Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

7.6. Перспективы развития международных расчетов


Причины развития процессов валютной интеграции в ЕС неотделимы от структурных изменений в мировой капиталистической системе хозяйства и эволюции ее валютных систем с начала 70-х годов.

Однако изменение соотношения сил в капиталистическом мире в пользу стран Западной Европы, рост их экономической мощи привели к выступлениям против валютной гегемонии США, что злоупотребляли статусом доллара как резервной валюты, поощряя внешнеэкономической экспансии американских монополий. Это послужило толчком к созданию Европейской валютной системы.

С 13 марта 1979 г. функционировала Европейская валютная система (ЄВС) в составе 8 стран «Общего рынка» (Германия, Франция, Бенилюкс, Италия, Ирландия, Дания).

Механизм ЄВС образовался из трех элементов: Европейской валютной единицы - экю; режима совместного колебания валютных курсов; Европейского фонда валютного сотрудничества.

Экю была составленной валютой, ее поддерживал «корзину» национальных валют стран Сообщества, причем доля каждого участника зависела от веса страны в совокупном валовом продукте и взаимной торговли.

Введение механизма поддержания валютных курсов и системы валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко - и среднесрочного кредитования, в которую входят такие элементы.

1. Система кредитов типа «своп» между центральными банками, чьи курсы валют достигли допустимых пределов.

2. Фонд краткосрочного кредитования (14 млрд экю в 1985 г.). Для каждой страны определена величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев.

3. Фонд предоставления среднесрочных кредитов на срок от 2 до 5 лет (в размере 11 млрд экю в 1985 г.).

Краткосрочное кредитование проводилось центральным банком без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставлялись при условии проведения экономической политики, одобренной Советом Министров ЕС на уровне министров финансов.

Позже фонды краткосрочного и среднесрочного кредитования были преобразованы в Европейский Валютный Фонд, который заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. в период первой попытки сообщества достичь экономического и валютного союза.

Новый этап в развитии западноевропейской интеграции - программа создания валютного и экономического союза, разработанный комитетом Же. Делора в апреле 1989 г.

«План Делора» предусматривал создание общего рынка, поощрение конкуренции в ЕС, координацию экономической, бюджетной, налоговой политики с целью сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и усовершенствование методов покрытия.

На основе «плана Делора» до декабря 1991 г. был произведен Маастрихтский договор о Европейском союзе, который предусматривал поэтапное формирование валютно-экономического союза.

Первый этап начался фактически в июле 1990 г. одновременно с полной отменой валютных ограничений по движению капиталов в ЕС. Основное внимание уделено сближению уровней экономического развития, снижению темпов инфляции и сокращению бюджетного дефицита.

Второй этап начался с января 1994 г. созданием Европейского валютного института во Франкфурте-на-Майне в составе управляющих центральными банками стран-членов.

Европейская рада, что проходила в декабре 1995 г. в Мадриде, подтвердила решение о введении единой Европейской валюты с 1 января 1999 г., что стало третьим, заключительным этапом. Участники совета решили отказаться от названия «экю», приняв вместо него евро, что стала единой, общей для всех членов Евросоюза, валютой.

Для введения евро в страны Европейского союза должны соответствовать следующим критериям.

1. Уровень инфляции не должен превышать 1,5% средний уровень трех стран - членов ЕС с наиболее низким уровнем инфляции.

2. Государственная задолженность должна составлять менее 60% от ВНП.

3. Государственный дефицит должен составлять менее 3% от ВНП.

4. В течение по меньшей мере двух лет должны соблюдать пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран - членов евро С.

5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать 2% среднего показателя для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

Технический переход предусмотрено в три этапа. На первом, с 1 января 1999 г. до 1 января 2002 г., на евро переводятся безналичные взаиморасчеты банков и корпораций, идет перечисление кредитов и вкладов, долгосрочных финансовых обязательств. В этот период вводится фиксированный курс обмена валют стран - участниц союза. На втором этапе, первое полугодие 2002 г., в наличный оборот вводятся банкноты евро и разменные монеты. В настоящее время национальные деньги, используемых в стране, остаются в употреблении параллельно с евро. С 30 июня 2002 г. евро станет единственным законным платежным средством в странах Европейского Экономического Союза (ЄЕС).

После 1 июля 2002 г., на третьем этапе, единственным законным платежным средством в федерации Европейских государств останется только евро.

Эмиссия и контроль за обращением наличных евро - ответственность будущего Европейского центрального банка (ЄЦБ). Пока подготовку к его введению и некоторые функции ЄЦБ выполняет Европейский финансовый институт во Франкфурте.

Цель введения единой валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласования экономических политик.

В настоящее время в 11 Европейских странах (Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания) введена общеевропейская валюта евро. Великобритания и Дания воздерживаются от вступления в Еврозону, а Греция и Швеция пока не отвечают всем необходимым условиям и экономическим критериям.

До 31 декабря 2001 г. евро было только в виде депозитных средств, в то время как национальные валюты стран-участниц продолжали выполнять свои функции наличных платежей и расчетов. Для безналичных расчетов евро и национальные валюты использовались одинаково.

В 2002 г. еще 6 стран присоединятся к Евросоюза: Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония и Кипр.

Необходимость введения новой валюты евро объясняется в первую очередь желанием экономически сильных Европейских государств реально противостоять влиянию доллара США как единственной мировой резервной денежной единицы. Введение евро позволит создать новую валютную зону, в которой все обменные и конверсионные операции на внутрішньоєвропейському валютном рынке стран - участниц Евро-зоны прекратятся. Существенные изменения произошли на денежном и фондовом рынках акций и облигаций. Ставка FIBOR (Франкфурт) была заменена EURIBOR.

