Электронная онлайн библиотека

 
 Международные экономические отношения

Теория сравнительных преимуществ


Теория абсолютных преимуществ. Смита развил Давид Рикардо (David Ricardo, 1772-1823), доказав, что абсолютные преимущества является лишь частным случаем общего правила. Он показал, что торговля выгодна каждой из двух стран, даже если одна из них имеет абсолютные преимущества в производстве обоих товаров.

Теория сравнительных преимуществ базируется на тех же предположениях, что и теория абсолютных преимуществ, используя дополнительно понятие альтернативных затрат (opportunity costs). Альтернативные издержки - это простое сравнение цен единиц двух товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, затраченного на их производство.

Альтернативная цена - это рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженный через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.

Суть теории сравнительных преимуществ (comparative advantage theory): если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими затратами по сравнению с другими странами (или, иначе говоря, с меньшими альтернативными затратами), то торговля будет взаимовыгодным для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно эффективным, чем в другой.

Рассмотрим положения теории Давида Рикардо на условном примере. Предположим, что мировая экономика состоит только из двух стран - Японии и Украины; каждая из них может производить цветные телевизоры и сахар, но с разной степенью экономической эффективности; каждая из стран имеет определенное количество ресурсов, которые могут быть использованы для производства этих товаров. Условно предположим, что Япония имеет большую эффективность, чем Украина, в производстве и сахара, и телевизоров. Это означает, что Япония имеет абсолютные преимущества в производстве обоих видов продукции.

Предположение:

Япония

1. Имеет 150 единиц ресурсов.

2. 5 единиц ресурсов тратит на производство 1т сахара.

3. 5 единиц ресурсов тратит на производство 1 телевизора.

4. За отсутствием внешней торговли на производство каждого вида продукции используется: 30 единиц ресурсов - на сахар; 120 единиц ресурсов - на телевизоры.

Украина

1. Имеет 120 единиц ресурсов.

2. 6 единиц ресурсов тратит на производство 1т сахара.

3. 24 единицы ресурсов тратит на производство 1 телевизора.

4. За отсутствием внешней торговли на производство внешнего вида продукции используется 24 единицы ресурсов - на сахар; 96 единиц ресурсов - на телевизоры.

 

Производственные возможности Японии и Украины с учетом сделанных предположений приведены в табл. 1.5.8 и на рис. 1.5.9.

 

Таблица 1.5.8. Производственные возможности Японии и Украины

Страна

Объем производства

к специализации

после специализации

Сахар, т

Телевизоры, шт.

Сахар, т

Телевизоры, шт.

Япония

6

24

0

30

Украина

4

4

20

0

Вместе

10

28

20

30

 

На рис. 1.5.9 производственные возможности Японии и Украины изображены в виде прямых линий, то есть предполагается, что издержки производства постоянные, следовательно, закон альтернативных затрат, что растут, не действует.

1.5.9

Рис 1.5.9. Производственные возможности по сравнительной преимущества 

 

Альтернативные издержки производства продукта - это количество других продуктов, от которой необходимо отказаться или которую надо офірувати, чтобы получить определенное количество любого данного продукта.

Экономическое содержание закона альтернативных затрат, что растут: экономические ресурсы непригодны для полного их использования в производстве альтернативных продуктов. В примере: не все ресурсы, необходимые для производства сахара, можно использовать полностью для производства телевизоров.

Линии производственных возможностей Японии и Украины не совпадают, что объясняется разницей в структуре ресурсов и уровнях технологического развития. Из рис. 1.5.9 понятно, что при условии полной занятости Япония может увеличить объем производства телевизоров до 30 шт., отказавшись от производства 30 т сахара. Наклон прямой производственных возможностей 1, а это означает, что за каждую тонну сахара, которая офірується, можно получить 1 телевизор. Следовательно, соотношение обмена или соотношение затрат для этих двух продуктов внутри Японии такое: 1 телевизор = 1 т сахара (1T = 1Ц). Украина должна офірувати 20 т сахара, чтобы получить 5 телевизоров. Наклон прямой производственных возможностей - 4, а это означает, что в Украине соотношение внутренних расходов или соотношение обмена для этих двух продуктов составляет 1T = 4К.

