Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

Скрытые методы внешнеэкономической политики


Среди нетарифных методов регулирования важную роль играют скрытые методы, которые можно назвать методами скрытого протекционизма. К методов скрытого протекционизма принадлежат несколько сотен различных барьеров нетаможенного характера, которые создаются на пути экспорта и импорта товаров органами государственной центральной и местной власти.

Основными из этих методов являются:

- технические барьеры;

- внутренние налоги и сборы;

- государственные закупки;

- требования о содержании местных компонентов.

Технические барьеры - все государственные меры контроля и ограничений, связанные с требованиями к техническим параметрам товара, которые могут быть использованы как средство ограничения доступа тех или иных товаров на внутренний рынок страны.

Технические барьеры различные по своей природе и формами проявления. Они могут устанавливаться в виде:

- стандартов;

- технических норм и правил;

- требований к безопасности товаров;

- требований к упаковке, маркировке и других технических характеристик продукции.

По юридической форме различают технические барьеры:

- в виде соответствующих законодательных актов данной страны, которые имеют универсальный характер и применяются к данному товару в целом, когда он реализуется на территории страны независимо от того, произведен он внутри страны или импортированный. Эти акты могут иметь форму закона или подзаконных актов (например, требования к содержанию вредных веществ в продуктах питания) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

- в виде нормативных актов в рамках действующего таможенного законодательства, принятых к исполнению соответствующих нормативных актов общего характера;

- в виде международных соглашений. Это связано с расширением международного сотрудничества в сфере стандартизации и защиты окружающей среды. Например, соглашения о защите озонового слоя, которые предусматривают требования относительно использования веществ, которые не разрушают озоновый слой, и соглашения по торговле промышленными отходами.

Технические барьеры предусматривают применение запретов, обязательной инспекции товаров, специальных разрешений на ввоз, инспекции предприятий-поставщиков, специальных требований к маркировке и упаковке, а также фактически сформированных технических параметров. Запреты существуют на ввоз продукции, которая не соответствует техническим требованиям. Например, в США запрещен ввоз автомобилей, которые не соответствуют требованиям национального законодательства по безопасности автомобилей (стандартам безопасности):

1) если автомобиль был изготовлен после обретения силы соответствующими законодательными актами;

2) если импортер не предоставит доказательств того, что автомобиль был приведен в соответствие с этими правилами, или обязательство обеспечить соответствие стандартам безопасности максимум в течение 180 дней с момента ввоза автомобиля;

3) если автомобиль ввозится со специальной целью, например для реэкспорта.

Обязательная инспекция товара применяется к товарам, которые могут создавать опасность распространения заболеваний людей и животных, загрязнение окружающей среды. Например, мясо и мясопродукты, которые ввозят в США, должны обязательно пройти контроль, который осуществляют соответствующие органы США; при ввозе других товаров в США может быть предъявлен сертификат, который удостоверяет соответствие необходимым стандартам, а инспекция осуществляется в случае отсутствия такого сертификата. Специальные разрешения на ввоз некоторых товаров выдаются компетентными органами страны-импортера. Например, в США запрещен ввоз пчел, если они происходят из страны, которая не квалифицируется властями США как безопасна с точки зрения заболевания пчел. Инспекция предприятий-поставщиков - разрешение на ввоз товара только продукции произведенной на предприятиях, которые успешно прошли процедуру специальной инспекции специалистами страны-импортера. Эта инспекция должна подтвердить: условия производства такие, что предприятие действительно может обеспечить необходимое качество товара (например, хранения продовольственного сырья и необходимые гигиенические условия производства консервированной продукции). Специальные требования к маркировке и упаковке вводятся с целью защиты прав потребителей. Например, законодательство многих стран, в частности Украины, требуют делать надписи на продуктах питания, парфюмерных, косметических и медицинских товарах национальном языке, с указанием соответствующих важных характеристик. Фактически сформированы технические параметры возникли вследствие технической политики фирм, направленной на закрепление своего присутствия на рынке и на создание препятствий конкурентам для проникновения на рынок. Например, разработка и применение в отдельных странах различных стандартов цветного телевидения, систем радиовещания, параметров сети электроснабжения и т.д.