Введение евро позволит значительно усилить роль и влияние Европейского рынка и Европейской валюты.

Денежная стабильность и рост экономических показателей в результате создания второго по величине рынке капиталов сделает Еврозону привлекательной для инвесторов.

Введение евро даст импульс для изменений в Европейской экономической и финансовой сферах и приведет к исчезновению многих барьеров на пути свободного передвижения товаров и услуг в рамках Европейского союза.

Однако наряду с явными преимуществами страны-участницы и их банковские системы на этапах перехода испытали ряд трудностей. К ним относятся как макроэкономические, финансовые и технологические проблемы. Среди них такие как:

• необходимость работы национальных платежных систем в реальном режиме времени;

• необходимость завершения операции в течение дня, безвідкличність платежей;

• растущая связь между наличными и ценными бумагами.

Все эти проблемы обязаны решать национальные системы расчетов в режиме реального времени (RTGS). Так же разработана специальная система, которая связала в одно целое все национальные системы RTGS стран-участниц - это система TARGET (Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer System).

TARGET (Транс'європейська система быстрых переводов в режиме реального времени) - ESCB (Европейская система центральных банков) - общая система для переводов с евро.

Пятнадцать Центральных Национальных банков (ЦНБ) стран Европейского союза (Бельгия, Германия, Дания, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Австрия, Португалия, Финляндия, Швеция и Великобритания) и Европейский центральный банк принимают участие или взаимодействуют с системой TARGET.

Каждый ЦНБ работает по системе RTGS в евро и применяет согласительный компонент. Европейский центральный банк оперирует с помощью собственного механизма осуществления переводов. Согласительный компонент - это общая инфраструктура и коммуникационный механизм, который дает возможность совмещения систем RTGS с индивидуальными внутренними потребностями, что гарантирует идентичную обработку и прохождения платежей других стран. TARGET имеет инфраструктуру, обеспечивающую срочность прохождения переводов между RTGS-системами.

Переводы могут быть на пользу банка (внутрибанковские) и в пользу третьих лиц (клиентские платежи). При нормальных условиях работы TARGET не облагает налогом минимальные или максимальные суммы платежей.

Рядом с использованием вышеупомянутых платежных систем банки могут использовать и коммерческие клиринговые системы. Одной из таких систем расчетов в Европе (кроме TARGET) является Банковская ассоциация ЕВРО (ЕВА) - система расчетов, созданная 50 коммерческими банками. Расчеты в системе производятся только в евро. Расчетные счета этих банков ведутся ЄЦБ. Каждый банк-участник устанавливает лимиты обменов с другими банками и тем самым гарантирует полное завершение взаимных расчетов на конец дня.

ЕВА - Европейская клиринговая система является связующим обязательством взаимодействия между коммерческими банками Евросоюза в случае если банки имеют:

• легальную операционную внутреннюю инфраструктуру, что позволяет принимать и получать сообщения, деноминированные в евро;

• процедуры ежедневного обеспечения расчетов по выполнению исходящих и входящих платежей в пользу клирингового банка.

Система ЕВА может быть использована для внутрибанковских и клиентских переводов.

Так же стоит отдельно остановиться на вопросе процесса курсообразования.

С 01.01.1999 г. европейские страны, которые не желают или не могут участвовать в экономическом и монетарном Євросоюзі (ЭМС), могут привязать свои обменные курсы к евро, используя механизм обменных курсов. Пределы, в которых может колебаться обменный курс каждой валюты, что не входит в ЭМС, составляют 15% по отношению к курсу евро. Эти пределы (15%) колебания обменных курсов установленные для всех валют ЭМС при конверсионных сделках между ними, кроме DEM и NLG, для которых в двусторонних соглашениях составляют (1) 2,25%. Эти ставки могут меняться по решению Европейского центрального банка и Министерства финансов Евросоюза.

Курсы валют для конверсионных операций были зафиксированы на 31 декабря 1998, p. но, чтобы избежать спекуляций, эти курсы были установлены в мае 1998 г. в следующих пропорциях:

EUR 1 = DEM 1,95583 = FRF 6,55957 = NLG 2,20371 = ITL 1936,27 = SPAN 166,386 = РТЭ 200,482 = FIM 5,94573 = ИЭР 0,787564 - АРТ/LUK 40,3399 = ATS 13,7603.

С другой стороны, обменные курсы для валют стран, не участвующих в ЭМС, могут варьироваться в пределах рыночных ставок:

EUR 1 = GBP 0,6727 = USD 1,0867.

Относительно коммерческих бумаг и депозитных сертификатов, то с введением евро процентные ставки по ним стандартизированы на основе ежедневной ставки actual/360.

Старт новой европейской валюты 01.01.99 г. многие аналитики и экономисты признали как весьма успешный.

Первоначальный курс евро к доллару составил 1,0867, в течение января курс рос и достиг 1,15 доллара за евро. Однако начиная с середины января курс евро начал неуклонно снижаться и по состоянию на 01.01.2001 г. составил 0,94 доллара за евро. Причины такого поведения новой валюты аналитики объясняют рядом причин:

• опубликованы статистические данные о замедлении темпов роста во всех 11 странах Еврозоны;

• США в очередной раз отказались от предложенного Германией плана создания фиксированного механизма обмена доллара, японской иены и евро;

• усилия биржевых брокеров, использующих новую валюту для спекуляций.


Назад