Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.5.1. Сущность, виды и показатели мировой торговли


В мировом хозяйстве все больше развивается такая специфическая форма международных отношений, как мировая (всемирная) торговля. На долю торговли приходится около 80% всего объема международных экономических отношений.

Мировая (всемирная торговля) - это торговля, которая предусматривает перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ. Ее еще можно трактовать как отношения стран с целью вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг.

В фиксированный таможенной статистике объем экспорта товаров в зависимости от их происхождения и назначения входят:

1.Вивезення товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) В данной стране.

2.Вивезення отечественных товаров, особенно сырья и полуфабрикатов, для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом.

3.Реекспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, которые проданы на международных аукционах, товарных биржах и т.д.

4.Тимчасове вывоз за границу отечественных товаров (на выставки, ярмарки и т.д.) с последующим их возвратом, а также вывоз временно ввезенных зарубежных товаров (на аукционы, выставки, ярмарки и т.д.).

5.Постачання в рамках транснациональных корпораций (ТНК), а также вывоза продукции в порядке прямых производственных связей.

В объем импорта входит:

1.Ввезення из-за границы товаров для реализации на рынке.

2.Реімпорт - обратное ввоз из-за границы отечественных товаров, ранее вывезенных туда.

3.Імпорт товаров (сырья, полуфабрикатов, узлов, деталей) для переработки в данной стране и вывоза за границу.

4.Тимчасово завезены (на международные выставки, аукционы, ярмарки) товары.

5.Імпортне поставки продукции в рамках ТНК.

К товарам, кроме материальной продукции, или "видимых" благ, принадлежат предназначенные для продажи продукты интеллектуального труда - патенты, лицензии, ноу-хау, фирменные знаки и другие виды экспортных документов.

К международной торговли услугами относятся транспортные услуги, фрахт, международный туризм, банковские, биржевые и посреднические услуги, страховые операции, рекламные мероприятия, ярмарки, обмен в области культуры, информации и другие "невидимые" блага.

В роли продавцов и покупателей выступают государства, государственные и негосударственные организации, отдельные лица, частные, акционерные и кооперативные предприятия и фирмы.

Любой государству для успешного функционирования на всемирном рынке необходимо иметь свою внешнеэкономическую инфраструктуру - систему, которая может обеспечить продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю в другой стране. В этой системе основными являются материально-техническая база (склады, которые оснащены необходимым оборудованием) и специализированные организации для послепродажного технического обслуживания. Страна, которая не имеет внешнеэкономической инфраструктуры, вынуждена тратить много для обеспечения доступа к внешнеэкономической инфраструктуры других государств (для оплаты транспортировки, страховых и банковских услуг, услуг торговых домов или компаний и т.п.).

Денежные расчеты с внешнеторговых операций и кредитования внешней торговли осуществляются преимущественно банковскими учреждениями (не обязательно специализированными).

Страхованием грузов занимаются специальные заведения страхового бизнеса.

Состояние внешней торговли характеризуется рядом показателей, среди которых основными являются ее объем, динамика экспорта и импорта, товарная и географическая структура.

Объем мировой торговли определяется в натуральных и стоимостных показателях. Стоимостные показатели в основном рассчитываются в национальной валюте и переводятся в доллары США для их сравнения. Страны с высоким уровнем инфляции рассчитывают экспорт и импорт сразу в долларах США. Для стоимостной оценки экспорта большинство стран использует базу цен ФОБ (FOB - Free on Board ("свободно на борту судна")), по которой продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и загрузить его на борт судна. Для оценки импорта чаще всего используется база цен СИФ (CIF - Cost, Insurance and Freight ("стоимость, страхование и фрахт")); при этом продавец за свой счет фрахтует судно, грузит товар и страхует его от рисков.

При таких условиях стоимость мирового экспорта всегда меньше стоимости мирового импорта на размер расходов для перевозки и страхования грузов.

Физический объем мировой торговли оценивается в весовых единицах (тоннах, килограммах, фунтах) или в специфических единицах измерения (баррелях, бушелях, мешках).

Изменение объемов торговли характеризуется динамикой внешнеторгового товарооборота. Внешнеторговый товарооборот страны - это сумма экспорта и импорта. Разница между совокупным импортом и экспортом в течение определенного периода (года, квартала и т. п.) составляет сальдо торгового баланса. Оно является активным (положительное), если экспорт по стоимости превышает импорт, и пассивным (отрицательным), когда ситуация противоположная. Покрывают отрицательное сальдо торгового баланса золотом или конвертируемой валютой.

Если измерение ведется в натуральных единицах, динамика внешнеторгового товарооборота выражается в индексах физического объема экспорта и импорта. Эти индексы отражают тенденции в изменении объемов реальных масс товаров.

На стоимостные показатели влияют цены. Поэтому стоимость, к примеру, экспорта может уменьшиться, даже если увеличиваются физические объемы проданных товаров, когда цены на них снизились. И наоборот, увеличение стоимостных показателей внешнеторгового товарооборота может отображать не физическое увеличение торговли, а рост товарных цен.

Географическая структура международной торговли - это распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделенными по территориальному или организационным признакам. Например, Азия, Африка, Европа, Америка - по территориальному признаку; страны ЕС, страны НЕФТЬ, страны МЕРКОСУР и др . - по организационной признаку.

Товарная структура международной торговли характеризует товарное наполнение экспорта и импорта (сельскохозяйственные продукты, продукты добывающей промышленности, промышленные товары и т.п.).

Степень активности в мировой торговле является одной из главных признаков участия страны в международных экономических отношениях. Для ее оценки используются следующие показатели:

а) экспортная квота;

б) импортная квота;

в) структура экспорта;

г) структура импорта;

д) сравнительное отношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле.

Экспортная квота отражает отношение объема экспортируемых товаров и услуг к ВВП/ВНП. На уровне отрасли - это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме.

Импортная квота - это отношение объема импорта к ВВП/ВНП. Удельный вес экспорта и импорта в ВВП/ВНП является количественным индикатором открытости экономики в первом приближении. Комплекснішим показателем открытости считают внешнеторговую квоту. Она выражается отношением объема внешнеторгового оборота к ВВП/ВНП.

Структура экспорта - это отношение или удельный вес экспортированных товаров по видам и степени их переработки. Этот показатель характеризует направленность экспорта (сырьевая, машинно-технологическая и др.) и роль страны в международной отраслевой специализации.

Структура импорта характеризует состав и отношение объемов сырья и готовой конечной продукции, которые ввозятся в страну.

Показатель сравнительного отношение доли страны в мировом производстве ВВП/ВНП и ее доля в мировой торговле характеризуют соответствие производимых товаров мировому уровню качества и уровень развития отрасли. Так, если доля страны в мировом производстве определенного вида товара составляет 5%, а доля в мировой торговле этим видом товара 1%, то это свидетельствует о несоответствии качества этого вида товара мировым требованиям, а следовательно, и о низкий уровень развития отрасли в целом.



Назад