Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

2.1. Особенности менеджмента в банковской сфере


Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности коммерческого предприятия, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Иначе говоря, менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.

Итак, банковский менеджмент - это управление банком в условиях рынка, что означает:

• ориентацию банка на спрос и потребности рынка, на запросы клиентов и организацию таких банковских продуктов и услуг, которые пользуются спросом и могут дать банку запланированная прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности банковской деятельности с целью уменьшения расходов и получения оптимальных результатов;

• корректировка целей, задач и программ банка в зависимости от конъюнктуры рынка;

• необходимость использования современной информационной базы (компьютерных сетей и связей с валютной и фондовой бирж, другими кредитно-финансовыми институтами) с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений;

• рациональный подбор персонала и его эффективное использование.

Термин «менеджмент» по своей сути является синонимом термина «управление», однако не в полной мере. Термин «управление» гораздо шире, поскольку используется в отношении различных видов человеческой деятельности в различных сфер деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); в органы управления (подразделения в государственных и общественных организациях, предприятиях, объединениях). Термин «менеджмент» - это управление социально-экономическими процессами на уровне предприятия, фирмы или банка, действующих в рыночных условиях. Термин «менеджмент» (management) американского происхождения и на русском языке не переводится дословно.

Рассматривая суть понятия «банковский менеджмент», важно уточнить некоторые положения, которые входят в его состав.

Банковский менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер может не иметь капитал в банке, в котором работает. Он может владеть акциями банка, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Работа менеджера - это производительный труд, что возникает в условиях комбинирования высокотехнологичного банковского процесса с высоким уровнем специализации работников и обеспечивает связь и единство всего процесса банковской деятельности на уровне банка в целом, филиала или отделения.

Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров банков, сложностью банковских технологий, необходимостью профессионального владение управленческими навыками. В современных условиях все решение финансовых, организационных и экономических вопросов готовятся и принимаются профессионалами в сфере организации управления, которые осуществляют также надзор и контроль за выполнением принятых решений.

Под банковской деятельностью в определении банковского менеджмента понимается деятельность банка с целью получения прибыли. Содержанием банковской деятельности является обеспечение банковского процесса всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом, (например: разработка и совершенствование банковских технологий, обеспечение необходимого уровня банковских продуктов и услуг, выполнение всех видов банковских операций, материально-техническое оснащение для осуществления банковской деятельности, обеспечение персоналом, поддержание ликвидности и доходности банка).

Банковская сфера требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разных источников, добиваясь повышения эффективности и получения максимально возможного результата при минимальных затратах.

Определение целей деятельности банка на ближайшую и дальнейшую перспективы - это основное в менеджменте (managementbyobjectives). Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей банка и обеспечение их соответствующими ресурсами.

Различают общие и специфические цели. Общие (стратегические) цели отражают концепцию развития банка в целом, специфические - разрабатываются в рамках общих целей из основных видов банковской деятельности.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предусматривает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, которое осуществляется в процессе управления, при условии, что группа сотрудников направляет свои усилия на достижение общих целей на основании соответствующей мотивации их труда.

Банковский менеджмент имеет свой собственный экономический механизм. Механизм банковского менеджмента состоит из трех звеньев:

• внутрибанковское управления;

• управление операциями;

• управление персоналом.

Использование механизма банковского менеджмента направлено на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе банковской деятельности. Механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением банковской деятельности в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Звенья механизма банковского менеджмента представлены в таблицах 3, 4, 5.

Конечная цель банковского менеджмента - обеспечение прибыльности в деятельности банка путем рациональной организации производственного процесса, включая управление банком и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования банка, исходя из того, что прибыль - это не причина существования банка, а результат его деятельности, который в итоге определяет рынок. Прибыль создает гарантии для дальнейшего функционирования банка, поскольку только прибыль и его накопления в виде разнообразных фондов дает возможность ограничивать и преодолевать риски, связанные с функционированием банка.

Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения положения конкурентов на рынке, условий и форм финансирования, состояния конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, условий международных экономических отношений. Отсюда - постоянное наличие риска. Целью банковского менеджмента в таких условиях является постоянное управление рисками не только теперь, но и в будущем. Для этого необходимо наличие определенных резервных средств и предоставления менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Одним из важнейших компонентов банковского менеджмента является управление предпринимательской средой банка. Банк действует в очень меняющихся условиях, вызванных разнообразием отношений, которые складываются между ним и различными экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и образует понятие предпринимательской среды банка, которое во многом определяет характер деятельности банка и должна в обязательном порядке быть изучено в процессе проведения маркетинговой работы банка. Рассмотрение предпринимательской среды банка проводится в двух направлениях: анализ микросреды и анализ макросреды.

