Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.5.5.1. Классификация инструментов регулирования международной торговли товарами


Инструменты (методы) внешнеторговой политики очень разнообразны, их насчитывается более тысячи. Это обуславливает существование различных подходов к их классификации.

А. В. Данильцев дает такую классификацию инструментов регулирования международной торговли товарами:

1) за характером и целями применения мер регулирования:

- инструменты, которые предусматривают применение мер регулирования при пересечении товаром таможенной границы (пограничные меры);

- инструменты, которые предусматривают применение мер, касающихся внутреннего рынка в целом, но не затрагивают условий доступа иностранных товаров на внутренний рынок;

- инструменты, которые используются для улучшения условий доступа отечественных товаров на иностранные рынки. В частности это меры в ответ. Они не имеют целью ограничения доступа на рынок, но является средством давления на партнеров, чтобы те отменили свои ограничения. Эти ограничения могут приобретать самых разнообразных форм;

2) по характеру используемых инструментов:

- - тарифные пошлины и другие таможенно-тарифные меры;

- нетарифные - остальные инструментов регулирования;

3) по характеру воздействия на условия конкуренции:

- инструменты, которые ограничивают иностранную конкуренцию на внутреннем рынке;

- инструменты обеспечения добросовестной конкуренции;

- инструменты, которые обеспечивают повышение конкурентоспособности собственных (национальных) товаров на зарубежных рынках;

- инструменты, направленные на устранение ограничения конкуренции на зарубежных рынках и облегчения доступа национальных товаров на эти рынки;

4) в зависимости от особенностей применения мер регулирования:

- односторонние (автономные) мероприятия - применяются правительствами стран в одностороннем порядке без согласования или консультации с торговыми партнерами. Такие меры принимаются в основном во время обострения политических отношений;

- двусторонние мероприятия - применяются в рамках двусторонних соглашений. Такие меры предварительно согласовываются странами - торговыми партнерами. Каждая из стран предупреждает своего торгового партнера о принятии каких-либо мер, которые, как правило, не вносят существенных изменений в торговые отношения, а лишь способствуют им;

- многосторонние мероприятия - применяются в рамках многосторонних соглашений (например, ГАТТ/ВТО);

5) с точки зрения исторического развития форм протекционизма и эволюции международной торговли:

-      инструменты традиционного протекционизма - носят в основном ограничительный характер и проявляются в создании торговых барьеров, которые препятствуют доступа иностранных товаров на внутренний рынок в целом. Цель традиционного протекционизма - трансформировать условия конкуренции таким образом, чтобы дать возможность национальным предприятиям успешно конкурировать с иностранными поставщиками при том наборе конкурентных преимуществ и той обеспеченности факторами производства, которые имеют национальные предприятия. Эта цель достигается за счет вмешательства в рыночную конкурентную среду и некоторого снижения эффективности использования ресурсов в экономике. При этом создаются условия для функционирования менее эффективных с точки зрения мирового рынка предприятий. Таким образом, в определенном смысле вся экономика приспосабливается под неэффективные предприятия или сектора экономики. При этой форме протекционизма дискриминируются иностранные товары. Важная особенность этого протекционизма - его сравнительно пассивный характер. Это проявляется в том, что страна в первую очередь стремится сохранить позиции национальных производителей на внутреннем рынке. Применение мер такого протекционизма имеет субъективный характер, не всегда можно отследить их взаимосвязь с объективными экономическими показателями. Наиболее типичные примеры использования инструментов этой формы протекционизма - пограничные барьеры в форме тарифных и нетарифных ограничений в торговле товарами;

