Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

5.3. Методы прогнозирования показателей бизнес-плана банка


При прогнозировании показателей бизнес-плана банка используют такие методы.

1. Прогнозирование значение показателя на будущий период.

Среднее арифметическое. Метод «среднего арифметического» применяется в случае, если логически предположим, что показатели, полученные в прошлом, могут возникнуть и в будущем (то есть не обнаружено факторов, влияние которых повлек бы существенное отклонение ожидаемого показателя от ранее полученного).

Средневзвешенная оценка. Поскольку изменения показателя в предыдущие периоды частично были обусловлены случайными причинами, а частично - влиянием факторов, действие которых будет проявляться и в последующие периоды, логично предположить, что хорошим ориентиром при выборе способа взвешивания будут результаты неформального анализа всех известных факторов, которые могут объяснить имеющиеся расхождения показателей, наблюдавшихся (были получены).


2. Прогнозирование значений показателя для последовательности будущих периодов.

3. Методы неформального анализа.

Метод, основанный на жизненном цикле банковского продукта. Он представляет собой экспертный подход или суждение по аналогии с другим банковским продуктом, имеющим подобный жизненный цикл. Метод может быть использован как для прогноза на один период, так и для составления прогноза тренда. Ключевыми моментами являются определение текущего значения показателя (базовой величины), оценка степени развития банковского продукта, выбор продукта-аналога для суждения по аналогии.

Метод, основанный на экономическом цикле. Метод основывается на том, что значение планируемого показателя обусловливается главным образом общим состоянием экономики страны, финансовой и банковской систем. Ключевыми моментами е определения текущей стадии финансового цикла и выбор банковских учреждений-аналогов для использования данных о темпах прироста исследуемого и прогнозируемых показателей.

Метод, основанный на жизненном цикле банковских учреждений. Развитие банковской системы, как и других объектов хозяйствования, циклический. Обычной схеме является возникновение новых банков (как правило, с типичным набором банковских продуктов), высокий темп роста реализации предоставленных услуг в начальном периоде, достижения стадии экономической зрелости по прошествии определенного времени с параллельной стабилизацией объема реализации банковского продукта. На основании неизбежности такой схемы развития и строится прогноз. Ключевыми моментами являются определение стадии развития банка, выбор банка-аналога для определения предполагаемого момента «созревания» бизнеса и предполагаемых темпов прироста объемов реализации услуг.

Метод, основанный на моде. Представляет собой неформальный подход, ориентированный на максимально точное моделирование поведения клиентов. Метод используется для прогнозирования конкретного показателя (например, степени привлечение клиентов на один последующий период. Метод основывается на том, что не вся информация о состоянии рынка банковского продукта известна и анализируется потенциальными инвесторами, и их оценка будущего значение показателя будет строиться не как среднее арифметическое, а чисто подсознательно, на значении, которое чаще всего встречается (мода).

Метод, основанный на «темпе роста потребления». Этот метод может применяться для прогнозирования количества банковского продукта, реализуемого в условиях максимального потребления этого продукта, если известная доля рынка, принадлежащая данному банка в общем объеме потребляемого банковского продукта в стране, в регионе. Приемы для прогнозирования индивидуальные для каждого вида услуг. Необходимо учитывать, что доля рынка рассматривается не как постоянная величина, а как величина в динамике, то есть берутся во внимание возможные последствия конкуренции.

Одним из приемов, которые применяются для определения потенциальной доли рынка, является «конкурентный индекс». Он особенно подходит для определения доли рынка для бизнеса, далекого от инновации, где продукт реализации является традиционным.

Конкурентный индекс - отношение общего объема реализации банковского продукта к потенциальной годовой реализации этого продукта в каждом банковском учреждении.

Существует возможность с помощью неформального анализа оценить индекс для каждого вновь создаваемого или потенциального банка-конкурента, а также проводить анализ отдельных видов услуг.

Методы, основанные на экспертной оценке. Они основываются на опросе экспертов в сфере финансовой и банковской деятельности. При этом каждый эксперт дает свой прогноз. Собранные прогнозы прорабатываются статистическими методами или путем диалоговой процедуры обмена мнениями.

Плановые расчеты. Основываются на оценке потенциального объема реализации банковского продукта методами, в основе которых лежит темп роста потребления. Далее потенциальные объемы корректируются на возможные обоснованные потери.

Представим методический инструментарий расчета плановых показателей деятельности банка на примере оперативного планирования деятельности филиала банка.

Горизонт текущего планирования принимается в один год; плановый период - квартальный. Устанавливаются такие плановые показатели, максимально отражают эффективность работы подразделения:

1. Конечный прибыль, как итоговый показатель деятельности филиала.

2. Балансовая прибыль без учета конечного прибыли, отражает эффективность самостоятельной деятельности филиала.

3. Валовой доход без учета доходов от размещения центральным отделением привлеченных филиалом средств.

4. Доходы по отдельным статьям.

5. Общие расходы - отражают расходы, необходимые для обеспечения текущей деятельности филиала; сюда входят хозяйственные и операционные расходы.

6. Сумма средних остатков по счетам до востребования.

7. Средние остатки по депозитным вкладам - срочное привлечение.

8. Данные показатели дают общий объем привлечения, без разбивки по срокам, видам и т.д., что уже является задачей анализа.

9. Показатели развития - прирост клиентской базы с юридических и физических лиц, введение новых услуг и операций.

Плановые количественные показатели возможно рассчитывать с помощью нескольких способов. Наиболее простым является «регрессионный», то есть расчет путем экстраполяции от достигнутого уровня. В той же степени малообґрунтованою представляется ориентация показателей на результаты наиболее успешно действующих филиалов или опора на обязательства, взятые самими филиалами.



Назад