Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

2.2.4. Организация управления региональной сетью банка.


Формирование региональной сети коммерческого банка осуществляется для достижения этим банком определенных целей: увеличение объема продаж банковских услуг, наращивание своего присутствия на данном региональном рынке банковского обслуживания своих клиентов в данном регионе и т.д. Однако в любом случае создание и развитие региональной банковской сети во всех случаях является звеном организационного процесса, а потому подчиняется закономерностям развития организационной структуры управления коммерческого банка.

Когда банк действует с большим географическим охватом, то в основу его организации может быть положен принцип региональной организационной структуры, что предполагает построение деятельности через сеть отделений, предлагающих услуги в различных регионах.

Рассмотрим формирование региональной сети коммерческого банка на примере акционерного коммерческого банка «Надра», который имеет немалый опыт формирования и развития региональной сети в Украине.

Формой подразделения, обеспечивающая управление филиалами АКБ «Надра», является постоянный штатное структурное подразделение - Дирекция региональной сети (ДРМ). Создание такого подразделения позволяет держать работу филиалов под постоянным контролем, целенаправленно передавать необходимую информацию, создавать соответствующие банки данных и т.д.

Основное назначение такого подразделения - интегрировать работу всех подразделений Головного банка в решении задач эффективного функционирования и развития региональных подразделений.

Эта роль предполагает осуществление трех функций - аналитической, организационной и контрольной, которые бы выполнялись естественно, с помощью специалистов основных подразделений банка. Аналитическая функция заключается в:

• постоянном изучении положения филиалов на рынке, качества и количества предоставляемых ими услуг, экономической эффективности их деятельности;

• выявлении проблем в работе филиалов и причин, которые порождают трудности;

• прогнозировании изменений на рынках с учетом украинских и мировых тенденций и информации о партнерах банка;

• формировании рекомендаций для отдельных (или всех) филиалов банка, утвержденными (при необходимости) руководителями (Правления или Совета) банка.

Организационная функция заключается в:

• при создании ДРМ информационных баз данных, необходимых для работы филиалов, а также данных о деятельности филиалов, необходимых руководству банка для оперативного и стратегического управления филиалами;

• формировании и корректировке механизмов взаимного информирования и принятия решений (которые нужно описать в «Положении о филиале банка»).

• создании и корректировке типовых положений и инструкций, содержащих основные функции, полномочия и обязанности филиалов и их сотрудников, на основе которых (вместе с правлением) разрабатывались и утверждались документы отдельно для каждого филиала с учетом их специфики (территориального положения филиала, особенностей кредиторов и заемщиков, зрелости руководства, подготовленности сотрудников и т.п.);

• разработке предложений и проектов приказов, распоряжений, постановлений правления и других решений, направленных на улучшение работы филиалов и их координации с головным офисом банка;

• обеспечении интеграции и координации усилий сотрудников разных подразделений банка для решения наиболее срочных и сложных задач, стоящих перед филиалами;

• подготовке и проведении организационных мероприятий, способствующих: обмена мнениями и информацией между специалистами, руководителями банка и филиалов; разработке согласованных решений заседаний самого комитета, а также информационных, инструктивных и координационных совещаний, связанных с работой филиалов; подготовке методических и информационных материалов и т.д.

Контрольная функция:

• сбор информации о деятельности филиалов и приведение ее к форме, пригодной для принятия решений;

• проверка работы филиалов по вопросам, которые обсуждались на заседаниях комитета и заседаниях правления банка;

• влияние на подразделения банка по выполнению рекомендаций комитета и решений правления, связанных с работой филиалов.

Структура подразделения, которое руководит работой региональной сети банка, строится по функциональному признаку. Дирекция региональной сети АКБ «Надра» имеет следующую структуру (рис. 5).

 

 

Каждое из управлений осуществляет управление и контроль региональной сетью за своими четко определенными функциями:

финансово-экономическое управление осуществляет контроль за финансовыми показателями региональных подразделений, осуществляет взаимодействие региональной сети с финансово-экономическим департаментом Главного банка, реализует функцию трансферта ресурсов, как между головным банком и региональными подразделениями, так и внутри региональной сети;

управления клиентской политики несет в себе функции реализации клиентской политики банка, методологии продвижения услуг банка, комплексного анализа внешней и внутренней среды региональной сети, коммуникации подразделений региональной сети с профильными подразделениями Головного банка;

управление развития филиальной сети, лицензирования и контроля отвечает за подготовку, оформление, регистрацию и открытие региональных подразделений по всей региональной сети.

Развитие региональной сети АКБ «Надра» на данный момент показывает, что существующая схема управления уже не отвечает современным требованиям рынка. Требования к скорости принятия решений, гибкости тактических решений на местах и одновременно монолитности в осуществлении стратегических решений всего банка приводят к необходимости изменения существующей структуры управления региональной сетью АКБ «Надра» на основе создания региональных центров ответственности. В настоящее время в банке создаются условия для перехода к новой схемы управления региональной сетью. Новая схема управления предусматривает появление новой структурной единицы - «межрегионального центра», основной функцией которой будет управление деятельностью подчиненных региональных управлений, а также определение направлений стратегического развития. Создание межрегиональных центров сделает возможным реализацию принципа «хозрасчетного планирование», то есть обеспечение разумного «сопряжения центрального руководства по инициативе местных звеньев» экономической структуры.

Система управления финансовыми инструментами RETAIL-BANK АКБ «Надра» является составной частью комплексной системы управления финансами АКБ «Надра» и представляет собой структурированную систему лимитов и нормативов, согласованных с числовыми параметрами.

Инструментом реализации данной системы является ежедневный мониторинг и контроль установленных лимитов и нормативов с целью эффективного управления финансовыми потоками и рисками, своевременного выявления и прогнозирования опасных тенденций развития событий, а также принятия предупредительных мер.

Принятие решения об установлении числовых значений и изменение структуры лимитов и нормативов RETAIL-BANK АКБ «Надра» носит коллегиальный характер и осуществляется на заседании Комитета по управлению рисками, активами и пассивами (КУРАП) после процедуры согласования в профильных подразделениях RETAIL-BANK и Головного банка.



Назад