Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

2.2.1. Принципы организационного построения банка


Способы организации и структура любой компании определяются предметом ее деятельности, ее общественно-экономической сущностью, ее целями и ее историей.

В общем виде предметом деятельности банков является обслуживание финансовых операций субъектов экономических отношений. Для детального рассмотрения предмета деятельности банка необходимо как можно полнее перечислить эти операции и определить при этом роль банка. Ограничимся для целей данной главы наименованием основных типов операций коммерческих банков: расчетные и кассовые операции (ведение счетов), платежные операции, депозитные (хранительные) операции, кредитные операции, операции с ценными бумагами. Структура и организация деятельности любого банка должны позволять осуществлять все эти операции. Это требование, как правило, напрямую отражается в структуре банков, определяя названия банковских подразделений: касса, управления расчетных операций (операционное управление), кредитное управление, отдел депозитных операций, отдел международных платежей, департамент операций с ценными бумагами и т.д.

Коммерческий банк, в отличие от большинства компаний других типов, обнаруживает не одну, а множество общественно-экономических сущностей. Во-первых, банк является инструментом осуществления финансовых операций субъектов экономических отношений. Например, проводя расчеты между клиентами, банк лишь обслуживает их соглашения, оставаясь непричастным к мотивов их осуществления и к их результатов. Во-вторых, банк сам является субъектом экономических отношений. Так, выдавая кредиты, банк вступает в соглашения со своими клиентами, самостоятельно принимает решение об их проведении, заботится о результате проведения операции (возврат займа и процентов). В-третьих, банк является накопителем средств. Принимая их от населения за помощью депозитов, интегрируя остатки на расчетных счетах клиентов, получая в управление (траст) активы компаний и частных лиц, банки создают, накапливают суммарный финансовый потенциал, который может быть использован для достижения целей, не связанных с накоплением - в строительстве, в производстве, в сфере услуг, в торговле. По-четвертых, направляя средства в кредитование или пополняя портфель ценных бумаг, выбирая заемщиков, банк является распределителем средств. По-пятое, банк является информационным центром. Информация об операциях клиентов, их состояние, события на денежных и товарных рынках накапливается банком и используется им для принятия решений об осуществлении тех или иных операций. Перечисленные банковские единицы определяют возможность, а в некоторых случаях и необходимость создания банковских подразделений, которые их обслуживают.

Цели коммерческого банка, делятся на стратегические и тактические, долгосрочные и краткосрочные, общие и локальные. Для своего достижения, как правило, они также требуют создания соответствующих банковских подразделений. На руководстве таких подразделений лежит ответственность за достижение этих целей. Достижения или видоизменение целей чаще всего приводит к реорганизации этих подразделений. Следует отметить, что и само целеполагания часто требует создания такого штабного подразделения, которое позволяет акционерам и руководству банка эффективно ставить и фиксировать разнообразные задачи, определяющие развитие банка.

История развития банка также сильно влияет на способ организации работы в нем и его структуре. Небольшие банки, обслуживающие потребности финансово-промышленных групп, как правило, отражают черты управления, принятые в материнских компаниях. Узкоотраслевые банки часто содержат специализированные подразделения, названия и предмет деятельности которых отражают отраслевую принадлежность их клиентуры. Банки, которые ориентируются в основном на индивидуальное обслуживание нескольких крупных клиентов, обычно не имеют разветвленной филиальной сети. Универсальные банки стремятся иметь большое количество филиалов и для управления ими создают соответствующие дирекции. На структуре банков отображается финансовое состояние, причастность к обслуживанию государственных программ, географическое расположение головного офиса, образование и вкусы акционеров и управляющих.

Однако, хотя огромное количество названных выше или опущенных (для краткости) факторов влияния и определяют своеобразие и уникальность структуры управления каждого банка, существуют общие черты построения банковских подразделений, и могут быть сформулированы принципы организации коммерческих банков.

Основные принципы организационного процесса в банке такие:

• функциональное построение;

• соответствие целям банка;

• иерархия властных полномочий и уровней организации;

• совместные и скоординированные действия;

• рационализация управления;

• целостность и соответствие условиям внешней среды;

• обеспечение контроля;

• регламентация деятельности персонала;

• обеспечение оперативной и достаточной информацией.

Конечной целью формирования структуры банка является целесообразность и рациональность управления всем комплексом банковской деятельности, повышение качества услуг, предоставляемых клиентам банка, производительности труда банковских работников, обеспечение прибыльности банка.

Учитывая четко определенную цель, банковская структура не может быть застывшей, а наоборот - должно видоизменяться, быть динамичной.

Во-первых, банку необходимо приспосабливать свою структуру на будущее - до того банка, который должен быть создан в соответствии со стратегией его развития. В сложившейся структуре вызревают контуры тех отделов, управлений, секторов, что в перспективе будут созданы в интересах реализации стратегических задач развития банковской деятельности. Постепенно из групп сотрудников могут создаваться сначала сектора, затем отделы и (при необходимости) управления.

Во-вторых, подвижность структуры может быть продиктована изменением текущих задач. Анализ банковского рынка обнаруживает нерентабельности развития одних и высокую рентабельность других операций. Понятно, что это должно привести к сокращению (иногда до полного свертывания) деятельности отдельных отделов и серьезного расширения других. В связи с новыми направлениями своей деятельности банк должен менять устоявшиеся реальности, ревизовать кадровый потенциал, определять потребности в новых сотрудниках.



Назад