Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

1.5.5.3. Нетарифные инструменты регулирования


Степень влияния нетарифных инструментов на международную торговлю трудно количественно оценить, потому что их влияние не имеет ярко выраженного характера. В отличие от тарифного регулирования, которое устанавливается в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. Согласно данным ЮНКТАД, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения составляют до 20%, столько же налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. Лидерами в использовании нетарифных ограничений в международной торговле являются США, Япония и ЕС.

В наше время нетарифное регулирование применяется только с такими целями:

- защита национальной экономики;

- соблюдение международной безопасности;

- охрана жизни и здоровья людей;

- выполнение международных обязательств;

- поддержка стабильности международной торговой системы и т.д.

Основным механизмом сокращения использования нетарифных инструментов и жестокой регламентации правил и процедур их использования в интересах развития международной торговли являются многосторонние международные форумы и организации, среди которых - ВТО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, ЮНКТАД и Европейская экономическая комиссия ООН.

Различные международные организации, а также национальные учреждения вкладывают разный смысл в совокупное понятие нетарифного регулирования. Классификация, разработанная в рамках ГАТТ/ВТО (см. приложение 1), распределяет все инструменты, которые существуют в наше время, в 5 групп:

- меры вмешательства государства в экономику;

- особенности таможенных и административных процедур;

- стандарты и другие специальные требования к товарам;

- специфические торговые барьеры;

- импортные налоги и сборы;

Эта классификация должна быть дополнена еще одной значительной группой нетарифных инструментов: меры валютно-финансовой политики.

На рис. 1.5.2 изображены пять групп нетарифных инструментов: количественные, скрытые, финансовые, валютно-кредитные и правовые количественные ограничения.

Количественные ограничения - это административная форма регулирования, который предусматривает установление максимального объема товара определенной номенклатуры, который разрешен для экспорта или импорта в течение определенного времени (например года или квартала). Количественные ограничения являются более жестокой форме ограничений по сравнению с пошлинами. Пошлины лишь ослабляют конкурентные позиции экспортера или импортера на рынке. Количественные же ограничения ограничивают саму возможность конкуренции, поскольку лимитируют поступления товара на рынок. При этом экономический эффект зависит от размера этих ограничений, организационных особенностей их применения, структуры рынка и условий конъюнктуры (соотношение спроса и предложения). В некоторых случаях эффект применения количественных ограничений вообще незначительный, но в других - ведет к изменению не только цен, но и структуры рынка в сторону его монополизации.

Различают следующие количественные инструменты нетарифных ограничений:

- эмбарго;

- квотирование (контингентування);

- лицензирование;

- "добровольные" ограничения.

Эмбарго - это запрета импорта и/или экспорта. Эти меры являются вынужденными, они признаются международной практикой, выступают в открытой или завуалированной форме.

Открытая форма - это полный запрет торговли - предельный запад, который применяется не только на основе решения государства-импортера, но и на основе решений, согласованных на международном уровне, обычно в рамках ООН. Несмотря на то, что полный запрет (эмбарго) вводится из политических соображений, последствия, по сути, являются экономическими. Пример эмбарго: запрет на импорт из Ирака и Югославии; запрет арабскими странами импорта из Израиля; запрет торговли США с Кубой.

Вид эмбарго - частичные запреты безусловного характера на импорт конкретных товаров, способных нанести ущерб различным сферам жизни государства. Например, Иран запретил ввозить товары, которые подпадают под ограничения религиозных законов; запрет на импорт свинины и алкогольных напитков в CAP, Ливии и Пакистане. Ввоз определенных товаров часто запрещается по соображениям морали (порнография), охраны здоровья людей (наркотики), защиты растительного и животного мира (ядовитые химикаты). Например, законодательство ЕС запрещает импорт слоновой кости и шкур молодых тюленей. В наше время введен запрет на импорт меха, добытого "негуманными методами ловли". Наряду с безусловными существуют запреты запретами, принятие которых вызвано несоблюдением экспортером санитарно-гигиенических и других связанных с качеством или стандартизацией требований. Например, запрет действует во многих странах, на импорт британской говядины и финских яиц.

Кроме постоянно действующих, используются сезонные и временные запреты на ввоз. Сезонные запреты действуют в отношении импорта сельскохозяйственных продуктов в периоды достаточного наличия того или иного сезонно дозрелого продукта. Временные запреты вводятся через веские причины, которые имеют нестабильный и краткосрочный характер проявления. Например, в 1996 году был временно запрещен импорт породистых лошадей в ЕС из России в связи со случаями заболевания лошадей конским сапом.

