Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.5.5.2. Таможенно-тарифные инструменты регулирования


Главными инструментами торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при его взаимодействии с мировым рынком является пошлины и другие таможенно-тарифные меры.

Таможенный тариф - это систематизированный в соответствии с товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности перечень ставок пошлин, которыми облагаются товары во время пересечения таможенной границы государства.

Под таможенным рубежом понимается граница таможенной территории, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Таможенная территория страны может не совпадать с географической территорией в таких случаях:

- при образовании таможенного союза двух или нескольких государств (например, Бельгия и Люксембург);

- при наличии в стране свободных (специальных) экономических зон;

- при выравнивании по согласию граничащих государств таможенных границ (когда географические границы не способствуют или делают невозможным установление таможенного контроля на приграничной территории).

Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждого государства.

Таможенный тариф состоит из двух основных элементов:

- товарной номенклатуры;

- ставок пошлин.

Вместе эти два элемента обеспечивают возможность оперативной смены влияния таможенного тарифа как за кругом стран и категориям импортных товаров, так и по уровню защиты внутреннего рынка.

Систематизация ставок пошлин в тарифе осуществляется в соответствии с дифференцированного списка товаров - товарной номенклатуры. Характерными чертами любой товарной номенклатуры является системность описания товаров и присвоение кода каждой товарной позиции.

В зависимости от назначения товарной номенклатуры существуют следующие ее виды:

- таможенно-тарифная номенклатура - для сбора пошлин при импорте и экспорте товаров;

- статистическая номенклатура - для сбора статистических данных об импорте и экспорте товаров;

- комбинированная тарифно-статистическая номенклатура - сочетает таможенно-тарифную и статистическую номенклатуры.

В наше время большинство стран используют комбинированные товарные номенклатуры, построенные на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), которая была принята в рамках Международной Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров и подписанная в Брюсселе 14 июня 1983 г. ГС была подготовлена Советом Таможенного Сотрудничества, которая действует с 1950 г. ГС вступило в силу 1 января 1988 г. Украина также присоединилась к этой Конвенции и применяет ГС с 1 января 1991 г.

Под ГС понимается номенклатура, которая содержит в себе товарные позиции, субпозиции и цифровые коды, которые к ним относятся, примечания к разделам, группам, субпозицій, а также основные правила интерпретации ГС.

Классификация товаров в товарной номенклатуре ГС осуществляется по определенным правилам, общие принципы которых сформулированы в рамках Конвенции 1983 года. Код товара является шестизначным и состоит из трех пар (разрядов) двузначных чисел. Все товары (1241 позиция) разделены на группы - крупнейшие подразделения в товарной номенклатуре, которые включают в себя товары, объединенные общими физическими и функциональными свойствами (96).

Подобные товарные группы объединяются в разделы (21). Номер товарной группы отвечает первым двум цифрам в коде товарной позиции. В рамках одной товарной группы является более детальное разделение - подгруппы, номера которых соответствуют третьей и четвертой цифрам кода товара. Пятая и шестая цифры кода означают непосредственно товарную позицию. Остальные цифр, если такие есть, служат для более подробной дифференциации товаров по различным основаниям, в том числе и в дополнительные субпозиции. Вместе - 5019 субпозицій. Например, в товарном коде, что используется в ПЬЕС, седьмая из девяти цифр указывает, в какой конкретно стране ЕС произведенный товар.

От правильной классификации товара в значительной степени зависит правильность начисления таможенных платежей, а следовательно, в конечном итоге, и положение товара на рынке страны-импортера. Обязанность правильно классифицировать свой товар лежит на том, кто осуществляет таможенные процедуры, при ввозе товара - на импортере. В национальных законодательствах предусматривается ответственность за неправильное указание тарифной позиции.

ГС обеспечивает стабильность и предсказуемость классификации товаров в таможенных тарифах, и тем самым систем таможенного регулирования всех стран - участниц Конвенции 1983 г. Страна, которая присоединяется к ГС, берет такие императивные обязательства в отношении своих таможенно-тарифной и статистической номенклатур:

- использовать все товарные позиции и субпозиции ГС, а также цифровые коды, принадлежащих к ним, без всяких дополнений или изменений;

- применять основные правила интерпретации ГС, а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозицій и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозицій ГС;

- соблюдать порядок кодирования, принятого в ГС;

- публиковать свои статистические данные по ввоза и вывоза товаров в соответствии с шестизначного кода ГС или на более глубоком уровне классификации, если ограничения таких публикаций не вызывается особыми случаями, например сохранением коммерческой тайны или стремлением не нанести ущерб интересам государственной безопасности.

Основным элементом таможенного тарифа является пошлина.

Пошлина - это обязательный денежный взнос, который собирается государством при пересечении товаром ее таможенной границы. Размер определенной платы является ставкой пошлины.