Рассмотрим ситуацию, когда страны не торгуют между собой. Поскольку по условиям Украина выделяет для производства сахара 24 единицы ресурсов, а на изготовление телевизора - 96 единиц ресурсов, оптимальной структурой для Украины является 4 т сахара (24 : 6 = 4) и 4 телевизора (96 : 24 = 4) - точка А на рис. 1.5.9. Япония тратит 30 единиц ресурсов для производства сахара, а для производства телевизоров - 120 единиц ресурсов, поэтому оптимальная структура производства для Японии - 6 т сахара (30 : 5 = 6) и 24 телевизоры (120 : 5 = 24) - точка В на рис. 1.5.9. При отсутствии торговли ни одна из стран не сможет увеличить производство одного продукта без сокращения производства другого.

Из примера понятно, что Япония имеет абсолютное преимущество в производстве и телевизоров, и сахара; она может производить дешевле, то есть тратить меньше ресурсов, чем Украина, на производство сахара (5 < 6) и на производство телевизоров (5 < 24). Сравнительное преимущество Япония имеет в производстве телевизоров, поскольку она должна отказаться от 1 т сахара, чтобы изготовить 1 телевизор, в то время, как Украина, чтобы изготовить 1 телевизор, должна отказаться от 4 т сахара. Альтернативные издержки производства сахара ниже в Украине, потому что она должна офірувати только 1/4 телевизора для производства 1 т сахара, в то время как Япония должна отказаться от 1 телевизора, чтобы произвести 1 т сахара. Следовательно, Украина имеет сравнительное преимущество в производстве сахара.

Мировая экономика, которая условно состоит из Японии и Украины, в этой ситуации использует свои ресурсы нерационально, потому что: 1) телевизоры производятся производителем с высокими расходами (Украиной), а это означает, что мировая экономика должна отказаться от большего количества сахара, чем необходимо для изготовления 1 телевизора; 2) сахар производится производителем с высокими расходами (Японией), а это означает, что мировая экономика должна отказаться от большего количества телевизоров, чем это необходимо для получения 1 т сахара.

Рациональное ведение хозяйства, то есть использование ограниченных ресурсов для получения наибольшего совокупного объема производства требует, чтобы любой конкретный товар продукувався страной, в которой меньше альтернативные издержки, или, другими словами, которая обладает сравнительными преимуществами. В примере Япония должна производить телевизоры, а Украина - сахар. Мир за такой специализации производства получит больший объем выпуска продукции за имеющихся объемов ресурсов (см. табл. 1.5.8): 20 т сахара > 10 т сахара; 30 телевизоров > 28 телевизоров.

Специализация вызывает необходимость торговли этими двумя товарами. Джон Стюарт Милль (John Stuart Mill, 1806-1873) в своей классической работе "Принципы политической экономики" в одном из разделов рассматривает закон интернациональной стоимости. Он доказал, что в условиях свободной торговли товары будут обмениваться по такого соотношения цен, которое устанавливается примерно в промежутке между относительными ценами, существующими внутри каждой из стран на товары, которыми они торгуют. Точный окончательный уровень цен взаимной торговли будет зависеть от объемов мирового спроса и предложения на каждый из этих товаров.

Теория взаимного спроса (reciprocal demand theory) - цена импортного товара определяется через цену товара, который необходимо экспортировать, чтобы оплатить импорт; поэтому окончательное соотношение цен во время торговли определяется внутренним спросом на товары в каждой из стран, которые торгуют.

