Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

7.5. Банковский контроль валютных операций и расчетов


Построение структурной системы экономической стабильности является длительным процессом и предусматривает создание новых и усовершенствование уже существующих структур государственных органов власти, в функции которых входит обеспечение экономической стабильности и предотвращения угрозы национальной экономике. Мировой опыт показывает, что внутренний валютный рынок успешно развивается, как правило, при активной регулирующей участия государства и за активного контроля государственных органов за валютными операциями. На практике это реализуется через законы, регламентирующие важнейшие сферы деятельности государства и уполномочивают ее органы определенными контрольными функциями, согласно которых могут вводиться разного рода меры ограничительного характера для защиты экономики от криминальных элементов, а также негативного влияния со стороны других стран.

Даже поверхностный обзор годовых отчетов Международного валютного фонда «О конвертируемости и валютные ограничения», которые выходят с 1950 г. показывает, что в большинстве стран - членов Фонда все еще сохраняются многочисленные ограничения правового и/или фактического порядка, затрудняющих или запрещающие обмен национальной валюты на иностранную или подвергают переводы национальной валюты определенным ограничениям. В свое время почти все страны лімітували на определенное время международное движение платежей и капиталов. Даже США, что со времен Бреттон-Вудської конференции принадлежат к сторонников свободы международного движения платежей и капиталов, применяли с 1966 по 1974 год налог, который уравнивает («interest equalisation tax») на покупку иностранных ценных бумаг гражданами США. Целью этого налога было ограничение покупки иностранных ценных бумаг американцами.

Становление и развитие валютного рынка, особенно в странах с нестабильной экономикой, не возможно без эффективной системы контроля. Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов валютного контроля, направленная на соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Обеспечение государством соблюдения уполномоченными субъектами правовых норм при осуществлении валютных операций является гарантией законности соответствующей деятельности.

Интервенции на валютном рынке путем мобилизации государственных валютных резервов, манипуляции процентными ставками и использования международных рынков капитала - это лишь часть арсенала мер, рекомендованных различными международными организациями для того, чтобы противостоять дефицита внешних платежей и защищать курс валюты. Государство может также административными методами вмешиваться в обмен с зарубежными странами, централизируя все расчеты с заграницей при конвертировании национальной валюты в иностранную по курсу, определяемому органами государственной власти.

В Украине валютному контролю подлежат валютные операции с участием резидентов и нерезидентов. Этот контроль осуществляется также за исполнением резидентами обязательств по декларирования валютных ценностей и иного имущества, находящегося за пределами Украины.

Эффективность валютного контроля зависит в основном от качества информации, которой обладают соответствующие уполномоченные органы государства относительно торговых потоков, пакетов обязательств и долгов. Эта информация может обеспечиваться наличием в резидентов обязательств по осуществлению операций (или операции с нерезидентом) через уполномоченных посредников (банки), которые должны отчитываться при этом перед соответствующими государственными органами.

В соответствии с положениями Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» № 15-93 от 19.02.1993 г. (далее - Декрет № 15-93) органы, которые осуществляют валютный контроль, имеют право требовать и получать от резидентов полную информацию об осуществлении ими валютных операций, состояние банковских счетов в иностранной валюте, а также об имуществе, подлежащей декларированию в пределах полномочий, определенных ст. 13 настоящего Декрета. Согласно указанной статье органами валютного контроля в Украине являются:

1. Национальный банк Украины.

2. Уполномоченные банки.

3. Государственная налоговая администрация Украины.

4. Министерство связи Украины.

5. Государственный таможенный комитет.

В зависимости от своих функций указанные органы имеют различный объем полномочий в сфере валютного контроля.

Уполномоченные банки осуществляют контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами через эти банки. Государственная налоговая администрация Украины - финансовый контроль за валютными операциями, которые проводятся резидентами и нерезидентами на территории Украины, Министерство связи - за соблюдением правил почтовых переводов и пересылкой валютных ценностей через таможенную границу Украины.

Вопрос относительно ответственности за нарушение валютного законодательства регулируется ст. 16 Декрета № 15-93. В этой статье определено, что незаконные покупка, продажа, обмен или использование валютных ценностей в качестве платежа или залога, то есть осуществления этих действий без соответствующего разрешения (лицензии), если в соответствии с законодательством наличие такого разрешения (лицензии) обязательна, приводят к административной ответственности.

Как было сказано выше, уполномоченные банки контролируют валютные операции, осуществляемые резидентами и нерезидентами через эти банки, то есть на уполномоченных банках лежит ответственность за законность всех валютных операций, что делают его клиенты. Уполномоченные банки являются единственным негосударственным органом валютного контроля. Это связано с тем, что банк - это организация, основным назначением которой является посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам, от покупателей к продавцам, то есть практически весь денежный оборот в хозяйственном обороте происходит через банковскую систему, и ни один другой орган или организация не имеют такого оперативного и полного доступа к информации, связанной с оборотом средств. Учитывая такое монопольное положение банковской системы как единого организма в сфере расчетов и принимая во внимание объективные законы функционирования государства, основанные на возложении определенных обязательств на всех субъектов, на которых распространяется суверенитет этого государства уполномоченные коммерческие банки Украины возложены определенные обязательства за контролем своих клиентов. Банки обязаны прежде всего предотвращать проведению той или иной незаконной валютной операции, а если это не возможно, информировать уполномоченные государственные органы. Кроме того, специфика уполномоченных банков заключается в том, что они сами являются субъектами предпринимательской деятельности и активно делают валютные операции. Поэтому неслучайно в валютном законодательстве много внимания уделяется порядке осуществления операций коммерческими банками.

Для установления действенного контроля за выполнением расчетов в иностранной валюте уполномоченные банки при списании средств с валютного счета резидента обязаны требовать от последнего документы, подтверждающие правомерность операции. В случае, когда резидентом проводится предварительная оплата за продукцию, которая импортируется в Украину, уполномоченный банк регистрирует эту операцию в специальном журнале, в котором фиксируется дата перечисления средств, наименование поставщика продукции, дата и номер контракта, предельный срок поступления продукции из-за границы в пользу резидента, исходя из законодательно установленной даты и даты фактического поступления продукции, что ставится на основании реестров грузовых таможенных деклараций. После получения указанных реестров уполномоченные банки ждут от своих клиентов копию грузовой таможенной декларации для того, чтобы убедиться, что продукция поступила в полном объеме в соответствии с контрактом.

Экспортные операции резидентов фиксируются уполномоченными банками после получения реестров грузовых таможенных деклараций в аналогичном журнале с одновременным требованием от резидента копии контракта и копии товаросопроводительных документов, подтверждающих момент фактического перемещения груза таможенной границы Украины с целью последующего контроля за своевременным поступлением валютной выручки. Контроль осуществляется в соответствии с требованиями инструкции НБУ № 136.

В случае непоступления валютной выручки в установленный законодательством срок или продукции по импорту в Украину уполномоченные банки информируют органы Государственной налоговой администрации и Национального банка Украины.


Назад