Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

3.2. Выбор банка клиентами


В отечественном финансовом пространстве вкладчик принимает решение чаще всего интуитивно, реагируя скорее на слух, чем на факты. Подобная ситуация в некоторых случаях может стать губительной для любого процветающего банка. При этом достаточно лишь грамотно спланировать распространения негативных разговоров о банке врага. Интересно, что такая практика уже имела «успех». В условиях, когда получить объективную информацию неоткуда, клиенты легко поддаются панике, а для банка паника в рядах вкладчиков - одна из наиболее серьезных проблем.

Для того, чтобы сделать правильный выбор, потребитель банковских услуг должен уметь ориентироваться на рынке, сопоставлять услуги различных банков с точки зрения их цены и качества.

Сначала клиент может узнать о банке от друзей, знакомых, коллег по работе, с рекламного объявления от работников самого банка. Выбор банка может быть продиктован тем, что его офис находится близко к месту проживания клиента или к месту работы; тем, что услуги банка относительно дешевые, он имеет высокую репутацию в городе, районе; тем, что предлагает такие услуги, которых нет в других местных банках.

Проведенные в разных странах исследования мотивов выбора банков клиентами показывают, что на первое место последние ставят количество и качество предоставляемых банком услуг, далее - цену таких услуг в данном банке (например, процентные ставки по вкладам населения, депозитам, кредитам), скорость проведения операций, и только на последнее место то, что клиент пользовался услугами этого банка ранее. Такое расположение мотивов повышает значение тех факторов, которые носят не только экономический, но и психологический характер: время приема, время ожидания, тон обращения и беседы работников банка, уровень их внимания и др.

Рассмотрим основные мотивы, которые побуждают клиента к приобретению банковских услуг.

1. Прибыль или экономия. Получение прибыли является важным мотивом обращения к услугам банка. Для потенциальных клиентов большое значение имеет уровень процентных ставок.

2. Эластичность услуг. Особым вниманием у клиентов пользуются эластичные (гибкие) услуги, которые могут быть приспособлены к потребностям, которые меняются.

3. Качество услуг. При выборе услуг клиент ориентируется, как правило, на цену или стоимость услуг.

4. Скорость. Клиент всегда заинтересован в повышении скорости предоставления необходимых услуг и получении прибыли.

5. Безопасность. Клиенты серьезно заинтересованы в безопасности своих средств и стремятся полностью полагаться на банк в сбережении своих взносов.

6. Гарантированное обслуживание.

7. Удобство. Одним из второстепенных мотивов при выборе банка является организационная удобство и/или полезность его месторасположение.

8. Репутация и ощутимая техническое мастерство. Это один из важнейших мотивов как при выборе банка, так и при оценке целесообразности приобретения тех или иных продуктов/услуг конкретного банка.

При определении банка, который предлагает, например, оптимальные условия относительно вложения средств на депозитные счета, потенциальный вкладчик, во-первых, должен четко осознавать цель вложение средств и основные требования к этой инвестиции с позиций соотношения доходности, ликвидности и риска, удобства сроков и наличия дополнительных услуг.

Для ориентирования в вопросах доходности, срочности, пакетного обслуживания и других характеристик конкретных депозитных услуг, в принципе, достаточно изучить рекламные предложения отдельных банков или проанализировать сводные рейтинги специализированных организаций (данные Ассоциации украинских банков, газеты «Бизнес», отечественных финансовых порталов Интернета и др.).

Что же касается ликвидности и рискованности, здесь ситуация несколько усложняется и требует более основательного подхода.

К сожалению, большинство юридических и физических лиц, впервые выбирая банк или по разным причинам изменяя его, ориентируются прежде всего на субъективные факторы (рекламу, личные связи среди менеджмента банка и др.) и практически не обращают внимания на объективные финансовые показатели банка. Поэтому первым шагом в этом направлении должна быть хотя бы поверхностное ознакомление с балансами избранных при предварительном отборе банков.

Среди значительного количества существующих показателей финансового «здоровья» банка можно выделить основные параметры: активы, прибыль, капитал.



Назад