Как показано на рис. 1 микросреда банка состоит из взаимоотношений внутри самой организации, а также с поставщиками, посредниками, конкурентами, клиентами и контактными аудиториями.

Внутрибанковские отношения зависят не только от внутренней культуры, но и от его формального и неформального организационной структуры. На рис. 1 внутренние взаимодействия показаны условно, поскольку разные банки имеют различную организационную структуру. В процессе деятельности банка его структурные подразделения вступают в разнообразные отношения между собой. От степени их развития зависит успех в достижении поставленных перед банком задач. Поэтому менеджмент при изучении микросреды должен иметь это в виду.

Таблица 3. Принципиальная схема управления внутрибанковского

Принципы

Функции

Экономические методы

1. Централизация в управлении

1. Маркетинг

1. Коммерческий расчет

2. Децентрализация в управлении

2. Планирование

2. Внутрибанковский расчет

3. Сочетание централизации и децентрализации

3. Организация

3. Цены и механизм ценообразования

4. Ориентация на долгосрочные цели развития

4. Контроль и учет

4. Финансовая политика и ее важнейшие инструменты

5. Демократизация управления

5. Организация

5. Профессионализм в деятельности комитетов

Таблица 4. Принципиальная схема управления операциями

Проведение научно-исследовательской работы

Обеспечение развития

Обеспечение сбыта

Организационная структура

1. Разработка научно-технической политики банка

1. Разработка и обеспечение политики из важнейших направлений деятельности

1. Разработка сбытовой политики банка

1. Функциональная

2. Разработка и внедрение новых продуктов и услуг

2. Развитие банковских технологий

2. Выбор каналов и методов сбыта продуктов банка

2. Линейно-функциональная

3. Организация научно-технической деятельности

3. Обеспечение материально-техническими ресурсами

3. Организация сбыта

3. Проблемно-целевое управление

 

4. Повышение качества и конкурентоспособности

 

4. Матричная структура Дивізіональна

 

5. Повышение производительности труда

 

5. Программно-целевое управление

Таблица 5. Принципиальная схема управления персоналом

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление, взаимоотношения в коллективе

Социально-психологические аспекты управления

1. Принципы подбора и расстановки персонала

1. Формы оплаты труда

1. Привлечение работников к управлению

1. Мотивация труда и творческой инициативы

2. Условия найма и увольнения

2. Пути повышения производительности труда

2. Разграничение персонала отделов и их функций

2. Организационная культура банка

3. Обучение и повышение квалификации

3. Поощрительные системы оплаты труда

3. Взаимоотношения в коллективе

3. Влияние управления персоналом на деятельность банка

4. Оценка персонала и его деятельности

 

4. Взаимосвязь с профсоюзами

 

pic

Рис. 1. Микросреда банка (на примере АКБ «Надра»)

Еще одним элементом микросреды банка являются отношения, складывающиеся с клиентами. Эти отношения, их развитие и взаимовыгодность во многом определяют успех деятельности банка. Как известно, клиенты делятся на корпоративных и физических лиц. Отношения с каждой из этих групп строятся на специфических принципах, которые обусловлены ориентацией банка на обслуживание того или иного вида клиентов.

Отношения с контактными аудиториями также оказывают определенное влияние на действия банка. Принято выделять пять основных групп контактных аудиторий, к которым относятся: финансовые организации, средства массовой информации, государственные учреждения, общественность, собственные работники банка. В принципе, отношения банка с контактными аудиториями практически не отличаются от таких отношений в любой другой сфере деятельности.

Понятие макросреды банка состоит из более широкого спектра отношений учреждения с силами, которые составляют ее внешнее окружение. Глобализация такого рассмотрения осуществляется с учетом основных факторов демографического, экономического порядка, а также природных, научно-технических, политических и культурных факторов. Схематично все эти взаимодействия показаны на рис. 2.

pic

Рис, 2. Макросреда банка

Следовательно, только в результате тщательного анализа микросреды банка с обязательным учетом всех факторов макросреды можно составить представление о предпринимательской среде банка. Понимание его и управление указанными взаимосвязями - одна из важнейших задач банковского менеджмента.



Назад