Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

5.1. Сущность бизнес-планирование


В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они не представляют, насколько наличие удачного бизнес-плана способна помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предприятие тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия. Наверное в этом процессе окажется множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить большое внимание. Там, где с такими проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от начинания еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать деятельность организации на ближайший И отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка И возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

• определить конкретные направления деятельности банка, целевые рынки И место банка на этих рынках;

• сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели банка, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

• выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены банком потребителям. Оценить затраты по их созданию и реализации;

• выявить соответствие существующих кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявленным требованиям для достижения поставленных целей;

• определить состав маркетинговых мероприятий банка по изучению рынка, рекламы, стимулирования продаж, ценообразование, каналов сбыта и т.д.;

• оценить финансовое положение банка и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

• предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Основные функции бизнес-плана представлены в таблице 10.

Таблица 10. Основные функции бизнес-плана

БИЗНЕС-ПЛАН

Внутренняя среда

Внешняя среда

Разработка стратегии (концепции) развития банка, конкретизация отдельных направлений ее деятельности

Разработка и осуществление проектов создания новых продуктов (услуг)

Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала банка и выявления резервов

Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретение оборудования

Подбор новых и переобучение собственных работников

Контроль за финансовыми результатами деятельности банка

Меры по снижению степени риска в деятельности фирмы

Формирование благоприятного имиджа банка

План мероприятий по предупреждению банкротства и выхода из кризисных ситуаций

Подготовка и проведение собрания акционеров банка

Привлечение инвестиций для реализации проектов

Обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получения средств из централизованных источников

Получение внешнего финансирования

Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке

Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности

Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп

Планирование деятельности банка за помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в частности:

• заставляет руководителей фундаментальное изучить перспективы банка;

• позволяет осуществить более четкую координацию усилий, принимаемых для достижения поставленных целей;

• определяет показатели деятельности банка, необходимые для последующего контроля;

- побуждает определить свои цели и пути их достижения;

• делает банк более подготовленным к внезапным изменениям рыночных ситуаций;

• четко формулирует обязанности и ответственность всех руководителей банка.

Главное преимущество бизнеса-планирования заключается в том, что правильно составленный такой план даст перспективу развития банка, то есть в итоге, даст ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных вопросов, как:

• подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;

• обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

• открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;

• перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

• составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизированных и частных фирм;

• выход на внешний рынок и привлечения иностранных инвестиций.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, то есть степень детализации его может быть очень разной. В одном случае бизнес-план требует менее объемного проработки, часть разделов может быть вообще отсутствует. В другом - бизнес-план нужно разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана важно участие в этом процессе принадлежит именно менеджеру. Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько существенна, что много иностранных банков и инвестиционных фондов вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом «со стороны», а руководителем только подписан.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 лет. Для первого и второго годов основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а по возможности даже в помесячном разрезе). Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями. Следовательно, основным звеном в управлении банковской деятельностью выступает составления бизнес-плана, в котором формулируется политика банка в целом и в основных сферах его деятельности, в частности в отраслях кредитного, депозитного, инвестиционной деятельности, в работе с клиентами, относительно развития сети банков-корреспондентов, создание отделений, филиалов и т.п. - то есть непосредственно в сфере маркетинга.

Бизнес-план всегда носит сугубо индивидуальный характер. Его используют в конкретных особенностей и потребностей данного банка в зависимости от разработки плана, состоящего на момент политического и экономического состояния страны, состояния законодательства, а также особенностей межбанковской конкуренции. В плане учитываются результаты деятельности банка за предыдущий период. Можно рекомендовать следующую структуру бизнес-плана коммерческого банка.

И. Общая часть

1. Обзор политического, экономического и правового положения страны.

2. Анализ конкурентоспособности банка на рынке.

3. Исследование результатов деятельности банка за предыдущий период.

II. Бизнес-план

1. Основные цели и приоритеты банка на будущий год. Задачи в области маркетинга.

2. Программа практической реализации намеченного (приводится привязка к подробных планов подразделений).

III. Ресурсы.

1. Персонал.
2. Рабочие помещения.
3. Акционерный капитал.
4. Другое.

Бизнес-план представляет собой документ, который формируется в банке с целью осуществления эффективного управления ресурсами, обеспечения получения максимальной прибыли при условии сохранения устойчивости банка, на основании которого принимаются решения руководством банка. Бизнес-план является загальнобанківським документом и состоит из финансовой и организационной частей.

При этом под финансовой части бизнес-плана банка понимается система финансовых показателей работы банка, построенная на период исполнения бизнес-плана, что служит эталоном для финансовых показателей в будущем при принятии управленческих решений.

Под организационной частью бизнес-плана банка понимается система мероприятий, запланированных к осуществлению на период исполнения бизнес-плана, с помощью которых станет возможным выполнение финансовой части бизнес-плана.

Для разработки финансовой части бизнес-плана оценивают такие элементы, которые составляют структуру плана:

• план прироста пассивов банка - содержит запланированную динамику изменения ресурсной базы банка на период исполнения бизнес-плана;

• плановые структуры пассивов и активов, а также доходов и расходов по подразделениям банка - содержат состав плановых показателей (величину, доходность (себестоимость), удельный вес в общей структуре, процент прироста (снижения)) по каждой категории ресурсов, а также вложений банка. Плановые структуры состоят на период исполнения бизнес-плана и рассчитываются в виде среднемесячных значений;

• платежный бюджет доходов и расходов - содержит сводные показатели за доходами и расходами банка на период исполнения бизнес-плана;

• план доходов, получаемых без отвлечения ресурсов, содержит плановые показатели (величину, удельный вес в общей структуре), определяющие планируемую структуру доходов, для получения которых не предусматривается выделение ресурсов;

• план расходов, понесенных не по привлечению ресурсов, содержит плановые показатели (величину, удельный вес в общей структуре), определяющие планируемую структуру расходов, связанных с основной деятельностью банка, но не связанных с оплатой привлеченных ресурсов;

• планируемая структура «платных» пассивов - содержит показатели распределения ресурсов банка (величину, себестоимость, удельный вес в общей структуре) по категориям поступления средств для целей расчета планируемых процентных расходов для формирования бюджета банка;

• планируемая структура «работающих» активов - содержит показатели размещения ресурсов банка (величину, доходность, удельный вес в общей структуре) по категориям вложений для целей расчета планируемых процентных доходов для формирования бюджета банка;

• плановый смету расходов - содержит расшифровку сумм расходов, не связанных с основной деятельностью банка и преследует основную цель - расчет планируемых непроцентных расходов.

Для разработки организационной части бизнес-плана прорабатываются такие элементы:

• организационные планы по подразделениям - содержат перечень намеченных на срок действия бизнес-плана мероприятий, обоснование необходимости их осуществления, а также сроков их выполнения;

• сводный организационный план по банку - содержит сводный перечень намеченных подразделениями банка мероприятий.



Назад