Среди технических барьеров выделяют несколько специфических областей - санитарные, ветеринарные, фитосанитарные нормы и правила. Эти сферы регулирования связаны не только со стандартами на те или иные товары, но и с обеспечением безопасности населения, сельскохозяйственных животных и растений.

Главная черта всех технических барьеров - это то, что они официально не применяются как средство ограничения импорта, а для обеспечения целостности национальной системы стандартизации безопасности использования товаров.

Это мероприятие охватывает около 1/3 товаров мировой торговли. Различие в национальных и внутрифирменных стандартах, а также в системах измерения при производстве и оценивании параметров целенаправленно используется государствами для создания нетарифных барьеров против импортной продукции.

Одним из путей облегчения доступа на внешние рынки в связи с ростом технических барьеров и сокращением расходов, которые вызываются ими, является достижение на официальном или фирменном уровне соглашения о взаимном признании результатов технических испытаний изделия и его сертификации. Другим путем является изготовление продукции, предназначенной для экспорта, с учетом международных стандартов, прежде всего, разработанных Международной организацией по стандартизации (ИСО), или с учетом стандартов страны-импортера.

Целью международной стандартизации является содействие успешному развитию взаимовыгодного товарообмена между странами путем согласования национальных стандартов и технических условий, разработка единых требований к технических данных и качества и принятия соответствующих рекомендаций. Огромное практическое значение имеют стандарты ЕС, на базе которых построено более 80% всех международных стандартов и рекомендаций.

Другой задачей международной стандартизации является разработка унифицированных принципов использования национальных лабораторий и служб при инспектировании импортных товаров и установления доверия в этих служб со стороны подобных органов других стран - международное признание национальных лабораторий по испытаниям и инспектирующих органов.

Внутренние налоги и сборы - скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение вследствие этого его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Они не являются предметом международного регулирования, а находятся полностью в компетенции национальных органов власти, как центральных, так и местных.

Внутренние налоги и сборы выполняют фискальную функцию - пополнение государственного бюджета с целью последующего финансирования, в частности, государственных органов, которые отвечают за регулирование, контроль и наблюдение за зовнішньоторговою деятельностью.

Внутренние налоги и сборы подразделяются на две группы:

1)  зрівнювальні налоги и сборы - эквивалентные косвенным налогам и сборам, которые собираются в стране-импортере из национальных товаров в форме налога на добавленную стоимость (НДС), налога с продаж, налога на потребление, акциза. Цель этих налогов и сборов - создание единого налогового режима для иностранных и отечественных товаров. Согласно правилам ГАТТ, импортные налоги не должны превышать размера налогообложения аналогичных товаров внутреннего производства, не должны образовывать дополнительного барьера, который защищает товары отечественного производства. Однако на практике это часто не соблюдается, в частности потому, что импортные налоги и сборы начисляются на цену товара СИФ, которая включает сумму выплаченных пошлин. Многие страны используют налогообложения для стимулирования экспорта национальных товаров путем возврата налогов, заплаченных за товар, предназначенный для экспорта;

2)  налоги и сборы, которые собираются из импортера в связи с таможенным оформлением и перемещением товара через границу. В США, например, сбор за таможенное оформление товара составляет 0,17% стоимости (но не менее 20 и не более 400 долларов США). К этой группе кроме сбора за таможенное оформление товара относятся:

- импортный депозит-форма залога, которую импортер должен внести на определенный срок, - беспроцентный вклад, равный всей или части стоимости товара. Вследствие этого с оборота забирается значительная часть капитала экспортера, этим ограничивается его платежеспособность;

- кредитные ограничения для импортера, которые заключаются в ограничении максимальной суммы кредита, срока выдачи, увеличении процентной ставки при предоставлении в кредит денежных средств, обусловленные их целевым использованием (импорт товаров);

- консульские сборы плата за предоставление консульской фактуры; характерные для стран Латинской Америки;

- пограничные сборы фискального характера;

- ограничения в отношении иностранных вино-водочных изделий;

- дискриминационные собрание из автомобилей;

- статистические и административные сборы, которые осуществляются с целью обеспечения тщательного статистического учета внешнеторговых грузов;

- специальные пошлины на импортные товары (например, в ЕС установлении специальные сборы при импорте оцинкованного железа);

- муниципальные сборы;

- почтовые сборы;

- портовые сборы;

- сборы на развитие экспорта;

- сборы на благотворительные цели (Турция, Ирак, Иран).