- инструменты избирательного протекционизма - направлены в основном против недобросовестных и наиболее опасных иностранных конкурентов. В рамках данной концепции протекционизма существуют два направления: основной - противодействие недобросовестной конкуренции; дополняющий - чрезвычайные ограничительные меры, которые применяются в случае подвергающих опасности обострения иностранной конкуренции. Этот протекционизм имеет в чистом виде не столько ограничительный, сколько корректирующий характер и направлен на устранение искажений нормальных условий конкуренции, которые могут возникнуть в связи с вмешательством государства (в форме субсидирования) или с дискриминационной политикой частных компаний в сфере Цен (демпинг). При этом теоретически не создаются условия для ограничения международной торговли в целом и возможно эффективное использование конкурентных преимуществ и преимуществ международного разделения труда, а сами ограничения не являются средством дискриминации, а наоборот, устраняют ее. Эта концепция протекционизма хорошо сочетается с политикой либерализации торговли в целом и с требованиями о расширении доступа на иностранные рынки. Применение ограничительных мер обязательно связано с объективными количественными экономическими параметрами, причем такая взаимосвязь необходимо однозначно и точно установить. На практике этот протекционизм может применяться и как ограничительный средство, когда он имеет дискриминационный характер. Его в самом степени унифицировать на международном уровне, он отвечает идеи многосторонности. Важная особенность этого типа протекционизма заключается в том, что он не может ограничиваться пограничными мерами. Торговая политика выходит за рамки собственно мер регулирования экспорта и импорта. Эффективная политика в сфере торговли товарами становится возможной только в сочетании с соответствующими мерами в сфере движения капитала, торговли объектами интеллектуальной собственности. В торговле товарами меры избирательного протекционизма применяются в виде специальных процедур квазисудебного характера, предшествующих применению пограничных ограничений в виде мер тарифного и реже количественных ограничений (антидемпинговые, компенсационные и защитные меры);

- инструменты глобального (экстерриториального) протекционизма - влияют на условия производства за рубежом. Страна, которая проводит такую политику, пытается влиять на условия использования конкурентами преимуществ и факторов производства в странах-конкурентах. Торговые ограничения применяются в тех случаях, когда структура использования факторов производства в странах-конкурентах такая, что по тем или иным параметрам они могут получить сравнительные преимущества со стороны снижения затрат (например, отсутствие в стране экологических требований или системы обеспечения социальных прав работников). Этот подход направлен на формирование унифицированных стандартов развития экономики с точки зрения формирования конкурентных преимуществ в международной торговле. Проявлением этой формы протекционизма является, в частности, концепция "справедливой торговли" (fair trade). Например, цель применения декларируется стремление устранить отклонения от общепринятых социальных и экологических стандартов, использование известных положений статей американского законодательства: "статьи 301" и "статьи 301-супер". Эта концепция в основном применяется странами с высоким уровнем развития экономики и высокими техническими, социальными и экономическими стандартами. Такая политика предусматривает возможность создания препятствий для международной торговли, а в самом худшем варианте - для формирования относительно замкнутых групп государств с более или менее одинаковым уровнем развития экономики. В принципе, концепция экстерриториального протекционизма плохо сочетается с развитием многостороннего подхода в регулировании международной торговли. Форма реализации - торгово-политические переговоры, в случае неудачи которых могут использоваться любые меры ограничительного характера.

Все эти три системы протекционизма идут в историческом развитии одна за другой, но с точки зрения их применения часто могут использоваться одновременно.

Наиболее широкое применение получила классификация инструментов государственного регулирования внешней торговли за их характером - тарифные и нетарифные инструменты. Эта классификация отражена в различных правовых документах национального и международного права. Впервые она была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х годов. К первой группе - тарифных инструментов - принадлежат исключительно пошлины, зафиксированные в виде таможенного тарифа (экспортного и импортного), как наиболее распространенный традиционное средство внешнеторговой политики. Ко второй группе - нетарифных - остальные инструменты.

