было установлено две - 15 и 28% (отметим, что уже в 1993 г. прогрессивность налогов на доходы физических лиц повысилась - было введено пять новых ставок налогов от 15 до 39,6%). Вместе с тем правления президента Г. Рейгана ознаменовалось ростом дефицита госбюджета в несколько раз, необходимость борьбы с которым снижало возможности соблюдения принципов экономики предложения. Именно значительный бюджетный дефицит стал причиной пересмотра позиций сторонников экономики предложения. Сначала они считали, что дефицит бюджета, даже если он возник в результате уменьшения налогообложения, является побочным и временным явлением. Наставления сепплай-сайдерів по снижению налогов определялись задачей стимулирования активности экономических субъектов, а не достижение сбалансированного бюджета. Ситуация, когда наряду со снижением налогов дефицит государственного бюджета растет, не укладывалась в схему представителей экономики предложения. Поэтому возникла необходимость сокращения расходов госбюджета, а впоследствии повышение ставок косвенных налогов уже не с целью стимулирования активности экономических субъектов, а чтобы уменьшить бюджетный дефицит. С другой стороны, динамика нормы сбережений, что является важнейшим показателем для сепплай-сайдерів, показывает, что норма частных чистых сбережений повысилась незначительно, а норма сбережений населения практически не изменилась.

Известный американский экономист и социолог. Ростоу, подчеркивая использования в политике "рейганомики" рекомендаций многих консервативных течений, выделяет следующие: 1) "сепплай-сайдери", которые стремятся поощрять частные капиталовложения путем снижения налогов и сокращения функций государственного контроля; 2) "скорочувачі бюджета", пропагандирующих сокращение расходов бюджета на гражданские нужды, в частности программ социальных выплат; 3) монетаристу сторонники ограничения темпов роста денежной массы для обуздания инфляции; 4) "стратегические планировщики", что выступают за значительное повышение военных расходов ради противодействия СССР.

История сепплай-сайд экономикс и "рейганомики" в целом закончилась в момент переизбрание Г. Рейгана на посту президента США. В теоретическом плане экономика предложения не предоставила принципиально новых идей, причина ее популярности в том, что она быстро "диагностировала" имеющиеся экономические проблемы и предложила понятное их решения, которое быстро воплотилось в политические рекомендации. Идеи сепплай-сайд экономикс отвечали настроениям широких общественных слоев, с их помощью удалось повлиять на экономическое мировоззрение населения. Вместе с тем нельзя отрицать, что экономика предложения обогатила историю экономической мысли, макроэкономику и экономическую политику такими понятиями, как "налоговый клин", "оптимальная предел налогообложения", "кривая Лаффера". Сепплай-сайд экономикс еще раз доказала, что существует тесная связь экономической теории и политики, и экономическая концепция может стать движущей силой экономического развития.



Назад