Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

13.1.2. Социально-психологический (технологический) институционализм Т. Веблена


Основателем американского институционализма, который оказал определяющее влияние на все его течения, был Торстейн Веблен (1857-1929). Как отметил Бы. Селігмен, "экономическая теория, или скорее всеобъемлющее социальное учение Веблена проникнуто протестом против господствующих канонов мышления, и поэтому она всегда будет привлекать внимание мыслящих людей".
Книги Т. Веблена, особенно первого периода его творческой деятельности, имели скрытый, а порой и явный полемический характер с экономистами неоклассического направления. Всем своим творчеством он давал понять, что экономическая наука не должна быть только наукой о ценах и рынки. Важнейшим принципом, выдвинутым Т. Вебленом, был эволюционный подход к анализу. Он выступил против замыкания неоклассиков в пределах абстрактных схем и "состояния равновесия" как "нормального" состояния экономики. Т. Веблен подчеркивал огромное значение теории Дарвина для обоснования принципа эволюционной изменения и развития социально-экономической жизни общества.
Экономические явления Т. Веблен выводил из общественной психологии, рассматривая человека как біосоціальну существо, которое руководствуется природными инстинктами.
Родители Т. Веблена, Томас Веблен и его жена Керри, эмигрировали из Норвегии в США в конце 40-х гг. XIX ст. Некоторое время Томас Веблен был рабочим на фабрике, затем - плотником, а сэкономив определенную сумму денег, купил ферму и устроился в норвежском поселении Като, графство Ма-нітовок штата Висконсин. Именно здесь родился шестой ребенок в семье Вебленів - Торстейн Бунде Веблен (1857-1929). Образ жизни семьи полностью подчинялся традициям норвежских земледельцев: дом из бревен с достроенным помещением для скота, домашнее изготовление основных продуктов питания (кофе и сахар - недоступная роскошь), простую одежду, тоже изготовлен дома. В 1865 г., когда Торстейну было восемь лет, семья переехала в городок Упллінг, где отец Веблена первым в округе купил для своей фермы молотилку, посадил фруктовый сад, занялся пчеловодством. В 1874 г. в возрасте семнадцати лет, Торстейн вступает в Карлтонского колледжа в Нортфілді. Колледж был религиозного направления, воспитывал миссионеров. Чтобы не платить за содержание детей, отец Торстейн купил небольшой надел земли, который граничил с территории колледжа, построил на нем домик, куда регулярно доставлялись продукты с фермы. Такое обособление, домотканую одежду и отсутствие городских манер в поведении вызвали презрительное отношение к детям Вебленів со стороны одноклассников. В колледже Т. Веблен провел шесть лет. Преподаватели не любили его через высокомерие и замкнутость. Исключением был профессор политэкономии Джон Кларк, который уделял своему ученику больше внимания и советовал ему заниматься научными исследованиями. С рефератов Т. Веблена видно, что ему был чужд мир промышленных и финансовых магнатов Америки конца XIX ст. Получив благодаря выдающимся способностям высшее образование (Єльський университет), он так и не стал своим в академическом мире - официальная наука не признавала Т. Веблена, который обнаружил безоговорочную неприязнь к капитализму, его обычаев и культа гро -: шей. Получив степень доктора философии Єльського университета, Т. Веблен большую часть жизни провел в суровой борьбе за хлеб насущный и все время боролся за то, чтобы завоевать полную свободу для выявления собственных позиций в науке. Часто меняя колледжи и университеты, в которых излагал, все же Т. Веблен открывал для себя такие просторы мышления, которые не только йоге пугали, но и захватывали. С 1900 г. Веблен - младший профессор экономики Чикагского университета. Был также профессором Стэнфордского и Міссу-рійського университетов. В начале 20-х p. T. Веблен переходит к Новой школы социальных исследований.
Т. Веблен не издал ни одного учебного курса, но вошел в историю автор ряда фундаментальных работ, принесших ему мировую славу. Самыми известными среди них являются следующие: "Теория бездеятельного класса" (1899), "Теория] делового предпринимательства" (1904), "Инстинкт мастерства и уровень развития] технологии производства" (1914), "Место науки в современной цивилизации и другие очерки" (1919), "Крупные предприниматели и простой человек" (1919), "Инженеры и система ценностей" (1921), "Абсентеїстська собственность и предпринимательство в новое время" (1923). Умер Т. Веблен в бедности 3 августа 1929, p. вблизи Менло-Парка, штат Калифорния за три неполных месяца до начала биржевого краха 24 октября 1929 г. - "черного четверга", от которого ведет отсчет Великая депрессия, которая во многом подтвердила социальный критицизм его теорий.
стороны человеческой деятельности. Т. Веблен писал, что "предметом экономической науки является изучение поведения человека в отношении материальных средств существования и исследования истории материальной цивилизации".
