Электронная онлайн библиотека

 
 Банковский менеджмент

9.2. Классификация персонала


Управление персоналом - это сложный и многомерный процесс. Соответственно анализ внутренней и внешней среды (принятия на этой основе управленческих решений) - процедура, успешное решение которой зависит во непростой и динамической совокупности факторов.

Персонал, работающий в банках Украины, можно разделить на несколько групп.

Первая группа это, как правило, начальники управлений, отделов, ведущие специалисты, квалифицированные работники среднего и старшего возраста. Среди них особой производительностью отличаются работники 35-50 лет, стаж работы которых в банковской сфере от 5 до 10 лет. В большинстве это женщины, имеющие среднее специальное бухгалтерскую или высшее финансовое образование. Благодаря этому и накопленному опыту они в совершенстве владеют тонкостями бухгалтерского дела, знают все нюансы взаимоотношений в банковской сфере.

Сотрудники, которые составляют первую банковскую группу, тяжело воспринимают любые изменения в условиях работы, новые банковские инструкции и существования любой неопределенности в содержании работы, их характерная черта - высокий уровень ответственности, стремление работать максимально точно и без ошибок; они часто берут работу на дом или допоздна работают на своем присутственном месте.

Представители этой группы, которым присущ высокий уровень мотивации, как правило, испытывают необходимость в обновлении имеющегося профессионального опыта. Получив образование преимущественно в советский период, они имеют трудности в усвоении новых «рыночных» знаний и преодолении устаревших способов и методов работы.

Вторая группа банковских работников - люди активного, трудоспособного возраста (35-40 лет), открытые для новаций, которые пришли в банк с разных профессиональных и общественных сфер деятельности, организационно-управленческих структур, партийных и профсоюзных органов, сфер образования, науки и военно-промышленного комплекса (преимущественно экономисты, программисты, математики и физики). Практически все они имеют высшее образование, некоторые - кандидатские и докторские научные степени.

Много специалистов этой группы имели в своей профессиональной сфере определенный статус и популярность (публикации, признание, имя). Возможности для перехода в банковскую сферу получали те, кто был психологически готов к изменению профессии, отличался достаточно высоким интеллектуальным потенциалом. Попав в новое социальное среда, они сталкиваются с необходимостью профессионального и личного самоутверждение на новом месте работы, поиска новых профессиональных контактов. Некоторые банки ставят условие получения второго экономического образования, если работник имеет непрофильный (в отношении банковской сферы) диплом. Непоследнем место среди этих проблем занимают трудности, связанные с преодолением давления со стороны банковских работников первой группы, то есть профессионалов, которые не желают отдавать высокие должности «новичкам».

Третья группа состоит из молодых людей 23-30 лет, занимающие в банках разные должности, от управляющего к операциониста. Как правило, они имеют экономическое образование, полученное по последние годы в Украине. Некоторые окончил специализированные банковские школы, экономические факультеты университетов.

Работники этой категории уверенно чувствуют себя в новых экономических условиях, поэтому иногда возникает впечатление, что эта группа банковских служащих - найблагополучніша. Однако это не совсем так.

Трудности, с которыми сталкиваются молодые банковские работники, прежде всего связанные с отсутствием сформированного профессионального сообщества, им приходится работать в условиях острого дефицита или полного отсутствия профессиональной преемственности. Не существует необходимых и принятых всеми морально-этических ценностей, регламентирующих взаимодействия в банковской сфере, не разработано эффективных правовых механизмов банковского дела, требует существенной доработки комплекс банковских инструкций.

Вследствие этого молодые банковские работники не в состоянии интенсивно включаться в профессию, в них не формируется адекватная самооценка возможностей, не происходит планирование карьеры.

Основой классификации банковских работников могут быть виды разделения труда, указанные в таблице 22.

В банковской сфере распространенный подход, согласно с которым работники делятся (в зависимости от функциональной роли) на руководителей, специалистов, профессионалов и технических исполнителей.

Таблица 22. Виды разделения труда

Виды разделения управленческого труда

Содержание понятия

Функциональный

Выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления технологическим процессом, выполнение которых закрепляется за отдельными работниками или подразделениями аппарата управления

Иерархический

Разделение комплекса работ по уровням иерархии управления, закрепление функций за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий остальных

Технологический

Дифференциация процесса управления на операции с накопления, хранения, обработки и передачи информации, которые выполняют определенные категории работников

Профессиональный

Дифференциация управленческих работников с их профессиональной подготовкой

Квалификационный

Разделение работ по функциям управления и закрепление их за управленческими работниками согласно квалификации, стажа работы и способностей

Должностной

Разделение работников системы управления согласно их компетенции (компетенция - совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника в реализации определенной функции управления)



Назад