В примере с сахаром и телевизорами (табл. 1.5.8) Япония выиграет от экспорта телевизоров только тогда, когда за каждый телевизор она будет получать больше чем 1 т сахара, поскольку соотношение обмена (или условия торговли) внутри Японии составляет 1T = 1Ц. В противном случае Япония не выиграет от экспорта телевизоров в обмен на украинский сахар. Она должна получать лучшую цену, то есть больше сахара за свои телевизоры на мировом рынке по сравнению с тем, что она получает внутри страны, иначе торговля не будет выгодной.

Украина выиграет, только если она за каждый телевизор отдаст меньше чем 4 т сахара, поскольку меновое соотношение внутри Украины составляет 1T = 4К. Украина должна иметь возможность платить более низкую цену за телевизоры на мировых рынках, чем внутри страны, иначе она не будет принимать участия в мировой торговле.

Коэффициент международного обмена, или условия торговли (terms of trade), будет находиться где-то между 1T = 1Ц и 1T = 4К. Он определяет, как распределяются выгоды от международной торговли между двумя странами.

Понятно, что Япония отдаст преимущество коэффициента обмена, близком к 1T = 4К, например 1 телевизор = 3,999 т сахара, то есть она стремится получить больше сахара за каждый телевизор, который экспортирует. Украина стремится достичь уровня, близкого к 1T = 1Ц, например, 1 телевизор = 1,1 т сахара, т.е. экспортировать меньше сахара за каждый импортируемый телевизор. Итак, обе страны будут стараться улучшить условия торговли, то есть добиваться благоприятного соотношения цен на импортные и экспортные товары.

На практике фактический коэффициент обмена, который размещается между верхней и нижней границами, зависит от соотношения мирового спроса на эти товары и их предложения. Если совокупный мировой спрос на сахар меньше от его предложения, то цена на сахар будет низкой, а цена на телевизоры - высокой. Коэффициент обмена будет ближе к 1T = 4К, которому отдает предпочтение Япония; если ситуация обратная, то коэффициент установится ближе к уровню 1T = 1Ц, благоприятного для Украины.

Если страны специализируются на торговле теми товарами, в производстве которых они имеют сравнительные преимущества, возникает необходимость определить, насколько выгодна такая торговля каждому из ее участников. Выгода от торговли возникает вследствие того, что страна может получить за свои товары более необходимых ей импортных товаров, чем на внутреннем рынке.

Выгода от торговли (gains from trade) - это экономический эффект, который получает каждая из стран - участниц международной торговли, если каждая из них специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет сравнительное преимущество.

Предположим, что международный коэффициент обмена в примере составляет 1T = 2, 5К. Специализация и торговля при таких условиях дают возможность и Японии, и Украине получить в свое распоряжение большее количество телевизоров и сахара, чем они потребляли за отсутствия международной торговли (рис. 1.5.10 и табл. 1.5.9). На рис. 1.5.10 прямые торговых возможностей стран отражают новое соотношение обмена телевизоров и сахара, которое возникло вследствие специализации стран (согласно принципу сравнительных преимуществ) и торговли. Прямые производственных возможностей (рис. 1.5.9, 1.5.10) иллюстрируют варианты выбора, которые имеют в условиях полной занятости страны, которые наращивают производство одного товара за счет перераспределения ресурсов, используемых в производстве другого товара. Прямые торговых возможностей иллюстрируют варианты выбора, которые есть у стран, которые специализируются на одном из продуктов и экспортируют его для получения иного продукта.

1.5.10

Рис. 1.5.10. Линии торговых возможностей и выгода для стран вследствие специализации и международной торговли

 

Япония благодаря специализации и торговли с Украиной может получать, продвигаясь вверх по прямой торговых (DE1), а не производственных возможностей (DE), 2,5 т сахара за каждый телевизор, которая экспортируется в Украину. Украина, вместо того чтобы продвигаться от точки С вниз по прямой своих производственных возможностей (CF), теперь может, продвигаясь по прямой торговых возможностей (CF'), экспортировать лишь 2,5 т сахара за каждый телевизор.