Неоклассики нередко представляли человека в виде идеальной счетной машины, которая мгновенно оценивает полезность того или иного блага с целью макси-мізувати общий эффект от использования имеющихся запасов ресурсов. Однако, по мнению Т. Веблена, экономическое поведение людей имеет более сложный, часто иррациональный характер, потому что человек - не машина для исчисления ощущений наслаждения и страдания". На поведении людей сказываются, например, мотивы демонстративного престижного потребления, завистливого сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса и другие врожденные и приобретенные склонности. Поведение человека не может сводиться к экономических моделей, основанных на принципах утилитаризма и гедонизма. Именно такие соображения Т. Веблен использовал, в частности, в полемике против одного из неоклассиков, своего учителя - Джона Бейтса Кларка.
Важное место в теоретической системе Т. Веблена играют природные инстинкты, к которым он как основоположник институционализма относит:
инстинкт мастерства ("наклон к эффективных действий");
инстинкт самосохранения и сохранения рода ("родительские чувства");
склонность к соперничеству;
склонность к подражанию;
склонность к пустого любопытства.
Различные комбинации этих инстинктов составляют социальные привычки. При этом первые три инстинкты Т. Веблен рассматривал как положительные, которые совпадают с интересами общества.
Так, частная собственность появляется в его трудах как следствие человеческой склонности к конкуренции: она изображается наиболее заметным доказательством успеха в соревновании и "традиционной основой уважения". Сложнее психологическую подоплеку свойственно категории завистливое сравнение, которое играет в системе Т. Веблена чрезвычайно важную роль. С помощью этой категории Т. Веблен интерпретирует такие экономические явления, как склонность людей к престижного потребления, а также к накоплению капитала: владелец другого капитала испытывает зависть к большему капиталиста и стремится догнать его. После достижения же желаемого уровня проявляется стремление обогнать других, и тем самым превзойти конкурентов.
Одновременно Т. Веблен подчеркивал, что экономическое поведение людей имеет сложный, противоречивый и даже иррациональный характер, а поэтому поведение человека нельзя сводить к экономических моделей, как это делают неокласиі ки. Необходимо учитывать психологическую мотивацию всесторонней деятельности человека. Он считал, что "эволюция социальной структуры", а по сути общественно-но-экономическое развитие реализуется как осуществление прогресса "естественного отбора" различных институтов. "Жизнь людей в обществе, - писал Веблені - так же как и жизнь других видов, является борьбой за существование и, таким образом, составляет процесс отбора и приспособления. Эволюция социальной структуры является процессом естественного отбора институтов. Прогресс, что происходило и происходит в человеческих институциях и человеческом характере может быть, вообще говоря, сведен к мышления и процесса принудительного приспособления к внешней среды, которое постоянно меняется с развитием общества и с изменением институтов, при которых живут люди.
Понятие институция, за Т. Верленом, - это общность сознания, первый способ мышления, присущий соответствующим группам людей, который обусловлен традициями, обычаями, которые формируются в процессе исторического развития, - все то, что приобретает оформление в профессии человека, морально-правовых нормах, государственных учреждениях, а также в самом характере государства. Согласно Т. Вебленом институции, или "принятую в определенное время систему общественной жизни", определяют непосредственные цели, подчиняющих поведение людей. Но благоприятные условия экономического развития существуют лишь в том случае, когда система институте! находится в гармонии с конечными целями, вытекающие из инстинктов.
Наряду с институтами, другим важнейшим фактором, который нужно учитывать при изучении институтов, Т. Веблен считал технику, технологию, влияние которой на эволюцию институтов становится доминирующим на стадии машинного производства. Итак, в методологии Т. Веблена имеющиеся элементы істориз хотя ему свойственно много технократических свойств: институты изменений ются том, что на них влияет человеческая психология - это с одной стороны, сплошной поток технических факторов - с другой. Эта двойственная психолого-то нократична концепция составляла основу дальнейшей разработки представитель мы позднего институционализма современных теорий стадий экономического роста, индустриальной и постиндустриальной и технотронной цивилизации.
Центральное место в достижениях Веблена занимает его учение о "бездействует (разрешительный) класс", к созданию которого он также подходил исторически.
На ранних стадиях люди жили в условиях сотрудничества, когда, как считал Т. Веблен, не было собственности, обмена, механизма цен. Позже, когда был накоплен избыток материальных благ, військовоначальники и жрецы решили править другими людьми. Так начался процесс формирования "бездеятельного класса", а вместе с ним переход от варварства к варварству.
Соответственно, до того, как мирные занятия уступали место военным походам и грабежам, придушувався присущ человеку инстинкт мастерства. Если раньше человек боролась в основном с природой, то теперь - с другим человеком. В центре нового образа жизни находилась частная собственность, в основе которой были насилие и обман.
