Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

Демпинг


В конкурентной борьбе на мировом рынке вместо торговых ограничений все шире используются средства продвижения товара на зарубежные рынки. Одним из таких средств является демпинг - самое яркое проявление ценовой конкуренции. Активно и в массовом порядке демпинговая практика стала использоваться уже в 20-30-е годы, т.е. в период наиболее серьезного экономического кризиса, обострения на мировом рынке конкурентной борьбы и проблемы сбыта.

Правовая сущность демпинга раскрывается в ст. VI ГАТТ. Демпинг - это продажа товара за рубежом по цене ниже его нормальной цены", который причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности, созданной на территории страны-импортера, или который существенно задерживает образование такой.

Упомянутая "нормальная цена" - это цена аналогичного товара, по которой он реализуется в стране производства (экспорта) при нормальном развитии торговых операций.

Под аналогичным товаром понимают товар, который во всем аналогичный товара, обвиненному в демпинге, а если такого товара нет, то товар, который не является аналогичным во всем, но имеет характеристики, сходные с товаром, который рассматривается.

Если внутренняя цена на товар отсутствует, то нормальная цена определяется либо на основе наивысшей цены на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в третью страну, или рассчитывается как сумма производственных затрат с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли. Такой подход к расчету нормальной цены учитывает естественные и приобретенные конкурентные преимущества экспортера товара (стоимость энергоносителей, размещения производства, наличие самостоятельных сырьевых источников и дешевой рабочей силы, передовые технологии и др.).

Материальный ущерб - это подтвержденные доказательствами неблагоприятные экономические последствия ввоза товара по демпинговым ценам, которые наступают для отраслей, продукция которых конкурирует с товаром, который ввозится по демпинговым ценам.

Угроза материального ущерба - вывод, который базируется на фактах, о том, что причинение вреда является неизбежным.

Демпинг может осуществляться за счет:

- ресурсов частных фирм;

- государственных субсидий экспортерам.

В коммерческой практике существует несколько разновидностей демпинга:

-      постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже нормальной цены;

-случайный (спорадический) демпинг - временный эпизодический продажа товаров на внешнем рынке по низким ценам в связи с тем, что у экспортеров накопились большие запасы товаров;

-разбойничий (умышленное) демпинг - временное снижение экспортных цен (ниже цен своего внутреннего рынка и даже ниже издержек производства) с целью вытеснения конкурентов с рынка и следующее повышение цен (иногда даже до более высокого уровня, чем к снижению цен). Это означает установление монопольных цен;

-обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам ниже экспортных; используется в случае непредвиденных резких колебаний курсов валют;

-взаимный (встречный демпинг) - взаимные (встречные поставки) одного и того же товара между двумя странами по заниженным, демпинговым ценам; используется в условиях высокой монополизации рынка определенного товара в каждой стране.

Экономическое содержание демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию, когда цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. Практика демпинга тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен.

Благодаря тому, что какая-нибудь фирма становится монополистом на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок стран базирования компании или рынок страны, где размещены производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высокими ценами. Демпінгуюча фирма получает дополнительный (монопольное) прибыль. Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на других рынках с целью вытеснения из них конкурентов. Неизбежные потери, которые возникают при осуществлении демпинга на рынке, с которого фирма пытается вытеснить конкурентов за счет низких цен, покрываются за счет дополнительных доходов на традиционных рынках сбыта. На традиционных рынках фирма-поставщик не несет сильной конкуренции и имеет возможность продавать товар по высоким ценам. Таким образом, использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-нибудь другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

Формальной экономической предпосылкой для реализации практики демпинга является различие в эластичности спроса по цене на товар на внутреннем и зарубежном рынках (или на рынках разных стран). Если на внутреннем рынке эластичность спроса по цене меньше, чем на зарубежном, то это означает, что потребители внутри страны сокращают или увеличивают спрос на товар в случае рост или снижение цены в относительно меньшей степени, чем потребители за рубежом. Поэтому повышение цены на внутреннем рынке и ее снижение на зарубежном приведет к тому, что расширение сбыта за рубежом будет больше, чем его сокращение внутри страны.

Низкая эластичность спроса на товар данной фирмы на внутреннем рынке может быть обеспечена только в случае отсутствия острой конкуренции. Таким образом, предпосылкой осуществления политики демпинга является менее острая конкуренция на внутреннем (национальном) рынке, чем на зарубежном (в противном случае повышение цены приведет к заметному сокращению продаж на внутреннем рынке и вытеснение с рынка конкурентами). Условием для этого является монополизация внутреннего рынка и/или значительные торговые барьеры при импорте.

