Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

6.4. Контроль за выполнением финансовых планов


Сформирована и утверждена финансовая модель и бюджет банка отражают показатели, которых необходимо достичь. Однако в процессе банковской деятельности могут возникать отклонения, то есть разногласия между запланированными и фактическими показателями. Для своевременного выявления отклонений и соответствующего реагирования периодически проводится контроль.

Контроль за выполнением финансовых планов, или бюджетный контроль - это процесс сопоставления фактических результатов с плановыми, анализ отклонений и внесения необходимых коррективов.

Следует заметить, что задача бюджетного контроля - обратить внимание менеджеров лишь на существенные отклонения, которые требуют детального анализа. Абстрагирование специалистов финансовых служб от незначительных текущих недостатков и концентрация внимания на стратегически важных направлениях обеспечивает максимально эффективное управление при отклонениях.

То есть, управление при отклонениях - это принцип управления, при котором менеджер концентрирует внимание только на существенных отклонениях от плана и не обращает внимания на показатели, которые выполняются удовлетворительно.

Контроль за выполнением финансовой модели и бюджета, а также управления при отклонениях осуществляются с помощью отчетов об исполнении, которые состоят планово-аналитическим подразделением и предоставляются менеджеру, ответственному за принятие соответствующих решений.

Отчет о выполнении - это отчет, в котором дается сравнение запланированных и фактических показателей и расчет отклонений с объяснением причин. Этот отчет состоит обычно ежемесячно.

Отклонения, отраженные в отчете о выполнении (финансовой модели, бюджета и т.д.), могут быть благоприятные (положительные) или неблагоприятные (негативные).

Благоприятными (положительными) есть отклонения, при которых фактический доход превышает запланированный, а фактические расходы меньше от бюджетных.

Неблагоприятными (негативными) есть отклонения, при которых фактический доход меньше от запланированного или фактические затраты больше от бюджетных.

Реакция менеджера на отклонения зависит от величины отклонений и их причин. Если несущественные отклонения, то менеджер может их игнорировать, то есть не изучать причины их появления. Значительные отклонения требуют детального изучения с помощью дополнительной информации. В зависимости от причин возникновения отклонения делятся на две группы:

• отклонения, возникшие в результате планирования;

• отклонения, что появились как результат деятельности.

Первые связаны с ошибками и просчетами в процессе составления прогнозов, определение функций доходов и расходов и т.п. Вторые являются результатом деятельности персонала или определенных действий.

В случае наличия значительных отклонений, в зависимости от их причин, возможны два альтернативных решения:

1) корректировка или пересмотр финансовых планов, если результаты контроля свидетельствуют о том, что дальнейшее выполнение их в таком виде нецелесообразно;

2) внесение соответствующих корректив в действия для достижения запланированных целей.

Таким образом, отчет о выполнении обеспечивает обратную связь, обращая внимание менеджера на существенные отклонения от ожидаемых результатов, что в свою очередь дает возможность осуществлять управление при отклонениях.

Впрочем, не всегда существенное отклонение по определенной статье бюджета возможно трактовать как однозначно негативное или позитивное: естественная сложность организации движения денежных потоков внутри банка обуславливает наличие запутанного механизма взаимосвязей и взаємообумовленостей между количественными и качественными характеристиками тех или иных аспектов банковской деятельности. Так, скажем, существенное превышение лимита на расходы для изготовления рекламно-сувенирной продукции может оказаться просто неизбежным через объявленной банком кампанию повышенных процентных ставок для населения, которая в свою очередь была вызвана неудовлетворительным уровнем наращивание ресурсной базы за счет привлечения средств корпоративных клиентов вследствие чрезмерной экономии на подготовку высококвалифицированных менеджеров-консультантов. Выходом из такой ситуации может стать внедрение одной из самых прогрессивных технологий современного банковского менеджмента - концепции контроллинга. Эта концепция предусматривает создание единой комплексной аналитической системы, которая бы охватывала все процессы, которые имеют место внутри управленческого контура банка, сочетая в себе основные функции финансового менеджмента - планирование, учет, анализ и контроль. Сочетание, например, таких функций как анализ и контроль позволит избежать упомянутых выше проблем с взаимным влиянием различных статей бюджета, поскольку такое развитие ситуации должен быть предусмотрен И смоделирован заранее, не дожидаясь появления отклонений. Тогда как обычный финансовый контроль и анализ позволят лишь выявить отклонения, а затем анализировать причины его появления.



Назад