В последующие исторические эпохи, как писал Веблен, закоренелые варварские привычки лишь скрывались под маской мирных форм поведения. Общественная иерархия окончательно установилась с "бездеятельным классом" на вершине социальной пирамиды. Внешними признаками различия стало выставленное напоказ безделье и потребления, рассчитанное на демонстрацию богатства ("демонстративное расточительство").
Бурный прогресс техники вступил в острый конфликт со стремлением людей к показной роскоши. Товары стали цениться не за их полезными свойствами, а за тем, насколько владения ими отличает человека от его ближних (эффект "завистливого сравнения"). Чем марнотратнішою становилась определенное лицо, тем выше поднимался ее престиж. Высшие почести предоставлялись тем, кто благодаря контроля над собственностью получил от производства больше богатства, не занимаясь полезным трудом. Таким образом, в соответствии с концепцией Т. Веблена, "отношение бездеятельного (то есть непроизводственного) класса к экономического процесса является денежным отношением... Обычаи мирового бизнеса сложились под направляющей и выборочной действием законов или хищничества паразитизма. Это обычаи собственности, производные, более-менее отдаленные от древней хищнической культуры".
Учение о "праздный класс" вместе с методологией технократизму лежит в основе вебленівської концепции индустриальной системы. Согласно этой теории, капитализм (по терминологии Т. Веблена, "денежное хозяйство") эволюционирует таким образом, что проходит две стадии развития:
стадию господства предпринимателя, когда власть и собственность принадлежит предпринимателю;
стадию господства финансов, когда господствующей силой становится финансист. Для этой стадии развития особенно характерна дихотомия, то есть противостояние, что проявляется в противоречии между индустрией и бизнесом, интересы которых совершенно разные.
К индустрии Т. Веблен относил сферу материального производства, которая базировалась на машинном производстве, а также предпринимателей, инженерно-технический персонал, менеджеров и рабочих. Все эти слои Т. Веблен считал носителями общественного прогресса, заинтересованными в повышении эффективности производства.
Самой прогрессивной группой общества Т. Веблен считал инженерно-техническую интеллигенцию, которую он противопоставлял бизнесменам, которых относил к "бездеятельного класса". Т. Веблен остро критиковал этот класс крупных финансовых магнатов, паразитический образ жизни рантье, занятых лишь финансовой деятельностью. Он обличал бизнесменов, которые стремятся лишь "как можно большей прибыли", в то время, когда главной целью инженеров является забота о развитии промышленности. Т. Веблен отмечал, что "капитаны финансов, заняты делами бизнеса, далеко отошли от реального производства, они все меньше доверяли техническим специалистам, которых не понимали, но без которых не могли обойтись". Ал к бездеятельного класса Т. Веблен относил только крупнейших финансовых ма гнатив. Мелких и средних предпринимателей он не считал социальными иждивенцами и даже (с известными оговорками) причислял к производительного класса.
Важнейшим итогом теоретической деятельности Т. Веблена стало его учение о "абсентеїстську собственность" как такую, что неощутимо и принадлежит бизнесменам. Соответственно этому и "праздный класс" Т. Веблен расценивал как такой, которому присущи:
во-первых, стяжательство на основе особой "абсентеїстської" формы частной собственности, а не производство;
во-вторых, эксплуатация, а не полезность для общества. "Финансовые слои, - отмечает Т. Веблен, - имеют определенную заинтересованность в приспособлении финансовых институтов... Отсюда более или менее последовательное стремление бездеятельного класса направлять развитие институтов тем путем, который отвечал бы денежным целям, которые формируют экономическую жизнь бездеятельного класса".
Если на стадии господства предпринимателей прибыль был закономерным результатом их производственной деятельности, то в условиях денежного хозяйства начале XX в. главным средством получения прибыли стал кредит. Именно с помощью кредита бизнесмены (представители "бездеятельного класса") присваивают акции, облигации, другие фиктивные ценности, получая крупные спекулятивные доходы. Как результат - непомерно расширяется рынок ценных бумаг, рост размеров "абсентеїстської собственности" во много раз превышает стоимость материальных активов корпораций. "Абсентеїстську собственность" Т. Веблен противопоставлял собственности капиталиста, который принимает непосредственное участие в управлении своим предприятием и общественно обладает полезной нормой собственности. "Абсентеїстську собственность" Т. Веблен рассматривал как основу существования "бездеятельного класса" и основу противоречия между индустрией и бизнесом, что обостряется и перерастает в глубокий конфликт.