К завуалированных запретов относятся ограничения относительно захода иностранных судов во внутренние воды или относительно продажи отдельных товаров в розничной сети страны. Например, в США законодательство о торговый флот требует, чтобы все перевозки в прибрежной внутренней торговли осуществлялись судами, построенными в США.

Квотирование - это количественное лимитирование размера импорта/экспорта с помощью глобальных (незанятых), индивидуальных (распределенных), групповых, сезонных, тарифных и других видов процентных или стоимостных ограничений (квот).

Квота - это количественный нетарифное заход ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

Квоты могут быть классифицированы по различным признакам (рис. 1.5.5.).

 1.5.5

Рис. 1.5.5. Виды квот

 

Вводится квотирование для балансировки развития внешней торговли и платежных балансов, регулирование спроса и предложения на внутреннем рынке и выполнения международных обязательств. Квотирование является механизмом успешного ведения торговых переговоров, который позволяет достигать взаимовыгодных договоренностей. Япония, например, имеет квоты на импорт некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые в ней не продуцируются; может использовать квоты как "средство влияния" на переговорах с продаж японской экспортной продукции, а также с целью предотвращения зависимости от других стран в отношении необходимых продуктов питания, запасы которых могут сократиться в случае плохих климатических или политических условий.

Все ограничения импорта, при отсутствии временных границ их применения, называются неконкретизованими. Среди них наиболее распространенной является глобальная квота (2/3 всех случаев количественных ограничений).

Глобальная квота - квота, которая устанавливается относительно товара (товаров) без указания конкретных стран, куда товар (товары) экспортируется или с которых он (они) импортируется.

Индивидуальная (распределена квота) - квота, которая устанавливается относительно товара (товаров) с определением конкретной страны, куда товар (товары) может экспортироваться или с которой он (они) может импортироваться. Общий лимит при этом распределяется между основными государствами-экспортерами на базе объема поставок за предыдущий год (для новых поставщиков резервируется часть общей квоты) или в обмен на встречные их обязательства по импорту.

Индивидуальные квоты могут быть автономными и конвенционными. Автономные индивидуальные квоты устанавливаются самостоятельно страной-импортером без согласования со страной-экспортером. В этом случае страна-экспортер не имеет возможности эффективно контролировать выборку данной квоты.

Конвенционные индивидуальные квоты закрепляются в рамках торгового соглашения между государствами - импортером и экспортером; при этом размер квоты в значительной мере определяется встречными обязательствами государства-импортера в отношении импорта квотованого товара, и государство-экспортер имеет возможность со своей стороны контролировать использование выделенной для него квоты, а в отдельных случаях, если это предусмотрено соглашением сторон, проводить перераспределение количественных значений квот среди товаров одной товарной группы.

Групповые квоты - квоты, которые устанавливаются в отношении товара (товаров) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или с которых он (они) импортируется.

Импортные квоты - предельный объем определенной категории товаров, разрешено импортировать на территорию страны в течение установленного срока и который определяется в натуральных или стоимостных единицах.

Импортные квоты - это традиционный протекционистская мера. Общие отличия их от пошлин заключаются в том, что:

1) это более жесткий способ ограничения иностранной конкуренции;

2) использование квот не дает дополнительных поступлений в государственный бюджет;

3) в случае применения квот иногда можно добиться несколько большей гибкости системы ограничений;

4) последствия введения квот по реакции рынка и распределения экономических выгод можно предусмотреть менее точно, чем в случае введения пошлин.

Экспортные квоты - предельный объем определенной категории товаров, разрешено экспортировать с территории страны в течение установленного срока и который определяется в натуральных и стоимостных единицах.

Экспортные квоты устанавливаются для обеспечения национальных потребителей достаточным количеством товаров по низким ценам, для предупреждения истощения природных ресурсов, а также для повышения экспортных цен путем ограничения поставок на внешние рынки. Такие ограничения благодаря соглашениям позволяют странам - экспортерам сырьевых товаров (например кофе, нефти, меди) контролировать уровень мировых цен.

Сезонные квоты устанавливаются на строго определенный период календарного года (как правило, на 3 месяца) и традиционно применяются в отношении сельскохозяйственных товаров. Они вводятся в период созревания и уборки урожая в стране и пика поступления товаров на внутренний рынок. Это касается, прежде всего, скоропортящейся продукции - овощей, фруктов, цветов.

