Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.5.3. Типы внешнеторговой политики государств


Для регулирования своей внешней торговли каждое государство законодательно устанавливает определенные правила и условия внешнеторговой политики. Ими государство пытается обеспечить благоприятные условия национальным товаропроизводителям, создать необходимые условия для вывоза национальных товаров на рынки других стран и ограничить ввоз иностранных товаров в свою страну. Так государство ощутимо влияет на общее состояние экспортно-импортных отношений.

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают два типа внешнеторговой политики:

  • политика свободной торговли;
  • политика протекционизма.

Политика свободной торговли - это политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю, что развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения. Такая политика базируется на устранении любых препятствий к ввоза и вывоза иностранных и отечественных товаров. Таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Эту политику проводят страны с высоким уровнем развития производительных сил, что дает возможность местным предпринимателям выдерживать конкуренцию.

Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции с использованием системы ограничений импорта.

Проводя политику протекционизма, государство защищает национальных производителей, стимулирует развитие национального производства. С другой стороны, такая политика может привести к застойным явлениям, поскольку ослабляются стимулы к технического прогресса, что, в свою очередь, ведет к падению конкурентоспособности национальных товаров. За такой политики усиливается нелегальный ввоз товаров контрабандой. Кроме того, торговые партнеры могут принять соответствующих мер в отношении экспорта товаров этой страны, что нанесет ее экономике ущерб. Протекционизм преобладает во внешнеторговой политике развивающихся стран.

Выделяют несколько форм протекционизма:

  • селективный - направлен против отдельных стран или отдельных видов товаров;
  • отраслевой - направлен на защиту отдельных отраслей, чаще всего сельского хозяйства;
  • коллективный - проводится объединениями стран в отношении стран, которые не входят в эти объединения;

•  скрытый - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Относительно того, что и для какой страны лучше - политика свободной торговли или протекционизм, единого мнения нет. Современный протекционизм концентрируется, в основном, в относительно узких областях. Политика свободной торговли является более привлекательной. Поэтому в основном страны проводят гибкую внешнеторговую политику, используя как методы протекционизма, так и политику свободной торговли.

Украина в международной торговле отдает предпочтение политике свободной торговли, но в то же время выборочно проводит политику протекционизма в отношении определенных стран и групп товаров.

По состоянию на июль 1997 г. Украина заключила соглашения о свободной торговле с такими странами:

а) ратифицирован обеими сторонами - Беларусь, Россия;

б) ратифицировано Украиной - Азербайджан, Армения, Грузия, Эстония, Латвия, Молдова, Туркменистан, Узбекистан;

в) не ратифицировано - Казахстан, Литва.

Страны, с которыми Украина заключила торгово-экономические соглашения с установлением режима наибольшего благоприятствования или национального режима:

а) ратифицирован обеими сторонами - Австрия, Болгария, Греция, Эстония, Египетского, Индия, Китай, Турция;

б) ратифицировано Украиной - Алжир, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Гвинея, Германия, Дания, Израиль, Польша, Индонезия, Италия, Канада, Нидерланды, Южная Корея, Словения, Франция, Швейцария, Югославия;

в) не ратифицировано - Беларусь, Венгрия, Грузия, Объединенные Арабские Эмираты, КНДР, Ливан, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Румыния, Словакия, Тунис, Финляндия, Хорватия, Чехия.

Кроме того, заключены контингентні соглашения с Кыргызстаном, Туркменистаном, Россией, Узбекистаном, которые предусматривают, что режим свободной торговли не распространяется на определенные группы товаров.

Несмотря на это, по сравнению с другими странами бывшего социалистического лагеря экономика Украины является наименее открытой, что подтверждают исследования.

В 1996 г. Центральноевропейский университет проанализировал открытость экономик новых независимых государств. Данные приведены в табл. 1.5.1. Открытость экономики - это отношение суммарного объема экспорта, импорта и нефакторингових услуг в ВНП (%).

 

Таблица 1.5.1. Характеристика открытости экономик стран

Страны

1991 г.

1993 г.

1994 г.

Албания

110

96

68

Беларусь

118

100

н/д

Болгария

119

96

105

Эстония

113

143

н/д

Кыргызстан

81

70

н/д

Венгрия

74

69

57

Латвия

н/д

153

128

Литва

136

149

94

Польша

46

45

45

Румыния

58

52

54

Россия

114

71

50

Словакия

156

140

134

Словения

118

124

100

Украина

19

34

42

 

Данные таблицы свидетельствуют, что Украина по состоянию на 1994 г. находилась на последнем месте по темпам роста открытости экономики. Но современная экономическая политика правительства Украины свидетельствует о принят курс на открытость экономики и широкую интеграцию в мировое хозяйство.



Назад