Но, критикуя паразитизм крупного бизнеса, Веблен не воспринял марксистскую теорию классовой борьбы и революционного установления диктатуры пролетариата. Он глубоко уважал К. Маркса, о чем неоднократно говорил, однако не разделял марксистское учение о резервную армию труда как результат накопления капитала, теории стоимости Маркса.
Дальнейшее развитие общества Т. Веблен усматривал в осуществлении реформ в ходе его эволюционного развития на основе непрерывного научно-технического прогресса и возрастающей роли инженерно-технической интеллигенции. По мнению Т. Веблена, основную роль в будущих преобразованиях призваны сыграть инженеры-технократы (лица, идущих к власти на основании глубокого знания современной техники). Согласно представлениям Т. Веблена, участие в создании передовых производственных сил, формирование высокоэффективной технологии порождает у технократов стремление к политическому доминированию.
Наблюдая противоречия между интересами бизнеса и развитием индустрии, инженеры занимаются ненавистью к финансистов. Правда, "праздный класс" стремится к подкупу инженеров, предоставляет им материальные блага, повышает их доходы. Часть инженерно-технического персонала, особенно среди лиц старшего поколения, проникается духом стяжательства, корыстолюбия, но большинство молодых инженеров не идет на сделку с бизнесменами, поскольку интересы научно-технического прогресса для них важнее личное обогащение.
Т. Веблен предполагал, что в будущем состоится забастовка инженеров, который приведет к "параличу старого порядка" и установления "нового порядка". Паралич экономики заставит "праздный класс" отступить, а власть перейдет к инженерно-технической интеллигенции - технократов, которые начнут преобразования индустриальной системы на новых началах. Веблен утверждает, что достаточно объединиться незначительному числу инженеров (вплоть до одного процента их общего числа), чтобы "праздный класс" добровольно отказался от власти. Индустриальная система, по замыслу Т. Веблена, не будет служить интересам "абсентеїстських владельцев", то есть монополистов, а интересам всего общества. Таким образом, считал Т. Веблен, в "борьбе за существование", а, следовательно, в процессе естественного отбора социальных институтов будет реализовываться эволюция общественного строя в направлении его совершенствования.
Однако, по мнению Т. Веблена, социализация собственности нужна только там, где паразитизм высших слоев особенно сильно тормозит технический прогресс. Описывая свой социальный идеал, Т. Веблен делал упор на проблемах управления, а не на собственности. Он считал, что в условиях высокоразвитого капитализма, на стадии господства финансиста, акционерная форма превращает большую капиталистическую собственность в нечто "абсентеїстське" (intangible).
Направление главного острие вебленівської критики против интересов самой буржуазии объясняется тем, что Веблен стоял на левом фланге мировой экономической мысли и был идеологом радикально настроенной интеллигенции. Но Веблен не был американским Марксом, каким его считали многие современных ему идеологов благодаря критическим взглядам и мнениям.
Одновременно следует отметить, что творчество Т. Веблена никого из современников не оставила равнодушным, и в экономической науке представлены разнообразные по своей тональности отзывы. Так, представители консервативных и умеренных кругов критиковали Т. Веблена за чрезмерно резкое и негативную, по их мнению, оценку крупного бизнеса, за нереалистичность его прогнозов относительно исчезновения кредита (и банкиров) в недалеком будущем, что "отживает свой век".
Представители левых кругов, наоборот, прибегали к наивысших оценок Т. Веблену за сокрушительную критику денежной системы, за разоблачение "бездеятельного класса" и "абсентеїстської собственности" как основы его существования.
Т. Веблен вошел в историю как глубокий аналитик многих новых экономических процессов конца XIX - начала XX вв., и прежде всего таких, как:
переход экономической власти в финансовых магнатов;
приумножение финансового капитала путем манипулирования фиктивным капиталом;
растущий отрыв капитала-функции от капитала-собственности;
усиление роли технического прогресса и др.
Но как убежденный сторонник меновой концепции Т. Веблен причину глубоких социальных противоречий усматривал в несовершенстве сферы обращения, в то время как противоречия в сфере производства считал второстепенными и несущественными.
Важной составляющей теоретического наследия Т. Веблена было обоснование технологической концепции, разработка и использование принципа технологического детерминизма, который как важный методологический принцип широко используется современными представителями социально-институционального направления экономической мысли.
Дальнейшее развитие теории эволюции "индустриальной системы" Т. Веблена, которая не прошла бесследно для лівореформаторського крыла американской экономической мысли, осуществили известный современный экономист этого направления Дж.К. Ґелбрейт, футурологи Е. Тоффлер, Г. Хейлбронер и др. Мысль Т. Веблена о том, что технические, экономические, психологические, биологические и другие факторы всегда взаимодействуют между собой, но в ходе эволюции общества главным становится техника, технология, в современной экономической науке получила дальнейшего развития и конкретизации.



Назад