Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

7.1.2. Организация расчетов в Украине


Межбанковские расчеты выступают составным элементом платежного механизма государства. В Украине реализуются сложившиеся в мировой практике общие принципы межбанковских расчетов.

К 1994 г. межбанковские платежи в Украине осуществлялись на основании авизо. В июне 1994 г. начались эксперименты по проведению расчетов через СЭП, в котором принимали участие 4 банка, а уже с 1 января 1995 г. авизо были отменены и все банки Украины перешли на работу в СЭП. Это позволяет завершать расчеты между банками в течение одного операционного дня.

Система электронных платежей Национального банка Украины (СЭП НБУ) - это общегосударственная платежная система, обеспечивающая осуществление расчетов в электронной форме между банковскими учреждениями и их филиалами как по поручению клиентов банков, так и по обязательствам банков друг перед другом на территории Украины. Межбанковские расчеты в СЭП возможны как в национальной, так и в других валютах, то есть в мультивалютном режиме.

СЭП представляет собой древовидную сетевую структуру, где на самом низком уровне расположены банки - участники электронных расчетов, на следующем уровне - региональные расчетные палаты, и на верхнем уровне - Центральная расчетная палата, которая осуществляет синхронизацию работы всех расчетных палат, обеспечивая функционирование СЭП в целом.

Система электронных платежей состоит из уровней:

1) прикладного программного обеспечения;

2) телекоммуникационной среды;

3) средств защиты информации;

СЭП основана на пакетном (off-line) режиме обмена информацией. Информация в СЭП передается между участниками в виде файлов. Файл - это совокупность записей определенной структуры и содержания, которое хранится на носители электронной информации (диск, жесткий диск и т.д.) и может передаваться по каналам связи.

Передачу файлов СЭП осуществляют программно-технические комплексы под названием «Электронная почта НБУ». К этой почты имеют доступ все банковские учреждения Украины. Каждый банк - участник СЭП имеет уникальный электронный идентификатор.

Кроме передачи платежных документов СЭП обменивается с банками-участниками разной технологической информации. В течение рабочего дня выполняется обмен пакетами платежных документов, квитанциями и контрольной информацией между банком и расчетной палатой.

Такая форма межбанковских расчетов предполагает открытие участникам расчетов корреспондентских счетов.

Консолидированный корреспондентский счет - это объединение средств коммерческого банка и его филиалов (или определенного количества филиалов) на корреспондентском счете, открытом в территориальном управлении НБУ для работы банка (филиала) в СЭП с соответствующей модели обслуживания консолидированного корреспондентского счета.

Учет движения средств ведется в областном управлении НБУ без разбивки вклада отдельных филиалов в изменении общего корсчета.

Способ обслуживания консолидированного корреспондентского счета в СЭП определяется такими характеристиками.

1. Количество уровней подчиненности головного банка и филиалов. Возможные варианты:

а) 1-й уровень - главный банк, 2-й уровень - филиала;

б) 1-й уровень - главный банк,

2-й уровень - региональные управления,
3-й уровень - филиалы региональных управлений.

2. Способ взаимодействия головного банка с филиалами (рассматривается взаимодействие с филиалами только ближайшего уровня). Возможные варианты:

а) главный банк имеет внутрибанковская платежная система (ВВС), прямым участником СЭП только главный банк;

б) главный банк и филиалы являются отдельными прямыми участниками СЭП. 3. Размещение головного банка и филиалов в административных регионах Украины. Возможные варианты:

а) в одном регионе;

б) более чем в одном регионе (по всей территории Украины).

В региональной расчетной палате (РРП) ведутся технические корсчета (ТКР) банков. ТКР филиала в начале каждого банковского дня принимаются равными нулю, а в течение банковского дня представляют собой дневной остаток (т.е. разницу и соответствующих начальных оборотов) данного филиала. ТКР для главного банка - это значение его реального корсчета на начало дня, полученный с ОДБ региональной расчетной палаты, плюс дневные остатки головного банка и его филиалов за данный банковский день.

Прием платежей от банков и получения ими платежей немедленно и одновременно отражаются на ТКР головного банка и на ТКР той филиала, что отослал/получил данный платеж.

Сеть расчетных палат Украины (МРП) обеспечивает взаимодействие между участниками расчетов: региональными расчетными палатами, центральной расчетной палатой (ЦРП). ЦРП выполняет функции РРП для банков, имеющих корсчета в операционном управлении НБУ.

Функционирование РРП происходит на базе существующей системы бухгалтерского учета и отчетности НБУ. Для обеспечения проведения расчетов через РРП открываются технические корсчета банков в РРП, а так же специальные балансовые счета в РРП и ОПЕРУ. Перечень этих счетов определяется специальным приложением НБУ.

К числу основных функций РРП можно отнести такие: своевременные выполнения межбанковских платежей по Украине; предоставление информационных услуг участникам электронных расчетов о текущем состоянии их счетов и ход выполнения платежных операций; ежедневное отражение текущих итоговых балансов участников расчетов на соответствующих корсчетах в НБУ; обеспечение НБУ оперативной статистической и контрольной информации о состоянии счетов в регионе; обеспечение сохранения банковской тайны и конфиденциальности платежей за помощью единых методов защиты; предоставление консультативных услуг по вопросам технического и технологического обеспечения.

Каждый принятый в РРП для обработки файл платежей проверяется на соответствие электронной подписи и расшифровывается. Затем проверяется соответствие контрольной информации (общая сумма платежей и количество документов), содержание файла. Для каждого документа файла выполняется логический контроль. Дебетовые платежи должны быть оформлены соответствующим образом. Если в процессе контроля были обнаружены ошибки, то формируется файл сообщение об отказе от обработки принятого файла с указанием причин отказа. Дальнейшая обработка файла с ошибками не проводится, ответственность при этом возлагается на предъявителя этого файла. Если ошибки не обнаружены, то проводится подокументна обработка файла по такой схеме.

1. Отображение платежной операции на соответствующей комбинации технических корреспондентских счетов РРП согласно схеме бухгалтерских проводок для межбанковских расчетов.

2. Фиксация платежной операции в базе данных с накоплением.

3. Передача исходного электронного платежного документа в соответствующий выходной файл, который формируется в данном сеансе.

После завершения обработки всех платежных документов формируется файл сообщение о завершении обработки. Все файлы обрабатываются в порядке получения. После завершения обработки все обработанные файлы закрываются электронной подписью, шифруются и помещаются в соответствующие почтовые ящики электронной почты, затем размещаются в зашифрованный архив. Дополнительно направляются файлы с информацией о состоянии технических корреспондентских счетов участников системы электронных расчетов и накопительные начальные и соответствующие обороты на данный момент.

После завершения работы с коммерческими банками в РРП выполняется расчет компенсационных платежей балансов участников расчетов по итогам дня, определяются итоги расчетов по техническим корсчетам с отображением их на корсчетах в соответствующем управлении НБУ. По завершении выполняются следующие процедуры: архивирование, формирование ночных оборотов коммерческих банков, подготовка корректирующих данных в список участников электронных расчетов.

По завершении операционного дня в РРП ежедневно по первоначальным электронными платежными документами программное формируется файл со всеми реквизитами этих документов и передается в ЦРП. ЦРП выполняет задачу «контроль МФО» по всей Украине и составляет отчет для всех РРП для дальнейшей квитовки.


Назад