Иногда все сборы могут быть объединены в единый консолидированный импортный налог. Например, в Уругвае и Сирии он составляет от 5 до 40% таможенной стоимости импортируемого товара.

О разнообразие этого инструмента нетарифного регулирования свидетельствует спектр всех импортных налогов и сборов, которые применяются в ЕС. Согласно ст. 20 Таможенного кодекса ЕС, при импорте в ЕС кроме пошлин товары облагаются:

- таможенными доплатами на отдельные товары;

- внутренними налогами и сборами;

- компенсационными пошлинами на некоторые сельскохозяйственные продукты. В рамках всего ЕС дополнительной пошлиной облагается мука, некоторые виды сахара и некоторые товары, содержащие сахар. В Греции с любой импортной сделки стоимостью свыше 200 тыс. драхм импортный сбор взимается по ставке 1%, но не выше 5 тыс. драхм. В Великобритании из импортного автомобиля собирается налог в размере 10% оптовой стоимости. В Дании - сбор на охрану окружающей среды (по стоимости посуды, вилок, ложек одноразового использования - по ставке 50%, из химикатов, используемых для изготовления торгового упаковки для жидкости - 20%, с озоноразрушающих веществ - по специфическим ставкам). Облагаются также товары, выделяют углекислый газ (исключая некоторые виды топлива); исследовательским облагаются сбором маргарин и его витаминные модификации. При импорте автомобилей и прогулочных судов оплачивается регистрационный сбор.

Важнейшим из внутренних налогов, которыми облагаются импортные товары в ЕС, является НДС. С 1 января 1993 г. минимальная ставка НДС во всех странах ЕС составляет 15%, но им разрешено хранить нулевые и снижены ставки, которые существовали до 1 января 1991 г. Поэтому фактическое разбрасывания базовых ставок НДС в различных странах ЕС довольно значительное. Заниженные ставки НДС, которые должны быть не менее 5%, могут устанавливаться на продукты питания, напитки (кроме алкогольных), услуги и товары, которые применяются в сельском хозяйстве (кроме машин и оборудования), лекарства, книги, газеты, социальное жилищное строительство, услуги в пограничной делу. Во всех государствах ЕС собираются и акцизные сборы, система сбора которых в разных странах разная. С 1 января 1993 г. введены единые минимальные ставки этого налога. С целью сохранения социального равновесия ЕС поддерживает на определенном уровне цены на продукцию, которая производится европейскими фермерами. Для обеспечения повышения цен на импортную продукцию до нужного уровня применяются скользящие собрание. Ими облагаются живые животные, мясо, молочные продукты, зерновые, некоторые овощи и фрукты, продукты из них, маслосемена и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. В дополнение к импортного сбора с некоторых товаров, указанных в интегрированном тарифе, собирается сельскохозяйственный сбор. Им облагаются некоторые живые животные, мясо, молочные продукты, жир свиной и птичий жир. Этот сбор собирается по специфическим ставкам, которые устанавливаются регламентами ЕС. Еще один вид дополнительных платежей в связи с импортом аграрной продукции - компенсационный сбор. Он собирается из свежих овощей, фруктов, некоторых рыбопродуктов. Государственные закупки - скрытый метод торговой политики, который требует от государственных органов и предприятий приобрести определенные товары только в национальных фирм, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Чаще всего такая политика объясняется требованиями национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1933, p. который получил название "Акт "Покупай американское", платил на 12% больше, а для оборонных товаров - на 50% больше американским поставщиком по сравнению с иностранными. В странах ЕС, где до недавнего времени средства связи были государственными, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только в своих производителей.

Требования о содержимое местных компонентов - скрытый метод торговой политики государства, который законодательно устанавливает долю участия национальных производителей в производстве импортируемого товара. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которое предусматривает создание и наращивание национальной базы производства импортных товаров, с целью последующей отказа от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов с целью предотвращения перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости. Например, США обязывают иностранных поставщиков автомобилей на американский рынок, в том числе японских, расширить использования комплектующих частей американского производства, рабочей силы и услуг в сфере рекламы.



Назад