Пошлина выполняет несколько функций:

- защищает национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции - протекционистская функция, которая касается импортных пошлин;

- является источником поступления средств в бюджет государства - фискальная функция, которая касается импортных и экспортных пошлин;

- является средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки и предотвращения нежелательного экспорта товаров - балансировочная функция, которая касается экспортных пошлин;

- рационализирует товарную структуру - регулирующая функция, которая касается экспортных и импортных пошлин;

- поддерживает оптимальное соотношение валютных доходов и расходов государства - регулирующая функция, которая касается экспортных и импортных пошлин.

Классификация таможенных пошлин по разным признакам приведена на рис. 1.5.3.

 1.5.3

Рис. 1.5.3. Классификация таможенных пошлин

 

Адвалорные (ad valorem), или стоимостные, пошлины начисляются в процентах к таможенной стоимости товара. Применение адвалорних пошлин ведет к увеличению таможенных сборов при росте мировых цен на высокотехнологичную, с большой степенью обработки продукции. Положительной стороной адвалорних пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, меняются только доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% стоимости автомобиля, то при цене автомобиля в 8 тыс. долл. США доходы бюджета составят 1600 долл. США; при увеличении стоимости автомобиля до 15 тыс. долл. США доходы бюджета возрастут до 3 тыс. долл. США; при падении цены до 5 тыс. долл. США сократятся до 1000 долл. США. Но независимо от цены автомобиля адвалорне пошлина увеличивает его цену на 20%. Отрицательной стороной адвалорной пошлины является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки товара с целью обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под влиянием многих экономических (обменный курс, процентная ставка и т.д.) и административных (таможенное регулирование, выбор методики определения таможенной стоимости товара) факторов, применение этих пошлин связано с субъективностью оценок, что может повлечь за собой злоупотребления как со стороны таможенников, так и со стороны владельцев товара. В наше время большинство промышленно развитых стран пришли к согласию относительно методики оценки таможенной стоимости. Таможенники сначала должны изучить цену, указанную в накладной. Если она не указана или ее подлинность сомнительная, они должны оценить товар на основании стоимости идентичных товаров (identical goods), если таких товаров нет - на основе аналогичных товаров (similar goods), поступающих в то же или почти в то же время. Если эти методы не могут быть применены, таможенники могут определить стоимость на основе окончательной стоимости-продажи (final sales value) этого товара или исходя из обоснованных расходов (reasonable cost) на товар.

Специфические пошлины начисляются в установленном размере с какой-нибудь физической характеристики товара, например из объема, единицы товара. Преимущество специфических пошлин перед адвалорними заключается в том, что они не оставляют места для злоупотреблений. Принципиальное отличие от адвалорних пошлин - специфические пошлины не зависят от направления международной конъюнктуры. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин, в значительной степени зависит от колебаний цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1 долл. США с 1 см3 двигателя автомобиля больше ограничивает импорт автомобиля с объемом двигателя 1700 см3, и стоимостью 8 тыс. долл. США, поскольку составляет 21,25% его цены (1 долл. США/см3 • 1700 см3: 8 тыс. долл. США • 100%), чем автомобиля с объемом двигателя в 5 тыс. см3 и стоимостью 50000 USD, поскольку составляет лишь 10% от его цены (1 долл. США/см3 • 5 тыс. см3: в 50 тыс. долл. США • 100%). Как следствие, при росте импортных цен уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфических пошлин падает. Однако в период экономического спада и снижения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Смешанные пошлины объединяют два предыдущих виды - адвалорный и специфический. Одновременно собирается пошлина, начисленное в виде процента от таможенной стоимости и с единицы физической меры товара. Например, 20% стоимости автомобиля, но не более чем 2 долл. США с 1 см3 двигателя автомобиля.

Импортные пошлины накладываются на импортные товары во время их ввоз в страну. Цель - защиту национальных производителей от иностранной конкуренции.

Экспортные пошлины накладываются на экспортные товары при их вывозе за пределы таможенной территории государства. Применяются в случае значительных различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары.

Их цель - сократить экспорт и пополнить бюджет.

Транзитные пошлины накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию страны. Является средством торговой войны.

Сезонные пошлины - действуют в определенное время года или в разные времена года, имеют разную величину. Их применяют в рамках таможенного тарифа. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев на год и на этот период действие обычного таможенного тарифа в отношении этих товаров прекращается.

Антидемпинговые пошлины применяются, если на территорию страны товары ввозятся по демпинговой цене, то есть по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране-экспортере, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению национального производства таких товаров. Эти пошлины собираются в дополнение к обычным пошлин. Антидемпинговые пошлины применяются только тогда, когда в результате антидемпингового расследования установлены факт демпинга, задачи материального ущерба (угрозы нанесения материального ущерба) и наличие причинно-наслідкового связи между ними. Антидемпинговые пошлины применяются на селективной основе, поскольку является ответом на дискриминацию в ценах.