Продажа товаров по высоким ценам на внутреннем рынке с ограниченной конкуренцией и по низким ценам на зарубежном конкурентном рынке будет оставаться выгодным до тех пор, пока транспортные расходы и торговые ограничения (пошлины) не приведут к снижению доходов от продаж за рубежом настолько, что продавец будет вынужден повысить экспортные цены.

Демпинг обеспечивает выигрыш в первую очередь фирме-экспортеру, которая получает возможность увеличить свою долю на зарубежном рынке, компенсируя расходы, связанные с ценовой конкуренцией за счет внутреннего рынка. Общий объем продаж увеличивается, и благодаря этому фирма может получать дополнительную прибыль.

Отношение потребителей товара в стране-импортере к иностранного демпинга неоднозначное. Если продажа товара по низким ценам имеет регулярный характер, то потребители могут выиграть, покупая такой товар. В то же время, если доля иностранного поставщика на рынке заметно увеличится и другие поставщики будут вытеснены с рынка, иностранная фирма обеспечит себе монопольный контроль над зарубежным рынком. Это вызовет угрозу того, что иностранный поставщик, подавив конкурентов, перейдет к политике монопольно высоких цен.

Итак, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка. В последнем случае потребители несут потери в будущем, когда политика низких цен изменится политикой монопольно высоких цен.

Производители товара в стране-импортере всегда несут потери от иностранного демпинга. Они имеют жесткую ценовую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. При этом местные фирмы находятся в очень невыгодном положении: с одной стороны, они вынуждены снижать цены, а с другой - они не имеют возможности компенсировать возникающие при этом потери за счет продажи товара по завышенным ценам на каком-нибудь другом рынке. Поэтому они вынуждены или нести значительные финансовые убытки, или отдать свою долю на рынке иностранному поставщику. Все эти неблагоприятные последствия демпинга связанные с нарушением конкурентной среды на рынке страны-импортера.

Для устранения ценовой дискриминации, которая возникает вследствие демпинга применяют антидемпинговые пошлины.

Антидемпинговые пошлины - это пошлины, которые применяются в рамках антидемпинговых мер на временных началах и с соблюдением соответствующих правил и процедур, и которые направлены на устранение экономических последствий демпинга. Они собираются в дополнение к обычным пошлин.

Для применения антидемпинговых мер (в форме, предусмотренной ст. VI п. 2 ГАТТ - антидемпинговые пошлины) необходимо соблюдение трех условий:

- наличие демпинговой разницы (маржи), то есть превышение нормальной стоимости над ценой, по которой экспортируется товар; демпинговая маржа рассчитывается в процентах от экспортной цены;

- наличие фактически доведенного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны-импортера;

- существование причинно-наслідкового связи между фактом продажи по демпинговым ценам и убытком.

Антидемпинговый процесс состоит из следующих основных стадий:

1) инициирование антидемпингового расследования. Заявление о необходимости возбуждения расследования подается от имени той отрасли промышленности, интересы которой пострадали. Если правительственные органы сочтут, что жалоба имеет основания для официального начала процедуры, расследование считается начатым;

2) проведение антидемпингового расследования и назначения антидемпинговой меры или прекращении расследования на предполагаемых основаниях. Во время расследования должны быть установлены факты наличия демпинга и ущерба или угрозы такого вреда, а также причинно-следственную связь между ними. Если хотя бы одно из условий, приведенных выше, отсутствует, дело считается закрытой, если нет, то компетентные органы продолжают расследование для установления объема демпинга и вреда. Расследование может быть прекращено также на основании соглашений с демпинговыми экспортерами о минимальные цены их продаж, в результате которых прекратится задачи ущерб местным производителям. В случае отсутствия взаимоприемлемых ценовых соглашений вводятся антидемпинговые. Они просчитываются в отношении каждого экспортера, который допустил демпинг, и их окончательный размер не должен превышать размер демпинговой разницы;

3) применение антидемпинговой меры. Сроки применения мер ограничивается временем, необходимым для нейтрализации ущерба, вызванного демпингом, и не могут быть больше, чем 5 лет. Продолжение на срок свыше 5 лет возможно только на основании нового расследования.

Антидемпинговое законодательство каждого государства - члена ГАТТ/ВТО должно включать положения о возможности обжалования административных действий и решений в суде.

Для контроля за осуществлением антидемпинговых мер Соглашением о применении ст. VI ГАТТ учрежден Комитет ВТО по антидемпингу. Споры с антидемпинговых мер передаются на рассмотрение Совета ВТО по решению торговых споров.

На практике распространено несколько видов прекращения демпинговой практики. Например, в США и Японии устанавливается антидемпинговую пошлину в размере разницы между демпинговой и нормальным ценам. В странах ЕС антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере причиненного вреда. В некоторых случаях экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, потому что судебные решения могут потянуть за собой принудительное уход с рынка.



Назад