Электронная онлайн библиотека

 
 Муниципальное право

статья 5. Правотворческий процесс


При осуществлении правотворческой деятельности чрезвычайно важно соблюдение установленных правил и последовательности подготовки и рассмотрения проекта муниципального правового акта на каждой стадии.

Основными стадиями правотворческого процесса являются: подготовка и внесение проекта правового акта в представительный орган; рассмотрение проекта правового акта в комитетах и комиссиях; принятие, утверждение и опубликование правового акта.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает основы правотворческого процесса в муниципальных образованиях и определяет круг его субъектов. Более подробно правотворческий процесс определяется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа.

С подготовки и внесения проекта акта в орган местного самоуправления начинается правотворческий процесс. Круг субъектов правотворческой инициативы указан в ст. 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан. Помимо таких обязательных субъектов права правотворческой инициативы уставом муниципального образования такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям и т.п.

Представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными и региональными законами, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа.

Решения представительного органа, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, если иное не установлено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решения по вопросам организации деятельности представительного органа, как правило, принимаются большинством голосов от присутствующего числа депутатов, если иное не установлено уставом муниципального образования.

Федеральным законодателем установлены ограничения при принятии определенных (финансовых) нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования. Так, в ч. 12 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения данного лица. Здесь следует отметить, что на рассмотрение представительного органа муниципального образования вносятся, конечно же, проекты нормативных правовых актов. Соответственно, заключение главы местной администрации дается на проект соответствующего нормативного правового акта.

Дача такого заключения является одной из важнейших форм взаимодействия руководителя исполнительной власти муниципального образования с представительным органом в процессе осуществления последним правотворческой деятельности. Смысл этой процедуры заключается в том, что глава местной администрации, являясь ответственным за исполнение местного бюджета и финансовых обязательств муниципального образования, мог донести до инициаторов указанных проектов нормативных правовых актов и представительного органа муниципального образования в целом свою точку зрения на финансовую обоснованность проектов и тем самым воздействовать на принятие решения об одобрении либо отклонении таких проектов. Но следует учитывать, что для внесения указанного проекта нормативных правовых актов необходим собственно факт представления заключения, а не его содержание. С правовой точки зрения не является существенным, положительное или отрицательное заключение дается по соответствующему проекту нормативного правового акта. Таким образом, правовое значение заключения - консультативное, и оно содержательно не связывает представительный орган муниципального образования при рассмотрении проекта нормативного правового акта. Следует отметить, что для внесения законопроекта необходим собственно факт представления заключения главы местной администрации, а не его содержание. В то же время в заключении может содержаться необходимая для депутатов представительного органа информация, которая позволяет судить о том, имеют ли возможные последствия принятия нормативного правового акта финансовое покрытие из средств местного бюджета.

После принятия представительным органом муниципального образования нормативный правовой акт направлятьть для подписания и обнародования главе муниципального образования.

Если же глава муниципального образования одновременно является и главой местной администрации, то он имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения главой муниципального образования нормативного правового акта он вновь рассматривается в представительном органе и при этом может быть одобрен данным органом, если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа.

Нормативный правовой акт, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен главой муниципального образования и подлежит подписанию в течение семи дней и обнародованию.



Назад