Тарифные квоты - установление количества товара, которая разрешена к ввозу или вывозу за особой, более низкой ставке тарифа в течение определенного периода времени. Эти квоты чаще относят к категории количественных нетарифных ограничений, хотя они имеют непосредственное отношение к пошлин. Их экономическое содержание может быть различным в зависимости от величины тарифа. Если следующая ставка тарифа не является такой, что запрещает, то тарифные квоты несколько ослабляют результат введения тарифа. Если же ставка тарифа является такой, что запрещает, то тарифная квота приобретает смысл обычной квоты. Государства - члены ЕС, например, применяют тарифные квоты в отношении некоторых овощей, сыра, казеина.

К специальных видов квот относятся:

- антидемпинговые квоты - предельный объем импорта в страну определенного товара (товаров), что является объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер, который разрешено импортировать в страну в течение установленного срока и который определяется в натуральных или стоимостных единицах измерения;

-компенсационные квоты - предельный объем импорта в страну определенного товара (товаров), что является объектом антисубсидийного расследования и/или компенсационных мер, который разрешено импортировать в страну в течение установленного срока и который определяется в натуральных или стоимостных единицах измерения.

При введении квот возникает вопрос о том, как организовать систему их использования, то есть кому и как предоставить возможность поставлять товар в счет квот и исключить превышение их объемов. Существует несколько способов решения этой проблемы:

1) если система функционирования рынка является постоянной, а размер квот близок к уровню реальных потребностей в импорте, то квоты распределяются по фактическим поставкам до того момента, пока не будет использован весь объем квот. Этот способ требует четкой работы таможенной службы, оперативной информации о поставках через все таможенные пункты. Для распределения партий товара и контроля за время их поставки используют специальные процедуры. Этот способ подходит для контроля за выполнением тарифных квот;

2) механизм лицензирования должна обеспечить соответствие размеров поставок и объемов квот. Механизм распределения лицензий существенно влияет на результаты квотирования.

Известно три основных способа распределения лицензий:

-на основе аукциона - предусматривает предоставление права на ввоз или вывоз товара в счет квот той компании, которая сможет предложить за это право большую цену. Но решения принимаются субъективно;

-на основе явных преимуществ - предусматривает субъективное решение государственных органов о распределении прав на поставки в счет квот. Как критерии используются данные о репутации фирмы, ее опыт в торговле тем или иным товаром, финансовые и технические параметры. Этот способ дает наибольшие возможности для злоупотреблений и монополизации как экспортных, так и импортных операций. В этом случае механизм квотирования превращается в средство перераспределения выгод в интересах отдельных фирм, имеющих наибольшие возможности для лоббирования;

-      на основе затратного метода - предусматривает распределение квот пропорционально объемам поставок, которые приходились на те или иные фирмы в прошлом (в базовом периоде). Квоты могут распределяться и пропорционально другим показателям (производственные и складские мощности и т.п.). Этот способ способствует сохранению стабильности, но он противодействует повышению эффективности торговых операций, появление новых операторов на рынке, существует высокий риск монополизации.

Лицензирование экспорта и импорта предусматривает издание государством импортеру или экспортеру через специально уполномоченный государственный орган разрешения (лицензии) на ввоз или вывоз определенного включенного в списки товара в течение установленного срока. В лицензии могут также устанавливаться порядок ввоза или вывоза товаров.

Лицензирование служит двум целям:

1) количественному регулированию торговли - когда с выдачей лицензий предоставляются квоты, и в определенный момент времени их выдача прекращается. В таком случае лицензирования является составной частью квотирования: лицензия является документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты;

2) контроля за импортом и экспортом. В таком случае оно является самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Классификация основных видов лицензий представлена на рис. 1.5.6.

 1.5.6

Рис. 1.5.6. Виды лицензий

 

Генеральная лицензия - открытый разрешение на экспортные/импортные операции с определенного товара (товаров) и/или с определенной страной (группы стран) в течение периода действия режима лицензирования с этого товара (товаров). Иногда в лицензии могут быть указаны товары, запрещенные к ввозу или вывозу. Генеральные лицензии со списками товаров регулярно публикуются в официальных изданиях. Система генерального лицензирования распространена в развитых странах.

Разовая индивидуальная лицензия - разовое разрешение, что имеет именной характер и выдается для осуществления каждой отдельной операции конкретным субъектам внешнеэкономической деятельности на период не меньший, чем тот, который необходим для осуществления экспортной (импортной) операции.

В лицензии указывается кроме экспортера (импортера) и количества определенного товара, также стоимость товара, страна его происхождения, а иногда и таможенный пункт, через который должна пройти товар. Система разовых лицензий распространена в развивающихся странах. Часто эти лицензии выдают только при условии, что экспортер или импортер возьмет на себя определенные коммерческие обязательства.