В основу этой классификации положен существенные различия как в методах ограничения ввоза/вывоза товаров, так и в способах влияния на рыночные отношения. Выделение таможенного тарифа в отдельную категорию связано с характерными особенностями, которые определяют его ведущую роль в государственной внешнеторговой политике. С экономической точки зрения пошлина относится к косвенных налогов, которые включаются в цену товара, хотя правовые основы и практика применения таможенных пошлин и внутренних налогов существенно отличаются. Тарифа присущи все характеристики экономического регулирования внешней торговли и самый высокий среди всех известных инструментов степень стабильности. А.И. Шишаєв считает, что стабильность тарифа обусловлено такими особенностями его применения:

1) величина тарифов известна, официально опубликована; тарифы действуют в отношении всех субъектов торговли и из всего круга однородных товаров (хотя, в зависимости от торгово-политических отношений со страной происхождения товара и от его конкретного вида, то есть позиции в товарной номенклатуре);

2) применение тарифа регламентируется на законодательном уровне и исполнительная власть имеет в этом вопросе, как правило, ограниченную сферу полномочий. Существует единственная, законодательно закрепленная процедура его применения;

3) тарифное регулирование отличается высокой степенью прозрачности, т.е. прозрачности системы регулирования внешней торговли;

4) нормы международного права жестко определяют правила тарифной политики;

5) ставки пошлин во всех государствах-членах ГАТТ/ВТО являются "связанными", то есть не могут быть изменены в одностороннем порядке. Повышение пошлин для членов ГАТТ/ВТО возможно только после сложной процедуры многосторонних переговоров с другими членами.

Нетарифные инструменты также являются экономическими мерами. Благодаря тому, что нетарифные инструменты так же, как и тарифные, влияют на цену товара, их часто называют "паратарифними". Это связано с их высокой и неопределенным уровнем, ограниченным сроком действия, избирательностью применения и особой процедуре начисления. Например, антидемпинговые пошлины собираются задним числом, при этом нередко через определенное время после поставки товара. Неопределенность и постоянная угроза их начисления в значительной сумме сильнее сдерживающе влияет на экспортера, чем заранее известны относительно невысокие импортные пошлины.

Много международных документов, в частности ГАТТ/ВТО, закрепляют приоритетность использования тарифа, как средства внешнеторгового регулирования, целесообразность переноса акцентов именно на использование пошлин в регулировании внешнеторгового оборота. В рамках ГАТТ/ВТО продолжается процесс тарификации нетарифных барьеров, т.е. перечисление влияния нетарифного барьера в значение пошлины, по принципу равенства влияния на торговлю определенным товаром.

Нетарифное регулирование включает много инструментов современной экономической и торговой политики государств, некоторые из которых непосредственно не связаны с внешнеполитическим регулированием, но существенно влияют на международный товарооборот. В мировой практике насчитывается более 100 позиций, по которым классифицируются нетарифные ограничения. В рамках ГАТТ/ВТО создана специальная база нетарифных ограничений, которая, постоянно пополняясь, сохраняет единую терминологию, используемую торговыми правилами большинства государств (см. приложение 1).

Нетарифные инструменты ограничивают, затрудняют или задерживают доступ иностранных товаров в страну. В результате сокращается выбор товаров, разрушается рыночный механизм, снижается роль потребителей в функционировании рынка. Вместе с тем, расширяются возможности влияния на внутренний рынок более узких групп предпринимателей, прежде всего - монополий. Под их влиянием правительства, устанавливая то или иное ограничение, фактически навязывают потребителям товарной структуре рынка и насильственным путем предопределяют их выбор в пользу национальной продукции.

А.И. Шишаєв приводит такие причины активизации использования нетарифных инструментов в наше время:

1) снижение ставок пошлин в рамках восьми раундов многосторонних переговоров (см. приложение 2) и "связывания таможенных тарифов" в рамках ГАТТ/ВТО привело к потере пошлинами протекционистского значение. Особенно это касается вопросов регулирования импорта наукоемкой продукции, потому что спрос на нее определяется не только ценой, но и технико-экономическими показателями;

2) значительно выросли внутрифирменные поставки товаров и кооперационные поставки согласно долгосрочных соглашений между крупными субъектами товарооборота (ТНК). Цены за этими поставками в отличие от обычных торговых операций между независимыми контрагентами устанавливаются самим субъектом, а не в результате действия рыночного механизма, следовательно, пошлины практически теряют свой регулирующее воздействие.

На рис.1.5.2 приведены тарифные и нетарифные инструменты регулирования международной торговли и их преобладающее влияние на конкретные формы торговли (экспорт и импорт).

1.5.2

 

 

 



Назад