Решающим является то, что, специализируясь в соответствии с сравнительных преимуществ и обменивая результаты своего труда на товары, обеспечивать которыми себя саму для страны менее эффективно, обе страны могут получить такое количество сахара и телевизоров, которая превосходит их производственные возможности.

Предположим, что при условии 1T = 2, 5К Япония экспортирует 5 телевизоров в Украину, а Украина экспортирует 12,5 т сахара в Японию. Сравним эти результаты с начальной оптимальной структурой производства и потребления, которая существовала в странах к специализации и международной торговли. Точка А на рис. 1.5.10 означает, что Украина имела оптимальную структуру: 4 т сахара и 4 цветные телевизоры; точка А' показывает, что, специализируясь на производстве сахара в количестве 20 т, а затем экспортируя 12,5 т сахара в обмен на импорт 5 японских телевизоров, Украина может достичь соотношения 7,5 т сахара и 5 цветных телевизоров. Для Украины выгода от международной торговли составляет 7,5 - 4 = 3,5 т сахара и 5 - 4 = 1 телевизор.

Аналогично точка В показывает, что оптимальная структура производства и потребления в Японии к специализации и торговли была 6 т сахара и 24 цветных телевизора; точка В' характеризует ситуацию, которая сложилась в Японии после специализации на телевизорах: продуцируя только телевизоры в количестве 30 шт., а потом обменивая 5 телевизоров на 12,5 т украинского сахара, Япония получает 25 телевизоров и 12,5 т сахара. Выгода от торговли для Японии составляет 25 - 24 = 1 телевизор и 12,5 - 6 = 6,5 т сахара.

1.5.9t

Преимущества теории сравнительных преимуществ:

1 Впервые описала баланс совокупного спроса и совокупного предложения. Хотя и предполагалось, что стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, теория сравнительных преимуществ показала, что эта стоимость на самом деле зависит от соотношения совокупного спроса и предложения на товар на внутреннем и на внешнем рынках.

2 Доказала существование выгоды от специализации и торговли для всех стран-участниц, а не только для одной страны за счет того, что другие несут потери.

3. Дает возможность вести научно обоснованную внешнеэкономическую политику.

Недостатки теории сравнительных преимуществ вытекают из тех предположений, на которых она базируется. Поэтому, применяя ее для анализа внешнеэкономических отношений, необходимо принимать во внимание, что она:

1. Не учитывает транспортных расходов.

2 Игнорирует влияние внешней торговли на распределение доходов внутри страны, колебания цен и заработной платы, инфляцию и международное движение капитала.

3.Ґрунтується на предположении о существовании только одного фактора производства - труда.

4. Игнорирует существование таких важных предпосылок международной торговли, как различия в обеспеченности стран факторами производства.

5. Базируется на предпосылке полной занятости, которая означает, что освободившиеся рабочие одной отрасли сразу могут найти себе работу в другой, более продуктивной. Иными словами, делается предположение о постоянные расходы и, следовательно, игнорируется закон расходов, что растут.

6. Не объясняет торговлю между примерно одинаковыми по экономическим развитием странами, ни одна из которых не имеет относительного преимущества перед другой.

Выводы.

1. Альтернативные издержки - это количество одних продуктов, от которой надо отказаться или которую надо офірувати, чтобы получить некое количество любого другого продукта. Альтернативная цена - это рабочее время, необходимое для производства одного товара, выраженный через рабочее время, необходимое для производства другого товара.

2. Согласно теории сравнительных преимуществ страны должны специализироваться на производстве тех товаров, альтернативная цена которых ниже, то есть которые они могут производить с относительно более низкими затратами по сравнению с другими странами. В этом случае торговля будет взаимовыгодным для обеих стран, независимо от того, является ли производство в одной из них абсолютно эффективным, чем в другой.

3. Цена импортного товара определяется через цену товара, который нужно экспортировать, чтобы оплатить импорт, поэтому окончательное соотношение цен во время торговли определяется внутренним спросом на товары в каждой из стран, которые торгуют.

4. В результате специализации и торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, который называется прибылью от торговли.



Назад