Например, иностранный поставщик купить товары в стране-импортере и вывезет за границу часть продукции, произведенной предприятием-импортером, или закупит на внутреннем рынке товар, аналогичный импортируемом, и т.д. Часто предоставлении лицензии обусловлено получением валютных разрешений.

Открытая индивидуальная лицензия - разрешение на экспорт/импорт товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема.

Глобальная лицензия - разрешение на ввоз/вывоз определенного товара без ограничения по количеству или стоимости в любую страну в течение определенного срока.

Экспортная (импортная) лицензия - надлежащим образом оформленное право на экспорт (импорт) в течение установленного срока определенных товаров.

Антидемпинговая лицензия - надлежащим образом оформленное право на импорт в страну в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер.

Компенсационная лицензия - надлежащим образом оформленное право на импорт в страну в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом антисубсидуційного расследования и/или компенсационных мер.

Различают лицензии, которые выдаются в позволяющем и заявительном порядке.

Позволяющие лицензии выдаются в зависимости от решения соответствующего государственного органа. Иногда в выдаче лицензии может быть отказано.

Заявні лицензии предполагают, что лицензия выдается всем лицам, которые обратились с просьбой о ее выдаче.

В последнее время широкое распространение получила практика автоматического лицензирования, когда импортер/экспортер, который подал заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз/вывоз товара. Автоматические лицензии распространены в развитых странах и используются для контроля за ввозом товаров, чрезмерное поступление которых на внутренний рынок может очень осложнить положение местных предприятий. В частности ЕС путем автоматического лицензирования учитывает ввоз обуви и полупроводников, поставку ПК, Канада - углеродистой стали и изделий из специальных сталей.

Товары, на экспорт и импорт которых необходима лицензия, можно разделить на две группы:

1) товары, ограничения в отношении которых вводятся по экономическим соображениям или в статистических целях;

2) товары, которые имеют специфическое назначение или ограничены в оборотоспособности, за оборотом которых установлен контроль (оружие, товары двойного назначения, лекарственное сырье и т.д.).

В тех случаях, когда лицензирования не является инструментом реализации количественных ограничений (глобальное лицензирования), лицензии выполняют задачи рационального использования иностранной валюты, а следовательно, способствуют выравниванию внешнеторгового и платежного балансов. Лицензии также используют как эффективное средство статистического наблюдения за внешней торговлей страны.

"Добровольное" ограничение экспорта - соглашение между правительством страны-импортера и правительством и/или компаниями страны-экспортера об ограничении поставок товара в рамках согласованных объемов в обмен на отказ импортирующей стороны от введения жестких ограничений на импорт, угроза введения которых используется как средство давления при подготовке заключения соглашения.

Особенность этого инструмента заключается в нетрадиционной технике осуществления количественного ограничения импорта. Торговый барьер, который защищает страну-импортера, устанавливается не на ее границе, а на границе страны-экспортера за помощью инструментов экспортного контроля. Он реализуется через неофициальное соглашение (под угрозой применения с стороны страны-импортера более жестких мер) об ограничении ввоза отдельных товаров на рынок импортера в виде сокращения объемов ежегодного прироста или установление минимальных цен. Чаще всего такое регулирование используют США и ЕС. Поводом к установлению самоограничения экспорта обычно является резкое увеличение и существенный рост доли импорта в общем потреблении товара в стране импортере. При медленном расширении экспорта, даже в условиях высокого спроса, и при более равномерном распределении поставок по странам-покупателям меньше шансов спровоцировать в імпортуючій стране кампанию относительно применения такого мероприятия. В наше время известно более 100 таких соглашений. Они касаются торговли текстильной продукцией, товарами черной металлургии, бытовой электроники, легковыми автомобилями, металлообрабатывающими станками и т.д.

В зависимости от того, в какой форме проявляется "угроза применения более жестких санкций", и в какой форме государство принимает участие в заключении соглашения о "добровольное" ограничение экспорта, различают следующие три группы добровольных самоограничений (согласно классификации ЮНКТАД):

1) добровольные самоограничения, которые применяются в результате соглашения между объединениями промышленников заинтересованных отраслей импортирующих и экспортирующих стран, при завуалированной поддержке правительств;

2) ограничения, установленные путем прямых межправительственных переговоров, но которые осуществляются также по соглашению между экспортерами и импортерами;

3) ограничения, которые устанавливаются в соответствии с межправительственных соглашений, предусматривающих контроль правительств в странах-экспортерах за выполнением условий соглашений, в том числе за соблюдением обязательств в отношении объемов поставок и уровня цен.

Таким образом, добровольное самоограничение устанавливается не правительствами, а отраслью промышленности в стране, которая экспортирует. Государства лишь санкционируют эти ограничения.



Назад