Электронная онлайн библиотека

 
 Административное право

статья 4. Управление строительно-жилищным комплексом


Нормативно-правовую основу государственно-управленческой деятельности в рассматриваемой сфере составляют: федеральные законы «Об основах федеральной жилищной политики» от 12 января 1996 г., «Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 19 июля 1995 г., «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., Градостроительный кодекс Российской Федерации.

 

Организация управления строительством и жилищным хозяйством

Федеральным органом исполнительной власти в этой сфере является Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой России).

Его основная задача - осуществление межотраслевой координации по вопросам государственной политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и промышленности строительных материалов, а также функциональное регулирование в этой области. По названным вопросам он координирует деятельность органов исполнительной власти.

Комитет проводит экспертизу проектов на строительство; издает нормы, правила и стандарты; контролирует планирование и застройку городов и населенных пунктов; осуществляет государственный архитектурно-строительный контроль; утверждает уставы федеральных государственных предприятий и организаций строительства, промышленности строительных материалов; осуществляет лицензирование в области производства строительных материалов и архитектурной деятельности.

Комитет издает нормативные акты по вопросам своей компетенции; проводит инспекционный надзор за качеством строительства, соответствием стандартам и нормам строительной продукции в организациях и на предприятиях независимо от их организационно-правовых форм.

При этом он вправе приостанавливать строительство, приемку в эксплуатацию построенных объектов и выпуск строительных материалов при выявлении нарушений обязательных нормативных требований, а также при отсутствии лицензии; в рамках своей компетенции проводит госземконтроль за использованием и охраной земель при проведении строительных работ и т.д.

В его ведении находятся государственные (унитарные) и казенные предприятия и организации строительства и промышленности строительных материалов.

Комитет также дает заключения по строительным проектам других федеральных органов исполнительной власти.

В настоящее время основные функции на федеральном уровне в области жилищно-коммунального хозяйства также возложены на этот комитет. Он является ответственным за проведение государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве страны на основе реформы этого хозяйства в РФ.

К его компетенции относится: разработка стандартов и правил капитального ремонта и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства; контроль за соблюдением жилищного законодательства и сохранностью жилого фонда; инспекционный надзор за качеством жилищно-коммунального обслуживания.

Комитет осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацію по вопросам тепло - и электроснабжения, водообеспечения, инженерной защиты и благоустройства, дорожно-мостового хозяйства городов и населенных пунктов, сбора и переработки твердых бытовых отходов, банно-прачечного и гостиничного дела, ритуального обслуживания населения.

Комитет координирует деятельность органов муниципального хозяйства, а также субъектов хозяйствования, обеспечивающих функционирование систем жизнеобеспечения населения; осуществляет государственную поддержку органов местного самоуправления с учетом региональных особенностей; обеспечивает приватизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства. Он разрабатывает проекты государственных программ комплексного развития жилищно-коммунального хозяйства; обеспечивает разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам использования и сохранения жилых и нежилых зданий и контролирует их исполнение; участвует в рассмотрении генеральных планов городов, типовых проектов жилых домов; осуществляет лицензирование в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Объекты жилищно-коммунального хозяйства в основном находятся в непосредственном ведении муниципальных органов. В настоящее время в этой сфере действуют различные организационные формы: жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции по эксплуатации зданий и т.п. Эксплуатация жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства - прямая функция органов местного самоуправления. Определенные функции предполагается возложить также на товарищества собственников жилья.

 

Государственный контроль и надзор

Специальным органом, осуществляющим государственный контроль в жилищно-коммунальном хозяйстве, является Государственная жилищная инспекция. Она состоит из Главной государственной инспекции комитета и государственных инспекций в субъектах РФ.

Инспекция организует работу по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и придомовых территорий, техническим состоянием жилищного фонда, своевременным проведением работ по его ремонту, санитарным состоянием помещений жилищного фонда, его подготовкой к сезонной эксплуатации, рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды, за соблюдением режима обеспечения населения коммунальны ми услугами.

Органы инспекциивправе: проводит инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда об устранении выявленных нарушений; давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензий на осуществление деятельности, содержащей грубые нарушения жилищного законодательства; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; вносит предложения о привлечению виновных к административной ответственности.

Государственный архитектурно-строительный контроль практически осуществляется Инспекцией государственного архитектурного надзора комитета и ее территориальными подразделениями. Предмет контроля - соблюдение градостроительного законодательства, государственных стандартов в области проектирования и строительства, строительных норм и правил. Правовой основой такого контроля является Закон РФ «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства» от 17 декабря 1992 г.

Главные архитекторы, возглавляющие инспекции, осуществляют контрольные функции при выдаче разрешений на строительство, а также при лицензировании архитектурной деятельности.

Административная ответственность наступает при проведении строительства без разрешения, при уклонении от исполнения предписаний органов архитектурно-строительного контроля, при осуществлении строительной деятельности без лицензии и т.п.

В гл. 11 КоАП предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка постановки на учет и сроков заселения жилых домов и жилых помещений (ст. 141), а также должностных лиц и граждан за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 142). По ст. 144 КоАП наступает административная ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов.



Назад