Компенсационные пошлины накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным товаропроизводителям аналогичных товаров.

Действие этих пошлин ограничена во времени и вводятся они после проведения особых квазисудебных процедур. Они собираются в дополнение к обычным пошлин.

Автономные пошлины устанавливаются на основе односторонних решений государственной власти страны вне зависимости от существующих договоров и соглашений и других международных обязательств. Решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом (в Украине - Верховной Радой), а конкретные ставки пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно Министерством торговли, финансов или экономики) и одобряется правительством.

Конвенционные (договорные) пошлины устанавливаются и закрепляются в рамках двусторонних или многосторонних соглашений (ГАТТ/ВТО). В связи с распространением в международном торговом праве принципа режима наибольшего благоприятствования (РНС), конвенционные ставки, значения которых применяется в отношении стран, с которыми государство имеет закреплен принцип РНС, получили название ставок РНС. Значение ставки РНС ниже, чем значение автономной ставки. Конвенционные пошлины наиболее распространенные в современной системе международной торговли.

Преференциальные пошлины - это льготные пошлины, которые устанавливаются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из стран, которые развиваются. Цель преференциальных пошлин - способствовать экономическому развитию этих стран, прежде всего, за счет их индустриализации и расширения экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций (ЗСП), бенефициарами которой являются 150 развивающихся стран. ЗСП предусматривает значительное снижение импортных пошлин на готовую продукцию из развивающихся стран. Преференциальные ставки пошлины фиксируются обычно в отдельном столбце тарифа.

Постоянные пошлины - таможенный тариф, ставки которого установлены органами государственной власти и не могут варьироваться в зависимости от обстоятельств. Большинство стран имеют такие пошлины.

Переменные пошлины - таможенный тариф, ставки которого могут варьироваться в установленных органами государственной власти случаях (например, с изменением уровня мировых и внутренних цен, уровня государственных субсидий).

Номинальные пошлины - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе.

Эффективные пошлины - реальный уровень пошлин на конечные товары, рассчитанные с учетом уровня пошлин на импортные узлы и детали этих товаров. Например, страна-импортер дохода велосипеды, стоимость которых составляет 200 долл. США, адвалорним пошлиной в 10% (номинальный тариф) и отдельно облагает 5% адвалорним пошлиной сталь, резину и другое, из которых состоит ровер. Пример расчета эффективного пошлины показано на рис. 1.5.4.

 1.5.4

Рис. 1.5.4. Расчет эффективности пошлины 

 

В обобщенном виде уровень ставки эффективного тарифа рассчитывается по формуле

f1.5.1            (1.5.1)

где Тэф - эффективный уровень таможенной защиты,%;

Гном - номинальная ставка тарифа на конечную продукцию,%;

Tмп - номинальная ставка тарифа на импортные части и компоненты,%;

А - доля стоимости импортных компонентов в стоимости конечного продукта.

Эффективное пошлина в вышеприведенном примере можно рассчитать по формуле

   f1.5.2          (1.5.2)

Из формулы (1.5.2) следует:

1) ставка эффективного тарифа на конечный продукт равна номинальной (Г = TmJ), если номинальный уровень тарифа на импортные части и компоненты равен номинальному уровню тарифа на конечный продукт ном = Гимп);

2) ставка эффективного тарифа на конечный продукт становится равной нулю (то есть отрасль фактически не пользуется тарифной защитой) (Т = 0), если номинальная ставка на конечный продукт равна номинальной ставке пошлины на импортные части и компоненты, умноженной на долю импортных компонентов и частей в цене конечного продукта (Тном = А * Тимп    или Тимп. = Тном : А);

3) уровень фактического защиты отрасли становится отрицательным, то есть тариф начинает в большей степени способствовать импорта конечного продукта, чем его внутреннему производству, если Тимп > Гном : А, или Гном < А Тимп.;

4) значение принципа эффективного защиты тем более существенное, чем выше доля импортных материалов и компонентов в цене конечного продукта.

В ряде случаев национальные законодательства предусматривают тарифные квоты.

Тарифная квота - это разновидность переменных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств (квот) он облагается налогом по базовым внутрішньоквотовою ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, понадквотовою ставке тарифа. Тарифное квотирование является инструментом комбинированного характера, который сочетает элементы экономического и административного воздействия. Активно применяется в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО.

Структура тарифов многих стран, прежде всего, обеспечивает защиту национальных производителей готовой продукции, особенно не препятствуя ввозу сырья и полуфабрикатов.

Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Например, в США шкала тарифной эскалации в цепочке "кожа - кожа - продукты из кожи" составляет 0,8 - 3,7 - 9,2%, в Японии: 0 - 8,5 - 12,4%, в ЕС: 0 - 2,4 - 5,5%. По данным ГАТТ/ВТО тарифная эскалация особенно сильна в развитых странах.



Назад